Автор: Евсеева Ольга Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Андреевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Владимирская область Судогодский район
Наименование материала: статья, методический разработка
Тема: "Формирование математической грамотности учащихся на уроках математики через использование практико-ориентированных задач"
Раздел: среднее образование
Формирование математической грамотности учащихся на уроках
математики через использование практико-ориентированных задач.
Обеспечение конкурентоспособности российского образования – одна
из приоритетных целей системы общего образования Российской Федерации.
В Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года» одним из целевых
показателей достижения национальных целей является вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
В связи с этим, одной из главных задач педагогического сообщества
становится разработка инструментария и технологий, которые будут
способствовать формированию и оценке способности применять полученные
в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических
задач: формированию функциональной грамотности. Основные
составляющие функциональной грамотности: математическая грамотность;
читательская грамотность; естественнонаучная грамотность; финансовая
грамотность; глобальные компетенции; креативное мышление. Главной
характеристикой каждой составляющей является способность действовать и
взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные
задачи.
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений… Математическая грамотность – способность
человека использовать математические знания, приобретенные им за время
обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и
практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и
успешной социализации в обществе… Читательская грамотность –
способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.»
Только благодаря единым действиям по формированию функциональной
читательской и функциональной математической грамотностей можно
достичь поставленных перед образованием задач. Повышение уровня
функциональной грамотности обучающихся может быть обеспечено
успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых
предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном
процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если
процесс усвоения идет как процесс решения учениками различных классов
задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые
учитель формирует.
В 2020 учебном году в ОГЭ по математике появились пять новых задач,
которые моделируют жизненные ситуации (в КИМы включён новый блок
практико-ориентированных заданий 1 – 5).
Много задач практического
содержания включены в ВПР и ЕГЭ. Перед учителем встает задача -
сформировать навыки критического мышления, что дает возможность
развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной
деятельности.
Исходя из личного опыта: при подготовке к каждому уроку анализирую
систему заданий, которые планирую использовать в учебном
процессе.
Всегда помню о том, что результат моей работы заложен в тех материалах, с
которыми иду на урок и заданиями, с которыми дети будут работать дома
при выполнении домашнего задания.
Я разбиваю все задачи по развитию функциональной грамотности на
разделы: читательская грамотность, логическая грамотность, прикидки и
оценки, работа с графическими представлениями информации, экономика и
финансы, геометрия.
Начиная с 5 класса, на каждом уроке применяю задания из данных
разделов для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Каждая основная тема
школьного курса математики учитывается при отборе содержания заданий:
проценты, масштаб, интерпретация диаграмм и графиков и другие.
Одним из основных терминов математической грамотности является
учебная задача. Выдвигается этот термин самим учеником. Учебная задача
часто рождается из проблемной ситуации, но решение этой задачи состоит не
в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия.
Учебная задача решается школьником путем выполнения определенных
действий: знаю-не знаю-хочу узнать.
Одним из эффективных способов развития математической грамотности
является практико-ориентированные задачи. Основная цель практико-
ориентированных задач – формирование у обучающихся умений и навыков
действовать в социально-ориентированной ситуации. Задачи базируются на
знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в
практической деятельности. Методические особенности обучения решению
практико-ориентированных задач: чтобы учащиеся полностью включились в
работу над решением задачи и это являлось целью их учебной деятельности в
определенный период времени, очень важно правильно сформулировать
условие задачи: она должна быть привлекательна и по форме, и по
содержанию; предлагая для решения учащимся практико-ориентированную
задачу, следует помнить о том, что она должна быть интересна для учащихся
определенного возраста; при подборе практико-ориентированной задачи
необходимо учитывать интересы учащихся в их повседневной жизни и
опираться на имеющийся у них жизненный опыт.
Приведем примеры практико-ориентированных задач:
Задача 1: Один килограмм мяса стоит 320 рублей. Мама купила 1,5
килограмма мяса и отдала 1 тысячу рублей. Сколько рублей сдачи мама
должна получить?
Задача 2: Магазин открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10
часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов в
день открыт магазин?
Задача 3: Сколько штук обрезной доски нужно для 2 кубов досок, если
одна обрезная доска имеет размеры 16см *40 мм* 6,5 м?
Более сложные задания даю учащимся 6 -9классов
Задача 4:В комиссионном магазине цена товара, выставленного на
продажу, уменьшается на одно и то же число % от прежней цены.
