Автор: Платонова Екатерина Николаевна
Должность: Ассистент кафедры «Дошкольное и дефектологическое образование»
Учебное заведение: факультет педагогики, психологии и социальных наук Педагогического института им. В.Г.Белинского Пензенского государственного университета
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных технологий в опыте работы логопедов и дефектологов в системе ДОО
Раздел: дошкольное образование
Платонова Е.Н., ассистент преподавателя
факультет педагогики, психологии и социальных наук
Педагогического института им. В.Г.Белинского
Пензенский государственный университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ОПЫТЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ В СИСТЕМЕ
ДОО
Аннотация.
Статья
посвящена
изучению
использования
нетрадиционных
технологий
в
коррекции
речевых
нарушений
детей
дошкольного возраста, а также обзору основных направлений и особенностей
реализации различных технологий. В связи с возрастающей потребностью в
применении современных методов и приёмов логопедической работы и
обеспечение внедрения различных средств в работу с дошкольниками
появляется необходимость в поиске эффективных методик. Преодоление
речевых
трудностей
открывает
перед
детьми
дошкольного
возраста
возможности полноценного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а
также развивает предпосылки к дальнейшему успешному обучению в школе.
Ключевые слова: Логопедические технологии, нетрадиционные
технологии, коррекция речи, дошкольный возраст, речевое развитие.
Согласно
федеральному
государственному
образовательному
стандарту дошкольного образования и основным его принципам работа с
дошкольниками предполагает определённую структурированность. Именно
поэтому необходимо «построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования».
В связи с возросшей актуальностью использования нетрадиционных
технологий в развитии речи и коррекции речевых нарушений детей
дошкольного возраста, можно утверждать, что расширение и углубление
знаний
педагогов
в
данной
области
будет
способствовать
высокой
результативности в работе детьми - дошкольниками.
В процессе разнообразной деятельности дети дошкольного возраста
активно вовлекаются в процесс общения. Навыки коммуникации помогают
воспитанникам детских садов в дальнейшем планировать свою деятельность,
обсуждать игровые действия, договариваться в процессе игры. Важность
использования
речевых
навыков
невозможно
переоценить,
поскольку
важный этап дошкольного возраста «строительство самого себя» приходится
именно
на
этот
период.
Без
речевого
взаимодействия
невозможно
полноценное освоение закономерностей, моральных установок, тенденций и
проявлений окружающего мира, структурированного и точного понимания
особенностей, свойств и характеристик предметов и явлений живой, неживой
природы.
Речь создает необходимые условия для развития различных форм
деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию и
регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного
возраста является важным условием успешного обучения в школе. В том
числе, развитие речевых навыков способствует реализации коммуникативной
функции, перехода наглядно - действенного мышления к более - сложному -
словесно - логическому типу мышления.
В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает.
Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в
речи, поэтому возникают необходимость в своевременной и эффективной
коррекционной работе.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они
отрицательно
влияют
на
все
психические
функции,
отражаются
на
деятельности ребенка, его поведении. Нарушения различных сторон речи в
будущем могут повлиять на полноценное и своевременное психическое
развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной
деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и
ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых
осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это
отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
В специальных журналах, в различных методических и научно-
популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи
представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в
дополнении к академическим методам.
Применение
данных
методов
коррекции
нельзя
рассматривать
самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего,
служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном
итоге,
улучшает
эффективность
коррекционного
воздействия.
Нетрадиционные
методы
воздействия
в
работе
логопеда
становятся
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения в речи.
Речь является для дошкольников формой общения и способом
коммуникации посредством языка. В процессе овладения речевой функцией
ребенок лучше понимает окружающих и открывает возможности для
познания себя самого. Овладение речью как инструментом общения со
сверстниками
и
взрослыми
позволяет
дошкольникам
комфортно
адаптироваться в окружающей среде, умело связывать слова в предложениях
и ясно высказывать свои мысли.
В связи с возрастающей численностью речевых нарушений среди детей
дошкольного возраста, а также необходимостью проведения своевременной
диагностики, коррекции и профилактики подобных нарушений, возникает
необходимость в индивидуальном подходе в исключительно каждом случае,
а
также
использование
современных
логопедических
технологий.
Логопедические технологии - это совокупность различных упражнений и
приемов, которые реализуются в определенной последовательности и
ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых
дефектов [2, c 23].
Использование разнообразных логопедических технологий позволяет в
короткие сроки скорректировать речевые нарушения детей дошкольного
возраста. Современные логопедические технологии подразделяются на:
логопедический
массаж,
арттерапию,
хромотерапию,
музыкотерапию,
куклотерапию, песочную терапию, имаготерапию, суджок – терапию,
аурикуломассаж и т.д. Каждая из перечисленных технологий имеет свои
преимущества, а также отличается спецификой применения. К примеру,
прослушивание
музыкальных
произведений,
выполнение
ритмических
движений под музыку, пропевание совместно с логопедом песенок,
чистоговорок,
позволяет
наладить
контакт
с
ребенком,
способствует
стимулированию
речевой
функции,
нормализирует
общение
со
сверстниками.
