Напоминание

Крылья Ренессанса


Автор: Умнова Елена Александровна
Должность: Преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Исаака и Максима Дунаевских
Населённый пункт: п. Низовье, Калининградская обл.
Наименование материала: Лекция в стихах
Тема: Крылья Ренессанса
Раздел: дополнительное образование





Назад




~ 1 ~

Паоло Уччелло. ФЛОРЕНТИЙСКАЯ ШКОЛА.

Пять мастеров.

«Это почти рай, Ничего представить нельзя лучше впечатления этого неба,

воздуха и света... Здесь есть такое солнце и небо и такие — действительно уж

чудеса искусства, неслыханного и невообразимого...»

Достоевский о Флоренции.

~ 2 ~

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция.

Глава 1

Песня Джотто

Солнечному свету радуется глаз.

В солнечной Флоренции родился Ренессанс.

Он стал античность возрождать,

Во всём природе подражать,

Чтоб всё точь в точь изображать

И ничего не искажать.

Увы, античность христианство

Под слоем пыли погребло,

Провозгласив греховность тела,

Оно духовность вознесло.

~ 3 ~

На сотни лет забыты греки,

Развеян всуе римский след,

Господство плоскостей и линий

Взяло над светотенью верх.

Чимабуэ. Мадонна с ангелами. Чимабуэ. Распятие.

~ 4 ~

Не вдруг, внезапно, не за час

Ушли столетья мрака,

Сначала Проторенессанс

Боролся с тьмою страха.

Дученто и треченто.

Чимабуэ и Джотто

Искусство византийское

Взяли в разработку.

Чимабуэ художник был,

А Джотто был пастух,

Овец на скалах рисовал,

Не покладая рук.

Овечек нарисованных

Чимабуэ узрел

И в мастерскую Джотто взял,

И на груди пригрел.

Они писали фрески

В церквях, монастырях,

Звучали словно песня

Их краски на стенах.

Фрески Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1310)

~ 5 ~

По штукатурке сразу

Писали вдохновенно

Библейские рассказы

Из Нового Завета.

Такой был для искусства

Средневековый план:

Писать в картинах Библию

Для «неучей» - мирян.

И должен был художник

План церкви соблюсти,

Наглядно и доступно

Догматы донести.

.

Изгнание бездетного Иоакима из храма. Капелла дель Арена в Падуе (1304-

1306)

~ 6 ~

Иконы византийцев

Примером были всем,

Но их условность отменил

Бондоне насовсем!

Он византийский взял канон,

Но встал на новый путь,

Фигурам и предметам он

Объём хотел вернуть.

П. Уччелло. Джотто ди Бондоне. С. Боттичелли . Данте

Алигьери

Охотно бедный пастушок

В художники пошёл,

Снискал он славу и почёт,

Маэстро превзошёл.

Начитан, остроумен был,

И набожен весьма.

С поэтом Данте он дружил

И в шахматы играл.

~ 7 ~

Поцелуй Иуды и арест Иисуса.

Капелла дель Арена

в Падуе (1304-1306)

Свой «Поцелуй Иуды» мастер

Сверх гениально написал,

Познав предателя коварство

И мудрость Господа Христа.

Зачем Иудушка целует

При всех учителя в уста?

А так он страже фарисеев

На Иисуса указал.

Но Бог предвидел этот жест

ОН сам пошёл за нас на крест.

А после Джотто снова –

Застой на много лет,

Никем не озарился

Четырнадцатый век.

И был остаток века

«Топтанием на месте».

Все Джотто подражали,

Его великой песне.

~ 8 ~

П. Уччелло. Портрет Ф. Брунеллески

Д. Каналетто. Колизей и руины

храма Веспиана

Глава 2

Идея фикс и реализм.

У проторенессанса

Стремглав летело «детство»,

Звездою кватроченто

Стал зодчий Брунеллески.

Продав в родной Флоренции

Участок свой земли,

Он, вместе с Донателло,

Стопы направил в Рим.

И, Римом вдохновлённый,

Он мерил и чертил,

Античностью пленённый,

Учился у могил.

Колонн и капителей

Обломки изучал,

А образ Пантеона

В душе нарисовал.

.

~ 9 ~

Джованни Панини, Пантеон

Миланский собор.

Европа преуспела

В готических делах,

Но не умела строить

Большие купола.

А Брунеллески – зодчий

Имел идею фикс –

Санта-Мария-дель-Фьоре

Под купол возвести!

~ 10 ~

Санта-Мария-дель-Фьоре. Колокольня Джотто.

