Напоминание

«Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»


Автор: Баздырева Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Пригородненская средняя общеобразовательная школа" Щигровского района Курской области
Населённый пункт: сл. Пригородняя
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»
Раздел: среднее образование





Назад




Урок родной литературы в 9 классе

Тема «Сопоставление как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа

И. Бунина «Красавица»

Цель: формирование читательской грамотности через сопоставительный анализ

рассказа И. Бунина «Красавица» с другими произведениями.

Задачи:

1. Создать условия для формирования умения анализировать текст с точки зрения

идейного содержания и нравственной проблематики;

2. Развивать умение сравнивать, обобщать полученную информацию, учить

понимать смысл поступков персонажей, видеть взаимосвязь событий и характеров;

3. Воспитывать общечеловеческие ценности, интерес к чтению классической

литературы

Планируемые результаты

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств, развитие

познавательной активности и интереса к изучаемому произведению с использованием

различных источников информации.

Метапредметные

Познавательные:

совершенствование

умения

на

основе

прочитанного

текста

самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты текста и строить речевое

высказывание.

Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение

осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений

осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные

связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог,

работать в группе и принимать точку зрения других.

Предметные:

В познавательной сфере:умение анализировать произведение в единстве формы и

содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании

характеров героев произведении

В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным

ценностям русской литературы, понимание авторской позиции и соотнесение её с личной,

развитие умения оценить поступки героев ,определение актуальности произведения для

читателей разных поколений.

В коммуникативной сфере: осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста,

умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над

текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).

В эстетической сфере: выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих

интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции

Оборудование: презентация, рассказ А. Бунина «Красавица», отрывки из

произведений А. С. Пушкина, М. Шолохова, притча Е. Понкратовой.

Ход мастер-класса

1.Мотивация

Учитель:-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Я

уверена, что он обогатит вас духовно. Я хочу, чтобы вы проявили и показали себя с

лучшей стороны. Я приглашаю вас на откровенный разговор. Ребята, рассуждая по

поводу прочитанного, помните, что литература действует на каждого из нас сугубо

индивидуально, поэтому с уважением относитесь к различным точкам зрения.

2.Актуализация знаний

Сегодня мы обратимся к русской классике- особенной классике, имеющей

собственный колорит. Чем глубже погружаешься в неё, тем интереснее она

становится. Ребята, общеизвестно, что уроки литературы -это уроки жизни. Сегодня

мы будем рассуждать об общечеловеческих ценностях ,сеять вечное, доброе .Я хочу

вас предостеречь от жизненных ошибок, будьте внимательны, вникайте в каждое

слово.

3.Стадия вызова

Учитель: -Посмотрите на экран. Прочтите данное высказывание.

Ученик :-Всё познаётся в сравнении

Учитель:-Это крылатое выражение принадлежит французскому философу Рене

Декарту. Как вы его понимаете?

Ученик:-.Лучшие и худшие свойства, признаки, качества познаются в сопоставлении

с чем-то или с кем-то.

Учитель: -Хорошо. Возможно, у кого-то есть предположение, о чём мы будем

рассуждать на уроке?

Ученик: - Мы будем проводить сравнительный анализ

Учитель- Правильно. Мы сегодня будем изучать произведение одного из лауреатов

Нобелевской премии по литературе. Выберите из предложенных классиков того, кто

удостоился этой престижной награды.

1.А.Куприн 2 И. Бунин 3 В.Распутин 4. Б.Васильев 5.Ю.Бондарев

Ученик: - Лауреат Нобелевской премии - И. Бунин

Учитель- Ребята, мы продолжим изучать творчество Ивана Алексеевича Бунина.

Рассказ, с которым нас предстоит познакомиться, написан им в 1940 году. Его по праву

можно причислить к шедеврам бунинской прозы. Запишите тему урока «Сопоставление

как основной приём раскрытия идейного замысла рассказа И. Бунина «Красавица»

Учитель - Сформулируйте цель урока.

Ученик: - Цель нашего урока – выявить главную идею произведения посредством

сравнительного анализа.

Учитель читает рассказ( на парте лежат тексты)

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери

воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой,

высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел

сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко

сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий.

Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но

и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли

за него такие?

