Автор: Ковалик Галина Анатольевна
Должность: методист, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАУ ДПО "ГНМЦ"
Населённый пункт: Чита, Забайкальский край, Россия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПК
Раздел: начальное образование
Диагностика познавательной деятельности, используемая специалистами психолого-
медико-педагогической комиссии.
Дефектолог: Ковалик Г.А.
В
настоящее
время
здоровье
детского
населения
в
Российской
Федерации
представляет серьезную социальную проблему.
Контроль за психическим развитием
ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность
организовать
работу
по
коррекции,
компенсации
и
предупреждению
вторичных
отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и
аномального развития в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная
диагностика.
Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей
с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический
маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка,
соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов
дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика
осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром,
дефектологом, психологом, логопедом.
Высокий
профессионализм
специалистов
ПМПК
с
опорой
на
грамотно
систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший
образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка,
что позитивно отражается на его будущем.
Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать
такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по
возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.
В данной работе предлагаем методики экспресс-диагностики развития познавательной
деятельности,
которые
помогут
определить
направление
обучения
ребенка,
его
специфические образовательные потребности, сложности в развитии и обучении.
Диагностика познавательной деятельности предполагает изучение высших
психических функций, речи, интеллекта в целом, она занимает значительное место в
работе психологов всех образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических
служб, на всех этапах / уровнях диагностического процесса: скрининг, дифференциальном
и феноменологическом.
1. Диагностика восприятия. Разделы диагностики: восприятие цвета, формы, величины /
размера, времени, пространственных отношений, целостного образа.
Методики диагностики восприятия:
- доски Э. Сегена;
- «почтовый ящик»
- восприятие перевёрнутых,
«зашумлённых», наложенных, двойных изображений;
- дорисовывание предметов до целого (методика Т.Н. Головиной);
- разрезные картинки
- прогрессивные матрицы Дж. Равена
- кубики Кооса
2. Диагностика внимания. Разделы диагностики: изучение объёма, распределения,
концентрации, переключения, устойчивости внимания; непроизвольного, произвольного,
послепроизвольного внимания.
Методики диагностики внимания:
- различные варианты корректурных проб;
- таблицы Шульте; - методика Ф.Е. Рыбакова; - счёт по Крепелину
3. Диагностика памяти. Разделы диагностики: изучение объёмов кратковременной,
долговременной памяти; особенностей зрительной, слуховой, двигательной, эйдетической
видов памяти; процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания
информации.
Методики диагностики памяти:
- методики А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов»,
«Пиктограмма»;
- методика для опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева
. Диагностика мышления. Разделы диагностики: изучение наглядно-действенного,
наглядно-образного, словесно-логического (абстрактного), исследовательского видов
мышления;
мыслительных
операций:
сравнения,
обобщения,
анализа,
синтеза,
классификации, абстрагирования; диагностика креативности мышления.
Методики диагностики мышления:
- методика «исключение предметов или понятий» («четвёртый лишний»):
-
методика Выготского-Сахарова:
- изучение воображения и креативности (методики Дж. Гилфорда, П. Торренса, С.
Медника)