Напоминание

Формирование основ музыкального ритма и способностей школьников на уроках музыки


Автор: Сергейчик Ольга Владимировна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ МО "Одинцовский " Десятый лицей"
Населённый пункт: г. Одинцово московская. обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ музыкального ритма и способностей школьников на уроках музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогическая разработка на тему:

«

Формирование основ музыкального ритма

и способностей школьников на уроках музыки. »

Выполнила учитель музыки ГБОУ МО

«Одинцовский «Десятый лицей »

Сергейчик Ольга Владимировна

2025 МО г.Одинцово

Введение

Актуальность. В современном мире все более ощутимым становится противоречие

между быстрым техническим прогрессом и недостаточным развитием гуманитарной сферы.

Кризис

духовности,

приводящий

ко

многим

негативным

последствиям

социально-

политического и экономического характера, коренится в недостатках системы образования.

Все ускоряющееся развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному

развитию рационально-логического мышления в ущерб формированию музыкальной

культуры. Поэтому творческое начало индивидуально. Традиционное общественное мнение

считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами,

необходимыми детям.

Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается в

младшем

школьном

возрасте.

Именно

тогда

формируются

основы

эстетического

воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее восприимчивы к

новому.

Данная

работа

посвящена

проблеме

музыкально-ритмического

воспитания

школьников. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в

себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных

образов.

Цель исследования. Теоретически обосновать и практически проверить пути развития

чувства ритма как условия формирования музыкальной культуры младших школьников.

Объект исследования. Формирование музыкальной культуры младших школьников.

Предмет

исследования.

Развитие

чувства

ритма

в

процессе

формирования

музыкальной культуры младших школьников.

Задачами исследования являются:

1.

Рассмотреть содержание понятия «Чувство ритма» и определить пути его развития

применительно

к

процессу

формирования

музыкальной

культуры

младших

школьников.

2.

Разработать и проводить процесс развития чувства ритма как условия формирования

музыкальной культуры младших школьников. Научно-теоретическая основа работы.

Проблемам, связанным с

творческим развитием детей на начальном этапе обучения и воспитания в педагогике

традиционно уделяется значительное внимание. В основе педагогических исследований

развития младшего школьного возраста лежат работы известных отечественных психологов:

Л.А.Венгера, Л.С. Выготского, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца,А.Н.Леонтьева и других.

В разработку проблем педагогики младшего школьного возраста внесли весомый

вклад педагоги Н.А.Ансарина, К.Д.Губерт, М.И. Кистяковская, М.М.Кольцова, и другие.

В

психолого-педагогической

литературе

изучаются

компоненты

музыкальной

культуры, определяются критерии и уровни сформированности, пути развития у индивидов

различных возрастных групп. Подходы к решению проблемы предлагают: Э.Б.Абдуллин,

Ю.Б.Алиев, Р.А.Тельчарова, Л.В.Школяр.

Перспективность

направления

музыкально-педагогических

исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки.

Особенно актуальным представляется изучение музыкальной культуры детей младшего

школьного возраста, так как с психологопедагогических позиций этот период является

наиболее важным в формировании структуры личности и ее культур

Формирование основ музыкального ритма и способностей школьников

на уроках музыки.

Одна из самых главных основ это ритм - имеет немаловажное значение в жизни

человека. Истоки ритма просматриваются в

качестве объединяющего

начала еще в

первобытнообщинном

строе.

Барабанная

дробь

или

удары

там-тама

оповещали

соплеменников о том или ином событии в жизни племени. Под удары деревянных палочек

или барабанный бой воины собирались на воинствующие танцы перед охотой и радостные

танцы после успешной охоты, ритуальные танцы шамана и обрядовые свадебные танцы - все

это послужило развитию homo sapiens - «человека разумного». Ритм сопровождает человека

всю жизнь - биение сердца, капли дождя, тиканье часов и, наконец, музыка.

Музыка, а в ее основу заложен ритм, действительно, является одним из самых

выразительных средств общения между людьми и их единения. Восприятие музыки не

требует предварительной подготовки и доступно всем от мала до велика. С давних пор

музыка используется как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов,

которые на основе собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки,

постоянно растет.

Психологические особенности появления музыкальных

способностей чувства ритма у школьников.

