Автор: Светлана Алексеевна Подшивалова
Должность: учитель русского языка и литературы,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Канск
Наименование материала: урок
Тема: Наречие
Раздел: среднее образование
Тема урока: Наречие. 7 класс.
Этапы
Деятельность учителя
Комментарии
I.
Организационны
й момент
II.
Стадия
вызова
Модельный ответ
III.
Стадия
осмысления.
- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас
сегодня
на
уроке,
мне
приятно
видеть
ваши
внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь,
что сегодняшний урок подарит нам радость общения
друг с другом. Успехов вам и удачи!
-
С
каким
настроением
вы
пришли
на
урок?
«Просигнальте», пожалуйста.
(Дети поднимают
карточку – «настроение» в виде личика)
- По почте вы получили письмо от друга следующего
содержания (на слайде и на листах на парте)
Привет! Вот решил написать тебе письмо.
Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.
Я ездил в гости к бабушке. Там было очень.
Мы с друзьями проводили время. Был лес, где
собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали
кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали
ходить так в лес. А еще мы купались на речке.
Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой
пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать,
играть, гулять.
Твой друг.
1)
Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет,
в этом письме некоторые предложения кажутся не
совсем полными непонятными)
2)
Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые,
на ваш взгляд, слова;
3)
Прочитайте
свою
дополненную
версию
письма;
4)
Постарайтесь определить, какой частью речи
являются дополненные слова, сделайте вывод.
(Ребята
работают
в
парах
на
листочках,
изменяют полученное письмо, вставляя слова)
- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек,
какие у них получились письма.
- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)
Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у
тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного
о
себе.
Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было
очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово
время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды.
Однажды мы заблудились, стали громко кричать.
Нас нашли только вечером. Больше мы не стали
ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались
на речке.
Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А
вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай
поскорей
в
гости,
будем
весело
отдыхать,
интересно играть, много гулять.
Твой друг.
Кластер
заполняется
в
течение
урока,
последовательно
исходя
из
заданий
и
выводов,
сделанных
учащимися
IV. Рефлексия
- К каким частям речи относятся слова, которыми вы
дополнили
текст
письма?
(может
быть
прилагательные,
существительные
и
слова
незнакомой части речи)
- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям
речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова
новой, неизвестной нам, части речи)
1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть
речи? (Учащиеся высказывают свои предположения,
если
кто-нибудь
из
детей
догадается,
учитель
подтверждает)
- Эта часть речи называется – наречием.
-
Кто
сформулирует
тему
сегодняшнего
урока?
(Наречие)
- Какие поставим цели урока? (познакомиться
с
новой частью речи)
- У вас на столах лежат листочки, на которых
нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся
сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме.
- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы
уже
сейчас,
исходя
из
нашего
письма,
можем
сказать? В течение урока мы составим памятку-
опору,
которой
вы
сможете
пользоваться
в
дальнейшем.
Обучающимся дан бланк кластера.
(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске.
Например: указывает на место действия, время,
уточняет глагол)
2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в
предложении чаще всего бывает связано наречие?
Выпишем из письма словосочетания с наречием.
Работа выполняется с комментированием.
Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово,
был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.
-Итак, какой вывод можно сделать после этого
задания
-Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом,
с прилагательным и другим наречием и поясняет их)
- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые
сведения об этой части речи в учебнике. Что еще
узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали,
что
наречия
несклоняемые
и
неспрягаемые,
а
также, что поясняют прилагательные)
3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте,
дополните схему.
Наречие
Слово наречие
– очень старое, оно встречается в
древнерусском языке. Корень речь как бы связывает
его с глаголом. Древние римляне называли эту часть
речи «приглаголием».
Наречия появились в русском языке позже
других частей речи. Имена и глаголы к тому времени
уже растащили почти все слова по своим владениям.
Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие
V.
Домашнее
задание
слова.
Проще всего это оказалось сделать с
прилагательными.
Заменили
в
слове
хороший
окончание
суффиксом
–о-
и
получилось
замечательное наречие. Хорошо!
Потом наречия добрались и до существительных.
Тут работы оказалось побольше: предлог превратили
в приставку, окончание – в суффикс. И получается из
одного
существительного
куча
наречий:
было
существительное верх, а получились наречия вверху,
вверх, наверху, сверху.
И с прилагательными тоже получилось. Вот
прилагательное новый. С суффиксом -о и разными
приставками получается: заново, снова, вновь.
Потом наречия добрались и да числительных. Из
числительного двое получилось вдвоем и надвое.
Наречия несут в предложении огромную
смысловую нагрузку. Они могут уточнять место
действия
(впереди,
справа,
близко),
показывать
неожиданность действия (внезапно, вдруг), время
действия
(вчера,
сегодня,
завтра),
передавать
состояние природы и человек (тоскливо, туманно),
и т.д.
В предложении наречие чаще всего выражено
обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.
-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли
понятно?
Какие
появились
вопросы
по
поводу
статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку?
4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем
самостоятельно.
-
Какие
знания
о
наречии
подтверждает
это
упражнение?
(Что
наречия
не
изменяются,
подчёркиваются -.-.-.-.-.-.-.-)
Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии,
пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод,
а затем появляется слайд)
(На слайде) Наречиями называются неизменяемые
слова, которые поясняют чаще всего глаголы и
прилагательные. Наречия отвечают на вопросы как?,
каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д.
- С какими трудностями встретились?
- Где в жизни можно использовать полученные
знания?
-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)
- На следующих уроках мы продолжить изучать
наречие и узнаем еще много интересного.
- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела
предложить вам сочинить синквейн.
Вы помните, что слово «синквейн» французского
происхождения и обозначает «пять». Таким образом,
синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти
строк, написанное по определенным правилам: (на
слайде)
В первой строчке тема называется одним словом
(обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах
(двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках
этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,
показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова,
который повторяет суть темы.
Пример: Наречие
Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое
Поясняет, уточняет, раскрывает.
Наречие обогащает нашу речь.
Уточнение.
-Предложите варианты домашнего задания с целью
закрепления полученных знаний. (Составить рассказ
на
тему
«Зима»
или
«Зимние
забавы»
с
использованием
наречий;
или
составить
поздравление
к
новому
году
другу
или
родственникам)
-
С
каким
настроением
вы
покидаете
урок,
«просигнальте», пожалуйста?