Напоминание

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста как путь формирования качеств успешной личности»


Автор: Липовая Клара Вольдемаровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ им. А.А.Алябьева"
Населённый пункт: г. Тобольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного возраста как путь формирования качеств успешной личности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие чувства ритма у детей дошкольного и младшего

школьного возраста как путь формирования качеств

успешной личности»

Детство, начальный и важный этап в становлении личности ребенка.

Так задумано природой, что, рождаясь, мы приходим в этот мир вниз

головой. Для перехода из состояния невесомости в состояние притяжения,

нужно суметь организоваться в пространстве и на это требуется время. Этим

периодом и является детский возраст.

Процесс взросления человека - естественный, такой же, как рост цветов

и деревьев, как смена времен года, дня и ночи, восходы и закаты. Все это

подчинено определенному ритму. Человек рождается с этими ритмами.

Именно ритм упорядочивает время и пространство и помогает человеку

выполнять свои функциональные обязанности. А работают над этим два

полушария нашего мозга. Правое отвечает за интуицию, эстетику, чувствует

цвет, эмоции, а левое полушарие отвечает за логику, мышление, математику,

языки, все в точной последовательности. Но при чем здесь ритм, скажите вы?

А ритм помогает объединить работу этих двух полушарий. Он выравнивает

слух, зрительные впечатления, координацию движений и помогает ребенку

понять свое тело.

Процесс

восприятия

ритма

неоднократно

подвергался

психологическим исследованиям. Психологи (Н. Д. Левитов, Л. Б. Ительсон)

определяют ритм, темп и динамику в числе необходимых компонентов

трудовой деятельности.

Б. М. Теплов акцентировал внимание на различении музыкального

ритма

и

просто

ритма.

Ритм

в

музыке

носитель

определенного

эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только

моторную, но и эмоциональную природу.

Выдающейся музыкант–педагог, композитор и дирижер Эмиль Жак–

Далькроз

считал,

что

музыкально–ритмическое

воспитание

оказывает

огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека.

У истоков развития двигательной активности на музыкальных занятиях

стоял немецкий композитор и педагог К. Орф, уделяя большое внимание

ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и

игра на элементарных музыкальных инструментах.

В исследованиях работ педагогов-новаторов И. М. Каплуновой,

И. А. Новоскольцевой, А. Н. Зиминой, О. В. Кацер и др. доказано, что если

чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой,

слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник

говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В

дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит

развитие

ребенка,

ограничивая

не

только

сферу

интеллектуальной

деятельности, но и общение со сверстниками.

Таким образом, развитое чувство ритма у ребенка – одно из важнейших

условий для формирования его как личности.

В связи с этим возникла потребность в разработке системы по

развитию чувства ритма у детей дошкольного и младшего школьного

возраста, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении

создания условий для личностного развития ребенка.

Исходя из этого, была выстроена модель работы с детьми, которую

условно можно назвать «Пирамида успеха».

Цель:

Создание

условий

для

самовыражения,

самореализации

дошкольников

и

младших

школьников

в

процессе

музыкальной

деятельности.

В процессе онтогенеза чувство ритма у детей формируется не сразу как

целостная система, а покомпонентно.

Первым в структуре формируется чувство темпа, которое активно

развивается в младшем дошкольном возрасте. Это и стало основой

пирамиды.

Способность к восприятию и воспроизведению медленного темпа

формируется в более позднем возрасте: она отчетливо наблюдается только у

детей 6-го и 7-го годов жизни.

Дети младшего возраста справляются с

быстрым и умеренным темпом. Учитывая эту особенность на этой ступени

пирамиды используются такие формы музыкальной деятельности, где

средствами развития являются музыка, речь, движение в их различных

сочетаниях:

Логоритмика, пальчиковые игры (стихи, песни с движениями);

Пение в умеренном темпе;

образно-игровые танцы;

музыкальные игры;

УСПЕХ

РИТМ

старший возраст

МЕТР

средний возраст

ТЕМП

младший возраст

игра на шумовых инструментах;

активное слушание музыки;

элементарные образные импровизации.

