Автор: Гареева Анжелика Леонидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Увинская школа №1"
Населённый пункт: п. Ува
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание ситуации успеха - необходимое условие для развития одаренности"
Раздел: среднее образование
Выступление на педагогическом совете по теме « Создание ситуации успеха – необходимое
условие для развития одаренности».
Добрый день, уважаемые коллеги.
Поскольку тема моего выступления « Создание ситуации успеха – необходимое условие для
развития одаренности», то вначале хотелось бы попросить вас привести примеры возможных
вариантов (способов) сказать друг другу «Ты молодец!». Не следует думать, что существующие
поощрения не эффективны, что они «не работают». После проделанной работы, глядя на ваши
улыбчивые, радостные лица, можно с уверенность утверждать, что даже положительная
мимическая реакция или лаконичное одобрение – это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово,
как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога – это поистине
педагогический вклад.
Сегодня образование вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы школ стали
волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения в школе, но и успешность
выпускников в дальнейшей жизни за пределами школы, а также, успешность во время получения
знаний. При этом одной из основных задач современной школы становится подготовка учащихся
к
профессиональному
самоопределению,
формирование
у
них
качеств,
обеспечивающих
успешность личностного, профессионального и карьерного роста.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса,
повышению познавательной активности, формированию позитивного мышления обучающихся,
развитию мотивации достижения, воспитанию успешной и социально конкурентно-способной
личности обучающихся.
Доктор педагогических наук Белкин настаивает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно
надеяться на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления
трудностей, желания творить. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок
испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку
необходимо помогать добиваться успеха в учебной и внеурочной деятельности. А для этого нужно
создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат
подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать педагог.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом
внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть
изолированность и пассивность.
При создании ситуации успеха необходимо придерживаться следующего алгоритма:
1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки
окружающих. При этом в общении можно руководствоваться следующими фразами:
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться". "Люди учатся на своих
ошибках и находят другие способы решения".
2. Авансирование успешного результата
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно
справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои
силы и возможности.
"У тебя обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в твоем успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего в этой ситуации начать с....."
"Выполняя работу, не забудь о....."
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо
после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам ну просто не справиться..."
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты сможешь..."
"Только тебе я могу доверить..."
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению
конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу.. ." "Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
Например:
"Тебе особенно удалось выполнить..".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает
человек в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые
мотивы
к
деятельности,
меняется
уровень
самооценки,
самоуважения.
Помня
об
этих
положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за
подобную работу. Еще большего успеха можно добиться, если сделать так, чтобы ребенок
почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с
ровесниками и взрослыми людьми. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому
создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходима также
стимуляция – поощрение дальнейшей творческой, спортивной, интеллектуальной деятельности.
Это: ведение портфолио учащихся, встречи с интересными людьми, брейн-ринги, конкурсы,
выставка творческих достижений, вынесение на публичное поощрение успехов обучающихся,
вручение благодарственных писем родителям.
Говоря об условиях создания ситуации успеха, хотелось бы привести примеры из своей практики.
Работая в школе-интернате, мы тесно сотрудничали с учащимися и учителями школы № 1.
Проводили совместные встречи, вечера с людьми, увлекающимися поэзией. В результате одной из
таких встреч нам был подарен Литературно-художественный альманах «Вдохновение». Выпуск №
5. Он для нас был очень дорог. Но самое главное, что эти увлекательные встречи поспособствовали
тому, что мы тоже поверили в себя, свои возможности и выпустили сборник стихов «Духовное
богатство сокровищ всех ценней».
Свою задачу как классный руководитель в работе с детьми, имеющими определенные
способности, я вижу, прежде всего, в создании таких условий, которые бы способствовали
формированию у ребят новых мотивов к деятельности, повышению уровня самоуважения,
самооценки, через поощрение достигнутых результатов.
В свое время будучи классным руководителем 5 в класса, видя и зная, что в классе есть ребята,
увлеченно посещающие спортивные секции, мною проводились встречи с одаренными детьми
нашей школы. Особо запомнившейся для ребят была встреча с учащейся 10 класса, во время
которой она представила презентацию, рассказала о своих спортивных достижениях. Во время
встречи ребята, общаясь с Сашей, обращались к ней исключительно на Вы. По всей видимости,
ребят очень впечатлили с одной стороны ее многочисленные награды, свидетельствующие о
сильном характере, выносливости, силе воли, и с другой стороны ее внешняя, казалось бы,
хрупкость. Таким образом, на примере высоких достижений других можно вполне успешно
замотивировать ребенка на веру в себя и свои силы для получения положительного результата. В
целом, в своей педагогической практике на этапе мотивации в работе с одаренными детьми я
преимущественно использую такие психолого-педагогические приемы, как:
1. Эффект Розенталя или эффект навеевания: Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся.
Если
педагог
будет
убеждать
ученика
и
на
первых
порах
поддержит
его
(отследит,
проконтролирует), то успех обязательно придет.
2. Прием «Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка,
который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои
силы, открытость учителя для доверия и сопричастности к успеху.
3. Приём "Исповедь". Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что
искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный
отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
4. Прием «Общая радость».
Состоит в том, чтобы ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть
подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают
только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя
удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный
отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Вызвать ее можно, публично демонстрируя
достижения ребенка в той или иной области. Для демонстрации достижений наиболее
эффективной формой является презентация.
И сейчас мне хотелось бы предложить вашему вниманию презентацию о спортивных
достижениях выпускника нашей школы Рычкова Константина.
Завершить свое выступление я хотела бы строками стихотворения Давида Кугультинова «Дайте
первую удачу»
Дайте, дайте первую удачу!
Пусть в себя поверит человек!
Пусть в приливе радости горячей
Ощутит себя потомком всех,
Кто творил, кто сделал мир богаче...
Дайте, дайте первую удачу!
Дайте, дайте первую удачу!..
Чтобы гордость юную не пряча,
Человек, как молодой орел,
Прянул в небо и себя обрел,
Путь свой во Вселенной обознача!..
Дайте, дайте первую удачу!
Спасибо за внимание.