Автор: Кучеренко Марина Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: Современные педагогические технологии физического воспитания обучающихся старших классов, мотивирующие к занятиям физической культурой
Раздел: среднее образование
Современные педагогические технологии физического воспитания
обучающихся старших классов, мотивирующие к занятиям физической
культурой
(выступление на педагогическом совете)
Подготовила: Кучеренко М.С., учитель физкультуры
МБОУ СОШ №20 г. Ставрополь
Проблема мотивации школьников к занятиям физической культурой
остро стояла во все времена, поэтому ей посвящали свои исследования
практически все ученые педагоги и психологи. Формирование мотивов в
большинстве исследований, рассматривают как основу самоорганизации
личности.
В научных работах педагогов и психологов отмечено, что современные
занятия физической культурой не способствуют в должной мере повышению
уровня физической подготовленности, физического развития и улучшению
состояния здоровья обучающихся.
Интерес школьников к занятиям снижается, и это объясняется
отсутствием вариативности в применении средств физического воспитания,
скудной методической оснащенность содержания предметного материала,
низким уровнем теоретических знаний старших школьников. Исследователи
поясняют, что для воспитания устойчивого интереса и формирования
положительной мотивации к занятиям физической культурой, необходимо
активировать поисковую деятельность учеников при помощи продуманных
вопросов и заданий. Если самостоятельность обучающихся, активность,
творчество будут постоянно поощряться, то это будет стимулом посещать не
только уроки физической культуры, но и дополнительные занятия спортом.
Поэтому возрастает необходимость поиска эффективных методов,
форм и средств, способствующих повышению мотивации обучающихся
старшего школьного возраста к занятиям физическими упражнениями.
Проанализировав результаты многих исследований, педагоги пришли к
заключению, что если обучающиеся младших классов с удовольствием
выполняют
все
предложенные
упражнения
и
задания,
входящие
в
содержание
учебной
программы,
то
интересы
старшеклассников
останавливаются на определенном виде физических упражнений, которые,
по их субъективному мнению, соответствуют их личностным потребностям и
интересам.
Эффективность занятий физической культурой и спортом напрямую
зависит от учета личных физкультурно-спортивных интересов обучающихся,
их
запросов,
потребностей,
вызванных
внутренними
побуждениями.
Разнообразие современных концепций организации уроков физической
культуры
способны
сделать
учебный
процесс
разносторонним
и
продуктивным, однако большинство педагогов ориентируют современный
урок на использование только средств и методов спортивной подготовки.
Изучим одну из таких педагогических технологий, которая объединила
основные
положения,
представленные
в
теоретическом
описании
технологий: их проблематику, постановку целей, выбор принципов, средства
моделирования
содержания
и
создания
условий
гуманистического
воспитания.
Это
технология
развития
мотивационных
основ
самоорганизации
личности
старшеклассника
в
процессе
физического
воспитания.
Главную роль в становлении основ самоорганизации здесь играет
разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для
востребования ценностного потенциала личностных структур сознания
обучающихся. В качестве ведущей рассматривалась личностная структура
мотивирования,
определяющая
эффективность
востребования
смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания.
Физическая культура сознания - это первостепенная и неотделимая
часть культуры сознания в целом. На первом месте стоит она потому, что в
сознании человека генетически заложено использовать физическую силу для
сохранения своей жизни и своей семьи, для защиты слабых и т.д. Именно она
важна
для
появления
культурных,
нравственных
и
цивилизованных
отношений между людьми.
Отдельные уровни самоорганизации личности могут быть достигнуты с
помощью использования новейших средств физического воспитания. К
таковым относятся педагогические условия, которые способствуют переводу
ценностного
потенциала
сознания
школьников
на
более
высокий,
цивилизованный уровень. Процесс этого перевода мы и рассматриваем как
процесс самоорганизации физической культуры сознания ребенка, который
осуществляется при поддержке со стороны педагога.
Технологической основой является - управление педагогическим
влиянием
на
положительную
мотивацию
через
создание
условий,
опосредованно влияющих на физическую культуру сознания.
Это стало реальным при определении воспитательного потенциала
занятия физической культуры, который заключается в возможностях
прикладного решения проблемы воспитания цивилизованного отношения к
ценностно-культурному блоку сознания обучающихся, как внутренней,
субъективной среде, являющейся основным источником самоорганизации
личности.
