Автор: Насырова Светлана Владимировна
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО СШОР "Юпитер"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование спортивной техники плавания при круглогодичного планировании в группах спортивного совершенствования студентов
Раздел: дополнительное образование
1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ
ПЛАВАНИЯ ПРИ КРУГЛОГОДИЧНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В
ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ
Аннотация:
в
данной
статье
рассматривается
теоретическое
представление о способах и вариантах техники плавания, с учетом
особенностей
круглогодичного
планирования
в
группах
спортивного
совершенствования студентов.
Ключевые слова: студенты, спорт, техника плавания, спортсмены.
Плавание является частью дисциплины «Физическая культура» в вузе.
Наряду с владением теорией и методикой физического воспитания,
квалифицированное
преподавание
плавания
требует
привлечения
знаний из других областей – биологии, педагогики, психологии и т.д.
Такой комплексный подход позволяет шире раскрыть для студентов
потенциал
плавания
–
в
качестве
средства
разностороннего
физического
развития
и
общего
оздоровления
организма,
испытывающего
постоянные
перегрузки
при
недостаточной
двигательной активности.
В то же время перед преподавателем, работающим со студентами в
группе спортивного совершенствования (ГСС), стоит задача довести
технику плавания до автоматизированного навыка, обеспечивая базу для
планомерного
улучшения
личных
результатов
и
создавая,
таким
образом,
благоприятные
условия
для
сохранения
мотивации
занимающихся.
Цель настоящей работы – повысить эффективность занятий
плаванием студентов в ГСС за счет улучшения техники спортивных
способов плавания и использования подготовительных упражнений
на основе годового планирования. Соответственно, будет представлен
план круглогодичной подготовки студентов в ГСС, а кроме того, будут
сформулированы рекомендации по совершенствованию подготовки
студентов при годовом планировании в рамках учебного процесса для
тренеров-преподавателей. В процессе управления техническим
мастерством из разнообразия двигательных действий отбираются и
закрепляются исключительно те, что приводят к заданному
результату. Повторяясь, эти движения образуют прочный навык, в
то время как
остальные, не являющиеся эффективными, не закрепляются и отпадают
[2, с. 111].
Занятия
по
совершенствованию
спортивной
техники
в
целом
направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной, стабильной,
вариативной и экономичной. Под руководством тренера-преподавателя
студенты усваивают новые сведения о разных способах плавания, их
2
элементах и скоростных возможностях, о вариантах техники плавания,
сознательно
перерабатывают
информацию
и
используют
ее
для
формирования
прочного
навыка,
повторяя
и
закрепляя
только
те
двигательные действия, которые приводят к заданному результату.
Известно,
что
наряду
с
сознательным
управлением
движениями
имеется кольцо автоматизированного управления ими, которое работает
тем эффективнее, чем выше квалификация спортсмена. Чем больше
автоматизирован
навык,
тем
в
большей
мере
сознание
может
вмешиваться
в его
совершенствование
и
реализацию в
конкретных
условиях [2, с. 111].
С
учетом
требований,
предъявляемых
к
студентам-пловцам,
занимающимся
в
ГСС,
для
выстраивания
круглогодичной
тренировочной программы, на наш взгляд, оптимально двухцикловое
планирование. Оно предусматривает разделение учебного года на два
цикла со своими этапами подготовки в каждом.
Эффективность такого подхода подтверждает опыт американских
пловцов из Техасского и Индианского университетов. Их достижения
стали особенно заметны в 70-80-е годы XX века, и в обоих случаях
применялось двухцикловое планирование.
В целом тренировочная программа выстраивается как обычно - на
основе
принципа постоянного повышения нагрузки, с преобладанием
экстенсивных
методов
тренировки
(дистанционное
плавание
или
интервальная тренировка) в начале сезона и последующим применением
более
интенсивных
методов
(включая
спринтерскую
тренировку,
повторную
тренировку,
плавание
в
полную
силу
в
условиях
соревнований
или
близких к
ним)
по
мере
роста
тренированности
пловца.
