Напоминание

Наречие


Автор: Светлана Алексеевна Подшивалова
Должность: учитель русского языка и литературы,
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Канск
Наименование материала: урок
Тема: Наречие
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Наречие. 7 класс.

Этапы

Деятельность учителя

Комментарии

I.

Организационны

й момент

II.

Стадия

вызова

Модельный ответ

III.

Стадия

осмысления.

- Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас

сегодня

на

уроке,

мне

приятно

видеть

ваши

внимательные глаза, загадочные улыбки. И надеюсь,

что сегодняшний урок подарит нам радость общения

друг с другом. Успехов вам и удачи!

-

С

каким

настроением

вы

пришли

на

урок?

«Просигнальте», пожалуйста.

(Дети поднимают

карточку – «настроение» в виде личика)

- По почте вы получили письмо от друга следующего

содержания (на слайде и на листах на парте)

Привет! Вот решил написать тебе письмо.

Как у тебя дела, чем занимаешься? Напишу о себе.

Я ездил в гости к бабушке. Там было очень.

Мы с друзьями проводили время. Был лес, где

собирали грибы и ягоды. Мы заблудились, стали

кричать. Нас нашли только. Больше мы не стали

ходить так в лес. А еще мы купались на речке.

Приехали домой. Я иду в цирк. Мы с мамой

пойдём в парк. Приезжай в гости, будем отдыхать,

играть, гулять.

Твой друг.

1)

Прочитайте письмо. Все ли вам понятно? (нет,

в этом письме некоторые предложения кажутся не

совсем полными непонятными)

2)

Посовещайтесь в парах, добавьте необходимые,

на ваш взгляд, слова;

3)

Прочитайте

свою

дополненную

версию

письма;

4)

Постарайтесь определить, какой частью речи

являются дополненные слова, сделайте вывод.

(Ребята

работают

в

парах

на

листочках,

изменяют полученное письмо, вставляя слова)

- Пожалуйста, давайте послушаем несколько человек,

какие у них получились письма.

- Предлагаю вам ещё одну версию письма (на слайде)

Привет! Вот решил написать тебе письмо. Как у

тебя дела, чем занимаешься? Напишу немного

о

себе.

Недавно я ездил в гости к бабушке. Там было

очень интересно. Мы с друзьями проводили здорово

время. Рядом был лес, где собирали грибы и ягоды.

Однажды мы заблудились, стали громко кричать.

Нас нашли только вечером. Больше мы не стали

ходить так далеко в лес. А еще мы часто купались

на речке.

Вчера мы приехали домой. Сейчас я иду в цирк. А

вечером мы с мамой пойдём в парк. Приезжай

поскорей

в

гости,

будем

весело

отдыхать,

интересно играть, много гулять.

Твой друг.

Кластер

заполняется

в

течение

урока,

последовательно

исходя

из

заданий

и

выводов,

сделанных

учащимися

IV. Рефлексия

- К каким частям речи относятся слова, которыми вы

дополнили

текст

письма?

(может

быть

прилагательные,

существительные

и

слова

незнакомой части речи)

- Все ли слова смогли отнести к каким-либо частям

речи? Какой вывод можно сделать? (Это слова

новой, неизвестной нам, части речи)

1) - Может кто-нибудь знает, как называется эта часть

речи? (Учащиеся высказывают свои предположения,

если

кто-нибудь

из

детей

догадается,

учитель

подтверждает)

- Эта часть речи называется – наречием.

-

Кто

сформулирует

тему

сегодняшнего

урока?

(Наречие)

- Какие поставим цели урока? (познакомиться

с

новой частью речи)

- У вас на столах лежат листочки, на которых

нарисована схема, и которую мы с вами попытаемся

сегодня, в течение урока, заполнить по новой теме.

- Итак, что мы уже можем записать в схеме? Что мы

уже

сейчас,

исходя

из

нашего

письма,

можем

сказать? В течение урока мы составим памятку-

опору,

которой

вы

сможете

пользоваться

в

дальнейшем.

Обучающимся дан бланк кластера.

(Предлагаемые ответы детей фиксируются на доске.

Например: указывает на место действия, время,

уточняет глагол)

2) -Давайте попытаемся определить с каким словом в

предложении чаще всего бывает связано наречие?