Определите, на сколько % каждый месяц уменьшалась цена магнитофона,
если выставленный на продажу за 4 тыс. рублей после двух снижений он был
продан за 2250 рублей?
Задача 5: Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по
подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.
Тарифный план
Абонентская плата
Плата за трафик
1. План "0"
Нет
2,5 р. за 1 Mb.
2. План "500"
550 р. за 500 Мb трафика в месяц
2 р. за 1 Mb сверх 500 Mb.
3. План "800"
700 р. за 800 Mb трафика в месяц
1,5 р. за 1 Mb сверх 800 Mb.
Пользователь планирует, что его трафик составит 600 Mb и, исходя из
этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит
пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Mb?
Задача 6: Семья из трех человек едет из Владимира в Москву. Можно
ехать поездом, а можно — на своей машине. Билет на поезд стоит 780 рублей
на одного человека. Автомобиль расходует 9 литров бензина на 100
километров пути, расстояние по шоссе равно 250 км, а цена бензина равна 18
руб. за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую
поездку на троих?
Задача 7: Магазин детских товаров закупает погремушку по оптовой
цене 260 рублей за одну штуку и продаёт с 40-процентной наценкой. Сколько
будут стоить 3 такие погремушки, купленные в этом магазине?
Задача 8: Масштаб карты 1:100 000. Чему равно расстояние между
городами A и B (в км), если на карте оно составляет 2 см?
В качестве домашнего задания можно предложить задачу, которую
школьники могут решать вместе с родителями. Примером такой задачи
может служить задача «Ремонт». Обычно это бывает мини - проект.
Задача 9: «Ремонт». Семья Ивановых решила отремонтировать полы в
своей квартире, было также решено, что их расходы на ремонт пола не
должны
превышать
50000
руб.
Используя
предложенные
источники,
произведите необходимые расчеты, сделайте вывод и дайте практические
рекомендации семье Ивановых, подкрепленные математическими расчетами
и
содержащие
объяснения,
почему
следует
воспользоваться
данной
рекомендацией.
Стоимость материала
Материал
Количество
Расцветка
Цена
Обои
1 рулон
250 руб.
Краска
1 банка (3 кг)
белая
280 руб.
Краска
1 банка (3 кг)
голубая
250 руб.
Краска
1 банка (3 кг на покраску 10
м
2
пола)
коричневая
240 руб.
Потолочное покрытие
1 м
2
55 руб.
Потолочное покрытие
1 м
2
75 руб.
Кафельная плитка
1 м
2
225 руб.
Бордюр
1 рулон
220 руб.
Плинтус
1 м
85 руб.
Паркет
1 м
2
750 руб.
Линолеум
1 м
2
390 руб.
Клей обойный
1 упаковка
75 руб.
Клей для потолочных
покрытий
1 банка
65 руб.
Замазка
1 банка
75 руб.
Часто у школьников возникает мысль, будто бы задачи бывают
прикладные, т.е. нужные в жизни, и не практические, которые в жизни не
понадобятся. Для устранения таких ошибок целесообразно использовать
любую возможность показа того, что абстрактная задача может быть связана
с прикладной.
Например: «Двор имеет форму треугольника. Где нужно вкопать столб
для подвески светильника, чтобы наилучшим способом осветить ближайшие
к столбу точки сторон треугольника?» или «Лесная поляна имеет форму
треугольника. В какой ее точке безопаснее развести костер?»
При изучении темы в 9 классе «Геометрическая прогрессия» можно
выстроить урок «Геометрическая прогрессия и ее приложения в экономике»
и рассмотреть вопрос: «Как банки дают кредиты различным фирмам?»
Учащиеся видят, что такие, на первый взгляд, бесполезные вопросы, как
сумма
членов
геометрической
прогрессии,
бесконечно
убывающая
прогрессия и ее сумма, имеют глубокий экономический смысл.
Урок изучения новой темы «Геометрическая прогрессия».
Представьте себе, что вы стоите перед дилеммой, либо получить 100
тыс. рублей прямо сейчас, либо в течение 28 дней получать монетку в 1
рубль, который ежедневно удваивается. Чтобы бы вы предпочли?
Таким образом, практико-прикладные задачи играют ключевую роль в
обучении математике, позволяя систематизировать теоретические знания и
практические умения и развивая математическую грамотность и творческое
мышление учащихся.