Напоминание

«Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся начальных классов»


Автор: Козачишина Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: «Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся начальных классов»
Раздел: начальное образование





Назад




«Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития

творческих способностей учащихся начальных классов»

В системе образования Российской Федерации происходят

существенные

изменения,

нацеленные на повышение качества образования, необходимого для успешного существования

личности в условиях «текучей современности». Известно, что на начальном этапе образования

происходят важные процессы, одним, из которых является развитие творческих способностей.

Воспитание творческих качеств способствует созданию быстро адаптирующейся личности в

современном

мире.

Популярной

и

успешно

применяемой

технологией

формирования

творческих

качеств

в

личности

являются

мастер-классы. Они помогают

осуществить

саморазвитие

ребенка,

способствуют

активному восприятию информации, творческому

осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции.

Технология преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления,

что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика.

Она помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у учащихся уменьшает мотивацию к

познанию нового информационного материала.

Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от

традиционной

формы

обучения

и

других

педагогических

технологий

по форме подачи

материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся.

При реализации данная технология может интегрировать сразу несколько видов деятельности

школьников игровую и исследовательскую.

В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master

специалист, достигший высокого искусства в своем деле;

class – занятие, урок, семинар, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех,

кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.

Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ:

взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому;

профессионализм преподавателя;

продуктивное взаимодействие;

универсальность в областях применения;

наглядность в обучении.

Технология мастер-класса используется одинаково эффективно для обучения творческим

дисциплинам

так

и

общеобразовательным.

Ведь

педагогические

мастерские отвечают

принципам системно-деятельностного подхода. Требования

стандарта и цели технологии

мастерских в определенной степени соответствуют

друг другу, т.к. нестандартная форма

проведения занятий сводится к активной работе учеников, добывающих новые знания.

Мастер-класс

является

открытой

педагогической

системой,

показывающей

новые

возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-

класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые

нормы, а также неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом,

обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных

методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. В

своей практике более широко мастер-класс я использую на уроках технологии, социально-

бытовой

ориентировки.

Радость

от

познания,

от

приобретения

новых

навыков

и

умений, полученных на таких уроках, может быть перенесена в реальную жизнь. В ходе

мастер-класса все обучающиеся задействованы в процессе, а все его задания и действия

направлены на то, чтобы подключить воображение участников, сделать их активными,

разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в

саморазвитии, т.е. создать такую атмосферу, чтобы обучающиеся проявили себя как творцы.

Как правило, в процессе мастер-класса обучающимся предоставляется возможность

познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками или

авторскими разработками.

Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он

старается задействовать обучающихся в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что

скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания

педагога и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение детей, создать

такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное,

незаметное

руководство

деятельностью.

Педагог

создаёт

атмосферу

открытости,

доброжелательности, сотворчества в общении.

При проведении мастер-классов

на уроках в начальной школе обучающихся

обязательно знакомятся с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, с его

содержанием.

Затем при показе мультимедийной презентации демонстрируются готовые

авторские изделия, либо элементы изделий, изготовленных по той технологии, которую

предстоит обучающимся выполнить в ходе занятия. А также обучающиеся знакомятся с

оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного

изделия,

с техникой

безопасности при

работе

с

ними.

И

затем

идёт

практическая часть занятия. Участники мастер-класса под руководством педагога из заранее

подготовленных материалов или заготовок выполняют практическое задание, основанное на

технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе мастер-

класса происходит непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому

обучающемуся. Все ученики активно участвуют в заданиях, педагог комментирует и отвечает

н6а все их вопросы, создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, что

обеспечивает комфорт и непринужденность в общении и работе. Во время занятия дается

возможность детям импровизировать и проявлять свои способности самостоятельно и

нестандартно мыслить, выдвигать свои пути решения предлагаемой проблемы.

В заключение занятия можно дать оценку сделанной работы, полезные рекомендации и

советы по практическому применению полученных навыков.

Таким

образом,

мастер-класс

-

универсальная

технология,

носящая

в

большинстве

случаев практический характер, что способствует качественному и

быстрому

усвоению

информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности

позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной

атмосферы в классе, и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие,

накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию

к

познавательной

и

творческой

деятельности.

А

это

значит,

что

у

человека

появляется

стремление

к

самосовершенствованию,

самообразованию

и

самоактуализации,

что

в

дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в

целом.



В раздел образования