Автор: Козачишина Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №9
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: статья
Тема: «Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития творческих способностей учащихся начальных классов»
Раздел: начальное образование
«Мастер-класс как инновационная педагогическая форма обучения и развития
творческих способностей учащихся начальных классов»
В системе образования Российской Федерации происходят
существенные
изменения,
нацеленные на повышение качества образования, необходимого для успешного существования
личности в условиях «текучей современности». Известно, что на начальном этапе образования
происходят важные процессы, одним, из которых является развитие творческих способностей.
Воспитание творческих качеств способствует созданию быстро адаптирующейся личности в
современном
мире.
Популярной
и
успешно
применяемой
технологией
формирования
творческих
качеств
в
личности
являются
мастер-классы. Они помогают
осуществить
саморазвитие
ребенка,
способствуют
активному восприятию информации, творческому
осмыслению ее, способствуют развитию креативности и социальной компетенции.
Технология преследует цель развить эстетические и интеллектуальные навыки мышления,
что необходимо для развития творческой, неординарной составляющей в личности ученика.
Она помогает преодолеть консерватизм и рутину, которая у учащихся уменьшает мотивацию к
познанию нового информационного материала.
Мастерская является инновацией в образовательной среде, она существенно отличается от
традиционной
формы
обучения
и
других
педагогических
технологий
по форме подачи
материала, структуре проведения занятий и системе оценивания деятельности обучающихся.
При реализации данная технология может интегрировать сразу несколько видов деятельности
школьников игровую и исследовательскую.
В своем названии мастер-класс содержит два понятия, раскрывающих его суть: master –
специалист, достигший высокого искусства в своем деле;
class – занятие, урок, семинар, который проводит эксперт в определенной дисциплине, для тех,
кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
Проведение занятий в форме мастер-классов имеет множество преимуществ:
взаимодействие в форме наставничества, индивидуальный подход к каждому;
профессионализм преподавателя;
продуктивное взаимодействие;
универсальность в областях применения;
наглядность в обучении.
Технология мастер-класса используется одинаково эффективно для обучения творческим
дисциплинам
так
и
общеобразовательным.
Ведь
педагогические
мастерские отвечают
принципам системно-деятельностного подхода. Требования
стандарта и цели технологии
мастерских в определенной степени соответствуют
друг другу, т.к. нестандартная форма
проведения занятий сводится к активной работе учеников, добывающих новые знания.
Мастер-класс
является
открытой
педагогической
системой,
показывающей
новые
возможности педагогики развития и свободы. Следовательно, характерной чертой мастер-
класса является свободная форма проведения занятия, где не предусмотрены строгие и единые
нормы, а также неограниченность детей рамками, свобода творчества и деятельности.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом,
обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных
методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. В
своей практике более широко мастер-класс я использую на уроках технологии, социально-
бытовой
ориентировки.
Радость
от
познания,
от
приобретения
новых
навыков
и
умений, полученных на таких уроках, может быть перенесена в реальную жизнь. В ходе
мастер-класса все обучающиеся задействованы в процессе, а все его задания и действия
направлены на то, чтобы подключить воображение участников, сделать их активными,
разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что им мешает в
саморазвитии, т.е. создать такую атмосферу, чтобы обучающиеся проявили себя как творцы.
Как правило, в процессе мастер-класса обучающимся предоставляется возможность
познакомиться с какой-либо новой технологией, приемами работ, новыми методиками или
авторскими разработками.
Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он
старается задействовать обучающихся в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что
скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания
педагога и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение детей, создать
такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное,
незаметное
руководство
деятельностью.
Педагог
создаёт
атмосферу
открытости,
доброжелательности, сотворчества в общении.
При проведении мастер-классов
на уроках в начальной школе обучающихся
обязательно знакомятся с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, с его
содержанием.
Затем при показе мультимедийной презентации демонстрируются готовые
авторские изделия, либо элементы изделий, изготовленных по той технологии, которую
предстоит обучающимся выполнить в ходе занятия. А также обучающиеся знакомятся с
оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного
изделия,
с техникой
безопасности при
работе
с
ними.
И
затем
идёт
практическая часть занятия. Участники мастер-класса под руководством педагога из заранее
подготовленных материалов или заготовок выполняют практическое задание, основанное на
технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части. В процессе мастер-
класса происходит непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому
обучающемуся. Все ученики активно участвуют в заданиях, педагог комментирует и отвечает
н6а все их вопросы, создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества, что
обеспечивает комфорт и непринужденность в общении и работе. Во время занятия дается
возможность детям импровизировать и проявлять свои способности самостоятельно и
нестандартно мыслить, выдвигать свои пути решения предлагаемой проблемы.
В заключение занятия можно дать оценку сделанной работы, полезные рекомендации и
советы по практическому применению полученных навыков.
Таким
образом,
мастер-класс
-
универсальная
технология,
носящая
в
большинстве
случаев практический характер, что способствует качественному и
быстрому
усвоению
информации и формированию навыков. Отсутствие соревновательного характера деятельности
позволяет работать детям в собственном темпе, что способствуют становлению позитивной
атмосферы в классе, и общему понижению фактора «школьной тревожности». И как следствие,
накопительный эффект занятий с такой формой проведения повышает мотивацию
к
познавательной
и
творческой
деятельности.
А
это
значит,
что
у
человека
появляется
стремление
к
самосовершенствованию,
самообразованию
и
самоактуализации,
что
в
дальнейшем будет условием успешного становления как профессионала и личности в
целом.