Санта-Мария-дель-Фьоре.

Античные руины

От корня изучив,

Вернулся и построил

Он купол-эксклюзив!

Санта-Мария-дель-Фьоре

Иконой стиля стал,

А купол Брунеллески

До облаков достал!

~ 11 ~

Санта-Мария-дель-Фьоре. Купол внутри. Купол Брунеллески

Паоло Уччелло. Портрет .Донателло Н. Донателло. «Давид»

А Донателло скульптор был,

В искусстве патриарх.

Великой славы он достиг,

Был скромен, как монах.

От стен скульптуру «оторвал»,

В рельеф пространство внёс,

Он грекам подражать хотел,

Но греков перерос.

~ 12 ~

Его «Давид» и юн, и смел,

Поставлен в «контрапост».

Его «Давид» и юн, и смел,

Поставлен в «контрапост».

Негероическая стать

И невеликий рост.

В руках некрепких меч и камень,

На шляпе лавровый венок.

На нём с поножами сандалии

И больше ничего.

Лишь с божьей помощью мальчишка

Смог Голиафа победить,

Он за отечество сражался,

Как и библейская Юдифь.

Н. Донателло «Юдифь и Олоферн». Деталь.

~ 13 ~

Н. Донателло. «Мария Магдалина». Деталь.

Глубокий реализм Никколо

Античность «разрушал»

Непривлекательность скульптурам

Он, не гнушаясь, придавал.

Взгляд флорентинцев искушённых

Устал от образов лощёных.

Искусство Донателло спас,

На новый уровень подняв.

~ 14 ~

Н. Донателло. «Кондотьер Гаттамелата»

«Гаттамелата, кондотьер»

Над Падуей парит,

Всем бронзовым коням пример

И Фальконе магнит.

Правитель Падуи Эразмо

Шёл к славе из низов,

Но только бронза Донателло

Бессмертным сделала его…

~ 15 ~

Мазаччо. Автопортрет. Мазаччо. Троица.

Глава 3

Гений фрески

Мазаччо – гений фрески,

Он живописью жил.

Он перспективу угадал,

Пространству путь пробил.

Объёмом овладев вполне,

Отлично тело знал,

Ведь анатомию людей

Как медик изучал.

~ 16 ~

Гвиди Мазаччо. Фрески Капеллы Бранкаччи. Изгнание из рая. Деталь.

Его «Изгнание из Рая»

И «Чудо со статиром»

До сей поры нас восхищают,

Здесь чувств живых картина.

АДАМ И ЕВА ГОРЬКО ПЛАЧУТ

ИДТИ ИЗ РАЯ НЕ ХОТЯТ

АРХАНГЕЛ МЕЧ В РУКАХ НЕ ПРЯЧЕТ

ОН НЕ ПРОПУСТИТ ИХ НАЗАД!

Гвиди Мазаччо. Чудо со статиром.

Один статир – Такую подать

Прохожий должен заплатить

При входе в город Копернаум,

Хотят там храм соорудить.

~ 17 ~

Но Иисус с учениками

По свету бродят налегке,

За проповеди им не платят

И денег нет в их кошельке.

Заметив озеро в предместьях,

Иисус послал туда Петра,

Рыбак поймать был должен рыбу

И взять статир из живота.

Скользит наш взгляд с фигур центральных

По фреске влево. Ученик

На берег положил тунику

И в рыбью пасть уже проник.

Гвиди Мазаччо. Чудо со статиром. Детали.

Взглянув на горы и деревья,

Мы возвращаемся к Петру,

Который сборщику налогов

За вход вручает чудо-мзду.

~ 18 ~

Буонарроти, Винчи, Санти,

Тройной венец эпохи всей,

Перед Мазаччо преклонялись

Всей гениальностью своей.

А Брунеллески с Донателло

Рыдали, словно свет померк,

Над бездыханным телом друга,

Ушедшего во цвете лет…

~ 19 ~

Ф. Липпи. Автопортрет. Ф. Липпи. Портрет жены.

Глава 4

Филиппо Липпи

Фра Филиппо Липпи

Писал в монастыре

Библейские сюжеты

В житейской простоте.

Традиционны темы,

Но не «замылен» взгляд,

Как будто современники

С картин его глядят.

Постриженный в монахи,

Монашку полюбил,

Но Медичи вмешался

И постриг отменил.

Лукрецию похитил

Он из монастыря,

И, судя по картинам,

Старался он не зря.