Массаж используется в практике логопедов, поскольку помогает
дошкольникам
нормализовать
мышечный
тонус,
необходимый
для
выполнения логопедической гимнастики, проговариванию слогов и слов. Так
же
часто
встречается
использование
самомассажа.
Эта
технология
способствует стимуляции кинестетических ощущений мышц, участвующих в
работе периферического аппарата, нормализации мышечных ощущений.
Развитие связной речи напрямую зависит от того, есть ли возможность
у ребенка слышать грамматически правильно оформленную речь: речь
взрослого
в
диалогах,
чтение
и
прослушивание
художественных
произведений (сказок, рассказов, стихов, потешек, песен и т.д.). На
основании
этого
можно
утверждать,
что
использование
элементов
технологии сказкотерапии позволяет восполнять в полной мере не только
потребность
в
усвоении
речевых
эталонов,
развивать
лексико-
грамматическую,
звуковую
сторону
речи
ребенка,
диалогическую
и
монологическую
речь,
создавать
на
занятии
благоприятную
психологическую атмосферу, обогащать эмоционально-чувственную сферу,
способствовать устранению тревоги и страха, снижению уровня стресса.
Для того, чтобы коррекционно-развивающая работа была направлена
на устранение конкретных нарушений, педагогам и логопедам необходимо
опираться на средства, которые могут привлечь внимание детей и являются
привычными для их окружения. Куклы - это образные игрушки, которые
имеют большую популярность среди детей дошкольного возраста, а также
могут быть использованы в театрализованной деятельности, самостоятельной
игровой деятельности детей, в коррекционной работе при устранении
речевых нарушений, психологических патологий и т.д. Куклотерапия -
раздел
частной
психотерапии
(терапии
творческим
самовыражением),
использующий,
в
качестве
основного
приема,
психокоррекционного
воздействия куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и
взрослого (родителя, педагога).
Взрослый сопровождает деятельность ребенка, именно у взрослого
дошкольник имеет возможность научиться наделять куклу положительными
качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему
усмотрению, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный
момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и
упряма. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной жизни
во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его
пониманию.
Использование
куклотерапии
-
является
прекрасным
инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в
условиях детского сада. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется -
здоров.
Ещё один из видов терапии - имаготерапия. Имаготерапия – особый
вид арт-терапии, основанный на переводе в наглядную сценическую
плоскость
образов
литературного
текста.
Театральная
интерпретация
ребенком невещественного словесного знака позволяет решать сразу
несколько
задач,
практически
равно
значимых
для
коррекции
психоэмоциональной и коммуникативной сферы дошкольника:
- в процессе работы над выразительностью реплик персонажей
расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи,
ее интонационный и грамматический строй;
- в игровой форме дошкольник осваивает законы диалогической и
монологической речи, учится применять различные элементы речи (мимику,
жест, позу, интонацию, модуляцию голоса);
- в ходе подготовки к инсценировке или к спектаклю у детей
закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества персонажей и
предметов, развиваются аналитические процессы, память и воображение.
Аурикуломассаж позволяет воздействовать на точки ушной раковины и
косвенно
осуществлять
лечение
различных
органов
человеческого
организма.
Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины
(надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства
тепла. На ушных раковинах много биологически активных точек. Их массаж
быстро мобилизует силы организма. Чаще всего методика ауриколотерапии
используется в начале занятия, после артикуляционной гимнастики, для
поднятия тонуса нервной системы ребенка, снятия утомления.
Литотерапия позволяет современным специалистам лечить с помощью
натуральных камней. Эта нетрадиционная методика, стала очень популярной
в последнее время. Было научно доказано, что цвет и форма камней могут
воздействовать на психику ребенка: созерцание и обладание камнями
способно
воздействовать
на
центры
удовольствия
головного
мозга
посредством органов зрения и осязания, способствует снятию у детей
эмоциональных проблем. Игры с использованием камней стимулируют
речевое развитие, развивают моторику пальцев рук. У ребенка формируется
быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи. В
коррекционной
работе
с
детьми
с
речевыми
нарушениями
можно
использовать
как
натуральные
камни,
так
и
искусственные,
например камешки «Марблс» [1, c 12].
В
связи
с
тем,
что
возрастает
потребность
в
использовании
инновационных средств коррекции и профилактики речевых нарушений,
поиск эффективных решений является значимым этапом в логопедической
работе. Один из вариантов работы с психологическими состояниями и
речевыми нарушениями - это работа с цветом. В дошкольном периоде идет
активное
обогащение
словаря,
расширение
представлений
детей
о
предметном мире, и весь этот процесс протекает на фоне приятных,
положительных
эмоций,
что
способствует
лучшему
запоминанию
и
восприятию полученной информации. У детей есть возможность подержать
предметы разного цвета в руках, что способствует расширению сенсорных
ощущений. Ребенок, держа предмет в руках, осознанно воспринимает,
вербализирует свои ощущения, образно описывает их, и сразу соотносит
качество с самим предметом, его внешним видом и со своей эмоцией.
1.
Нетерина Т.Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений:
учебное пособие /Т.Г. Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск. гос. техн.
ун-т им Г.И. Носова», 2015. – 157 с.
2.
Поваляева М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной
педагогике / Сост. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 349 с.