Гуманистическая направленность образования требует от современного
учителя новые умения: он должен сформировать субъектно-личностные,
ценностные отношения к преподаваемому предмету у своих учеников. Ему
необходимо
иметь
достаточно
большой
набор
личностных
качеств,
дополняющих умения обучать физическим упражнениям посредством
формирования внутренней позиции уверенности в необходимости здорового
образа жизни. Следовательно, проблема физического воспитания переходит в
плоскость научного обоснования, развития и становления качественно
новых, более тонких и гибких отношений общения между учителем и
учеником.
Таким образом, развитие творчества в подобных своеобразных видах
отношений, возникающих в процессе создания личностно ориентированной
ситуации
на
уроке
физкультуры
между
учителем
и
учениками,
рассматривается как возможность для культурного изменения мотиваций.
Общая цель - это воспитание разносторонне развитой, творческой
личности, определяемая особой атмосферой общения, появляющейся в
процессе овладения детьми различными видами спортивной деятельности. В
ходе
уроков
физической
культуры
творческий
потенциал
сознания
востребуется очень редко. Зачастую педагоги ссылаются на важность
научить детей выполнять упражнения, где творчество попросту неуместно.
Но творчество является необходимой составляющей в игровых видах
спорта,
наиболее
интересных
для
обучающихся.
По
традиции
не
используется обращение педагога к аспекту физической культуры сознания.
А именно, он состоит в наличии предпосылок понимания личностью многих
преимуществ, которые есть у физически развитого и сильного человека по
отношению к другим людям.
Большую
опасность
в
плане
нравственного
здоровья
и
нецивилизованного понимания физкультуры представляют старшеклассники,
более сильные физически и наименее сильные в своем умственном развитии.
В подобном случае происходит мотивационная переакцентуация смысла
образования, благодаря чему внимание обращается на развитие только
физических
качеств,
а
познавательно-смысловой
сектор
сознания
не
работает. Чаще всего, такая группа малочисленна, однако ее представители
не
участвуют
в
спортивных
специализациях.
Они
предпочитают
специализироваться на явном проявлении силы, устанавливая, таким
образом, свое неявное господство над более слабыми учениками, а в редких
случаях и над учителями.
Цивилизованность может быть воспитана, если учителю удается
поставить частную цель для каждого урока, ориентирующую и учителя, и
учеников на создание условий для востребования деятельности личностных
структур сознания обучающихся.
Частная цель – это поэтапное и вариативное изменение мотивации
занятий физкультурой.
Определение принципов, свойственных для построения технологии:
принцип личностной деятельности - ориентация на деятельность личностных
структур сознания, наиболее значимых в контексте поставленных целей
(мотивирование,
цивилизованная
автономность,
смыслотворчество);
принципы субъектного контроля, самореализации в творчестве, открытости
учебно-воспитательной
информации,
диалогичности,
нравственности
убеждающей коммуникации, неявной педагогической этнокультуры.
Выбор условий:
а) для востребования ценностно-смыслового компонента сознания –
необходимо изменить речевые стратегии, сменить курс к нравственности
автора информации о спортивных идеалах, создать ситуацию выбора на
основе предложения альтернатив и т.д.;
б) для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания
– требуется дополнить интуицией недостаток в объективной информации,
принять решение в процессе обсуждения той или иной проблемы, учесть
влияние педагогического решения на настроение учеников, поощрение и
развитие „малых талантов “.
Разработка содержания. Развитый самоконтроль - это важнейший
пункт в развитии всех остальных компонентов мотивации достижения
высокого
уровня
физической
культуры
сознания
старшеклассников.
Опосредованно самоконтроль проявляется в личностной структуре сознания
- мотивировании, определяя деятельность всех других личностных структур.
Создание среды общения, поддерживающей самоуправление личности,
становится возможным при использовании технологии ненасильственной
коммуникации М. Розенберга. Созданию совместного творческого поиска
способствует обретение личностного смысла содержащейся в общении
информации, когда две стороны образовательного процесса объединяются в
единое целое. Подобные ситуации можно выстраивать на уроках. В качестве
содержания для их построения использовались ценностно-смысловые и
ценностно-эмоциональные
компоненты
педагогических
условий,
развернутые в конкретные приемы оказания педагогической поддержки для
приобретения обучающимися нового опыта общения.
