Автор: Логинова Светлана Липаритовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ 16
Населённый пункт: г. Павлово, Нижегородской области
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов
Раздел: начальное образование
Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
для 4 классов
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для
4-х классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального
общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А.
Я. Данилюк.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1.
Основы православной культуры;
2.
Основы исламской культуры;
3.
Основы буддийской культуры;
4.Основы иудейской культуры;
5.Основы мировых религиозных культур;
6 Основы светской этики
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В
результате освоения каждого модуля курса у выпускника начальной школы будут
достигнуты определѐнные личностные
результаты освоения учебного курса ОРКСЭ. У
выпускника начальной школы будет сформировано умение:
- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,
общества;
– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском
обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни,
необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию.
В
процессе
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования будут достигнуты определѐнные метапредметные
результаты. Выпускники
начальной школы научатся:
– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в
Российской Федерации.
В
процессе
освоения
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
будут
достигнуты
определѐнные
предметные
результаты.
Выпускники
начальной школы смогут:
– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести.
Выпускники начальной школы получат возможность научиться:
развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание,
регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм
светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей,
общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на
основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении
гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Содержание учебного предмета
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг
и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь,
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы светской этики»
Этика общения. Добрым быть на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых
правил добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила
этикета. Чистый ручеёк нашей речи.
Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа –
волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие
– закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить. Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки
нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.
Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.
Модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад —
образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и
исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское
летоисчисление
и
календарь.
Ислам
в
России.
Семья
в
исламе.
Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и
особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение.
Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.
Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
2
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга
иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её
устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма
в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.
Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники:
их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение
к ним разных религий.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
Модуль «Основы православной культуры»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества.
1
I I.
Основы православной культуры.
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России.
5
Итого
34
Модуль «Основы светской этики»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества.
1
I I.
Основы светской культуры.
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России.
5
Итого
34
3
Модуль «Основы исламской культуры»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные
идеалы в жизни человека и общества
1
I I.
Основы исламской культуры
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России
5
Итого
34
«Основы буддийской культуры»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества.
1
II.
Основы буддийской культуры.
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России.
5
Итого
34
«Основы мировых религий»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества.
1
II.
Основы мировых религиозных культур.
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России.
5
Итого
34
«Основы иудейской культуры»
№
темы
Модуль
Количество часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества
1
II.
Основы иудейской культуры
28
III.
Духовные традиции многонационального народа
России
5
4
Итого
34
5