Напоминание

"Разновозрастное сотрудничество в начальной школе"


Автор: Соснина Инга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: Иркутская область, Ангарск
Наименование материала: статья
Тема: "Разновозрастное сотрудничество в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Презентация "Эффективные формы воспитательной работы классного

руководителя: разновозрастное сотрудничество в начальной школе"

1. Разновозрастное сотрудничество в начальной школе

Уважаемые

коллеги,

добро

пожаловать

на

сегодняшнюю

презентацию,

посвящённую

разновозрастному сотрудничеству в школе. И сегодня мы обсудим одно из ключевых направлений

воспитательной работы в школах — наставничество:

ученик – ученик . В современной

образовательной среде необходимо использовать инновационные подходы для развития детей не

только с академической точки зрения, но и в области социализации и межличностных

взаимодействий.

Ведь что такое школа? Это не только занятия и уроки — это ещё и место, где дети

учатся общаться, работать в команде, где рождаются и крепнут дружбы. Тема разновозрастного

сотрудничества становится более актуальной в наши дни, и мы увидим почему.

Давайте рассмотрим, какие преимущества разновозрастное сотрудничество может предложить в

области воспитательной работы и развития социальных навыков.

2. Актуальность и преимущества разновозрастного сотрудничества

Начнем с того, почему разновозрастное сотрудничество так актуально. Взаимодействие учащихся

разных возрастов создает динамическую среду обучения, где младшие дети получают возможность

учиться у старших сверстников, а старшие - развивать лидерские навыки, учиться терпимости и

эмпатии.

По словам известного педагога Марии Монтессори, разновозрастное взаимодействие «учит

детей интеграции в общество, как это происходит в жизни».

Статья из журнала "Современная педагогика" (2020) утверждает, что такие подходы возрастами со

временем помогают уменьшить конфликтность и создают более гармоничную атмосферу в классе.

3. Понимание проблемы и её актуальность

С одной стороны, возможность обмена опытом между учениками разных возрастов способствует их

социальному развитию и адаптации. Они учатся разным манерам общения, культурным нормам и

получению полезного социального опыта.

С другой стороны, мы сталкиваемся с рядом проблем при внедрении данной практики. Многие

родители и даже некоторые учителя выражают беспокойство из-за возможных трудностей с

организацией и контроля за дисциплиной. Здесь крайне важно преподавателям выступить в роли

фасилитаторов, чтобы помочь детям преодолеть эти барьеры.

Теперь давайте посмотрим на конкретные формы работы, которые могут использовать школы для

введения разновозрастного сотрудничества.

4. Формы работы и их реализация

Теперь перейдем к практическим аспектам. Основными формами работы являются тематические

проекты, клубы по интересам и совместные праздники.

Тематические проекты В таких проектах, например, старшие школьники могут помогать младшим в

изучении природных явлений, разрабатывая совместные мини-исследования. Это развивает у них

навыки критического мышления и командной работы.

Группы по интересам Создание групп летательного моделирования или театральных студий

позволяет ученикам развивать свои увлечения, а заодно и навыки сотрудничества и командного

лидерства.

Совместные праздники Организация таких мероприятий, как "День Земли" или "Международный

день дружбы", позволяет объединить усилия всех детей и учителей в подготовке и проведении,

развивая организаторские способности и ответственность за общее дело.

Особую роль играют также разного рода школьные мероприятия, где у старших учеников есть

возможность проявить и развить свои лидерские качества.

5. Аргументированность и доказательства

Какие же результаты дает разновозрастное сотрудничество? Исследования показывают, что участие

в таких программах повышает уровень эмоционального интеллекта детей, улучшает их

академические успехи и снижает конфликтность.

Один из экспериментальных классов в Мадриде показал прирост успеваемости на 18% среди

участников разновозрастных проектов. Также старшие ученики делятся улучшением навыков

наставничества и лидерства, которые важны не только в школе, но и в их будущей жизни.

Теперь давайте подробнее посмотрим, какие преимущества это даёт

младшим ученикам.

Преимущества для младших учащихся

Первый и, наверное, главный аспект — это возможность получать помощь и наставничество от

старших товарищей. Это не только поднимает их уверенность в себе, но и значительно улучшает

процесс обучения. Элементы наставничества помогают младшим учащимся справляться с

неуверенностью и страхами, снижая барьер к вовлеченности в учебный процесс и социальную

жизнь.

Разнообразные совместные мероприятия укрепляют социальные связи и формируют привычку

поддерживать друг друга. Как видим, младшие ученики получают неоспоримые выгоды. Но что же

со старшими школьниками? Какие выгоды есть для них?