~ 20 ~

Ф. Липпи. «Коронование Марии». Фрагмент. «Дева с младенцем и ангелами»

Хоть фра Филиппо Липпи

Лишь Библию писал,

Он всем своим Мадоннам

Черты жены придал.

А ангелы с младенцами –

Его родные дети.

Семью свою ценил он

Сильней всего на свете.

«Мадонна с младенцем и ангелами»

~ 21 ~

Д. Гирландайо. Автопортрет. Д.

Гирландайо. Портрет Джованны

Торнабуони

Доменико Гирландайо.

Трудолюбивый Гирландайо

Мог всю Флоренцию покрыть

Своими фресками, играя,

Но скорость в точность превратил!

Был флорентийским ювелиром

Его отец и по стопам

Своим хотел направить сына,

Но Доменико не желал

Точить серёжки и колечки,

Гирлянды, модные тогда.

Из мастерской, куда был отдан,

Он постоянно убегал.

По чердакам и по подвалам

Скрывался парень от ремня.

И всех, кого случайно видел,

Он моментально рисовал.

Ловил мельчайшие детали

И тотчас воспроизводил.

Так Доменико Гирландайо

Талант и волю закалил.

~ 22 ~

Писал он грамотно и лихо

Своих сограждан быт и стать,

Чтоб композициям Библейским

Дух современности придать.

Костюмы, мебель, интерьеры,

Портреты, здания, пейзаж -

Он нёс в сюжет религиозный

Своей эпохи антураж.

Д. Гирландайо. « Поклонение волхвов»

Д.Гирландайо. Портрет старика с

внуком

И, правды жизни не стесняясь,

Он пишет с внуком старика

Таким, как есть, не украшая,

Предав античный идеал.

И в этом сила Ренессанса –

Воздав античности хвалу,

Он, словно птица, мчится дальше,

Благословляя жизнь вокруг.

Всего лишь год Буонарроти

У Гирландайо в мастерской

Учился. И ему хватило.

~ 23 ~

Доменико Венециано.

Шёл технический прогресс

И масляные краски

Вдруг появились, наконец,

Чтобы смягчить контрасты.

Отбросив темперу с яйцом,

Художник масло взял,

А самым первым Доменико

Венециано стал.

Изобретением голландцев

Он был доволен, как никто,

Ведь эти краски позволяли

Свет привнести на полотно.

Умело красками играя

И оживляя светом цвет,

Он доказал всем флорентинцам,

Что лучше этих красок нет!

Быстрее всех всё это понял

Его великий ученик.

Под кисть Пьеро делла Франческа

Фундаментально свет проник.

Венецию Венециано

Покинул в двадцать девять лет.

Ведь во Флоренции блистало

Искусство, набирая цвет.

И здесь с Пьеро делла Франческа

Неутомимый Доменик

В церквях расписывает фрески

И изучает колорит.

Д Венециано. «Мадонна со святыми»

~ 24 ~

Его «Мадонна со святыми»

Влилась в архитектурный фон

По всем законам перспективы.

Франциск и Иоанн с крестом,

Святой Зиновий и святая

Лючия рядышком стоят.

Он – покровитель флорентинцев,

Её венецианцы чтят.

П. Уччелло. Автопортрет. П. Уччелло .Благовещение (гризайль)

Глава 5

Паоло Уччелло –

Художник баталист.

Кони, копья, стрелы,

Рядом смерть и жизнь.

Он первый в этом жанре,

И стала первой темой

«При Сан Романо битва»

Флоренции с Сиеной.

Кто победил в той битве?

Флоренция, конечно!

И Медичи хотели

Тот бой увековечить.

~ 25 ~

П. Уччелло. Битва при Сан-Романо.

П. Уччелло. «Святой Георгий и дракон»

«Святой Георгий и дракон» -

Борьба добра со злом.

Зверюга дважды побеждён –

Копьём и пояском.

Устроил логово дракон

Близ города Сиены,

И гибли жители его.

Не защищали стены

От смрада, что несло одно

Дыхание драконье,

И ярость зверя обуздать

Не мог ни царь, ни воин…

~ 26 ~

И стали молодых людей

И девушек к нему

По очереди отправлять,

Как повезёт кому…

Вот жребий на принцессу пал,

На смерть она пошла.

На счастье, девушку святой

Георгий повстречал.

Коварством людоеда злого

Был возмущён атлет Христа!

И прыть дракона усмирил он

Ударом своего копья.

Он приказал принцессе пояс

На шею зверю повязать

И отвести в спасённый город.

