Напоминание

«Психомоторика»


Автор: Сумина-Асатова Анастасия Тахировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ручьёвская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым
Населённый пункт: село Ручьи
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа коррекционной работы
Тема: «Психомоторика»
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Отдел образования, молодежи и спорта

Администрации Раздольненского района Республики Крым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ручьёвская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании ППк

Протокол №01 от 22.08.2024г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора

(УВР)

_________.

от 26.08.2024 г.

.

УТВЕРЖДЕНО

И.о. директора МБОУ

«Ручьёвская школа»

______.

от 26.08.2024 г.

Адаптированная рабочая программа

коррекционной работы

«Психомоторика»

2 класс

на 2024/2025 учебный год

с. Ручьи, 2024 год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа «Психомоторика» 2 класс (третий год обучения) для

обучающегося с легкой степенью умственной отсталости и нарушениями опорно-двигательного

аппарата (вариант 6.3), разработана на основе:

1.

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

(в редакции Федерального закона №304-ФЗ).

2.

Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022г. №1023 (зарегистрировано от 21.03.2023г

№72654) «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального

общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г,

регистрационный №35847).

4. Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля

2015 г, регистрационный №35850).

5. Примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с

легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

6. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерства

здравоохранения

Республики

Крым

от

3

марта,

16

марта

2016 г.

N 281/365

"Об утверждении Положения об организации обучения на дому или в медицинской организации

обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов по программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Крым".

7. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цели рабочей программы:

коррекция недостатков познавательных и эмоциональных

процессов, моторных и сенсорных функций, обучающихся с нарушением интеллекта, на основе

создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств,

признаков.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

создать оптимальные условия для развития сенсомоторных процессов; обогащать

сенсорный опыт с учётом индивидуальных психофизических особенностей учащихся;

развивать общую и ручную моторику,

их зрительно-двигательную координацию и

ориентацию в пространстве;

корригировать

психические

процессов

(восприятия,

внимания,

памяти,

мышления,

воображения), обеспечивающие учащимся успешность всех компонентов учебно-познавательной

деятельности;

воспитывать культуру речевого общения.

Количество часов на год по программе – 34 ч.

Количество часов в неделю: аудиторная нагрузка – 1 ч., что соответствует школьному

учебному плану.

Содержание учебного предмета

Диагностика. Развитие моторики, графомоторных навыков.

Развитие меткости (игры: «Кольцеброс», «Попади в цель»). Обучение целенаправленным

действиям

по

трёх-

четырёхзвенной

инструкции.

Пальчиковая

гимнастика

с

речевым

сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание,

застегивание). Обводка предметных изображений и геометрических фигур по контуру, штриховка

в разных направлениях. Рисование бордюров по опорным точкам. Дорисовывание незаконченных

геометрических фигур, изображений. Рисование бордюров по образцу. Графический диктант

2

(зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

Работа в технике объёмной и рваной аппликации.

Тактильно-двигательное восприятие.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие, жёсткие,

мелкие, крупные). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 3- 4 предложенных.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Развивающие игры.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Совершенствование

зрительно-двигательной

координации

рук

и

глаз.

Нахождение

отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

Тренировка зрительной памяти. Составление картинки из разрезных частей. Упражнения для

профилактики и коррекции зрения.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение музыкальных и речевых звуков по

высоте тона. Различение мелодий по темпу. Развитие чувства ритма.

Восприятие пространства.

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных

отношений с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения

мебели в комнате. Ориентировка на листе бумаги. Расположение предметов в вертикальной и

горизонтальной части листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённом к

доске (вертикальное поле листа).

Восприятие времени.

Длительность временных интервалов (1 мин, 5 мин, 1 ч). Определение времени по часам с

точностью до 5 минут. Времена года, их смена. Порядок месяцев. Объёмность времени (сутки,

неделя, месяц, год).

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых

качеств, барических ощущений).

Развитие осязания, словесное обозначение. Различение пищевых запахов и вкусов, их

словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть,

растворимость, вязкость). Измерение объёма сыпучих тел с помощью условной меры. Развитие

дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче).

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей

лица и тела. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных

событий).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Соотнесение

геометрических

фигур

с

предметами

окружающей

обстановки.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и

обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и

короткий). Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов. Цветовой спектр.

Тёплые и холодные цвета. Составление сериационного ряда из 4- 5 кругов разной насыщенности

одного цвета. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление изображения из мелких

деталей (пазлы).

Планируемые результаты освоения адаптированной программы

Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса личностных результатов:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно

необходимом жизнеобеспечении;

4)

овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;

3

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в

том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,

использование доступных информационных технологий для коммуникации;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие

соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых

мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

социальных ситуациях;

10)

способность к осмыслению картины мира , её временно – пространственной

организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве природной и социальной частей;

11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

12)

развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-

нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление

сопереживания чувствам других

людей;

13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям;

14) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса базовых учебных действий:

1.

Личностные учебные действия:

- Положительное отношение к обучению, занятиям.

- Осознание себя как ученика, одноклассника, друга.

- Самостоятельность в выполнении учебных заданий и поручений.

