Напоминание

"Культура, этика и воспитание детей в рамках группы продленного дня"


Автор: Казаева Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Ардатовская СОШ"
Населённый пункт: РМ г.Ардатов
Наименование материала: Статья
Тема: "Культура, этика и воспитание детей в рамках группы продленного дня"
Раздел: начальное образование





Назад




Культура, этика и воспитание детей в рамках группы продленного дня

Группа продлённого дня — это форма организации внеурочной деятельности,

которая позволяет детям получать дополнительное образование и развитие после

основных занятий. В рамках группы продлённого дня особое внимание уделяется

духовно-нравственному воспитанию и формированию культуры общения у детей и его

отношению к окружающим и миру в целом. В группе продлённого дня создаются условия

для развития этих качеств. Это включает в себя умение слушать других, уважительно

относиться к мнению собеседника, соблюдать правила вежливости и такта.

Рассмотрим основные подходы и примеры, как культура и этика могут быть

интегрированы в воспитание детей в ГПД.

1. Роль культуры в воспитании детей

Культурное воспитание в рамках ГПД направлено на расширение кругозора детей,

приобщение их к традициям, искусству и литературе. Основная цель — развить у ребёнка

уважение к культурному наследию, а также способность воспринимать и ценить

разнообразие мира. Культура охватывает широкий спектр понятий, включая

национальные традиции, искусство, язык и уважение к многообразию. ГПД – это

прекрасная возможность для приобщения детей к культурному наследию.

Пример: Тематические дни культуры

Организация "Дня народного творчества", где дети знакомятся с музыкой, танцами и

ремеслами разных народов.

Проведение мастер-классов, например, по изготовлению традиционных кукол или

росписи посуды.

Чтение и обсуждение народных сказок и легенд, чтобы дети усвоили важные моральные

уроки через сюжет.

2. Этика в ГПД: развитие моральных норм

Этическое воспитание играет ключевую роль в ГПД, так как дети в группе учатся

взаимодействовать друг с другом, уважать личные границы и правила. Задача педагога —

формирование у ребёнка моральных ориентиров.

Пример: Ролевые игры

Организация игр, моделирующих жизненные ситуации: как помочь товарищу, как

разрешить конфликт, как извиниться за проступок.

Использование сказок и историй, чтобы обсудить понятия добра, справедливости и

честности. Например, после прочтения "Малыша и Карлсона" можно обсудить, почему

важно заботиться о чувствах других.

Пример: Совместные правила

Составление "Этического кодекса группы", где дети сами предлагают правила: уважать

мнение других, говорить правду, делиться игрушками. Участие в создании правил

укрепляет их понимание и соблюдение.

3. Воспитание через совместную деятельность

Совместная деятельность в ГПД создаёт условия для воспитания у детей

командного духа, ответственности и взаимопомощи. ГПД предоставляет возможность для

проведения различных мероприятий, которые формируют у детей важные социальные и

культурные навыки.

Пример: Творческие проекты

Подготовка совместных спектаклей или музыкальных номеров. Такие проекты

способствуют формированию ответственности, умения работать в команде и уважения к

чужому труду.

Создание коллективных рисунков или стенгазет, посвящённых темам дружбы, экологии

или семейных ценностей.

4. Эмоциональное воспитание и комфорт

В ГПД важно создавать атмосферу уважения и эмоционального благополучия,

чтобы дети могли раскрыться и развиваться.

Пример: Круг общения

Регулярные "круги общения", где дети делятся своими впечатлениями о дне,

рассказывают о своих чувствах. Это помогает развивать эмпатию и навыки общения.

Пример: Поддержка индивидуальности

Учитывание интересов детей: если кто-то увлекается рисованием, предложить ему

организовать мини-выставку. Это укрепляет уверенность в себе и мотивацию к развитию.

Культура, этика и воспитание — это три взаимосвязанных аспекта, которые

формируют гармоничную личность ребёнка. Группа продленного дня, с её

разнообразными формами деятельности, предоставляет уникальные возможности для

развития этих качеств. Воспитатели, используя творческие подходы, могут сделать время,

проведённое в ГПД, не только интересным, но и полезным для нравственного и

культурного становления каждого ребёнка.

Таким образом, педагог в группе продленного дня выполняет не только

организаторскую функцию, но и является наставником, к которому дети обращаются за

поддержкой. Его задача — создать благоприятную среду, где ребёнок чувствует себя

уважаемым и ценным.



В раздел образования