Напоминание

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПК


Автор: Ковалик Галина Анатольевна
Должность: методист, учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАУ ДПО "ГНМЦ"
Населённый пункт: Чита, Забайкальский край, Россия
Наименование материала: МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПМПК
Раздел: начальное образование





Назад




Диагностика познавательной деятельности, используемая специалистами психолого-

медико-педагогической комиссии.

Дефектолог: Ковалик Г.А.

В

настоящее

время

здоровье

детского

населения

в

Российской

Федерации

представляет серьезную социальную проблему.

Контроль за психическим развитием

ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность

организовать

работу

по

коррекции,

компенсации

и

предупреждению

вторичных

отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей

развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и

аномального развития в их многообразии. Эту задачу решает дифференциальная

диагностика.

Именно дифференциальная диагностика нарушений развития позволяет выявить детей

с психофизическими недостатками в популяции, определить оптимальный педагогический

маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка,

соответствующее его психофизическим особенностям. Главную роль в решении вопросов

дифференциальной диагностики на сегодняшний день играют ПМПК, где диагностика

осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами: психиатром,

дефектологом, психологом, логопедом.

Высокий

профессионализм

специалистов

ПМПК

с

опорой

на

грамотно

систематизированный диагностический материал помогает определить дальнейший

образовательный маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка,

что позитивно отражается на его будущем.

Из множества методик для обследования детей возникла необходимость выбрать

такие, которые помогли специалистам ответить на поставленные вопросы и по

возможности более четко определить структуру и иерархичность выявленных дефектов.

В данной работе предлагаем методики экспресс-диагностики развития познавательной

деятельности,

которые

помогут

определить

направление

обучения

ребенка,

его

специфические образовательные потребности, сложности в развитии и обучении.

Диагностика познавательной деятельности предполагает изучение высших

психических функций, речи, интеллекта в целом, она занимает значительное место в

работе психологов всех образовательных учреждений и психолого-медико-педагогических

служб, на всех этапах / уровнях диагностического процесса: скрининг, дифференциальном

и феноменологическом.

1. Диагностика восприятия. Разделы диагностики: восприятие цвета, формы, величины /

размера, времени, пространственных отношений, целостного образа.

Методики диагностики восприятия:

- доски Э. Сегена;

- «почтовый ящик»

- восприятие перевёрнутых,

«зашумлённых», наложенных, двойных изображений;

- дорисовывание предметов до целого (методика Т.Н. Головиной);

- разрезные картинки

- прогрессивные матрицы Дж. Равена

- кубики Кооса

2. Диагностика внимания. Разделы диагностики: изучение объёма, распределения,

концентрации, переключения, устойчивости внимания; непроизвольного, произвольного,

послепроизвольного внимания.

Методики диагностики внимания:

- различные варианты корректурных проб;

- таблицы Шульте; - методика Ф.Е. Рыбакова; - счёт по Крепелину

3. Диагностика памяти. Разделы диагностики: изучение объёмов кратковременной,

долговременной памяти; особенностей зрительной, слуховой, двигательной, эйдетической

видов памяти; процессов запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания

информации.

Методики диагностики памяти:

- методики А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов»,

«Пиктограмма»;

- методика для опосредованного запоминания А.Н. Леонтьева

. Диагностика мышления. Разделы диагностики: изучение наглядно-действенного,

наглядно-образного, словесно-логического (абстрактного), исследовательского видов

мышления;

мыслительных

операций:

сравнения,

обобщения,

анализа,

синтеза,

классификации, абстрагирования; диагностика креативности мышления.

Методики диагностики мышления:

- методика «исключение предметов или понятий» («четвёртый лишний»):

-

методика Выготского-Сахарова:

- изучение воображения и креативности (методики Дж. Гилфорда, П. Торренса, С.

Медника)



В раздел образования