В музыкальной практике под чувством ритма подразумевается обычно способность,

лежащая

в

основе

проявлений

музыкальности,

которые

связаны

с

восприятием,

воспроизведением и изображением временных отношений в музыке. Для того чтобы

отграничить чувство ритма от музыкального слуха, такого определения, пожалуй,

достаточно; восприятия и воспроизведения звуко-высотных отношений отходят в область

музыкального слуха, восприятие и воспроизведение временных отношений относят к

чувству ритма. Но если поставить себе целью разобраться в психологической природе

музыкально-ритмического чувства, довольствоваться этим определением уже нельзя.

Необходимо, хотя бы в общей форме, ответить на вопрос, какие именно временные

отношения имеются в виду, когда речь идет о чувстве ритма.

Слово «ритм» имеет очень широкое распространение и применяется по отношению к

самым разнообразным случаям. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, о ритме

спектакля; мало того, говорят о ритме сердца, дыхания и других органических процессов;

говорят даже о ритме по отношению к смене времен года, дня и ночи.

Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Но, какая же

именно? Ритмическим мы не назовем непрерывное движение или изменение, протекающее

совершенно равномерно, как струя вытекающей жидкости. Мы не назовем ритмическим и

прерывистый ряд, состоящий из совершенно одинаковых раздражений, разделенных

одинаковыми промежутками времени. Равномерно падающие капли воды еще не образуют

ритма. Стук метронома сам по себе еще не является ритмичным. Ритмическое движение

может включать периодическое повторение, однако периодическое повторение само по себе

еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия другую

группировку следующих друг за другом раздражений, некоторое расчленение временного

ряда. О ритме можно начать говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг

за другом раздражений расчленяется на определенные группы, причем группы эти могут

быть одинаковыми или неодинаковыми.

Однако не всякая группировка и расчленение временного ряда образуют ритм.

Обязательным условием ритмической группировки, а, следовательно, и ритма вообще

является наличие акцентов, т.е. более сильных или выделяющихся в каком-либо другом

отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.

Эта мысль неоднократно высказывалась в психологической литературе, и не раз

давались экспериментальные доказательства ее.

Известно, что субъективная акцентировка может возникать и при восприятии

последовательности объективно совершенных одинаковых раздражений; происходит это в

тех случаях, когда такая последовательность «воспринимается ритмически». Слушая стук

метронома,

большинство

людей

совершенно

непроизвольно

воспринимает

его

как

последовательность двух- или трехдольных тактов, как раз-два, раз-два и т.д. или раз-два-

три, раз-два- три и т.д., т.е. расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы,

выделяя отдельные звуки как более громкие, акцентируя их.

Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства

ритма,

т.е.

на

основе

эмоционального

критерия,

опирающегося

на

моторику.

Арифметический расчет, как и другие опосредствующие приемы, может играть при этом

лишь вспомогательную роль.

Потребность в «дирижерском счете» может иметь место и в процессе самого

исполнения. Как справедливо замечает Шапов, «неритмичность исполнения может зависеть

как от неумения ясно представить себе ритмический рисунок, так и от неумения подчинить

сознанию и нужным образом скоординировать движения частей руки». Такой ученик, - а

почти всякий ученик иногда оказывается «таким», - чтобы твердо вести ритмическую

линию, должен неизбежно прибегнуть к «самодирижированию», найти себе какую-нибудь

моторную опору, отмечающую ритмические вехи движения, по которой могла бы равняться

его исполнительская моторика.

Конечно, такое внешнее дирижирование постепенно должно заменяться внутренним,

той внутренней пульсацией. Мало окрепшее же чувство ритма нуждается во внешней

двигательной опоре. Такую опору и дает «дирижерский счет». «Дирижерский счет» - опора

для чувства ритма. Применение его, как правило, является вредным для ритмического

развития. «Дирижерский счет» помогает воспроизвести музыкальный ритм, который ученик

так или иначе «знает», «представляет», «чувствует».

Ученик, не имеющий предваряющих звуковысотных представлений, по крайней

мере, в результате своего исполнения услышит нужное звуковысотное движение. Но ученик,

не имеющий предваряющего чувства ритма, и в результате своего исполнения не может

услышать никакого ритма. Наоборот, он будет слышать нечто совершенно чуждое ритму и

притом, вполне возможно, принимать именно это за подлинный музыкальный ритм.