Организация средств воспитания. Технология с организационной
стороны представлена следующими этапами деятельности педагога с целью
помочь
ученикам
в
решении
проблем:
диагностический,
поисковый,
договорный, деятельностный, рефлексивный. Эти этапы, наполненные новым
содержанием (преобразованными в приемы педагогическими условиями
формирования основ самоорганизации), составляют целостный алгоритм, на
который следует ориентироваться.
Диагностика - выявление и фиксация факта, сигнала о проблеме:
отсутствие ориентации, наличие трудностей, недостаточность способностей
и качеств, внешние препятствия. Цель диагностического этапа заключается в
том, чтобы ученик осознал суть проблемы ("прояснение сущности",
вынесение
за
скобки
несущественного),
проявление
ценностных
противоречий (коллизийность сознания) и собственных смыслов (смысло-
творческая функция сознания).
Одним
из
средств
оказания
поддержки
является
вербализация
проблемы: важно помочь ученику озвучить то, что его беспокоит, какую роль
играет в его жизни сложившаяся ситуация, как он к ней относится и почему
именно сейчас требуется решение этой проблемы.
Также важным средством воспитания является совместная оценка
проблемы и ее значимости для школьника. Задача педагога на этом этапе:
помочь школьнику проговорить самому проблему. Важность этой задачи
основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые
установили, что самостоятельная вербализация (словесное оформление)
постановки
проблемы
школьником
обеспечивает
более
успешное
ее
разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог за школьника
формулирует его проблему. Важно, чтобы обучающийся был согласен на
помощь и поддержку в каждой конкретной ситуации.
Поисковый – совместная организация ученика и педагога для поиска
причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения
(или преодоления); взгляд на ситуацию с различных точек зрения. Цель
поискового этапа заключается в оказание поддержки и принятие учеником на
себя
ответственности
за
возникновение
и
решение
проблемы
с
использованием
данных
диагностического
этапа
(определение
фокуса
самоконтроля); помощь в выявлении затруднений, с полным их анализом.
Для обсуждения возможных последствий ситуации педагог должен
уметь предугадать то, что произойдет в ближайший и отдаленный период,
если действовать или пустить все на самотек. Поисковый этап предполагает и
поддержку в определении цели предстоящего выбора - по ходу выявления
фактов и причин появляются предварительные "рабочие" выводы и способы
достижения цели, как выхода из проблемы.
Договорный
-
проектирование
действий
педагога
и
ученика
(разделение функций и ответственности по решению проблемы, например -
прием уточнения сущности и смысла, привлекательных образцов физической
развитости). В соответствии с алгоритмом педагогической поддержки, этот
прием развивает позиции поискового этапа в направлении решения
проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной
основе. Ориентация на способность ученика самостоятельно преодолевать
трудности открывает путь к проектированию своих действий. Желание
ученика самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы
нравственного
самоопределения
является
важным
результатом
педагогической работы.
Деятельностный - для успешного разрешения ситуации педагог должен
поддерживать ученика и морально-психологически, и, если надо, прямо
защищать его интересы и права перед одноклассниками, родителями,
учителями, администрацией, если это связано с обеспечением безопасности
на пути самостоятельного действия. Выход из проблемы нравственного
выбора требует привлечения новых примеров, выступающих в двух
качествах: поддержки или "расшатывания" избранной позиции.
Прием „расшатывания“ избранной позиции определяется внесением
в описание действий образца для подражания элементов неявных, зачастую
негативных
характеристик,
присутствующих
в
поведении
„героев“.
Ученикам предлагается построить модель дальнейшего развития ситуации,
где были бы видны все последствия действий, будь они на месте любого
участника. Это важно для формирования позиции устойчивости или отказа
от избранного образца.
Рефлексивный – этап, на котором происходит совместное с учеником
обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация
фактов
разрешимости
или неразрешимости
проблемы
для
ее
переформулировки, осмысления учеником и педагогом новых приемлемых
вариантов самоопределения. В ходе рефлексии могут открыться невидимые
раньше
причины
и
обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого
самоопределения.
Совместно обсуждая со школьником путь к разрешению проблемы,
выделяют
основные
моменты,
доказывающие
правильность
или
ошибочность спроектированных действий. Особое внимание уделяется
чувствам и эмоциям старшеклассников, оказывается поддержка посредством
выражения собственных чувств. Учитель создает условия, в которых
старшеклассник анализирует свои действия, самостоятельно оценивает их
как способ действий, так и достигнутый результат. Важно помогать ученику
замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг
него. Рефлексивный этап может быть выделен в самостоятельный, но может
и пронизывать всю деятельность поддержки.
