Автор: Липовая Клара Вольдемаровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. А.А.Алябьева"
Населённый пункт: г. Тобольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста как путь формирования качеств успешной личности»
Раздел: дополнительное образование
«Развитие чувства ритма у детей дошкольного и младшего
школьного возраста как путь формирования качеств
успешной личности»
Детство, начальный и важный этап в становлении личности ребенка.
Так задумано природой, что, рождаясь, мы приходим в этот мир вниз
головой. Для перехода из состояния невесомости в состояние притяжения,
нужно суметь организоваться в пространстве и на это требуется время. Этим
периодом и является детский возраст.
Процесс взросления человека - естественный, такой же, как рост цветов
и деревьев, как смена времен года, дня и ночи, восходы и закаты. Все это
подчинено определенному ритму. Человек рождается с этими ритмами.
Именно ритм упорядочивает время и пространство и помогает человеку
выполнять свои функциональные обязанности. А работают над этим два
полушария нашего мозга. Правое отвечает за интуицию, эстетику, чувствует
цвет, эмоции, а левое полушарие отвечает за логику, мышление, математику,
языки, все в точной последовательности. Но при чем здесь ритм, скажите вы?
А ритм помогает объединить работу этих двух полушарий. Он выравнивает
слух, зрительные впечатления, координацию движений и помогает ребенку
понять свое тело.
Процесс
восприятия
ритма
неоднократно
подвергался
психологическим исследованиям. Психологи (Н. Д. Левитов, Л. Б. Ительсон)
определяют ритм, темп и динамику в числе необходимых компонентов
трудовой деятельности.
Б. М. Теплов акцентировал внимание на различении музыкального
ритма
и
просто
ритма.
Ритм
в
музыке
–
носитель
определенного
эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только
моторную, но и эмоциональную природу.
Выдающейся музыкант–педагог, композитор и дирижер Эмиль Жак–
Далькроз
считал,
что
музыкально–ритмическое
воспитание
оказывает
огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.
У истоков развития двигательной активности на музыкальных занятиях
стоял немецкий композитор и педагог К. Орф, уделяя большое внимание
ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и
игра на элементарных музыкальных инструментах.
В исследованиях работ педагогов-новаторов И. М. Каплуновой,
И. А. Новоскольцевой, А. Н. Зиминой, О. В. Кацер и др. доказано, что если
чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой,
слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник
говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В
дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит
развитие
ребенка,
ограничивая
не
только
сферу
интеллектуальной
деятельности, но и общение со сверстниками.
Таким образом, развитое чувство ритма у ребенка – одно из важнейших
условий для формирования его как личности.
В связи с этим возникла потребность в разработке системы по
развитию чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного
возраста, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении
создания условий для личностного развития ребенка.
Исходя из этого, была выстроена модель работы с детьми, которую
условно можно назвать «Пирамида успеха».
Цель:
Создание
условий
для
самовыражения,
самореализации
дошкольников
и
младших
школьников
в
процессе
музыкальной
деятельности.
В процессе онтогенеза чувство ритма у детей формируется не сразу как
целостная система, а покомпонентно.
Первым в структуре формируется чувство темпа, которое активно
развивается в младшем дошкольном возрасте. Это и стало основой
пирамиды.
Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа
формируется в более позднем возрасте: она отчетливо наблюдается только у
детей 6-го и 7-го годов жизни.
Дети младшего возраста справляются с
быстрым и умеренным темпом. Учитывая эту особенность на этой ступени
пирамиды используются такие формы музыкальной деятельности, где
средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных
сочетаниях:
Логоритмика, пальчиковые игры (стихи, песни с движениями);
Пение в умеренном темпе;
образно-игровые танцы;
музыкальные игры;
УСПЕХ
РИТМ
старший возраст
МЕТР
средний возраст
ТЕМП
младший возраст
игра на шумовых инструментах;
активное слушание музыки;
элементарные образные импровизации.