И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала

вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у

него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии

бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас

после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую

комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он

каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной:

— Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке,

который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной,

совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня

в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом

читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме,

смотрит в окна... Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе

постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин

сундук. Там спрятано и все остальное добришко его.

4.Стадия осмысления.

Учитель: - Какое впечатление произвела на вас «красавица»?

Ученик: -Она вызвала отвращение.

Учитель: - Опишите главную героиню.

Ученик: - Красивая, молоденькая, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета.

Учитель: -Это внешние данные. А на что ещё обращает внимание писатель?

Ученик: - Она знала себе цену.

Учитель: - Каково значение этого фразеологизма?

Ученик: - Такой человек по достоинству оценивает себя.

Учитель: - Какие же у неё были достоинства?

Ученик: - Внешняя красота, да и только.

Учитель: - С позиции моего жизненного опыта я могу сказать, что люди, знающие

себе цену, часто бывают самонадеянными, беспринципными и бездушными. Найдите в

тексте слова, подтверждающие мою мысль.

Ученик: -Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему, Настя, на полу,

на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в

коридоре.

Учитель: - Каким образом она превратила ласкового, весёлого мальчика в забитое

существо?

Ученик: - Перевела спать из отцовской спальни на диванчик, потом поместила на пол,

не наводила порядок, поэтому мальчику приходилось самому прибирать и стелить

постельку.

Учитель: -Я хочу ввести новый для вас литературоведческий термин. Откройте

тетрадь и запишите. Оксюморон –остроумное сопоставление противоречащих

понятий, пародокс.

Учитель:-В нашем рассказе встречается данный троп. Найдите его.

Ученик:- Она спокойно возненавидела его.

Учитель: . Какова его роль?

Ученик: - Она не рукоприкладствовала, не унижала мальчика, но её искусно

выбранный метод- страшное равнодушие- сыграл роковую роль: ребёнок боялся

сказать слова, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме

Учитель: - Найдите ключевые слова, помогающие понять глубину жизненной

трагедии ребёнка.

Ученик:- И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно

самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной,

незаметной, одинаковой изо дня в день.

Учитель: - Ребята, красавица искалечила жизнь ребёнку, убив всё живое в нём. Вы

согласны со мной?

Ученик:- Да Даже самые идеальные черты лица не смогут скрыть душевной пустоты,

которая в конце концов отталкивает людей.. Настоящая красота-внутренняя, она идёт

от всего сердца, в котором живет любовь.

Учитель:-Внимание ! На экран. - Кому принадлежат эти слова? Как называется это

произведение?

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива

Ученик: -Эти строчки из пушкинской «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Учитель: - Как этот отрывок связан с нашей темой?

Ученик: - Он имеет непосредственное отношение к главной идее рассказа Бунина

«Красавица». И в сказке, и в рассказе схожи сюжеты: царь и чиновник женились во

второй раз на бездушных красавицах.

Учитель: - В чём заключается различие в изображении образа царицы и красавицы?

Ученик: - Пушкин прямо и открыто заявляет об отрицательных качествах своей

героини, (горда, ломлива, своенравна и ревнива), в то время как Бунин даёт

возможность нам, читателям, исследовать самостоятельно внутренний мир персонажа.

Учитель: - В чём заключается сходство в изображении главных героинь?

Ученик : - Внешне привлекательные люди бывают отвратительны, если они лишены

внутренней красоты.

Учитель: - Да, в своих произведениях и Пушкин, и Бунин показывают несоответствие

внешней и внутренней красоты.

Учитель:-_А сейчас прочтите эпизод из рассказа «Судьба человека» (выведено на

экране)

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной.

Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный.

Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на

элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с

крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что

меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю,

что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Опрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» —

«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не

помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?»

— «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам

порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то

светло.Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?»

Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в

лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит: «Папка родненький! Я знал! Я

знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня

найдешь!»

Учитель: - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Вани?

Ученик: - Война искалечила их судьбы, отняла самое дорогое – родных людей.

Учитель: - Почему же ребёнок доверился незнакомому человеку?

Ученик: - Дети очень чувствительны, они льнут к тем, у кого в сердце горит огонь

доброты.

