Напоминание

Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичного планировании в группах спортивного совершенствования студентов


Автор: Насырова Светлана Владимировна
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО СШОР "Юпитер"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичного планировании в группах спортивного совершенствования студентов
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ

ПЛАВАНИЯ ПРИ КРУГЛОГОДИЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В

ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация:

в

данной

статье

рассматривается

теоретическое

представление о способах и вариантах техники плавания, с учетом

особенностей

круглогодичного

планирования

в

группах

спортивного

совершенствования студентов.

Ключевые слова: студенты, спорт, техника плавания, спортсмены.

Плавание является частью дисциплины «Физическая культура» в вузе.

Наряду с владением теорией и методикой физического воспитания,

квалифицированное

преподавание

плавания

требует

привлечения

знаний из других областей – биологии, педагогики, психологии и т.д.

Такой комплексный подход позволяет шире раскрыть для студентов

потенциал

плавания

в

качестве

средства

разностороннего

физического

развития

и

общего

оздоровления

организма,

испытывающего

постоянные

перегрузки

при

недостаточной

двигательной активности.

В то же время перед преподавателем, работающим со студентами в

группе спортивного совершенствования (ГСС), стоит задача довести

технику плавания до автоматизированного навыка, обеспечивая базу для

планомерного

улучшения

личных

результатов

и

создавая,

таким

образом,

благоприятные

условия

для

сохранения

мотивации

занимающихся.

Цель настоящей работы – повысить эффективность занятий

плаванием студентов в ГСС за счет улучшения техники спортивных

способов плавания и использования подготовительных упражнений

на основе годового планирования. Соответственно, будет представлен

план круглогодичной подготовки студентов в ГСС, а кроме того, будут

сформулированы рекомендации по совершенствованию подготовки

студентов при годовом планировании в рамках учебного процесса для

тренеров-преподавателей. В процессе управления техническим

мастерством из разнообразия двигательных действий отбираются и

закрепляются исключительно те, что приводят к заданному

результату. Повторяясь, эти движения образуют прочный навык, в

то время как

остальные, не являющиеся эффективными, не закрепляются и отпадают

[2, с. 111].

Занятия

по

совершенствованию

спортивной

техники

в

целом

направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной, стабильной,

вариативной и экономичной. Под руководством тренера-преподавателя

студенты усваивают новые сведения о разных способах плавания, их

2

элементах и скоростных возможностях, о вариантах техники плавания,

сознательно

перерабатывают

информацию

и

используют

ее

для

формирования

прочного

навыка,

повторяя

и

закрепляя

только

те

двигательные действия, которые приводят к заданному результату.

Известно,

что

наряду

с

сознательным

управлением

движениями

имеется кольцо автоматизированного управления ими, которое работает

тем эффективнее, чем выше квалификация спортсмена. Чем больше

автоматизирован

навык,

тем

в

большей

мере

сознание

может

вмешиваться

в его

совершенствование

и

реализацию в

конкретных

условиях [2, с. 111].

С

учетом

требований,

предъявляемых

к

студентам-пловцам,

занимающимся

в

ГСС,

для

выстраивания

круглогодичной

тренировочной программы, на наш взгляд, оптимально двухцикловое

планирование. Оно предусматривает разделение учебного года на два

цикла со своими этапами подготовки в каждом.

Эффективность такого подхода подтверждает опыт американских

пловцов из Техасского и Индианского университетов. Их достижения

стали особенно заметны в 70-80-е годы XX века, и в обоих случаях

применялось двухцикловое планирование.

В целом тренировочная программа выстраивается как обычно - на

основе

принципа постоянного повышения нагрузки, с преобладанием

экстенсивных

методов

тренировки

(дистанционное

плавание

или

интервальная тренировка) в начале сезона и последующим применением

более

интенсивных

методов

(включая

спринтерскую

тренировку,

повторную

тренировку,

плавание

в

полную

силу

в

условиях

соревнований

или

близких к

ним)

по

мере

роста

тренированности

пловца.

