Автор: Баздырева Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Пригородненская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области
Населённый пункт: сл. Пригородняя
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»
Раздел: среднее образование
Урок родной литературы в 9 классе
Тема «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа
И. Бунина «Красавица»
Цель: формирование читательской грамотности через сопоставительный анализ
рассказа И. Бунина «Красавица» с другими произведениями.
Задачи:
1. Создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения
идейного содержания и нравственной проблематики;
2. Развивать умение сравнивать, обобщать полученную информацию, учить
понимать смысл поступков персонажей, видеть взаимосвязь событий и характеров;
3. Воспитывать общечеловеческие ценности, интерес к чтению классической
литературы
Планируемые результаты
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие
познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием
различных источников информации.
Метапредметные
Познавательные:
совершенствование
умения
на
основе
прочитанного
текста
самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты текста и строить речевое
высказывание.
Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение
осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений
осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные
связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог,
работать в группе и принимать точку зрения других.
Предметные:
В познавательной сфере:умение анализировать произведение в единстве формы и
содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании
характеров героев произведении
В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным
ценностям русской литературы, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной,
развитие умения оценить поступки героев ,определение актуальности произведения для
читателей разных поколений.
В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста,
умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над
текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).
В эстетической сфере: выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих
интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции
Оборудование: презентация, рассказ А. Бунина «Красавица», отрывки из
произведений А. С. Пушкина, М. Шолохова, притча Е. Понкратовой.
Ход мастер-класса
1.Мотивация
Учитель:-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Я
уверена, что он обогатит вас духовно. Я хочу, чтобы вы проявили и показали себя с
лучшей стороны. Я приглашаю вас на откровенный разговор. Ребята, рассуждая по
поводу прочитанного, помните, что литература действует на каждого из нас сугубо
индивидуально, поэтому с уважением относитесь к различным точкам зрения.
2.Актуализация знаний
Сегодня мы обратимся к русской классике- особенной классике, имеющей
собственный колорит. Чем глубже погружаешься в неё, тем интереснее она
становится. Ребята, общеизвестно, что уроки литературы -это уроки жизни. Сегодня
мы будем рассуждать об общечеловеческих ценностях ,сеять вечное, доброе .Я хочу
вас предостеречь от жизненных ошибок, будьте внимательны, вникайте в каждое
слово.
3.Стадия вызова
Учитель: -Посмотрите на экран. Прочтите данное высказывание.
Ученик :-Всё познаётся в сравнении
Учитель:-Это крылатое выражение принадлежит французскому философу Рене
Декарту. Как вы его понимаете?
Ученик:-.Лучшие и худшие свойства, признаки, качества познаются в сопоставлении
с чем-то или с кем-то.
Учитель: -Хорошо. Возможно, у кого-то есть предположение, о чём мы будем
рассуждать на уроке?
Ученик: - Мы будем проводить сравнительный анализ
Учитель- Правильно. Мы сегодня будем изучать произведение одного из лауреатов
Нобелевской премии по литературе. Выберите из предложенных классиков того, кто
удостоился этой престижной награды.
1.А.Куприн 2 И. Бунин 3 В.Распутин 4. Б.Васильев 5.Ю.Бондарев
Ученик: - Лауреат Нобелевской премии - И. Бунин
Учитель- Ребята, мы продолжим изучать творчество Ивана Алексеевича Бунина.
Рассказ, с которым нас предстоит познакомиться, написан им в 1940 году. Его по праву
можно причислить к шедеврам бунинской прозы. Запишите тему урока «Сопоставление
как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»
Учитель - Сформулируйте цель урока.
Ученик: - Цель нашего урока – выявить главную идею произведения посредством
сравнительного анализа.
Учитель читает рассказ( на парте лежат тексты)
Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери
воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой,
высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел
сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко
сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.
Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но
и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли
за него такие?
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала
вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у
него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии
бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас
после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую
комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он
каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:
— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке,
который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной,
совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня
в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом
читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме,
смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе
постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин
сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.