Каждый цикл разделяется на 4 периода: 1) подготовительный, 2)
специальный,
3)
соревновательный и 4)переходный. В календарном
плане эти периоды распределены в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1. Периоды в двухцикловом годовом планировании,
календарный план
Период
I цикл
II цикл
Подготовительный
1 сентября – 15
октября
9 февраля – 28
февраля
Специальный
16 октября – 15
ноября
1 марта – 31 марта
Соревновательный
16 ноября – 25
декабря
1 апреля – 31 мая
Переходный
26 декабря – 8
февраля
1 июня – 31 августа
3
Этапы (периоды) подготовки спортсменов в каждом цикле
Подготовительный этап: «мягкие» нагрузки, врабатывание
На
этом
этапе
большое
внимание
отводится
общей
физической
подготовке,
усилия
фокусируются
на
разносторонней
силовой
подготовке,
развитии
гибкости,
быстроты
и
общей
выносливости.
Интенсивность упражнений – умеренная. Это может быть длительная
ходьба,
бег,
гребля,
дистанционное
плавание,
совершенствование
элементов техники плавания и др.
Специальный этап: становление спортивной формы
Доля
ОФП
в
тренировочном
процессе
существенно
снижается,
начинают доминировать
специальные
упражнения,
способствующие
развитию силы мышц, на которые приходится основная нагрузка при
плавании. Повышенное внимание уделяется технической подготовке. В
начале этапа увеличивается доля упражнений в воде по элементам, в
конце
–
в
координации.
К
середине
второго
этапа
тренировка
достигает
пика
по
интенсивности
и
режиму
упражнений.
К концу
периода она становится более мягкой, восстановительные процессы в
организме спортсмена проходят быстро, и к началу соревновательного
периода пловец выходит на пик работоспособности.
Соревновательный период: стабилизация спортивной формы
Тренировки
в
этом
периоде
должны
обеспечить
готовность
спортсмена
к
участию
в
соревнованиях,
гармонизировать
его
возросшие физические и технические возможности, помочь привыкнуть
к атмосфере официального
старта.
Главное
средство
стабилизации
спортивной формы – участие в стартах на основную дистанцию. После
стартов
планируются
поддерживающие
упражнения,
позволяющие
спортсменам
сбросить
психологическое
напряжение,
избавиться
от
ощущения усталости и снижения работоспособности. На этом этапе
осуществляется
также
шлифовка
техники,
помогающая
найти
оптимальное
распределение
усилий
и
амплитуду,
добиться
согласованности
движений,
научиться
варьировать
технику
на
дистанции и т.д.
Переходный период: нагрузки в формате активного отдыха
Переходный
период
готовит
спортсмена
к
следующему
циклу.
Основной
инструмент
в
переходный
период
–
активный
отдых:
спортивные игры, походы и т.д. Усилия направлены в первую очередь на
поддержание
общей
работоспособности,
укрепление
здоровья,
психологическую разрядку, создание предпосылок для качественного
скачка спортивного мастерства в новом цикле.
Знание
особенностей
основных
направлений
развития
плавания
позволяет
правильно
понять
специфику
данного
вида
физических
упражнений, оценить современное состояние плавания и эффективнее
использовать опыт прошлых лет [1, с. 19].
4
Список литературы
1.
Плавание: Учебник для вузов / под общ. Ред. Н. Ж. Булгаковой. М.:
Физкультура и спорт, 2001. 400 с.
2.
Плавание. Учебник / под ред. Платонова В.М. Киев: «Олимпийская
литература», 2000. 493 с.
3.
Власов, В. А. Совершенствование спортивной техники плавания:
теория и практика. — М.: Физкультура и спорт, 2012.
4.
Горбачев, А. В. Спортивное плавание: теоретические и практические
аспекты. — Санкт-Петербург: Лань, 2018.
5.
Петров, В. Н. Круглогодичное планирование тренировочного
процесса в плавании. — М.: Советский спорт, 2014.
6.
Терентьев, С. А. Спортивное совершенствование студентов в
плавании: методология и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс,
2020.
7.
Максимов, Ю. А. Совершенствование спортивной техники в водных
видах спорта. — М.: Академия, 2015.
8.
Иванов, В. П. Круглогодичный тренинг в плавании: от начальной
подготовки до высшего мастерства. — М.: Просвещение, 2013.
9.
Шмидт, В. Е. Особенности тренировки студентов в спортивном
плавании. — Екатеринбург: Уральское университетское
издательство, 2017.
10.
Петренко, О. В. Совершенствование двигательных навыков в
плавании: методические рекомендации. — М.: Книга, 2016.