Каждый цикл разделяется на 4 периода: 1) подготовительный, 2)

специальный,

3)

соревновательный и 4)переходный. В календарном

плане эти периоды распределены в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Периоды в двухцикловом годовом планировании,

календарный план

Период

I цикл

II цикл

Подготовительный

1 сентября – 15

октября

9 февраля – 28

февраля

Специальный

16 октября – 15

ноября

1 марта – 31 марта

Соревновательный

16 ноября – 25

декабря

1 апреля – 31 мая

Переходный

26 декабря – 8

февраля

1 июня – 31 августа

3

Этапы (периоды) подготовки спортсменов в каждом цикле

Подготовительный этап: «мягкие» нагрузки, врабатывание

На

этом

этапе

большое

внимание

отводится

общей

физической

подготовке,

усилия

фокусируются

на

разносторонней

силовой

подготовке,

развитии

гибкости,

быстроты

и

общей

выносливости.

Интенсивность упражнений – умеренная. Это может быть длительная

ходьба,

бег,

гребля,

дистанционное

плавание,

совершенствование

элементов техники плавания и др.

Специальный этап: становление спортивной формы

Доля

ОФП

в

тренировочном

процессе

существенно

снижается,

начинают доминировать

специальные

упражнения,

способствующие

развитию силы мышц, на которые приходится основная нагрузка при

плавании. Повышенное внимание уделяется технической подготовке. В

начале этапа увеличивается доля упражнений в воде по элементам, в

конце

в

координации.

К

середине

второго

этапа

тренировка

достигает

пика

по

интенсивности

и

режиму

упражнений.

К концу

периода она становится более мягкой, восстановительные процессы в

организме спортсмена проходят быстро, и к началу соревновательного

периода пловец выходит на пик работоспособности.

Соревновательный период: стабилизация спортивной формы

Тренировки

в

этом

периоде

должны

обеспечить

готовность

спортсмена

к

участию

в

соревнованиях,

гармонизировать

его

возросшие физические и технические возможности, помочь привыкнуть

к атмосфере официального

старта.

Главное

средство

стабилизации

спортивной формы – участие в стартах на основную дистанцию. После

стартов

планируются

поддерживающие

упражнения,

позволяющие

спортсменам

сбросить

психологическое

напряжение,

избавиться

от

ощущения усталости и снижения работоспособности. На этом этапе

осуществляется

также

шлифовка

техники,

помогающая

найти

оптимальное

распределение

усилий

и

амплитуду,

добиться

согласованности

движений,

научиться

варьировать

технику

на

дистанции и т.д.

Переходный период: нагрузки в формате активного отдыха

Переходный

период

готовит

спортсмена

к

следующему

циклу.

Основной

инструмент

в

переходный

период

активный

отдых:

спортивные игры, походы и т.д. Усилия направлены в первую очередь на

поддержание

общей

работоспособности,

укрепление

здоровья,

психологическую разрядку, создание предпосылок для качественного

скачка спортивного мастерства в новом цикле.

Знание

особенностей

основных

направлений

развития

плавания

позволяет

правильно

понять

специфику

данного

вида

физических

упражнений, оценить современное состояние плавания и эффективнее

использовать опыт прошлых лет [1, с. 19].

4

Список литературы

1.

Плавание: Учебник для вузов / под общ. Ред. Н. Ж. Булгаковой. М.:

Физкультура и спорт, 2001. 400 с.

2.

Плавание. Учебник / под ред. Платонова В.М. Киев: «Олимпийская

литература», 2000. 493 с.

3.

Власов, В. А. Совершенствование спортивной техники плавания:

теория и практика. — М.: Физкультура и спорт, 2012.

4.

Горбачев, А. В. Спортивное плавание: теоретические и практические

аспекты. — Санкт-Петербург: Лань, 2018.

5.

Петров, В. Н. Круглогодичное планирование тренировочного

процесса в плавании. — М.: Советский спорт, 2014.

6.

Терентьев, С. А. Спортивное совершенствование студентов в

плавании: методология и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс,

2020.

7.

Максимов, Ю. А. Совершенствование спортивной техники в водных

видах спорта. — М.: Академия, 2015.

8.

Иванов, В. П. Круглогодичный тренинг в плавании: от начальной

подготовки до высшего мастерства. — М.: Просвещение, 2013.

9.

Шмидт, В. Е. Особенности тренировки студентов в спортивном

плавании. — Екатеринбург: Уральское университетское

издательство, 2017.

10.

Петренко, О. В. Совершенствование двигательных навыков в

плавании: методические рекомендации. — М.: Книга, 2016.



В раздел образования