А в городе он всем сказал,

Что Бог послал его на помощь.

И всех на радостях крестил,

И всех, от мала до велика,

в Христову веру обратил.

Затворник – живописец

Жил в мире фантазийном

И изучал прилежно

Законы перспективы.

Он популярен не был,

И быстро был забыт.

В забвении скончался,

Но снова был открыт.

Утраченным считался

Ведомый девой зверь,

Теперь его «дракоша»

Взят в Лондонский музей.

~ 27 ~

Пьеро делла Франческа. Автопортрет. Пророк.

Глава 6

Пьеро делла Франческа

Путь к высшей точке Ренессанса,

К тем трём великим именам,

Великими же пролагался

Волшебниками полотна.

Шедевр рождается навеки,

Последний первый не затмит.

Но всё же был Пьеро Франческа

Под Рафаэлем позабыт…

Он, ученик Венециано,

Монархом живописи слыл,

Саму Сикстинскую капеллу

Своею росписью почтил.

Но позже вдруг из моды вышел.

Был избалован Ватикан,

И стены с росписью Франческа

Под роспись Санти он отдал.

Но даже к старости ослепнув,

Он не жалел трудов и сил,

И светотень, и перспективу

В трудах научных изложил.

~ 28 ~

В «Крещении Христа» пейзаж

впервые подан не формально:

Не просто фон, а персонаж,

вплетён в сюжет он идеально!

Храня торжественность момента,

Безмолвно ангелы стоят.

А человек на заднем плане

Готовится свершить обряд.

За ним священники в сутанах

О вере спорят, как всегда.

Чиста вода у ног Иисуса

И отражает небеса.

Христос крещенье принимает

От рук Предтечи Иоанна,

И Дух святой с небес слетает,

И гром гремит над Иорданом.

Пьеро делла Франческа. Крещение Христа.

~ 29 ~

Пьеро делла Франческа. Бичевание Христа.

А «Бичевание Христа» -

Урок линейной перспективы.

И Богу дан не первый план –

Прохожие проходят мимо…

Поставлен Иисус к колонне,

Тиберий золотой на ней,

Два палача бичи заносят,

Но Сын спокоен и смирен.

В глаза мучителю он смотрит,

Насквозь пронзает этот взгляд.

Палач глаза не опускает,

Но опускает их Пилат.

Бессилен римский прокуратор,

И страшный миг неотвратим.

Он отменил бы наказанье,

Но слеп и глух Иерусалим…

~ 30 ~

Пьетро Перуджино. Аполлон и Марсий.

Глава 7.

Пьетро Перуджино

Великолепный Перуджино,

умбрийской школы ученик,

В свои лиричные картины

привнёс родной природы лик.

На фоне Умбрии внимает

игре на флейте Апполон.

Играет Марсий и не знает,

что бог игрою оскорблён.

Минутой ранее на лире

и сам он звуки издавал,

Он в этом деле лучший в мире,

никто его не побеждал.

Но Марсий, видимо, в ударе,

В речную нимфу он влюблён,

Он победил в соревнованьи,

и, значит, Мусагет сражён.

~ 31 ~

Ещё минута, и с сАТИРА

вся кожа будет содрана,

Натянута на ветви древа,

как лиры боговой струна…

Пьетро Перуджино. Передача ключей св. Петру.

Страшны языческие нравы,

но их отверг Иисус Христос,

И людям всем ключи от Рая

он перед смертью преподнёс.

Не постеснялся Перуджино

своими знаньями блеснуть,

И показал он в перспективе

и сам собор, и путь к нему.

Учился Пьетро у Вероккьо,

Где Леонардо гений зрел,

А у него потом учился

Волшебник кисти Рафаэль.

Так Ренессанс, от кисти к кисти,

По всей Италии шагал,

Вчерашний ученик, учитель

Что «взял» - обратно «отдавал»

И выше, выше поднимал.

~ 32 ~

Андреа Монтенья. Парнас.

Глава 8.

Андреа Монтенья

В учёной Падуе Франческа

Скварчоне тихо проживал.

Он был античности фанатом

и артефакты собирал.

Сюда, к обломкам барельефов,

где дух античности витал

И круг художников вращался,

Андреа Монтенья попал.

Попал ребёнком, и Франческа

Скварчоне был усыновлён,

И очень скоро Древним Римом

был, как отец, заворожён.

В семнадцать лет – уже художник,

уже капеллу расписал.

Любой он мог освоить ракурс,

великим даром обладал.

~ 33 ~

Андреа Монтенья.

Моление о Чаше.

