Авторы: Кузнецов Михаил Борисович, Заводова Елена Владимировна
Должность: педагог-организатор, воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус МО РФ"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение военно-профессиональной ориентации воспитанников Омского кадетского военного корпуса"
Раздел: среднее образование
Е.В.Заводова, М.Б.Кузнецов
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Омский кадетский военный корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Психолого-педагогическое сопровождение военно-профессиональной
ориентации воспитанников Омского кадетского военного корпуса
Военно-профессиональная ориентация в кадетском корпусе - это система
психолого-педагогических,
медицинских
и
организационных
мероприятий,
являющихся
составной
частью
учебно-воспитательного
процесса
и
направленных на формирование у воспитанников готовности к сознательному и
обоснованному
выбору
военной
профессии
в
соответствии
со
своими
желаниями, склонностями и способностями.
Цель работы по военно-профессиональной ориентации - формирование у
кадет готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских
должностях.
Структура военно-профессиональной ориентации:
- профессиональная диагностика - исследование и оценка индивидуальных
особенностей и перспектив развития кадет в целях выявления их пригодности к
успешному выполнению различных видов профессиональной деятельности;
- профессиональное воспитание - формирование у кадет интересов и мотивов
выбора
профессии,
любви
к
избранному
виду
деятельности,
необходимых
качеств специалиста:
- профессиональное
просвещение
-
сообщение
знаний
о
профессиях,
на
основе которых формируются положительное отношение к различным видам
военной деятельности, устойчивые профессиональные интересы, стремление к
осознанному и самостоятельному выбору военной профессии и специальности;
- профе ссиональная
консультация,
цель
которой
-
в ы р а б от ка
индивидуальных
рекомендаций
при
выборе
профессии,
предпочтительного
вида деятельности и учебного заведения.
В военно-профессиональной деятельности выделяется три аспекта:
- информационный:
обеспечение
кадет
информацией
о
военных
специальностях, требованиях, предъявляемых к личности специалиста;
- диагностический:
всестороннее
изучение
и
оценка
индивидуально-
психологических качеств, физического развития и состояния здоровья кадета,
формирование
готовности
к
самостоятельному
и
осознанному
выбору
специальности, оказание помощи в подборе резервных специальностей;
- воспитательный: активная целенаправленная работа по формированию у
воспитанников
профессиональной
направленности,
выработке
интереса
и
стремления к выбору определенных профессии.
Военно-профессиональная
ориентация
организуется
и
проводится
поэтапно и последовательно в процессе всего обучения:
- адаптация (от момента поступления до (6 месяцев): основное внимание
уделяется
выявлению
и
изучению
профессионально
важных
личностных
каче ств,
военно-профе ссиональной
мотивации
кадет
на
о с н о ве
психодиагностики;
- ориентация:
применение
различных
форм
и
методов
военно-
профессиональной
ориентации,
проведение
профориентационного
просвещения кадет;
- выбор:
консультирование
по
выбору
профессии
офицера,
конкретной
военной специальности с учетом личностных особенностей кадета;
- подкрепление
сделанного
выбора
или
переориентация
воспитанника,
оказание
практической
помощи
в
подготовке
к
поступлению
в
избранные
военно-учебные заведения.
Виды
психолого-педагогич е ского
сопровождения
в о е н н о -
профессиональной ориентации:
- психологическое
обеспечение:
оценка
индивидуально-психологических
особенностей
личности
кадета,
формирование
положительной
мотивации
к
профессии офицера, консультации о психологических особенностях различных
профессий,
практические
рекомендации
по
выбору
профессии,
анализ
эффективности профориентационных мероприятий, коррекция системы военно-
профессиональной ориентации;
- профессиографический
анализ
основных
специальностей
офицеров,
изучение
требований,
предъявляемых
к
личности
офицера.
Военно-
профессиональная
работа
строится
на
знании
содержания
и
условий
деятельности
по
военным
профессиям
(специальностям),
представлениях
о
требованиях каждой профессии к психологическим и личностным качествам
воспитанника;
- создание
положительной
мотивации
к
п р о ф е с с и о н а л ь н ом у
самоопределению:
побуждение
кадет
к
самопознанию
и
саморазвитию,
выработка правильной оценки проблем профессионального самоопределения,
обеспечение
выбора
профессии
офицера,
училища
и
специальности;
переориентация в случае выбора профессии без учета индивидуальных качеств.
Формы военно-профессиональной ориентации:
- занятия по военной подготовке и ознакомлению с профессией офицера;
- работа консультативного пункта профессиональной ориентации;
- проведение встреч, бесед с ветеранами Великой Отечественной войны и
военной службы, участниками военных действий, кадетами-выпускниками;
- применение в учебном процессе задач, упражнений военно-прикладной
направленности;
- проведение Дней воинской Славы России;
- посещение музеев боевой славы воинских частей, ввузов;
- знакомство с жизнью, бытом, службой офицеров, курсантов, солдат и т.п.
Методы
военно-профессиональной
ориентации:
анализ
документов,
наблюдение,
индивидуальные
и
групповые
беседы,
анкетирование,
консультирование,
изучение
результатов
психодиагностики,
обобщение
характеристик, анализ результатов учебы и служебной деятельности.
Целенаправленное
психолого-педагогическое
сопровождение
военно-
профессиональной
ориентации
способствует
побуждению
кадет
к
профессиональному самоопределению, выбору профессии офицера, учебного
заведения и конкретной воинской специальности.
Список литературы:
1.
Осипов
В.А.
Содержание
и
формы
работы
классов
военно-
профессиональной и правовой направленности в общеобразовательной школе:
Методическое пособие.- Изд: Курганский гос. научно-образовательный центр
Уральского отделения РАО.-2001г.62с
2.
Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников
кадетских корпусов // Психологическая наука и образование.-2008г.-№1.с.45-49
3.
Гусева В. Кадеты: век нынешний и век минувший // Первое сентября.-
1997г.-13 февр.с 3
4.
Державе преданное братство // Красная звезда.-2006г.-16 авг.
5.
Кадетскому быть элитным // Учительская газета.-2003г.- 16 сент.