Напоминание

Формирование читательского интереса младших школьников — сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.


Автор: Кириллова Елизавета Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 р.п.Переяславка
Населённый пункт: р.п.Переяславка
Наименование материала: Особенности формирования читательского интереса у младших школьников
Тема: Формирование читательского интереса младших школьников — сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.
Раздел: начальное образование





Назад




Младший школьный возраст характеризуется периодом развития

читательского интереса, это движение от слушателя к читателю. Развитие

читательского

интереса

влечет

за

собой

развитие

эмоциональной

сферы, интеллекта. Положительные эмоции от прикосновения к прекрасному

– чтения интересных книг – влияют на формирование устойчивых интересов,

накопление и сохранение чувств и волнений.

В настоящее время в образовании происходят большие изменения,

связанные с цифровизацией образовательной среды, использованием и

детьми, и педагогами различной электронной информации, стремительно

развивается электронная образовательная среда и дистанционное обучение,

появляются

новые

возможности

для

качественного

улучшения

образовательного процесса в образовательных организациях.

Формирование читательского интереса младших школьников —

сложный,

многогранный

процесс,

требующий

оказания

помощи

в

осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над

знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского

кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как

со стороны учителя, так и родителей.

Проблема снижения интереса подрастающего поколения к чтению

обретает общемировой масштаб. Современные исследователи отмечают в

России

резкий

рост

нежелания

читать,

который

негативно

отразится на национальной культуре и развитии людей. При этом важность

проблемы не в том, что дети не читают, а в отсутствии интереса к чтению.

Перед учителем начальной школы эта проблема стоит достаточно

остро, от того, насколько успешно будет решена эта проблема, будет

зависеть успешность обучения, воспитания и развития подрастающего

поколения и впоследствии взрослых людей. Именно учитель в младших

классах способен защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании

ребенка,

привить

любовь к чтению, сформировать читательский интерес.

Формирование читательского интереса младших школьников не

должно

ограничиваться

уроками

литературного

чтения,

читательский

интерес необходимо прививать на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Мы начинаем формировать и развивать читательский интерес, осуществляя

тщательный

подбор

литературы,

соответствующей

возрасту

и интересам. Тщательный подбор необходим, чтобы привить любовь к

чтению, интерес, произведения должны учить детей удивляться, восхищаться

окружающим миром, взаимоотношениями между людьми.

В ходе чтения литературных произведений у ребят формируется опыт

читательских впечатлений: по – разному окрашенных читательских чувств –

от восхищения до печали; эмоций, связанных с восприятием творений

различных

жанров,

манер,

авторов,

исторических

событий.

Ребенок

приобретает тягу к чтению, любовь к прекрасному; реализует собственные

предпочтения, развивает читательский интерес. Художественная литература

формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения,

воспитывает эстетическое восприятие. Художественная литература учит

правильно высказывать собственное мнение к прослушанному,

применяя

выразительные

средства:

сравнения,

метафоры,

эпитеты.

В

ходе

ознакомления с художественной литературой происходит положительное

воздействие на речь учащихся, их воспитание и развитие.

Способность удивляться событию или явлению необходима для

становления маленького читателя: из способности удивляться рождается

интерес к жизни, желание приобретать знания, умения, видеть и признавать

ценность прекрасного. Если мы будем игнорировать интересы и склонности

младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и интерес к

чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет интерес к

литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно читать без

напоминания, чтобы его не приходилось заставлять [1, с. 115].

Особое

внимание

следует

уделять

наличию

в

книгах

ярких

содержательных иллюстраций, соответствующего шрифта. Это помогает

понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес к

приобщению к чтению художественной литературы.

Но нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности.

Сколько бы мы ни твердили ребенку о важности чтения, если сами не будем

читать

и

рассказывать

о

книгах,

которые

прочитали,

делиться

впечатлениями, ребенок не станет читать художественную литературу.

Учитель должен показывать пример, говорить о книгах, которые есть в его

библиотеке, которые он недавно прочитал. Родители должны также

показывать наглядный пример, важно устраивать вечера совместного чтения,

обсуждения

самостоятельно

прочитанной

художественной

литературы,

участвовать семьей в литературных конкурсах.

В ходе изучения научной литературы мы выделили следующие

особенности читателей младшего школьного возраста:



эмоциональное отношение к прочитанному;



признание художественного правдивого мира;



отзывчивость к художественному слову;



способность вживаться в литературных героев;



слабая реакция на художественную форму и содержание.

Вышеперечисленные

особенности

восприятия

художественной

литературы младшими школьниками являются для педагога основой в

развитии детского интереса к чтению художественной литературы.

Педагог в процессе формирования читательского интереса должен

уделить внимание личности автора, используемым литературным приемам,

образным

средствам

выразительности.

Так

начинается

процесс

сотворчества читателя и автора. Важно объяснить детям то, что восприятие

любого художественного произведения – это неповторимый индивидуальный

процесс «вживания» в литературное произведение. Воздействие словесных

образов на личность ребенка происходит там, где есть открытие чего-то

необыкновенного, важного, интересного с помощью чтения.

Известный педагог – психолог Л. С. Выготский утверждал, что

бесполезно заставлять ребенка что-то делать, важно заинтересовать его,

оценить

готовность

к

определенной

деятельности,

увидеть,

как

сосредоточены его силы на выполнении этой деятельности, и что школьник

будет действовать самостоятельно. Функции педагога сводятся лишь к

руководству и разумному контролю [2, с. 118]. Развитие интереса – это

основной закон воспитания, педагог должен взаимодействовать с ребенком

так, чтобы постепенно нарастал интерес к деятельности [3, с. 120].