Его «Моление о Чаше» -

лишь небольшое полотно,

Но многопланово пространство

и скрытых символов полно.

Вот молит тихо и смиренно

о Чаше Бога своего

Иисус коленопреклоненный,

вот спят апостолы его.

Сидит на дереве стервятник,

смертельного конца пророк,

Но рядом ветка зеленеет,

о Воскрешении намёк.

Вот группу стражников Иуда

приводит в Гефсиманский сад,

А кролики на их дороге

о кротости нам говорят.

~ 34 ~

Три пня от срубленных деревьев,

из них сколотят три креста…

Но молит Сын Отца о чуде,

чтоб Чаша минула сия…

Андреа дель Верроккьо. Давид.

Глава 9.

Вероккьо, скульптор и художник,

был одарён и знаменит.

Его «Давид» ничуть не хуже,

чем донателловский «Давид».

Огромный шар из меди

и крест на нём отлили

Вероккьо с подмастерьями,

нелёгкий был заказ.

На купол Брунеллески

шар с крестом воздвигли,

То был для всей команды

Вероккьо звёздный час!

~ 35 ~

Шар был установлен 27 мая 1471 года и сразу же стал символом города

Художник тех времён, буквально,

Был человек-универсал,

Он оккультизмом увлекался

И химию, конечно, знал.

Владел искусством инженерным,

Металлургию штурмом брал,

И анатомию бесстрастно

на свежих трупах изучал.

Андреа дель Верроккьо. Крещение.

Но вот пришёл к Андреа мальчик,

неугомонный полиглот,

И он ему на «дорисовку»

свою картину отдаёт.

~ 36 ~

Мальчишка очень постарался,

чтобы доверье оправдать.

В «Крещении» ему осталось

лишь ангела дорисовать.

Взглянув на ангела, Вероккьо

забросил кисти навсегда.

Мальчишку звали Леонардо,

но мир его не знал. Пока.

С. Боттичелли. Автопортрет.

С. Боттичелли. Афина.

Глава 9.

Конец эпохи кватроченто.

Флоренция поднапряглась

И Алессандро Боттичелли

в свой царственный венок вплела.

Он – ученик Филиппо Липпи,

с Лоренцо Медичи дружил,

И был Флоренции правитель

заказчиком его картин.

И с Леонардо Боттичелли

не понаслышке был знаком,

И с Рафаэлем в Ватикане

соперничал он мастерством.

~ 37 ~

Но был еще Савонарола…

Религиозный фанатизм

Монаха хитрого и злого

изрядно Сандро портил жизнь.

То было время тайных обществ,

и был в почёте оккультизм,

И шифровали живописцы

в картинах тайные ключи.

Магистр Сандро Боттичелли

зашифровал свою «Весну».

Его послание в шедевре

лишь посвящённые поймут.

Сандро Боттичелли. Весна.

Летит извне зеленоватый

Зефир, весенний юный бог,

И душу новую, Хлориду,

выводит из иных миров.

Ей предстоит пройти нелёгкий

и страшный к совершенству путь…

Но страх прошёл, и превратилась

она во Флору, Красоту.

Ту Красоту Весны, что в платье

сияет в образе цветов.

О превращеньи намекает

созвучный ритм их шагов.

~ 38 ~

Одетая Венера – редкость,

вокруг неё как будто нимб,

Она похожа на Марию,

благословляющую нимф.

Волупта руку поднимает

и ловит Пульхритуды кисть,

Они как будто защищают

Каститу. Взгляд её лучист

И устремлён на Трисмегиста,

творца оккультных знаний всех,

Он кадуцей свой поднимает,

энергию пуская вверх.

Там – золотые апельсины,

и там энергию любви

Передаёт парящий Эрос

Зефиру… кончен жизни цикл.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.

Глава 10.

« Рождение Венеры» Сандро

зашифровал спустя семь лет.

Урания – Венера в пене

форсирует Тосканы брег.

Зефир и Аура снабжают

её попутным ветерком,

А Флора плащиком встречает,

и розы падают кругом.

~ 39 ~

Букеты роз, цветов Венеры,

ласкает пенная волна,

А пена – плоть Урана-Неба.

Крон-Время погубил отца.

Но всех языческих героев

мифологический настрой

Затмила раковина – лодка,

гигантский гребешок морской.

Примерно десять сантиметров

реальный гребешка размер.

Его на шапочках носили

паломники святых земель.

То знак надежд на Воскрешенье,

ЗеведеЕва атрибут.

