Автор: Кириллова Елизавета Романовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 р.п.Переяславка
Населённый пункт: р.п.Переяславка
Наименование материала: Особенности формирования читательского интереса у младших школьников
Тема: Формирование читательского интереса младших школьников — сложный, многогранный процесс, требующий оказания помощи в осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как со стороны учителя, так и родителей.
Раздел: начальное образование
Младший школьный возраст характеризуется периодом развития
читательского интереса, это движение от слушателя к читателю. Развитие
читательского
интереса
влечет
за
собой
развитие
эмоциональной
сферы, интеллекта. Положительные эмоции от прикосновения к прекрасному
– чтения интересных книг – влияют на формирование устойчивых интересов,
накопление и сохранение чувств и волнений.
В настоящее время в образовании происходят большие изменения,
связанные с цифровизацией образовательной среды, использованием и
детьми, и педагогами различной электронной информации, стремительно
развивается электронная образовательная среда и дистанционное обучение,
появляются
новые
возможности
для
качественного
улучшения
образовательного процесса в образовательных организациях.
Формирование читательского интереса младших школьников —
сложный,
многогранный
процесс,
требующий
оказания
помощи
в
осуществлении самостоятельного выбора книг, организацию работы над
знанием элементов книги, расширение широты и глубины читательского
кругозора. Участие в формировании читательского интереса необходимо как
со стороны учителя, так и родителей.
Проблема снижения интереса подрастающего поколения к чтению
обретает общемировой масштаб. Современные исследователи отмечают в
России
резкий
рост
нежелания
читать,
который
негативно
отразится на национальной культуре и развитии людей. При этом важность
проблемы не в том, что дети не читают, а в отсутствии интереса к чтению.
Перед учителем начальной школы эта проблема стоит достаточно
остро, от того, насколько успешно будет решена эта проблема, будет
зависеть успешность обучения, воспитания и развития подрастающего
поколения и впоследствии взрослых людей. Именно учитель в младших
классах способен защитить ценность чтения, поднять его статус в сознании
ребенка,
привить
любовь к чтению, сформировать читательский интерес.
Формирование читательского интереса младших школьников не
должно
ограничиваться
уроками
литературного
чтения,
читательский
интерес необходимо прививать на всех уроках и во внеурочной деятельности.
Мы начинаем формировать и развивать читательский интерес, осуществляя
тщательный
подбор
литературы,
соответствующей
возрасту
и интересам. Тщательный подбор необходим, чтобы привить любовь к
чтению, интерес, произведения должны учить детей удивляться, восхищаться
окружающим миром, взаимоотношениями между людьми.
В ходе чтения литературных произведений у ребят формируется опыт
читательских впечатлений: по – разному окрашенных читательских чувств –
от восхищения до печали; эмоций, связанных с восприятием творений
различных
жанров,
манер,
авторов,
исторических
событий.
Ребенок
приобретает тягу к чтению, любовь к прекрасному; реализует собственные
предпочтения, развивает читательский интерес. Художественная литература
формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения,
воспитывает эстетическое восприятие. Художественная литература учит
правильно высказывать собственное мнение к прослушанному,
применяя
выразительные
средства:
сравнения,
метафоры,
эпитеты.
В
ходе
ознакомления с художественной литературой происходит положительное
воздействие на речь учащихся, их воспитание и развитие.
Способность удивляться событию или явлению необходима для
становления маленького читателя: из способности удивляться рождается
интерес к жизни, желание приобретать знания, умения, видеть и признавать
ценность прекрасного. Если мы будем игнорировать интересы и склонности
младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и интерес к
чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет интерес к
литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно читать без
напоминания, чтобы его не приходилось заставлять [1, с. 115].
Особое
внимание
следует
уделять
наличию
в
книгах
ярких
содержательных иллюстраций, соответствующего шрифта. Это помогает
понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес к
приобщению к чтению художественной литературы.
Но нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности.
Сколько бы мы ни твердили ребенку о важности чтения, если сами не будем
читать
и
рассказывать
о
книгах,
которые
прочитали,
делиться
впечатлениями, ребенок не станет читать художественную литературу.
Учитель должен показывать пример, говорить о книгах, которые есть в его
библиотеке, которые он недавно прочитал. Родители должны также
показывать наглядный пример, важно устраивать вечера совместного чтения,
обсуждения
самостоятельно
прочитанной
художественной
литературы,
участвовать семьей в литературных конкурсах.
В ходе изучения научной литературы мы выделили следующие
особенности читателей младшего школьного возраста:
эмоциональное отношение к прочитанному;
признание художественного правдивого мира;
отзывчивость к художественному слову;
способность вживаться в литературных героев;
слабая реакция на художественную форму и содержание.
Вышеперечисленные
особенности
восприятия
художественной
литературы младшими школьниками являются для педагога основой в
развитии детского интереса к чтению художественной литературы.
Педагог в процессе формирования читательского интереса должен
уделить внимание личности автора, используемым литературным приемам,
образным
средствам
выразительности.
Так
начинается
процесс
сотворчества читателя и автора. Важно объяснить детям то, что восприятие
любого художественного произведения – это неповторимый индивидуальный
процесс «вживания» в литературное произведение. Воздействие словесных
образов на личность ребенка происходит там, где есть открытие чего-то
необыкновенного, важного, интересного с помощью чтения.
Известный педагог – психолог Л. С. Выготский утверждал, что
бесполезно заставлять ребенка что-то делать, важно заинтересовать его,
оценить
готовность
к
определенной
деятельности,
увидеть,
как
сосредоточены его силы на выполнении этой деятельности, и что школьник
будет действовать самостоятельно. Функции педагога сводятся лишь к
руководству и разумному контролю [2, с. 118]. Развитие интереса – это
основной закон воспитания, педагог должен взаимодействовать с ребенком
так, чтобы постепенно нарастал интерес к деятельности [3, с. 120].