Приведенная структура способствует пониманию и преобразованию
учителем своей роли в оказании педагогической поддержки по развитию
ценностно-смысловой сферы сознания обучающихся средствами урока
физической культуры. Одновременно она приближает и старшеклассников к
новому пониманию смысла занятий физической культурой не только как
средства укрепления здоровья и развития физических возможностей, но и как
средства, способствующего становлению нравственного здоровья личности.
Положительной в содержании разработанных программ является
возможность
поиска
учителем
альтернативных
средств
и
приемов
организации занятий на основе своего вида спорта с целью повышения
эффективности
физического
воспитания.
К
отрицательной
стороне
содержания данных программ относится сокращение времени на изучение
базовых основ из разделов легкой атлетики, подвижных игр, гимнастики,
необходимых для гармоничного физического развития школьников.
Н.Н. Кострова считает, что изучение избранного вида спорта на уроках
физической культуры должно быть нацелено, прежде всего, на подготовку к
предстоящим соревнованиям
(к
внутришкольным
соревнованиям
по
баскетболу),
все
выполняемые
ими
физические
упражнения
будут
восприниматься как личностно-значимые, а урок физической культуры как
тренировка, направленная на подготовку к предстоящим соревнованиям,
определяющим
содержание,
средства
и
методы
учебной
работы,
обусловливающим заинтересованное отношение обучающихся к занятиям
физической культурой, отражающим эффективность и результативность
образовательного процесса по предмету «Физическая культура». Такого же
мнения придерживаются в своих исследованиях Г.Л. Драндров, П.К. Дуркин,
авторы отмечают, что когда обучающихся предчувствуют приближающиеся
соревнования, это повышает у них ответственность за решение учебных
задач, что важно для формирования положительной мотивации к занятиям
физической культурой. При этом каждого обучающегося нацеливают на
определенный индивидуальный, доступный результат, достижение которого
должно расцениваться как успех, как победа над собой. Следовательно,
появляется внутренняя мотивация (вдохновение успехом), определяющая
интерес к занятиям физической культурой. Авторы подчеркивают, что, чем
конкретнее сформулирована цель для обучающихся, тем больше это
стимулирует их к проявлению активности.
Б.Н. Найденов экспериментально показал, что разработанная им
методика организации занятий по физической культуре для обучающихся 5-9
классов, учитывающая их спортивные интересы, оказала благоприятное
воздействие на динамику показателей ценностного отношения обучающихся
к занятиям физической культурой, ведению здорового образа жизни и
развитие физических качеств: силы, быстроты, скоростно-силовых качеств,
гибкости, выносливости.
Д.А.Мельников
разработал
учебную
программу
физического
воспитания для обучающихся 9-11 классов по туристскому многоборью,
который
входит
в
базовый
компонент
содержания
программы.
Организационно-методические особенности реализации этой программы
определены в учебном процессе.
В.К. Бальсевичем были сформулированы принципы организации
спортивно-ориентированного
физического
воспитания
в
общеобразовательной
школе:
принцип
гармоничности
личности
обучающихся – воспитание в учебном процессе физического воспитания
нравственных,
интеллектуальных,
эстетических,
этических,
коммуникативных ценностей физической культуры; принцип свободы
выбора
–
организация
учебного
процесса
физического
воспитания
обучающихся должна обеспечить освоение каждым из них ценностей
физической культуры в соответствии с его способностями, потребностями и
интересами, уровнем физической подготовленности и физического развития;
принцип использования на практике эффективных технологий, спортивной и
оздоровительной
направленности
для
управления
процессом
целенаправленного изменения состояния морфофункциональных систем
обучающихся; принцип здоровьеформирования – формирование здоровья
обучающихся одна из приоритетных задач физического воспитания; принцип
социальной
активности
и
толерантности
–
усвоение
обучающимися
ценностей физической культуры, выполнения упражнений в индивидуальной
и коллективной формах.
