Напоминание

Организация внеклассной работы по иностранному языку на среднем этапе обучения


Автор: Яна Николаевна Просвирина
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №40
Населённый пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: Организация внеклассной работы по иностранному языку на среднем этапе обучения
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 811

Я.Н. Просвирина

учитель иностранных языков, 1 кв. кат.

г. Старый Оскол, РФ

Организация внеклассной работы по иностранному языку на среднем

этапе обучения

Аннотация

Эта статья посвящена вопросам организации внеклассной

деятельности по иностранным языкам на среднем этапе обучения и

воспитания в общеобразовательных школах. Дана характеристика

особенностей и форм внеклассной работы на иностранном

языке. Внеклассная работа представлена в виде педагогической системы,

которая включает в себя сочетание компонентов (цели и задачи,

организационные принципы, содержание, приоритеты, применяемые формы

и методы организации, выполнения и контроля деятельности). Описаны

характерные особенности отдельных форм внеклассной работы по

иностранному языку, соответствующие специфике образовательной среды

современной общеобразовательной школы, а также образовательным

особенностям развития и воспитания школьников на среднем этапе. К

формам внеклассной работы, которые описаны в данной работе, отнесены:

игра, факультативные занятия, кружки, календарные и тематические

праздники, экскурсии, недели иностранных языков и др.

Ключевые слова

Внеклассная работа, образование, преподавание иностранного языка,

средний этап обучения, формы внеклассной работы, мотив, мотивация

обучения.

Внеклассная работа на иностранном языке имеет 3 важных значения:

общеобразовательное,

воспитательное

и

развивающее.

Участие

во

внеклассных

мероприятиях

помогает в

усвоении

любого

учебного

материала, развитии

навыков разговорной

речи,

чтения, аудирования,

развития памяти, фонематического слуха, мышления, внимания, таким

образом вызывая интерес к иностранному языку.

Внеклассное мероприятие на английском языке должно быть очень

тщательно подготовлено. Тема мероприятия должна быть подобрана с

учетом возрастных особенностей, интересов учащихся, а также уровня

владения иностранным языком.

Некоторые внеклассные мероприятия напрямую связаны с работой в

классе:

выполнение

текущей

домашней

работы,

написание

отчетов,

презентаций, а также написание различных эссе. Другая часть работы

определяет занятость частично, обучение в контексте, и в свободное время

учащихся. К таким возможностям относятся клубы, кружки, внеклассные

занятия, индивидуальные художественные занятия, техническое творчество и

многое другое. Все эти формы организации отвечают разнообразным

интересам

учащихся

и помогают

им

осуществлять независимую

образовательную деятельность по своему выбору. Применение и закрепление

учащимися усвоенного на уроках материала в социально направленной

деятельности тесно соприкасается с внеурочной воспитательной работой [2,

с. 102].

Можно отметить, что у учащихся 5-9 классов снижается мотивация к

изучению иностранного языка.

Это обуславливается тем, что для этого

возраста, как подчеркивают психологи и ученые, характерны выраженные в

разной форме развития элементы «взрослости», которые проявляются в

отказе от помощи, в стремлении к самостоятельности. Очень часто дети

после

начальной

школы

не

имеют

элементарную

иноязычную

коммуникативную

компетенцию,

то

есть

плохо

владеют

основами

грамматики.

Для подростков коммуникация со сверстниками очень важна. Общение

для них - источник информации и вид деятельности, в которой они

используют возможности личностного поведенческого

стиля старшеклассников. Но главным фактором снижения мотивации на

средней ступени обучения выступает следствие недостаточного учета

психологических основ мотивации развития, отсутствие хорошо

разработанных методов для сохранения мотивации к иностранному

языку.

Приятная

атмосфера

на

внеклассных

мероприятиях, волонтерских кружках

далека от действий

аудитории,

активизирует формирование инициативности ученика, его способностей,

помогает устранить психологические барьеры и комплексы.

В практике работы школ и методической литературе выделяют три

формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Основой

именно такого распределения является признак количественного охвата

участников. В.

И.

Шепелева подчеркивает размытость массовой

формы

и предлагает

такую

форму

внеклассной

работы

по

иностранному

языку, чтобы можно было её различать в зависимости от организационных и

структурных особенностей. [4, с. 36].

По содержанию выделяются такие формы внеклассной работы,

которые применимы к среднему этапу обучения иностранному языку: 1)

соревновательные;

2)

публицистические;

3)

культурно-массовые;

4)

политико-массовые [3, с. 156].

Каждая такая форма внеклассной работы предусматривает конкретные

свои действия. 1) Соревновательный характер мероприятия: к ним относят:

соревнования, игры, олимпиады, викторины и другие формы работы. Формы

средств массовой информации, такие как, журнал новостей, викторина о

выставке,

стенгазета,

и

другие

мероприятия

культурно

-

массового

характера. 2) События массового и политического характера, к ним относят:

форум, фестиваль, ярмарка, пресс-конференция и т. д.

Интерес к изучению языков возрастает, если учитель обстоятельно

раскрывает практическую значимость темы, ее связь с актуальными

проблемами современности, успешно использует в своей работе пословицы и

поговорки.

Учитывая, что средний школьный возраст является возрастом

социализации личности школьника, учителю необходимо также обратить

внимание на использование групповых форм работы. Школьники должны

взаимодействовать в коллективе, в группах и парах, в этом случае у ученика

не будет складываться впечатления, что его спрашивают, но будет

коммуникативный настрой.

В работе учителя взаимодействие с учениками на языке часто выходит

за рамки учебного общения, этому способствуют: проведение КВН, недели

иностранного языка, участие в конференциях и олимпиадах, подготовка

рефератов

и

выполнение

творческих

заданий

(сочинений,

стихов,

кроссвордов и др.). Такие формы работы значительно повышают мотивацию

при изучении иностранного языка и повышают познавательную активность

учащихся.

Вышеизложенная работа ещё раз подчёркивает то, что изучение и

преподавание иностранных языков в любой школе должно вестись с

широким

использованием

информации

о

культурной,

социальной,

политической жизни народов, говорящих на этих языках, то есть в тесной

связи

со

средой,

в

неразрывном

единстве

с

культурами

народов,

использующих эти языки в качестве средства коммуникации. Только таким

образом можно сформировать у ученика необходимые знания, умения и

навыки в области изучаемого иностранного языка, без которого невозможно

осуществить иноязычную коммуникацию.

Список использованной литературы:

1. Артемов В. А. Психология преподавания иностранных

языков : иностранные языки в школе. М .: Тренинг, 2014 . 80 с

2. Бабанский Ю.К. Выбор методики обучения в вузе : учебник. М.

Образование, 2006 . 328 стр.

3. Карпов А. В. Общая психология: учебник. М .: Гардарики , 201,2322

с.

4. Максаков А. Н., Тумакова Г. А. Игры и упражнения

со звучащим учебником . М .: Образование, 1979. 341 с.



В раздел образования