В психолого – педагогической литературе детское чтение определяется

как интерес к чтению, читательский интерес [4, с. 11]. Интерес к чтению

зависит от средств, методов и приемов введения в мир художественной

литературы, который использует педагог. Эффективными педагогическими

средствами являются: насущность; связь сюжета с жизнью; возможность

практического применения полученных сведений; различные игры; работа в

группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме; создание ситуаций успеха;

доверие к обучающему и др. Обязательно следует применять приемы

стимулирования интереса к чтению, особенно к самостоятельному чтению:

опора на интересы, соперничество, демонстрация достижений, одобрение и

подобное.

На наш взгляд, основными причинами снижения интереса к чтению

являются следующие:



легче и быстрее найти готовый ответ в интернете;



усиление влияния СМИ на детей;



возросло количество неблагополучных семей, в которых родители не

проявляют заботу об образовании ребенка;



отсутствие системы целенаправленного формирования читательских

интересов;



родители сами перестали читать и интересоваться художественной

литературой, проявляют интерес только к интернету и телевидению, что

является примером в поведении детей [5, с. 18].

А. Н. Леонтьев отмечал, что чтение теряет статус деятельности,

мотивированный смысл, глубинные потребности, превращаясь либо в

действие, либо в операцию [6, с. 268]. Интерес – это сила, которая влечет

читателя к чтению. Это основная составляющая часть, откуда можно

вытянуть всю цепь решения проблем, которая называется кризисом чтения.

Будет

интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения. И. И.

Оморокова утверждает, что интерес к чтению начинается в том случае, когда

у читателя свободное осознанное чтение и у него совершенствованы учебно –

познавательные мотивы чтения [6, с. 77].

Основной задачей педагогов начальной школы является необходимость

сформировать младшего школьника как творческого читателя, проявляющего

интерес

к

чтению,

владеющего

навыками

чтения,

способами

самостоятельной

работы

с

текстом

и

книгой,

который

обладает

начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием. З. И.

Романовская предлагает формирование навыков чтения, навыков работы с

текстом, решать одновременно с задачей развития у детей интереса к чтению

[7, с. 80]. И. И. Тихомирова высказывает мысль, что для развития интереса к

чтению нужны активные и соответствующие детскому возрасту методы:

иллюстрирование книг, литературные игры, театрализация [8, с. 125].

В соответствии со спецификой Н. Н. Светловской занятия и уроки

чтения вводят в себя такое содержание:

– изучение круга чтения каждого ученика;

– усвоение закономерностей и приемов, которые готовят каждого

ученика к самостоятельному чтению;

знакомство

с

новыми

понятиями,

нужными

детям

для

самостоятельной осмысленной направленности в книге и в множестве книг

[9, с. 156].

Для развития читательского интереса и самостоятельности в чтении

необходимо использовать метод чтения – рассматривания, применять

разнообразные виды и формы работы с художественной литературой:

конкурсы, игры, викторины, кроссворды, шарады, уделять внимание работе

педагогов с родителями и создание совместно с ними позитивного образа

читателя и повышение значимости чтения. При этом игровые формы

позволяют

заинтересовать

детей

вдумчивым

чтением,

внимательным

отношением к деталям. Участвуя в викторинах, конкурсах, играх, дети с

охотой демонстрируют интерес и знание литературных произведений.

Театрализация также содействует развитию читательского интереса, дети

пробуют

определенные

роли,

запоминают

часть

произведения.

Театрализацию можно применять в учебной и внеклассной деятельности.

В деле формирования читательского интереса младших школьников

родителей

необходимо

поставить

в

позицию

активного

субъекта

образовательных отношений. Обычно родители неохотно идут на беседу,

не желают высказать свое мнение, на родительских собраниях учитель играет

главную

роль,

собрания

проходят

в

форме

монолога.

В процессе взаимодействия желательно заинтересовать родителей, чтобы они

сами

стали

инициаторами

различных

мероприятий,

с

удовольствием

участвовали в конкурсах, собраниях.

Для формирования читательского интереса младших школьников

целесообразно проводить индивидуальные консультации с родителями, в

ходе

которых

раскрыть

читательские

интересы

детей,

совместно

поискать индивидуальный подход к ребенку. Готовясь к консультации,

необходимо определиться с перечнем вопросов, которые помогут в

формировании

читательского

интереса:

особенности

здоровья,

увлечения,

особенности

общения,

поведенческие

реакции,

характер,

особенности

воспитания

в

семье,

ценности,

а

также

подготовить анализ эффективных методов и форм воспитания детей

младшего школьного возраста, которые возможны для применения в семье.

Таким образом, для формирования читательского интереса младших

школьников литературу следует заранее тщательно подбирать, чтобы

привить любовь к чтению, интерес, произведения должны учить их

удивляться, восхищаться. Если мы будем игнорировать интересы и

склонности младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и

интерес к чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет

интерес к литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно

читать без напоминания. Особое внимание следует уделять наличию в книгах

интересных

иллюстраций,

соответствующего

шрифта.

Это

помогает

понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес.

Нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности.

Учитель должен показывать пример заинтересованности в чтении, говорить о

прочитанных недавно книгах, о впечатлении, которое они произвели. Для

формирования и развития читательского интереса необходимо использовать

ряд

методов

и

форм,

развивающих

познавательный

интерес:

игры,

викторины, конкурсы, театрализации.

Особую важность представляет работа с родителями обучающихся.

Родители должны также показывать наглядный пример, важно устраивать

вечера

совместного

чтения,

обсуждения

самостоятельно

прочитанной

художественной литературы, участвовать в литературных конкурсах.



В раздел образования