Одного этого обстоятельства было бы достаточно, чтобы понять, почему задача

развития музыкально-ритмического чувства представляет такие большие педагогические

трудности и почему могла создаться легенда о невоспитуемости ритмического чувства.

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно

(двигательно)

переживать

музыку,

чувствовать

эмоциональную

выразительность

музыкального ритма и точно воспроизводить последний. В раннем возрасте музыкально-

ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно

сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно

передающими ритм музыки. Оно лежит в основе всех тех проявлений музыкальности,

которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального

движения.

Заключение

В нашей жизни музыка занимает значительную часть. Музыку мы слушаем и в

радости и в печали. Без нее не обходится ни один праздник. В музыке существуют разные

направления, но какой бы ни была музыка, ее надо уметь слушать, а для этого у человека

должна быть развита «музыкальная культура».

Музыкальная культура, если исходить из того, что культура - это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, то понятно, что

музыкальная культура - это, с одной стороны часть общей культуры, с другой - показатель

уровня этой общей культуры. Музыка - это совокупность взаимосвязей звуков ритма.

Составная часть музыкальной культуры - это ритм и звук. Музыка - это звучание, но оно не

будет приятно нашему слуху, если нет ритма. Ритм - это одно из условий его развития. Ритм

регулирует длительность (это продолжительность звука), темп (это звучание звука), акцент

(это усиление звука) и т.д. Это все, что необходимо для создания мелодии, а это значит, что

музыка развивается по законам ритма.

В работе по развитию ритма я применяю декламационный метод обучения. Этот

метод весьма результативный. В понятии о метрической пульсации сильных и слабых долей

использую слова знакомые детям. Предлагаю несколько двухсловных имен, определяем

количество слогов и место ударения в каждом из них.

Двухдольный размер:

И-ра, Са-ша, Лю-да. Затем эти же слова

школьники

произносят в ласковом обращении

И-роч-ка, Са-шень-ка, Лю-доч-ка. ( получается

трехдольный размер)

Еще один проверенный и опробованный метод : 1. Произносить слова вслух и

одновременно тактировать руками; 2. Одной рукой отмерять пульс, другой ритм.

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая

организация. Как уже говорилось, временное начало, ритмический рисунок составляют

основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение,

действие - по сути своей характеристики одного и того же. В течение не одного десятка лет

педагоги используют движение как средство музыкального развития.

В исследовании отечественной и зарубежной литературы подтверждено что, развитие

чувства ритма будет являться эффективным условием формирования музыкальной культуры

младших школьников в процессе реализации его возможностей заключающихся:

в развитии память, мышление, активность, наблюдательность,

целеустремленность, логику, интуицию;

в сознании условий для переживания личностного благополучия; в развитии

учащихся в единстве внутреннего переживания и внешнего выражения.

Подводя некоторые итоги к вышесказанному, необходимо отметить, что при

подготовке педагогов надо культивировать художественнотворческие способности, уметь

импровизировать, чтобы они могли в дальнейшем побуждать к творческой активности своих

воспитанников. В современном мире наиболее интересные открытия и проявления

разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и

специальностей. Главная задача педагога - приобщить детей к удивительному миру музыки

и танца, способствовать их всестороннему эстетическому развитию, используя накопленный

опыт, а также открывая новые неизведанные направления, позволяющие найти что-то новое

в педагогике. Заключительный этап занятий: подведение итогов, результативность занятий,

степень решения поставленных задач и выступление на сцене.

Список литературы:

1.

Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, выпуск 2.- М., 1963.

-

110 с.

2.

Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки.- М., 1991.-405 с.

3.

Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших

педагогических учебных заведений.- М., 1991.

-

309 с.

4.

Березовчук JI. Музыка и мы.- СПб., 1995. - 230 с.

5.

Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса. Музыкальное восприятие

школьников.-М., 1975. - 506 с.

6.

Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки.- М., 1971. - 354 с.

7.

Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное

развитие ребенка.- М., 1986. - 325 с.

8.

Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество. Искусство в школе.- М., 1993.

- №1 - 125 с.



В раздел образования