Реализации музыкальных задач ведет за собой развитие личностных
качества
у детей младшего дошкольного возраста: самостоятельности,
активности, интереса к новому, произвольности поведения: выдержки,
внимания.
Следующим компонентом в формировании чувства ритма выступает
метр. Это равномерные шаги музыки, как часики, в зависимости от темпа
музыки.
Решение ритмической задачи по равномерному типу,
является для
детей 4-5 лет показателем «средневозрастного» уровня развития чувства
музыкального ритма. В этом возрасте активно формируются процессы
произвольности, поэтому формы работы усложняются:
логоритмика, как начальная ступень речевого музицирования;
коммуникативные игры и танцы;
пение с инсценированием;
оркестр шумовых инструментов;
звучащие жесты;
активное слушание музыки с элементами театрализации.
Необходимым условием для получения удовольствия, интереса к
новому, в таких формах музыкальной деятельности является внутренняя
мотивация, которая способствует развитию новообразований в личностном
плане: волевой сферы, навыков общения, произвольности и осознанности
поведения: внимания, ответственности, терпения и др.
Устойчивое ощущение метра становится фундаментом для следующей
ступени - развитие чувства ритма. Его развитие протекает медленнее и
труднее
двух
предыдущих
компонентов
и
оказывается
достаточно
сформированным только в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте.
Ритм - организация во времени. В музыке это способность к
восприятию и воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз.
Для
выработки
чувства
ритма
используется
ритмическое
моделирование, т.е. усвоения ритмов через слово, обозначая длительность
картинкой или предметом. Долгий звук – большой (предмет или картинка),
короткий звук – маленький (предмет или картинка).
Е - дет е - дет па – ро - воз!
Большое значение для формирования личностных качеств имеет
активизация творческого потенциала детей, создание атмосферы поиска,
радости, удовольствия, развития детской индивидуальности, удовлетворение
индивидуальных потребностей и интересов. Для достижения поставленных
ориентиров в старшем дошкольном возрасте было выбрано элементарное
творческое музицирование, которое включает в себя следующие формы
совместной музыкальной деятельности:
речевое музицирование;
музицирование со звучащими жестами;
музицирование с инструментами;
танец и свободное движение;
пение с инструментами и без;
элементарный музыкальный театр;
музыкальное моделирование.
Творческое музицирование является поисковой моделью обучения, в
которой источником знания служит непосредственный опыт детей, оно более
ориентировано на процесс, чем на результат. Показателем успешности
является не фиксация уровня музыкальных знаний и навыков, наличие
ситуаций, характеризующих успех каждого. В этой связи педагогический
процесс можно считать эффективным, если:
удалось создать атмосферу радостного общения и гармоничного
самоощущения всех участников музицирования;
дети
активно
участвовали
в
творческом
музицировании,
предлагали собственные идеи, что способствовало достижению нового
качества совместной творческой работы;
удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не
приходилось прибегать к принуждению;
удалось избежать манипулирования с детьми и осуществить
задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;
совместное музицирование доставило всем воодушевляющее
удовольствие.
Таким образом. Выстроенная система работы позволила у выпускника
детского
сада
развить
музыкальные
способности
и
сформировать
необходимые личностные качества для успешного обучения в школе.
Опыт работы по развитию чувства ритма показывает, что дети, у
которых
слабо
развито
чувство
ритма,
плохо
развита
слуховая
и
двигательная координация, они менее активны, инициативны, не способны к
творческой самостоятельности. И наоборот, у детей с развитым чувством
ритма
лучше
развиты
музыкальные
и
умственные
способности,
эмоциональный и творческий потенциал, что придает уверенность в своих
силах, помогает раскрыть свою индивидуальность.
Важно не «учить ребенка музыке», а идти с ребенком к музыке,
доверительно взяв его за ручку. Именно такой путь, усеянный множеством
находок и интересных открытий, будет приятным, полезным как для
педагога, так и для детей.