В ходе анализа современных программ спортизации физического
воспитания были отмечены как их положительные, так и отрицательные
стороны. Положительным является то, что все больше и больше авторов
сходятся
в
понимании
необходимости
переориентации
современной
спортивной культуры с основной задачи на достижение спортивных успехов
на задачу сохранения здоровья занимающихся, повышения интереса к
занятиям физической культурой. Спортизация физического воспитания дает
возможность творческого использования методов организации учебно-
тренировочного
процесса
в
общеобразовательных
учреждениях,
ориентированного
на
каждого
обучающегося,
вида
спортивной,
общефизической или оздоровительной тренировки. Отрицательной стороной
является наличие таких недостатков, как решение задач по развитию у
обучающихся физических качеств.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии старшеклассника. // Современные
психологические проблемы высшей школы. - СПб., 2004. - Выпуск 2. - С.89-
91.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы
психологии личности. - М., 2004. - С.122.
3. Бальсевич
В.К.
Концепция
альтернативных
форм
организации
физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 3. – С. 20–24.
4. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2004.
5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту: Сборник статей. -
М.: Физкультура и спорт, 1985. - 81с.
6. Выготский Л.C. Избранные психологические исследования. Качества
личности. - М., 1956. - С. 446-448.
a. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и
спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр „Академия“, 2002. - 288 с.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - Физкультура и спорт, 1986. -
С. 56-78.
8. Драндров, Г.Л. Формирование спортивной мотивации как психолого-
педагогическая проблема / Г.Л. Драндров, Е.Б. Кузьмин, Ю.П. Денисенко //
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической
культуры и спорта. – 2009. – № 4 (13). – С 87-93.
9. Дуркин
П.К.,
Лебедева
М.П.
Физическая
культура
//Научно-
методический журнал. – 2005, № 6.
10.
Ильин А.А., Марченко К.А., Капилевич Л.В., Давлетьярова К.В.
Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой //
Вестник Томского государственного университета, 2012. – № 360.
11.
Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. -
М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
12.
Кардялис,
К.К.
Пути
повышения
физической
активности
студентов Текст. / К.К. Кардялис // Теория и практика физ. культуры. 1984.-
№10. -С.46-47.
13.
Кострова H.H. Отношение учащихся подросткового возраста к
здоровью и здоровому образу жизни /HH Кострова/ Физическое воспитание
студентов педагогических учебных заведений: опыт, проблемы, перспективы
сб науч тр / Чуваш, гос пед ун-т, науч ред. ВП. Симень. – Чебоксары: Чуваш
гос пед ун-т, 2007. - С. 54-57.
14.
Лубышева,
Л.И.
Современный
ценностный
потенциал
физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью /
Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры 1997. - № 6. - С.
10-15.
15.
Лубышева,
Л.И.
Спортивно
ориентированное
физическое
воспитание образовательный и социальный аспекты / Л.И. Лубышева //
Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 3. - С. 19-22.
a. Маркова А.К Формирование мотивации учения: Кн. для учителя М.:
Просвещение, 1990. - 192 с. - (Психол. наука - школе).
16.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие
для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - С.
140- 155.
17.
Мельников,
Д.А.
Оценка
эффективности
образовательной
программы
с
элементами
спортивно
ориентированного
физического
воспитания учащихся 9-11 классов на примере туристского многоборья / Д.А.
Мельников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –
2009. - №1. – С. 46.
18.
Мудрик
А.В.
О
воспитании
старшеклассников.
-
М.:
«Просвещение», 1976. - 174 с.
19.
Попов
А.В,
Широков
К.Р.,
Уманский
Д.С.
Методика
преподавания физической культуры. - М.: «Знание», 2014. – 374с.
20.
Теоретическая подготовка юных спортсменов: Пособие для
тренеров ДЮСШ. - М: Физкультура и спорт, 2011. - С. 104-109.
a. Тер-Ованесян А.А. Спорт. Обучение, тренировка, воспитание. - М.:
Физкультура и спорт, 2007. - 208 с.
21.
Уколов А.В., Жильцова Т.Е. К вопросу о проблеме привлечения
подростков старшего школьного возраста к занятиям физической культурой
и спортом // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 581-583.
22.
Уэйнберг Р. Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической
культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001.
23.
Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.:
Физкультура и спорт, 1985. - С. 55-65, 90, 244-249.
24.
Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического
воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической
культуры. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
25.
Шуткин
С.Н.
Педагогические
условия
воспитания
основ
самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2013.