Апостол Иаков, после смерти

Христа, пошёл в далёкий путь.

В Испании он стал Сантьяго,

за проповеди был убит.

Учеников с его мощами

правитель некий приютил.

При встрече стал хлестать коня он,

следы покрылись гребешком…

Так тайный символ христианства

в языческий сюжет вошёл.

Любовь пришла из пены зыбкой,

чтобы на землю веры встать.

Так человек из тьмы греховной

выходит к светочу Христа.

~ 40 ~

Сандро Боттичелли. Марс и Венера.

Глава 11.

Марс, бог войны несправедливой,

на миг заснул глубоким сном.

С его оружием играют

сатиры, ползая кругом.

Венера в тонком платье белом.

Она грустна и начеку.

Она любовью усыпила

кровопролитную войну…

Так Боттичелли Джулиано

и Симонетту представлял,

Предчувствуя любви невечность,

её трагический финал.

Был Медичи убит врагами,

Веспуччи тихо умерла.

Похоронив друзей любимых,

надолго Сандро заскучал.

Сандро Боттичелли. Афина и кентавр.

~ 41 ~

Афина, дочка громовержца,

из мозга Зевса родилась.

И в Греции родной, и в Риме,

Афина Мудростью звалась.

Кентавр – символ неуёмной,

звериной сущности людей.

Афина зверя укрощает

Ладонью мудрости своей.

Всю жизнь художник, разрываясь,

метался между двух огней,

Меж мистикой и христианством,

то яд вкушая, то елей.

Но был силён Савонарола,

внушая полный аскетизм.

Сначала жёг картины Сандро,

потом… забросил вовсе кисть.

Глава 9

От мольберта Джотто

к мольберту Леонардо

Летела Муза долго,

сквозь проторенессанс.

Мазаччо, Брунеллески,

Учелло, Донателло,

Пьеро делла Франческа,

Андреа Монтенья,

Чимабуэ и Липпи,

Вероккьо, Гирландайо,

Пьетро Перуджино,

Венециано Доменик

~ 42 ~

Божественную Музу

всем сердцем принимая,

На всех своих полотнах

её писали лик.

Учились друг у друга

линейной перспективе,

Объём внести старались

на плоские холсты,

Тела в анатомичке

с врачами изучали,

Забытую античность

хотели возродить.

Труды их превратились

в хрустальные ступени,

Ведущие к Вершине,

к хрустальному дворцу.

Дворец искусств назвали

Высоким Возрожденьем,

Ступени шли к тройному

Эпохи всей венцу.

~ 43 ~

Италия. Тоскана.

Городишко Винчи.

Тысяча четыреста

пятьдесят второй.

В самой середине

месяца апреля

Мальчик здесь родился

с гениальной головой.

Мама – Катерина,

отец – Пьеро да Винчи,

Она была крестьянка,

он местный был юрист.

Был очень любопытным

мальчишкой Леонардо

И местность возле Винчи

облазил вширь и ввысь.

Гора Монте Альбано,

внизу – долина Арно,

Флоренция в долине,

а Винчи – у горы.

С вершины Леонардо,

наверно, видел море,

Незагрязнённый воздух

прозрачен очень был.

~ 44 ~

Не праздно любовался

природой Леонардо,

И не бродил бесцельно,

а остро наблюдал.

Однажды рассадил он

по банкам змей, пиявок,

Кузнечиков и ящериц

и их нарисовал.

От каждой твари что-то

своё взял Леонардо

И всех своей Медузой

Горгоной напугал.

Её Пьеро да Винчи

за сто дукатов продал,

А сына в мастерскую

художнику отдал.

Андреа дель Вероккьо

его взял подмастерьем.

Вероккьо был литейщик,

художник, ювелир,

Придумывал костюмы

для праздников придворных,

Для знати разрисовывал

флаги и гербы.

Красавец Леонардо

мог разогнуть подкову,

Пел, как Орфей,

на лире играл как Аполлон,

Любил животных, птицам

свободу возвращал он,

Изящно одевался,

в речах блистал умом.

Не только у Вероккьо

учился Леонардо,

Учился у Флоренции,

ведь здесь, куда ни глянь,

~ 45 ~

Шедевры Донателло,

Учелло и Мазаччо,

И колокольня Джотто,

и Брунеллески дань.

В «Крещении» Вероккьо

написанный им ангел

Стал первым шагом

Гения к бессмертью своему.

Благовещение

Совсем самостоятельно

писал он «Благовещение».

Стремительны и внятны

движенья тел и рук.

