Автор: Фатхутдинова Зульфия Сабировна
Должность: Преподаватель Математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: Октябрьский, Республика Башкортостан, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Решение систем уравнений"
Раздел: среднее образование
"
"
Урок Решение систем уравнений
:
.
.
Преподаватель математики Фатхутдинова З С
:
Цели урока
"
";
обобщить и закрепить знания по теме система уравнений
рассмотреть нестандартные методы решения систем уравнений базового и повышенного
;
уровней сложности
,
развитие умений правильно выбирать методы решения систем уравнений применять их
,
.
при решении задач сводящихся к системам
Ход урока
I. 0
.
ргмомент
1)
провести приветствие
презентация однородных систем уравнений
II.
.
Актуализация знаний
,
.
Вводное слово учителя о системах уравнений с двумя переменными тремя переменными
:
Вопросы к классу
?
Что называется решением системы уравнений
?
Какие системы называются равносильными
?
Какие виды систем уравнений вам известны
?
Что значит решить систему уравнений
(
,
Назовите основные методы их решения в чем суть каждого из них недостаток графического
).
способа
III.
.
Расширение знаний о системах уравнений с двумя переменными
1)
(
решение систем уравнений различных уровней сложности нестандартными методами при
решении практически каждой системы выполняются дополнительные преобразования и
)
применяются все известные методы решения
)
.265,
1,2.
а Работа с учебником стр
пример
?
В чем состоит идея решения систем
)
:
б Решение систем уравнений
:
Первая система
Обозначим
Система однородных уравнений
2
=0,
=0
,
.
Однородное уравнение а
у
является решением уравнения но не является решением системы
А
2+5
,
.
Система уравнений равносильна совокупности систем а именно
Обратная замена
: (1;4).
Ответ
: (1;2) (-1;-2).
Ответ
:
Третья система
.
.
. x ? y
x ? -y
.
. y?0
.
О Д З
и
т к
разделим на у
Используем метод введения новой переменной
:
первое уравнение имеет вид
.
Решения системы уравнений удовлетворяют области определения системы
: (2
Ответ
; (-2
; (-2
; (2
.
:
Четвертая система
Введем новую переменную
тогда
=>
.
: (-1;-2); (1;2); (-2;-1); (2;1); (
Проверка полученных решений Ответ
:
Пятая система
Введем новую переменную
Обратная замена
: (-27;-216); (216;27)
Ответ
IV.
Проверка ЗУН
)
-
а тренинг минимум
3
.
учащихся самостоятельно решают у доски
-
задание система логарифмических уравнений
.
.
.
О Д З
=>
.
.
.
Решения удовлетворяют О Д З
: (
Ответ
)
-
задание
-
система показательно иррациональных уравнений
Используем метод введения новых переменных
;
=>
обратная замена
=>
: (
Проверка полученных решений Ответ
)
задание решение системы
графическим способом
: (1;1)
Ответ
)
.
б Групповая работа
3-5
.
.
Решение обсуждается в группе
мин и объясняется у доски
1
:
,
группа система уравнений содержащих модуль
используем метод введения новой переменной
Обратная замена
: (5;3), (3;1).
Ответ
2
:
группа система тригонометрических уравнений
Обозначим
Обратная замена
:
Ответ
3
:
.
группа система иррациональных уравнений
используем метод алгебраического сложения получаем систему
.
Полученные решения удовлетворяют системе уравнений
: (0;0); (-3;1); (3;2); (6;1).
Ответ
V.
:
Домашнее задание
,
самостоятельная работа по вариантам задания предлагаются на выбор
.
различного уровня сложности
VI.
.
Подведение итогов урока
"
".
Учащиеся формулируют выводы о системах уравнений и методах их решения
Весь изученный
.
.
материал представляется в виде таблицы Возможный вариант таблицы
2
Виды систем уравнений с
переменными
Методы решения
Система линейных уравнений
,
Алгебраического сложения подстановки
,
.
Крамера графический
Однородные системы
Получение однородного уравнения и
+
введение новой переменной
традиционные методы решения
Симметрические системы
x+y=v
xy=v
Введение новой переменной
и
и
.
традиционные методы решения систем
(
,
Нестандартные системы логарифмические
,
,
показательные иррациональные
)
тригонометрические
,
Комбинации преобразования введение
,
новой переменной традиционные методы
.
При выставлении оценок за работу на семинаре используется самооценка
VIII.
.
Рефлексия
?
?
Нужно ли так объемно изучать системы уравнений Необходимы ли тебе полученные знания