Преимущества для старших учащихся

Старшие ученики, принимая на себя роль наставников, развивают лидерские качества и умение

помогать, начиная с образовательных ситуаций и заканчивая встраиванием искусств управления в

свою повседневную жизнь. Они, делясь накопленным опытом и знаниями, также видят свою

значимость и социальную ответственность более ясно, что в дальнейшем может стать основой для их

будущего профессионального и личного успеха. Возрастающая вовлечённость в школьную жизнь

даёт положительное влияние на их академические и социальные показатели. Таким образом, помогая

другим, ученики открывают и совершенствуют в себе новые качества.

6. Сотрудничество и взаимодействие

Необходимо, чтобы классные руководители активно сотрудничали с родителями и школьными

психологами. Это обеспечит комфортную образовательную среду и поможет учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка.

Персонализация обучения становится важным фактором. Используя лучшие практики, мы можем

создать сценарии, где каждый ребенок чувствует себя значимым и важным, развивая свои

уникальные качества.

7. Творческий подход и нестандартные решения

В образовательном процессе важно использовать творческий подход. Например:

Индивидуальные задания, которые разрабатываются так, чтобы быть интересными и

доступными для всех возрастов, стимулируя ученика к исследованию.

Регулярные опросы среди участников и родителей помогут оценить, что именно

способствует такому сотрудничеству и где можно улучшить методы.

Наставничество старших учеников, которые помогают младшим. Такой подход увеличивает

чувство ответственности и взаимопонимания.

Творческие мастерские, объединяющие детей разного возраста для совместного решения

задач, укрепляют командный дух и находчивость.

8. Новизна и оригинальность предложений

Введение технологических элементов, таких как виртуальные проекты, могут значительно

расширить возможности разновозрастного обучения. Геймификация учебного процесса стимулирует

интерес к обучению. Платформы, позволяющие ученикам участвовать в викторинах и конкурсах

между командами, способствуют развитию межличностных навыков.

9. Новые стороны обсуждаемой проблемы

Переосмысление роли педагогов - важная часть внедрения разновозрастного сотрудничества.

Учителям необходимо овладеть новыми методиками работы, чтобы эффективно управлять

разнообразными группами. Также требуется разработать системы мотивации, чтобы стимулировать

активное участие детей в таких проектах и активно сравнивать полученные результаты с

академическими показателями и навыками.

Заключение и выводы

Учитывая все эти преимущества, давайте подведём итоги - Многочисленные исследования

показывают, что разновозрастное сотрудничество значительно улучшает учебный процесс,

способствуя развитию таких необходимых социальных навыков как эмпатия, работа в

команде, общение на равных.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что разновозрастное сотрудничество представляет собой

одну из наиболее перспективных форм воспитательной работы. Оно способствует не только

академическому, но и личностному росту учащихся, формируя навыки, которые понадобятся им в

будущем.

Автор: учитель начальных классов, классный руководитель 2 «Б» , 4 «В», 8 «В» классов МБОУ СОШ

№3 г. Ангарска Иркутской области Соснина Инга Владимировна

ПРОЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДЕТСКОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ШКОЛЕ

«Вместе весело шагать… 2 «Б» + 4 «В» + 8 «В»

Классный руководитель: Соснина Инга Владимировна

Уважаемые коллеги , хочу с вами поделиться своим опытом в воспитательной работе . Я уже

4 года являюсь классным руководителем двух классов. В течении 3 лет это были учащиеся

начального и среднего звена , сегодня это 4 и 8 классы, а в этом учебном году у меня 2 и 4

класс . То есть те дети, которые были подшефными, сами стали шефами…

Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяю исходя из интересов,

потребностей, возможностей детей. Конечно, Классный руководитель - ключевая фигура в

воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса.

Классный руководитель - это не работа, а образ жизни. Воспитательную работу я организую

через совместную деятельность учащихся, полагаю, что разновозрастное сотрудничество

важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное

развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Полагаю, что РС

позволяет укрепить и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе. Поэтому в

своей работе я использую различные формы через реализацию проекта «Вместе весело

шагать»

Целью которого считаю

- оказание помощи ученикам младшего возраста,

- мотивацию учащихся как старших так и младших на внеклассную работу,

- реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.

- помощь педагогу в формировании дружеской среды в школьном коллективе,

то

есть

это

работа

над

сплоченностью

коллектива;

-

выявление

и

воспитание

учащихся

лидеров,

волонтёров,

патриотов;

на сегодняшний день мои ребята – учащиеся 8 класса являются волонтерами, так как имеют

опыт наставничества, не бояться публичности, умеют выстраивать контакт с учащимися

разных параллелей.