~ 46 ~

Архангел сообщает

благую весть Марии.

В руках он держит лилии,

Марии атрибут.

А крылья за спиною,

срисованные с птичьих,

Гармонию и грацию

на полотно несут.

Испуг и осторожность

рисуют руки Девы,

Но ясен и спокоен

Готовый к вести лик.

Очерчен очень чётко

передний план пейзажа,

Второй и третий планы

теряются вдали.

В тумане тает город

и призрачные горы,

И парусники в гавани

Погружены в туман.

Так начал Леонардо

Использовать «сфумато»,

«Туманом» переходы

и контуры смягчал.

Портрет Джиневры де Бенчи

~ 47 ~

«Портрет Джиневры де Бенчи»

Написан перед свадьбой,

Но видно, что невеста

грустна и холодна.

Дотошно Винчи пишет

кудряшки и шнурочки,

Но рук мы не увидим –

Пропало полхолста.

Мадонна Бенуа

Хранится в Эрмитаже

с тринадцатого года

Подарок астраханский,

«Мадонна Бенуа».

Её у итальянских

бродячих музыкантов

Купил купец Сапожников,

не зная, ЧЬЯ она –

Безвестную картину совсем не берегли!

И до купца, и после картину «подновляли»,

Безжалостно СКРЫВАЯ «давинчевы» мазки…

~ 48 ~

Совсем не идеальны черты мадонны юной,

А значит у Марии – реальный прототип.

Младенец на картине нарочно увеличен.

Мессия изучает лиловые цветы.

С научной достоверностью младенческое тело

Написано учёным – анатомом, педантом.

Едва заметны нимбы. Цветок – намёк на Жертву,

Но светится картина любовью и отрадой.

Мадонна Лита

Черты МАДОННЫ ЛИТЫ антично идеальны,

Опущенные веки скрывают нежный взгляд.

Ребёнок златокудрый увлёкся важным делом,

Но глазом любопытным косится на тебя…

На заднем плане – окна,но света нет оттуда,

Он льётся снизу, слева, от Автора, от нас.

~ 49 ~

Витрувианский человек.

Витрувий в первом веке

до Рождества Христова

Пропорции фигуры

и зданий изучал.

Был римский архитектор

поклонником Природы,

Во всех её явлениях

он Замысел искал.

Прочёл его трактаты

пытливый Леонардо

И мысли архитектора

наглядно показал.

Во всём он был согласен

с античным геометром

И «золотым сеченьем»

фигуры рассекал.

Но Медичи не слишком

ценили Леонардо,

Флоренция отвергла

блистательный талант.

Ему не предложили

работать в Ватикане.

Обиженный художник

отправился в Милан.

~ 50 ~

Там Лодовико Сфорца,

правитель - узурпатор,

Радушно встретил Винчи

и принял ко двору.

Военным консультантом

он Мастера назначил,

Но все его проекты

здесь были ни к чему.

И вместо пулемётов,

подлодок, супертанков

Конструкции для праздников

да Винчи «сочинял»…

Писал картины, книги,

но много не закончил,

Испортил репутацию,

но знаменитым стал.

Заказом самым первым

Сфорца – Леонардо

Был конь и всадник –

памятник герцогу-отцу.

Шестнадцать лет ваял его

из глины Леонардо,

Но так и не закончил,

всё было «не досуг».

Модель великолепную

коня восьмиметрового,

В конце концов, он выставил

и произвёл фурор,

Но…бронзы не хватило,

она ушла на пушки.

Модель великой лошади

погибла под дождём.

Был конь его идущим,

спокойным, величавым,

А он мечтал о вздыбленном,

о бешеном коне.

Три сотни лет промчалось,

в холодном Петербурге

Мечту его исполнил

Морис Фальконе.

~ 51 ~

Дама с горностаем (Галле) Цецилия Галлерани

«Дама с горностаем» -

возлюбленная Сфорца.

Цецилия прославилась

умом и красотой.

С невыразимой грацией

рука её ласкает

Ручного горностая,

а смысл его – тройной:

«Галле» и «Галлерани» -

один имеют корень;

В гербе миланца – тоже

«галле» изображён;

А мехом горностая

накидки украшают,

Но Сфорца в результате

женился на другой…

~ 52 ~

Санта Мария делле Грацие

Ещё одно творение,

бессмертное, бесспорно,

Попало на заклание

бессмертному творцу,

Когда в трапезной Санта

Мария делле Грацие

Он «Тайную Вечерю»

писал, как по холсту.