- Понимание личной ответственности за свои поступки.

- Положительное отношение к окружающей действительности.

- Готовность к безопасному поведению на занятиях, в школе.

2. Коммуникативные учебные действия:

- умение вступать в контакт и работать в коллективе.

-

способность

использовать

принятые

ритуалы

социального

взаимодействия

с

одноклассниками и учителем.

-способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию.

-способность сотрудничать с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

-обращаться за помощью и принимать помощь.

-договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной

ситуации.

3. Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

- пользоваться учебной мебелью;

-

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и

выходить из – за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее

место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному

плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия

одноклассников;

4

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку

деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность

с учётом выявленных недочётов;

4. Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание,

предъявленное на бумажных и электронных носителях);

К концу обучения в 2 классе учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень:

Выполнять действия по трехзвенной инструкции педагога (под контролем и с помощью

педагога).

Дорисовывать незаконченные изображения (под контролем и с помощью педагога).

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,

обозначать их словом (под контролем и с помощью педагога).

Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона (под контролем и с помощью

педагога).

Конструировать предметы из 5 деталей, геометрических фигур (под контролем и с

помощью педагога).

Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства

предметов (под контролем и с помощью педагога).

Зрительно дифференцировать 2 предмета по неярко выраженным качествам, определять их

словом (под контролем и с помощью педагога).

Различать запахи и вкусовые качества, называть их (под контролем и с помощью педагога).

Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке (под контролем и с помощью

педагога).

Действовать по звуковому сигналу (под контролем и с помощью педагога).

Ориентироваться на плоскости и в пространстве (под контролем и с помощью педагога).

Определять время по часам (под контролем и с помощью педагога).

Достаточный уровень:

Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.

Дорисовывать незаконченные изображения.

Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,

обозначать их словом.

Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.

Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.

Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства

предметов.

Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять

их словом.

Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.

Различать запахи и вкусовые качества, называть их.

Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

Действовать по звуковому сигналу.

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные

отношения с помощью предлогов.

Определять время по часам.

Тематическое планирование

5

п/п

Тема

Количество часов

1.

Диагностика.

2.

Развитие моторики, графомоторных навыков.

3.

Тактильно-двигательное восприятие.

4.

Развитие зрительного восприятия и зрительнойпамяти.

5.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

6.

Восприятие пространства.

7.

Восприятие времени.

8.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания,

обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

9.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

10.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование

предметов.

Всего за год

34 ч.

Календарно - тематическое планирование

6

п/п

Название раздела, темы

Дата

проведения

Примечание

по плану

по

факту

7

1.

Диагностика уровня развития психомоторики

и сенсорных процессов

2.

Диагностика уровня развития психомоторики

и сенсорных процессов

3.

Диагностика уровня развития психомоторики

и сенсорных процессов

4.

Развитие меткости.

5.

Обучение целенаправленным действиям по

трех-четырех звенной инструкции.

6.

Пальчиковая гимнастика с речевым

сопровождением.

7.

7.

Совершенствование точности мелких

движений рук.

8.

Обводка предметных изображений и

геометрических фигур по контуру, штриховка

в разных направлениях.

9.

Рисование бордюров по опорным точкам.

10.

Дорисовывание незаконченных

геометрических фигур, изображений.

11.

Работа в технике объёмной и рваной

аппликации.

12.

Определение предметов на ощупь, выделение

разных свойств и качеств (мягкие, жёсткие,

крупные, мелкие).

13.

Нахождение на ощупь контур нужного

предмета.

14.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая,

шершавая, колючая, пушистая).

15.

Развитие чувства ритма.

16.

Ориентировка в пространстве, вербализация

пространственных отношений с

использованием предлогов.

17.

Моделирование пространственного

расположения мебели в комнате.

18.

Расположение предметов в вертикальной и

горизонтальной части листа.

19.

Ориентировка на листе бумаги разного

размера, прикрепленном к доске

(вертикальное поле листа).

20.

Развитие осязания, словесное обозначение.

21.

Различение пищевых запахов и вкусов, их

словесное обозначение.

22.

Определение различных свойств веществ

(твёрдость, сыпучесть, растворимость,

вязкость).

23.

Измерение объёма сыпучих тел с помощью

условной меры.

24.

Развитие

дифференцированных

ощущений

чувства тяжести.

25.

Развитие осязания, словесное обозначение.

8

26.

Формирование ощущений от статических и

динамических поз различных мелких частей

лица и тела.

27.

Выразительность движений.

28.

Составление сериационных рядов по величине

из 4 – 5 предметов.

29.

Цветовой спектр. Тёплые и холодные цвета.

30.

Составление сериационного ряда из 4 – 5

кругов разной насыщенности одного цвета.

31.

Узнавание предмета по его отдельным частям.

32.

Составление изображения из мелких деталей.

33.

Объёмность времени (сутки, неделя, месяц,

год).

34.

Диагностика уровня развития психомоторики

и сенсорных процессов.

Ознакомлена___________________

Лист коррекции рабочей программы

п/

п

Название

раздела,

темы

Тема

занятия

Дата

проведения

по плану

Причина

корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата

проведения

по факту

9

10



В раздел образования