4.Стадия осмысления.
Учитель: - Какое впечатление произвела на вас «красавица»?
Ученик: -Она вызвала отвращение.
Учитель: - Опишите главную героиню.
Ученик: - Красивая, молоденькая, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета.
Учитель: -Это внешние данные. А на что ещё обращает внимание писатель?
Ученик: - Она знала себе цену.
Учитель: - Каково значение этого фразеологизма?
Ученик: - Такой человек по достоинству оценивает себя.
Учитель: - Какие же у неё были достоинства?
Ученик: - Внешняя красота, да и только.
Учитель: - С позиции моего жизненного опыта я могу сказать, что люди, знающие
себе цену, часто бывают самонадеянными, беспринципными и бездушными. Найдите в
тексте слова, подтверждающие мою мысль.
Ученик: -Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу,
на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в
коридоре.
Учитель: - Каким образом она превратила ласкового, весёлого мальчика в забитое
существо?
Ученик: - Перевела спать из отцовской спальни на диванчик, потом поместила на пол,
не наводила порядок, поэтому мальчику приходилось самому прибирать и стелить
постельку.
Учитель: -Я хочу ввести новый для вас литературоведческий термин. Откройте
тетрадь и запишите. Оксюморон –остроумное сопоставление противоречащих
понятий, пародокс.
Учитель:-В нашем рассказе встречается данный троп. Найдите его.
Ученик:- Она спокойно возненавидела его.
Учитель: . Какова его роль?
Ученик: - Она не рукоприкладствовала, не унижала мальчика, но её искусно
выбранный метод- страшное равнодушие- сыграл роковую роль: ребёнок боялся
сказать слова, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме
Учитель: - Найдите ключевые слова, помогающие понять глубину жизненной
трагедии ребёнка.
Ученик:- И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно
самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной,
незаметной, одинаковой изо дня в день.
Учитель: - Ребята, красавица искалечила жизнь ребёнку, убив всё живое в нём. Вы
согласны со мной?
Ученик:- Да Даже самые идеальные черты лица не смогут скрыть душевной пустоты,
которая в конце концов отталкивает людей.. Настоящая красота-внутренняя, она идёт
от всего сердца, в котором живет любовь.
Учитель:-Внимание ! На экран. - Кому принадлежат эти слова? Как называется это
произведение?
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
Ученик: -Эти строчки из пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»
Учитель: - Как этот отрывок связан с нашей темой?
Ученик: - Он имеет непосредственное отношение к главной идее рассказа Бунина
«Красавица». И в сказке, и в рассказе схожи сюжеты: царь и чиновник женились во
второй раз на бездушных красавицах.
Учитель: - В чём заключается различие в изображении образа царицы и красавицы?
Ученик: - Пушкин прямо и открыто заявляет об отрицательных качествах своей
героини, (горда, ломлива, своенравна и ревнива), в то время как Бунин даёт
возможность нам, читателям, исследовать самостоятельно внутренний мир персонажа.
Учитель: - В чём заключается сходство в изображении главных героинь?
Ученик : - Внешне привлекательные люди бывают отвратительны, если они лишены
внутренней красоты.
Учитель: - Да, в своих произведениях и Пушкин, и Бунин показывают несоответствие
внешней и внутренней красоты.
Учитель:-_А сейчас прочтите эпизод из рассказа «Судьба человека» (выведено на
экране)
На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной.
Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный.
Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на
элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с
крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что
меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю,
что я, мол, человек бывалый и все знаю.
Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» —
«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не
помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?»
— «А где придется».
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам
порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то
светло.Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»
Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».
Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в
лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит: «Папка родненький! Я знал! Я
знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня
найдешь!»
Учитель: - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Вани?
Ученик: - Война искалечила их судьбы, отняла самое дорогое – родных людей.
Учитель: - Почему же ребёнок доверился незнакомому человеку?
Ученик: - Дети очень чувствительны, они льнут к тем, у кого в сердце горит огонь
доброты.
Учитель: - Соотнесите этот эпизод с рассказом И. Бунина «Красавица». Сравните
поведение женщины и мужчины, рядом с которыми оказались чужие дети.