Реализации музыкальных задач ведет за собой развитие личностных

качества

у детей младшего дошкольного возраста: самостоятельности,

активности, интереса к новому, произвольности поведения: выдержки,

внимания.

Следующим компонентом в формировании чувства ритма выступает

метр. Это равномерные шаги музыки, как часики, в зависимости от темпа

музыки.

Решение ритмической задачи по равномерному типу,

является для

детей 4-5 лет показателем «средневозрастного» уровня развития чувства

музыкального ритма. В этом возрасте активно формируются процессы

произвольности, поэтому формы работы усложняются:

логоритмика, как начальная ступень речевого музицирования;

коммуникативные игры и танцы;

пение с инсценированием;

оркестр шумовых инструментов;

звучащие жесты;

активное слушание музыки с элементами театрализации.

Необходимым условием для получения удовольствия, интереса к

новому, в таких формах музыкальной деятельности является внутренняя

мотивация, которая способствует развитию новообразований в личностном

плане: волевой сферы, навыков общения, произвольности и осознанности

поведения: внимания, ответственности, терпения и др.

Устойчивое ощущение метра становится фундаментом для следующей

ступени - развитие чувства ритма. Его развитие протекает медленнее и

труднее

двух

предыдущих

компонентов

и

оказывается

достаточно

сформированным только в старшем дошкольном и младшем школьном

возрасте.

Ритм - организация во времени. В музыке это способность к

восприятию и воспроизведению отношений длительностей звуков и пауз.

Для

выработки

чувства

ритма

используется

ритмическое

моделирование, т.е. усвоения ритмов через слово, обозначая длительность

картинкой или предметом. Долгий звук – большой (предмет или картинка),

короткий звук – маленький (предмет или картинка).

Е - дет е - дет па – ро - воз!

Большое значение для формирования личностных качеств имеет

активизация творческого потенциала детей, создание атмосферы поиска,

радости, удовольствия, развития детской индивидуальности, удовлетворение

индивидуальных потребностей и интересов. Для достижения поставленных

ориентиров в старшем дошкольном возрасте было выбрано элементарное

творческое музицирование, которое включает в себя следующие формы

совместной музыкальной деятельности:

речевое музицирование;

музицирование со звучащими жестами;

музицирование с инструментами;

танец и свободное движение;

пение с инструментами и без;

элементарный музыкальный театр;

музыкальное моделирование.

Творческое музицирование является поисковой моделью обучения, в

которой источником знания служит непосредственный опыт детей, оно более

ориентировано на процесс, чем на результат. Показателем успешности

является не фиксация уровня музыкальных знаний и навыков, наличие

ситуаций, характеризующих успех каждого. В этой связи педагогический

процесс можно считать эффективным, если:

удалось создать атмосферу радостного общения и гармоничного

самоощущения всех участников музицирования;

дети

активно

участвовали

в

творческом

музицировании,

предлагали собственные идеи, что способствовало достижению нового

качества совместной творческой работы;

удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не

приходилось прибегать к принуждению;

удалось избежать манипулирования с детьми и осуществить

задачи образовательной ситуации на основе взаимодействия с ними;

совместное музицирование доставило всем воодушевляющее

удовольствие.

Таким образом. Выстроенная система работы позволила у выпускника

детского

сада

развить

музыкальные

способности

и

сформировать

необходимые личностные качества для успешного обучения в школе.

Опыт работы по развитию чувства ритма показывает, что дети, у

которых

слабо

развито

чувство

ритма,

плохо

развита

слуховая

и

двигательная координация, они менее активны, инициативны, не способны к

творческой самостоятельности. И наоборот, у детей с развитым чувством

ритма

лучше

развиты

музыкальные

и

умственные

способности,

эмоциональный и творческий потенциал, что придает уверенность в своих

силах, помогает раскрыть свою индивидуальность.

Важно не «учить ребенка музыке», а идти с ребенком к музыке,

доверительно взяв его за ручку. Именно такой путь, усеянный множеством

находок и интересных открытий, будет приятным, полезным как для

педагога, так и для детей.



В раздел образования