Выпишем из письма словосочетания с наречием.

Работа выполняется с комментированием.

Ездил (когда?) недавно, проводили (как?) здорово,

был (где?) рядом, кричал (как?) громко, и т..д.

-Итак, какой вывод можно сделать после этого

задания

-Что запишем в схеме? (Наречие связано с глаголом,

с прилагательным и другим наречием и поясняет их)

- А сейчас, я предлагаю вам прочитать новые

сведения об этой части речи в учебнике. Что еще

узнали нового, что можно дописать в схему? (узнали,

что

наречия

несклоняемые

и

неспрягаемые,

а

также, что поясняют прилагательные)

3) На столах у вас есть статьи о наречии, прочитайте,

дополните схему.

Наречие

Слово наречие

– очень старое, оно встречается в

древнерусском языке. Корень речь как бы связывает

его с глаголом. Древние римляне называли эту часть

речи «приглаголием».

Наречия появились в русском языке позже

других частей речи. Имена и глаголы к тому времени

уже растащили почти все слова по своим владениям.

Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие

V.

Домашнее

задание

слова.

Проще всего это оказалось сделать с

прилагательными.

Заменили

в

слове

хороший

окончание

суффиксом

–о-

и

получилось

замечательное наречие. Хорошо!

Потом наречия добрались и до существительных.

Тут работы оказалось побольше: предлог превратили

в приставку, окончание – в суффикс. И получается из

одного

существительного

куча

наречий:

было

существительное верх, а получились наречия вверху,

вверх, наверху, сверху.

И с прилагательными тоже получилось. Вот

прилагательное новый. С суффиксом -о и разными

приставками получается: заново, снова, вновь.

Потом наречия добрались и да числительных. Из

числительного двое получилось вдвоем и надвое.

Наречия несут в предложении огромную

смысловую нагрузку. Они могут уточнять место

действия

(впереди,

справа,

близко),

показывать

неожиданность действия (внезапно, вдруг), время

действия

(вчера,

сегодня,

завтра),

передавать

состояние природы и человек (тоскливо, туманно),

и т.д.

В предложении наречие чаще всего выражено

обстоятельством и подчёркивается -.-.-.-.-.-.-.-.

-Какие новые сведения отметили для себя? Все ли

понятно?

Какие

появились

вопросы

по

поводу

статьи? Что еще можно добавить в нашу памятку?

4) Упражнение 175, после объяснения, выполняем

самостоятельно.

-

Какие

знания

о

наречии

подтверждает

это

упражнение?

(Что

наречия

не

изменяются,

подчёркиваются -.-.-.-.-.-.-.-)

Давайте обобщим все, что узнали на уроке о наречии,

пользуясь опорой-кластером. (Ребята делают вывод,

а затем появляется слайд)

(На слайде) Наречиями называются неизменяемые

слова, которые поясняют чаще всего глаголы и

прилагательные. Наречия отвечают на вопросы как?,

каким образом?, когда?, где?, откуда? и т. д.

- С какими трудностями встретились?

- Где в жизни можно использовать полученные

знания?

-Всё ли мы за урок узнали и поняли о наречии? (нет)

- На следующих уроках мы продолжить изучать

наречие и узнаем еще много интересного.

- Заканчивая сегодняшний урок по теме, я бы хотела

предложить вам сочинить синквейн.

Вы помните, что слово «синквейн» французского

происхождения и обозначает «пять». Таким образом,

синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти

строк, написанное по определенным правилам: (на

слайде)

В первой строчке тема называется одним словом

(обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах

(двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках

этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов,

показывающая отношение к теме.

Последняя строка – это синоним из одного слова,

который повторяет суть темы.

Пример: Наречие

Несклоняемое, неспрягаемое, т.е неизменяемое

Поясняет, уточняет, раскрывает.

Наречие обогащает нашу речь.

Уточнение.

-Предложите варианты домашнего задания с целью

закрепления полученных знаний. (Составить рассказ

на

тему

«Зима»

или

«Зимние

забавы»

с

использованием

наречий;

или

составить

поздравление

к

новому

году

другу

или

родственникам)

-

С

каким

настроением

вы

покидаете

урок,

«просигнальте», пожалуйста?



В раздел образования