Напоминание

"Психолого-педагогическое сопровождение военно-профессиональной ориентации воспитанников Омского кадетского военного корпуса"


Авторы: Кузнецов Михаил Борисович, Заводова Елена Владимировна
Должность: педагог-организатор, воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение военно-профессиональной ориентации воспитанников Омского кадетского военного корпуса"
Раздел: среднее образование





Назад




Е.В.Заводова, М.Б.Кузнецов

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Омский кадетский военный корпус

Министерства обороны Российской Федерации»

Психолого-педагогическое сопровождение военно-профессиональной

ориентации воспитанников Омского кадетского военного корпуса

Военно-профессиональная ориентация в кадетском корпусе - это система

психолого-педагогических,

медицинских

и

организационных

мероприятий,

являющихся

составной

частью

учебно-воспитательного

процесса

и

направленных на формирование у воспитанников готовности к сознательному и

обоснованному

выбору

военной

профессии

в

соответствии

со

своими

желаниями, склонностями и способностями.

Цель работы по военно-профессиональной ориентации - формирование у

кадет готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских

должностях.

Структура военно-профессиональной ориентации:

- профессиональная диагностика - исследование и оценка индивидуальных

особенностей и перспектив развития кадет в целях выявления их пригодности к

успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности;

- профессиональное воспитание - формирование у кадет интересов и мотивов

выбора

профессии,

любви

к

избранному

виду

деятельности,

необходимых

качеств специалиста:

- профессиональное

просвещение

-

сообщение

знаний

о

профессиях,

на

основе которых формируются положительное отношение к различным видам

военной деятельности, устойчивые профессиональные интересы, стремление к

осознанному и самостоятельному выбору военной профессии и специальности;

- профе ссиональная

консультация,

цель

которой

-

в ы р а б от ка

индивидуальных

рекомендаций

при

выборе

профессии,

предпочтительного

вида деятельности и учебного заведения.

В военно-профессиональной деятельности выделяется три аспекта:

- информационный:

обеспечение

кадет

информацией

о

военных

специальностях, требованиях, предъявляемых к личности специалиста;

- диагностический:

всестороннее

изучение

и

оценка

индивидуально-

психологических качеств, физического развития и состояния здоровья кадета,

формирование

готовности

к

самостоятельному

и

осознанному

выбору

специальности, оказание помощи в подборе резервных специальностей;

- воспитательный: активная целенаправленная работа по формированию у

воспитанников

профессиональной

направленности,

выработке

интереса

и

стремления к выбору определенных профессии.

Военно-профессиональная

ориентация

организуется

и

проводится

поэтапно и последовательно в процессе всего обучения:

- адаптация (от момента поступления до (6 месяцев): основное внимание

уделяется

выявлению

и

изучению

профессионально

важных

личностных

каче ств,

военно-профе ссиональной

мотивации

кадет

на

о с н о ве

психодиагностики;

- ориентация:

применение

различных

форм

и

методов

военно-

профессиональной

ориентации,

проведение

профориентационного

просвещения кадет;

- выбор:

консультирование

по

выбору

профессии

офицера,

конкретной

военной специальности с учетом личностных особенностей кадета;

- подкрепление

сделанного

выбора

или

переориентация

воспитанника,

оказание

практической

помощи

в

подготовке

к

поступлению

в

избранные

военно-учебные заведения.

Виды

психолого-педагогич е ского

сопровождения

в о е н н о -

профессиональной ориентации:

- психологическое

обеспечение:

оценка

индивидуально-психологических

особенностей

личности

кадета,

формирование

положительной

мотивации

к

профессии офицера, консультации о психологических особенностях различных

профессий,

практические

рекомендации

по

выбору

профессии,

анализ

эффективности профориентационных мероприятий, коррекция системы военно-

профессиональной ориентации;

- профессиографический

анализ

основных

специальностей

офицеров,

изучение

требований,

предъявляемых

к

личности

офицера.

Военно-

профессиональная

работа

строится

на

знании

содержания

и

условий

деятельности

по

военным

профессиям

(специальностям),

представлениях

о

требованиях каждой профессии к психологическим и личностным качествам

воспитанника;

- создание

положительной

мотивации

к

п р о ф е с с и о н а л ь н ом у

самоопределению:

побуждение

кадет

к

самопознанию

и

саморазвитию,

выработка правильной оценки проблем профессионального самоопределения,

обеспечение

выбора

профессии

офицера,

училища

и

специальности;

переориентация в случае выбора профессии без учета индивидуальных качеств.

Формы военно-профессиональной ориентации:

- занятия по военной подготовке и ознакомлению с профессией офицера;

- работа консультативного пункта профессиональной ориентации;

- проведение встреч, бесед с ветеранами Великой Отечественной войны и

военной службы, участниками военных действий, кадетами-выпускниками;

- применение в учебном процессе задач, упражнений военно-прикладной

направленности;

- проведение Дней воинской Славы России;

- посещение музеев боевой славы воинских частей, ввузов;

- знакомство с жизнью, бытом, службой офицеров, курсантов, солдат и т.п.

Методы

военно-профессиональной

ориентации:

анализ

документов,

наблюдение,

индивидуальные

и

групповые

беседы,

анкетирование,

консультирование,

изучение

результатов

психодиагностики,

обобщение

характеристик, анализ результатов учебы и служебной деятельности.

Целенаправленное

психолого-педагогическое

сопровождение

военно-

профессиональной

ориентации

способствует

побуждению

кадет

к

профессиональному самоопределению, выбору профессии офицера, учебного

заведения и конкретной воинской специальности.

Список литературы:

1.

Осипов

В.А.

Содержание

и

формы

работы

классов

военно-

профессиональной и правовой направленности в общеобразовательной школе:

Методическое пособие.- Изд: Курганский гос. научно-образовательный центр

Уральского отделения РАО.-2001г.62с

2.

Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников

кадетских корпусов // Психологическая наука и образование.-2008г.-№1.с.45-49

3.

Гусева В. Кадеты: век нынешний и век минувший // Первое сентября.-

1997г.-13 февр.с 3

4.

Державе преданное братство // Красная звезда.-2006г.-16 авг.

5.

Кадетскому быть элитным // Учительская газета.-2003г.- 16 сент.



В раздел образования