Напоминание

«Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов


Автор: Логинова Светлана Липаритовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СШ 16
Населённый пункт: г. Павлово, Нижегородской области
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 классов
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 классов

Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для

4-х классов

разработана на основе Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального

общего образования и программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А.

Я. Данилюк.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.

Основы православной культуры;

2.

Основы исламской культуры;

3.

Основы буддийской культуры;

4.Основы иудейской культуры;

5.Основы мировых религиозных культур;

6 Основы светской этики

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В

результате освоения каждого модуля курса у выпускника начальной школы будут

достигнуты определѐнные личностные

результаты освоения учебного курса ОРКСЭ. У

выпускника начальной школы будет сформировано умение:

- понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи,

общества;

– поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в российском

обществе нравственных нормах и ценностях; – осознавать ценность человеческой жизни,

необходимость стремления к нравственному совершенствованию и духовному развитию.

В

процессе

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования будут достигнуты определѐнные метапредметные

результаты. Выпускники

начальной школы научатся:

– развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России

(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,

становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике,

основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в

Российской Федерации.

В

процессе

освоения

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования

будут

достигнуты

определѐнные

предметные

результаты.

Выпускники

начальной школы смогут:

– ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку личности

поступать согласно своей совести.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание,

регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм

светской (гражданской) этики;

устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и поведением людей,

общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на

основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при изучении

гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Содержание учебного предмета

Модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной

традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг

и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и

другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство

(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь,

Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы светской этики»

Этика общения. Добрым быть на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых

правил добрые слова и поступки. Каждый интересен.

Этикет. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила

этикета. Чистый ручеёк нашей речи.

Этика человеческих отношений. В развитии добрых чувств – творение души. Природа –

волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.

Этика отношений в коллективе. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня.

Мой класс – мои друзья.

Простые нравственные истины. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие

– закон жизни. Жить во благо себе и другим.

Душа обязана трудиться. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.

Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

Посеешь поступок – пожнёшь характер. Общение и источники преодоления обид. Ростки

нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение.

Судьба и Родина едины. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

Человек – чело века. Слово, обращённое к себе.

Модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад —

образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и

исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.

Мусульманское

летоисчисление

и

календарь.

Ислам

в

России.

Семья

в

исламе.

Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и

особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение.

Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России.

Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.

Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский

календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

2

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга

иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и

праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её

устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма

в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.

Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники:

их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные

книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных

традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии

России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.

Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в

религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение

к ним разных религий.

Любовь

и

уважение

к

Отечеству.

Патриотизм

многонационального

и

многоконфессионального народа России.

Тематическое планирование

Модуль «Основы православной культуры»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества.

1

I I.

Основы православной культуры.

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России.

5

Итого

34

Модуль «Основы светской этики»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества.

1

I I.

Основы светской культуры.

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России.

5

Итого

34

3

Модуль «Основы исламской культуры»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные

идеалы в жизни человека и общества

1

I I.

Основы исламской культуры

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России

5

Итого

34

«Основы буддийской культуры»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества.

1

II.

Основы буддийской культуры.

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России.

5

Итого

34

«Основы мировых религий»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества.

1

II.

Основы мировых религиозных культур.

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России.

5

Итого

34

«Основы иудейской культуры»

темы

Модуль

Количество часов

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества

1

II.

Основы иудейской культуры

28

III.

Духовные традиции многонационального народа

России

5

4

Итого

34

5



В раздел образования