Поэтому я определяю следующие воспитательные задачи:

- духовно-нравственное развитие школьников;

- воспитание чувства гражданственности и патриотизма;

- формирование чувства ответственности;

- вовлечение детей в процесс активной деятельности;

- организация внеурочного взаимодействия учащихся средней и младшей школы;

- создание атмосферы толерантности в детском коллективе.

-приобретение обучающимися знаний, умений и навыков самоуправления,

Организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей

деятельности- какие они?

Тематические проекты

:

учащиеся сотрудничают в группах для изучения темы и презентации

результатов. Это способствует развитию навыков работы в команде и исследовательских

способностей. Старшие ребята помогают в реализации проектов.

Группы по интересам: создаются группы, где учащиеся разного возраста могут вместе изучать

интересующие их темы и обмениваться опытом, улучшая навыки принятия решений и

лидерства.Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно

и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее

копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога.

Совместные

праздники:

организуются

мероприятия,

которые

позволяют

учащимся

сотрудничать в

организации и проведении праздников, проявить свои творческие

способности, то есть –показать себя и посмотреть на других

через Классные

часы

формируется эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности; создание

сплочённого

коллектива,

воспитание

нравственных

качеств,

умения

сотрудничать,

воспитывать уважительное отношение к товарищам, попробовать себя в роли учителя.

Ребятам очень нравится такая форма работы, но учителем быть не хотят, говорят, что очень

важная ,но очень трудная профессия.,,,,,

Творческие мастерские

эта форма работы, ориентированная на развитие фантазии и творческих способностей детей.

Здесь они себя проявляют в основном в рукоделии. Любят мастер классы от девочек 4 В

класса. Приходят даже в конце 2 смены, чтобы вместе заняться творчеством. Можете пройти в

наш кабинет и посмотреть на совместные работы учащихся.

ПЕРЕМЕНКА

Следующая форма работы – это организация школьных перемен , например подвижные игры,

которые учат

детей работать в команде, следовать правилам, принимать решения. Это

позволяет детям отдохнуть , переключиться на другую деятельность . Иры проводят

волонтеры 8 класса. Игры «Кот и мышь», Жмурки, Горелки, Ручеек и более спокойная игра –

сломанный телефон.

Участие в акциях, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры,

посещение театров, экскурсии.

Очень интересно проходят экскурсии, где оба класса объединяются в один дружный коллектив

, общаются с удовольствием друг с другом и получают впечатления не только от увиденного,

но и от проведённого вместе времени. Акции : письмо солдату, посылка на фронт, помоги

ветерану, покормите птиц зимой, елочка ГАИ и другие.

Ожидаемые результаты

-

Для младших школьников

– приобретения новых

друзей, нового жизненного опыта,

дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни.

- Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые

чувства и опыт во время общения с младшими товарищами, возможность оказания реальной

помощи.

Сотрудничество осуществляется по циклам, продолжительность одного цикла составляет один

учебный год и имеет несколько этапов: Я реализую проект «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

через 5 этапов, с которыми предлагаю вам ознакомиться.

Разновозрастное сотрудничество - мощный инструмент, способствующий личностному

развитию учащихся. Мне, как педагогу, приятно наблюдать как растут и раскрываются дети,

ведь на уроках мы не всегда можем это замечать. Данный вид воспитательной работы

способствует развитию учащихся, ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее

чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезает

безразличие, прибавляются

теплота

и

человечность);

И пусть эта форма сотрудничества поможет нам в нашей непростой работе.

Закончить я хочу строками Ф. И. Тютчева, которые мне очень близки.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность в человеке.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Реализация проекта осуществляется по следующим направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное "ЗДОРОВЯЧОК".

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, приобщение к

здоровому образу жизни.

Задачи: - охрана и укрепление здоровья детей;

-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей с учетом их

индивидуальных особенностей;

-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика вредных привычек;

-обеспечение физического и психического благополучия.

2.Интеллектуально-познавательное "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

.

Цель: : организация интеллектуально - познавательной деятельности с учетом возрастных и

личностных особенностей воспитанников, для проявления и развития интеллектуальных и

творческих способностей, мотивации к самосовершенствованию.

Задачи:-выявление и развитие природных задатков и способностей учащихся;

-расширение кругозора детей;

-развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деятельности;

-развитие сенсорной культуры; -развитие речи;

- готовности к совместной деятельности; развитие произвольного и осознанного регулирования

умственной деятельности и поведения.