Учитель: - Соотнесите этот эпизод с рассказом И. Бунина «Красавица». Сравните

поведение женщины и мужчины, рядом с которыми оказались чужие дети.

1 ученик: - В рассказе Бунина главная героиня красива внешне, но убога внутренне,

она бессердечна, в ней отсутствует человечность.

2 ученик : - А Андрей Соколов не обладал привлекательной внешностью, он

обычный, такой, как многие, но Андрей Соколов в нечеловеческих условиях смог

сохранить самое драгоценное – живую душу, способную дарить тепло, радость, заботу

и любовь.

Учитель: - А сейчас я вам предлагаю прочитать притчу современной поэтессы Елены

Понкратовой «О внешней и внутренней красоте»

– Скажи, кума, – сказала мышь соседке.

Вот ты – стара и зубы стали редки,

И хвост облез, и шёрстка не блестит.

Со всех сторон – обычный, серый вид.

Ну почему, тебя все уважают

И даже, красотою наделяют?

Так в чём, ты мне ответь, твоя краса?

Морщины и седые волоса!

А я – и пудрю свой прелестный носик,

И украшаю ярким бантом хвостик.

Да и сама собою неплоха –

Смотри, какие броские меха!

Меня ж никто красоткой не зовёт.

Лишь кралей, если очень повезёт.

За что, скажи, тебе такая милость,

И есть ли в этом мире справедливость?

Неужто возле нас одни слепцы?

Иль, может быть, невежды и глупцы?

– Голубушка, – соседка отвечает.

Меня мой возраст вовсе не смущает.

Хоть внешней красотой я не блещу,

Зато не злюсь, на ближних не ропщу

И каждому стараюсь помогать.

А все обиды сразу забывать.

Не тот хорош, кто мордочкой смазлив,

А тот – кто сердцем светел и учтив.

5.Самостоятельная работа.

Учитель:-Ответьте на вопрос: « Как эта притча связана с темой нашего урока?»

(учитель выслушивает мнения обучающихся_)

Учитель:- Да,в данной притче речь идёт о внешней и внутренней красоте. Истинная

красота- душевная красота, идущая от сердца. Красота без души, без внутреннего огня

и любви- это ничто, это самообман.

Учитель:-Ребята, сегодня на уроке мы рассуждали о внешней и внутренней красоте.

Посмотрите на экран. Что вы можете сказать?

1.

А. С. Пушкин – 19 век.

2.

И. Бунин, М. Шолохов – 20 век.

3.

Е. Понкратова – 21 век.

Ученик:-. И Пушкина, жившего в 19 веке, Бунина и Шолохова, творивших в 20 веке, и

Понкратову, современную поэтессу, волновала вечная тема красоты. В один голос они

утверждали: без внутренней красоты человека его внешняя обречена на разложение и

деградацию.

Учитель:-Да, наблюдается преемственность в литературе.-Что означает этот процесс?

Ученик:-Это обращение писателей и поэтов к наследию своих предшественников.

Учитель:

-Ребята, вы стоите на пороге взрослой жизни. Дорога жизни - это трудная

дорога, приходится делать выбор на каждом её перекрёстке. По какой дороге идти, к

какому полюсу стремиться, зависит от вас. Хочется вам напомнить о том, что настоящая

красота живёт в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках. Принимая какое-

либо решение, помните: не всё, что дивно так снаружи, настоль прекрасно и внутри.

6.Домашняя работа:

Учитель:-Представьте, что вы встретились с этой женщиной из рассказа, и она

согласилась выслушать вас. Запишите в виде диалога ваш разговор. Не забывайте о

том, что вы не должны предъявлять к собеседнику требований, оскорблять его.

Помните о культуре поведения во время беседы.

7. Рефлексия

Учитель:- -Какая информация была для вас новой?

-Какие идеи были наиболее значимыми? Почему?

6. Использованная литература

1.Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в

школе: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников.Смоленск,1976

2.Бунин. И. А. Собрание сочинений в 9 томах. Т.7. М.: Художественная литература.

(М.),1966.

3.Шолохов.М.А.Рассказы.М.: Сов.Россия,1981.

4.Пушкин А.С. Сказки Пушкина. Издательство «Малыш»,1989.



В раздел образования