Тайная Вечеря.

Не «по – сырому», темперой,

навек и окончательно,

А «по – сухому», маслом

писал, не торопясь,

Тончайшие нюансы,

любимое «сфумато»,

Смятенье чувств Апостолов,

покорного Христа.

В восторге были зрители,

и герцог, и монахи,

Эффект был потрясающим,

но краски подвели:

~ 53 ~

Ещё при жизни мастера

от сырости полопались,

Потом француз, тот самый

что Сфинксу нос отбил,

Кидался кирпичами

в божественные лики,

За что ему в России

Кутузов отомстил.

Вторая Мировая

добавила печали…

Мауро Пелличоли

пришёл в сорок шестом

И восемь лет старался

чешуйки краски склеить,

Ни капли новой краски

на стену не нанёс.

Но даже в этом виде

«Вечеря» потрясает!

Как мечутся Апостолы,

как царственен Христос!

«Один из вас предаст Меня», -

так говорил Спаситель,

Вино и хлеб представив,

как плоть и кровь свою.

Нарушил весь порядок

строптивый Леонардо,

Зашифровав в трапезной

свою мистерию.

Здесь нет над головами

традиционных нимбов,

Прямое оскорбление

канонов и основ!

Нет на столе и Чаши –

священного Грааля,

В котором превратилось

вино в Христову кровь!

А может, Леонардо

Да Винчи так задумал:

Фреску «нехорошую»

испортить самому,

Чтоб тайна богохульной

картины не раскрылась?

Потомкам эти домыслы-

шарады ни к чему…

~ 54 ~

Но Сфорца – узурпатор

французами был свергнут

И дней своих остаток

в застенке доживал.

Вернулся во Флоренцию

скиталец Леонардо

И восемь лет напрасно

признанья ожидал.

В Милан опять поехал,

там прозябал шесть лет,

Потом три года в Риме,

заказов нет и нет…

Он признан, уважаем,

но слух о нём идёт,

Что он не завершает

им начатых работ.

Он обойдён по всем статьям

грядущим поколеньем –

Буонаротти - силачом

и милым Рафаэлем.

Устав в скитаниях своих

Маэстро был без сил,

Когда его король Франциск

любезно пригласил.

Король французский был не глуп

и живопись ценил,

В беседах с гением часы

охотно проводил.

Здесь Леонардо отдыхал

и телом и душой,

Отсюда в славе и любви

в бессмертие ушёл…

Жан Огю

́

U

ст Домини

́

U

к Энгр. Смерть Леонардо да Винчи.

~ 55 ~

Лишь три картины Леонардо

привёз во Францию с собой:

Игривый «Иоанн Креститель»,

«Мадонна в гроте», дубль второй,

И небольшой портрет Джоконды,

семьдесят семь, пятьдесят три,

Священный образ Моны Лизы

он сделал идолом своим.

Джоконда.

Леонардо да Винчи.

~ 56 ~

Пейзаж асимметричный

река, дорога, мост,

Морская даль и горы,

и мучает вопрос:

Откуда здесь Мадонна

и где она сидит,

И на кого с улыбкой

загадочной глядит?

И кто она такая,

и чья она жена,

И почему заказчик

картину не забрал?

Ответов на вопросы

и не было, и нет,

Зато есть много версий

и множество легенд.

Был муж её жандармом,

а, может быть, купцом,

А, может, Леонардо

нарисовал фантом?

Цветущая и крепкая,

румянец по щекам,

Что по тогдашней моде

совсем не идеал.

Джоконда флорентийка

всегда была грустна,

С трудом её улыбку

художник извлекал.

Шуты и музыканты

крутились перед ней,

Чтоб юной несмеяне

скучалось веселей.

Четыре долгих года

позировать пришлось,

Но выкупить картину

заказчик не пришёл.

В музей она попала,

гордился ею Лувр.

Безумный итальянец

картину «умыкнул».

Скандальная история

на пользу ей пошла,

Мировую славу

Джоконде принесла.

~ 57 ~

И восхищает взоры

уже пять сотен лет

Прекрасный, идеальный,

загадочный портрет.

Ваятель, зодчий, живописец,

Поэт, философ, «шоумен»,

Механик, физик, гидротехник,

Анатом, оптик, инженер,

Геолог и фортификатор,

Изобретатель, астроном,

Биолог, музыкант, ботаник,

Певец, – и это всё о нём!

Но…

Был ли счастлив Леонардо?

Ведь его уделом было

Одиночество таланта,

Одиночество вершины…



В раздел образования