3.Трудовая деятельность "ЗА СОБОЮ ПОВЕДЕМ, ДЕЛОМ НУЖНЫМ УВЛЕЧЕМ".

Цель: Создание условий для формирования ценностного отношения к труду.

Задачи:-Формирование трудовых умений и навыков, потребности в труде;

-формирование положительного отношения к труду;

-воспитание трудолюбия;

- помощь в организации акций по уборке территории школы и класса.

4. Духовно-нравственное направление "ИСТОКИ..."

Цель:Создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных

межличностных отношений, их регулирование и коррекция

Задачи:-формирование ценностных представлений о морали, основных понятиях этики, (добро-зло,

истина-ложь, справедливость-милосердие)

5. Патриотическое направление «МЫ ПОМНИМ, МЫ ГОРДИМСЯ»

Цель: формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему

Отечеству.

Задачи: - прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине ( городу, семье, школе);

- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному

искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

Этапы реализации проекта

Этапы

проекта

Название этапов проекта

Периоды

1 этап

Организационный

.

Организация деятельности

творческой группы (выбор темы проекта, форм и

методов его реализации, сбор информации, выбор

форм представления проекта, планирование

сценариев организации досуга младших

школьников).

Сентябрь

2024 год

2 этап

Практический(организация мероприятий с

младшими школьниками согласно намеченному

плану).

Октябрь 2024-

апрель 2025

3 этап

Рефлексивно-обобщающий. (подведение итогов

проектной деятельности, определение перспектив

развития).

Май 2025 год

План работы по реализации проекта «Вместе весело шагать…»

№ Формы и содержание деятельности

сроки

участники

1.

Спортивно-оздоровительное направление

"ЗДОРОВЯЧОК"

1.

Помощь в организации и проведении зарядки.

В течение

года

8 В+ 4 В

2.

«Веселые старты» - товарищеский матч 2 Б+4 В

октябрь

2024г.

4 В

2 Б

3.

Тренинг «Профилактика гриппа, простудных

заболеваний»

Январь

2025г.

4 В

2 Б

4.

Акция «Береги здоровье»

апрель

2025г.

4 В

2 Б

8 Б

2.

Интеллектуально-познавательное направление

"УМНИКИ И УМНИЦЫ".

1.

Помощь в создании и оформлении рисунков, плакатов

В течение

года

4 В

2 Б

8 Б

2.

Фотоконкурсы «ЗИМА», «ВЕСНА»

Январь,

апрель

4 В

2025г.

2 Б

8 Б

3.

Викторина «В гостях у сказки»

февраль

2025г.

4 В

2 Б

4.

Конкурс Умники и умницы»

март

2025 г.

4 В

2 Б

3.Трудовая деятельность "ЗА СОБОЮ ПОВЕДЕМ,

ДЕЛОМ НУЖНЫМ УВЛЕЧЕМ".

1.

Изготовление подарков ко Дню Матери, Новому году, 8

марта, 23 февраля

В течение

года

4 В

2 Б

8 Б

2.

Мастер-класс по изготовлению новогодних гирлянд,

самодельных игрушек.

ноябрь

декабрь

2024г,

4 В

2 Б

8 Б

3.

Совместная уборка класса, озеленение кабинета

В течение

года

2 Б

4 В

4.

Совместный классный час «Профессии наших

родителей».

март 2025г.

4 В

2 Б

8 Б

3.

Духовно-нравственное направление

"ИСТОКИ..."

1.

Совместное участие в акциях «Милосердие».

В течение

года

2.

Организация и проведение часов общения «Мир наших

увлечений»

В течение

года

3.

Классный час «Давай дружить».

Декабрь

2024г.

2 Б

4 В

4.

Час общения «Расскажи про своего друга».

Февраль

2025г.

8 В

4 В

5.

Конкурсы рисунков по выбранным темам

Апрель

2025г.

2 Б

4 В

6.

Выпускной в 4 В классе

Май 2025г.

2 Б

4 В

8 В

7.

Родительский клуб «Загляните в мамины глаза»

Март 2025г.

2 Б

4 В

4.

Патриотическое направление «МЫ ПОМНИМ,

МЫ ГОРДИМСЯ»

1.

Акция «Мы вместе» (письмо солдату, сбор посылки для

участников СВО)

Ноябрь-

декабрь

2024

2 В

4 В

2.

Экскурсия в музей Победы

Февраль

2025

2 Б

4 В

3.

Встреча с ветераном ВОВ

Акция «Окно Победы»

Мастер класс «Майская веточка»

Май 2025

2 Б

4 В

8 В



В раздел образования