1 ученик: - В рассказе Бунина главная героиня красива внешне, но убога внутренне,
она бессердечна, в ней отсутствует человечность.
2 ученик : - А Андрей Соколов не обладал привлекательной внешностью, он
обычный, такой, как многие, но Андрей Соколов в нечеловеческих условиях смог
сохранить самое драгоценное – живую душу, способную дарить тепло, радость, заботу
и любовь.
Учитель: - А сейчас я вам предлагаю прочитать притчу современной поэтессы Елены
Понкратовой «О внешней и внутренней красоте»
– Скажи, кума, – сказала мышь соседке.
Вот ты – стара и зубы стали редки,
И хвост облез, и шёрстка не блестит.
Со всех сторон – обычный, серый вид.
Ну почему, тебя все уважают
И даже, красотою наделяют?
Так в чём, ты мне ответь, твоя краса?
Морщины и седые волоса!
А я – и пудрю свой прелестный носик,
И украшаю ярким бантом хвостик.
Да и сама собою неплоха –
Смотри, какие броские меха!
Меня ж никто красоткой не зовёт.
Лишь кралей, если очень повезёт.
За что, скажи, тебе такая милость,
И есть ли в этом мире справедливость?
Неужто возле нас одни слепцы?
Иль, может быть, невежды и глупцы?
– Голубушка, – соседка отвечает.
Меня мой возраст вовсе не смущает.
Хоть внешней красотой я не блещу,
Зато не злюсь, на ближних не ропщу
И каждому стараюсь помогать.
А все обиды сразу забывать.
Не тот хорош, кто мордочкой смазлив,
А тот – кто сердцем светел и учтив.
5.Самостоятельная работа.
Учитель:-Ответьте на вопрос: « Как эта притча связана с темой нашего урока?»
(учитель выслушивает мнения обучающихся_)
Учитель:- Да,в данной притче речь идёт о внешней и внутренней красоте. Истинная
красота- душевная красота, идущая от сердца. Красота без души, без внутреннего огня
и любви- это ничто, это самообман.
Учитель:-Ребята, сегодня на уроке мы рассуждали о внешней и внутренней красоте.
Посмотрите на экран. Что вы можете сказать?
1.
А. С. Пушкин – 19 век.
2.
И. Бунин, М. Шолохов – 20 век.
3.
Е. Понкратова – 21 век.
Ученик:-. И Пушкина, жившего в 19 веке, Бунина и Шолохова, творивших в 20 веке, и
Понкратову, современную поэтессу, волновала вечная тема красоты. В один голос они
утверждали: без внутренней красоты человека его внешняя обречена на разложение и
деградацию.
Учитель:-Да, наблюдается преемственность в литературе.-Что означает этот процесс?
Ученик:-Это обращение писателей и поэтов к наследию своих предшественников.
Учитель:
-Ребята, вы стоите на пороге взрослой жизни. Дорога жизни - это трудная
дорога, приходится делать выбор на каждом её перекрёстке. По какой дороге идти, к
какому полюсу стремиться, зависит от вас. Хочется вам напомнить о том, что настоящая
красота живёт в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках. Принимая какое-
либо решение, помните: не всё, что дивно так снаружи, настоль прекрасно и внутри.
6.Домашняя работа:
Учитель:-Представьте, что вы встретились с этой женщиной из рассказа, и она
согласилась выслушать вас. Запишите в виде диалога ваш разговор. Не забывайте о
том, что вы не должны предъявлять к собеседнику требований, оскорблять его.
Помните о культуре поведения во время беседы.
7. Рефлексия
Учитель:- -Какая информация была для вас новой?
-Какие идеи были наиболее значимыми? Почему?
6. Использованная литература
1.Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в
школе: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников.Смоленск,1976
2.Бунин. И. А. Собрание сочинений в 9 томах. Т.7. М.: Художественная литература.
(М.),1966.
3.Шолохов.М.А.Рассказы.М.: Сов.Россия,1981.
4.Пушкин А.С. Сказки Пушкина. Издательство «Малыш»,1989.