В психолого – педагогической литературе детское чтение определяется
как интерес к чтению, читательский интерес [4, с. 11]. Интерес к чтению
зависит от средств, методов и приемов введения в мир художественной
литературы, который использует педагог. Эффективными педагогическими
средствами являются: насущность; связь сюжета с жизнью; возможность
практического применения полученных сведений; различные игры; работа в
группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме; создание ситуаций успеха;
доверие к обучающему и др. Обязательно следует применять приемы
стимулирования интереса к чтению, особенно к самостоятельному чтению:
опора на интересы, соперничество, демонстрация достижений, одобрение и
подобное.
На наш взгляд, основными причинами снижения интереса к чтению
являются следующие:
легче и быстрее найти готовый ответ в интернете;
усиление влияния СМИ на детей;
возросло количество неблагополучных семей, в которых родители не
проявляют заботу об образовании ребенка;
отсутствие системы целенаправленного формирования читательских
интересов;
родители сами перестали читать и интересоваться художественной
литературой, проявляют интерес только к интернету и телевидению, что
является примером в поведении детей [5, с. 18].
А. Н. Леонтьев отмечал, что чтение теряет статус деятельности,
мотивированный смысл, глубинные потребности, превращаясь либо в
действие, либо в операцию [6, с. 268]. Интерес – это сила, которая влечет
читателя к чтению. Это основная составляющая часть, откуда можно
вытянуть всю цепь решения проблем, которая называется кризисом чтения.
Будет
интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения. И. И.
Оморокова утверждает, что интерес к чтению начинается в том случае, когда
у читателя свободное осознанное чтение и у него совершенствованы учебно –
познавательные мотивы чтения [6, с. 77].
Основной задачей педагогов начальной школы является необходимость
сформировать младшего школьника как творческого читателя, проявляющего
интерес
к
чтению,
владеющего
навыками
чтения,
способами
самостоятельной
работы
с
текстом
и
книгой,
который
обладает
начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием. З. И.
Романовская предлагает формирование навыков чтения, навыков работы с
текстом, решать одновременно с задачей развития у детей интереса к чтению
[7, с. 80]. И. И. Тихомирова высказывает мысль, что для развития интереса к
чтению нужны активные и соответствующие детскому возрасту методы:
иллюстрирование книг, литературные игры, театрализация [8, с. 125].
В соответствии со спецификой Н. Н. Светловской занятия и уроки
чтения вводят в себя такое содержание:
– изучение круга чтения каждого ученика;
– усвоение закономерностей и приемов, которые готовят каждого
ученика к самостоятельному чтению;
–
знакомство
с
новыми
понятиями,
нужными
детям
для
самостоятельной осмысленной направленности в книге и в множестве книг
[9, с. 156].
Для развития читательского интереса и самостоятельности в чтении
необходимо использовать метод чтения – рассматривания, применять
разнообразные виды и формы работы с художественной литературой:
конкурсы, игры, викторины, кроссворды, шарады, уделять внимание работе
педагогов с родителями и создание совместно с ними позитивного образа
читателя и повышение значимости чтения. При этом игровые формы
позволяют
заинтересовать
детей
вдумчивым
чтением,
внимательным
отношением к деталям. Участвуя в викторинах, конкурсах, играх, дети с
охотой демонстрируют интерес и знание литературных произведений.
Театрализация также содействует развитию читательского интереса, дети
пробуют
определенные
роли,
запоминают
часть
произведения.
Театрализацию можно применять в учебной и внеклассной деятельности.
В деле формирования читательского интереса младших школьников
родителей
необходимо
поставить
в
позицию
активного
субъекта
образовательных отношений. Обычно родители неохотно идут на беседу,
не желают высказать свое мнение, на родительских собраниях учитель играет
главную
роль,
собрания
проходят
в
форме
монолога.
В процессе взаимодействия желательно заинтересовать родителей, чтобы они
сами
стали
инициаторами
различных
мероприятий,
с
удовольствием
участвовали в конкурсах, собраниях.
Для формирования читательского интереса младших школьников
целесообразно проводить индивидуальные консультации с родителями, в
ходе
которых
раскрыть
читательские
интересы
детей,
совместно
поискать индивидуальный подход к ребенку. Готовясь к консультации,
необходимо определиться с перечнем вопросов, которые помогут в
формировании
читательского
интереса:
особенности
здоровья,
увлечения,
особенности
общения,
поведенческие
реакции,
характер,
особенности
воспитания
в
семье,
ценности,
а
также
подготовить анализ эффективных методов и форм воспитания детей
младшего школьного возраста, которые возможны для применения в семье.
Таким образом, для формирования читательского интереса младших
школьников литературу следует заранее тщательно подбирать, чтобы
привить любовь к чтению, интерес, произведения должны учить их
удивляться, восхищаться. Если мы будем игнорировать интересы и
склонности младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и
интерес к чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет
интерес к литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно
читать без напоминания. Особое внимание следует уделять наличию в книгах
интересных
иллюстраций,
соответствующего
шрифта.
Это
помогает
понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес.
Нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности.
Учитель должен показывать пример заинтересованности в чтении, говорить о
прочитанных недавно книгах, о впечатлении, которое они произвели. Для
формирования и развития читательского интереса необходимо использовать
ряд
методов
и
форм,
развивающих
познавательный
интерес:
игры,
викторины, конкурсы, театрализации.
Особую важность представляет работа с родителями обучающихся.
Родители должны также показывать наглядный пример, важно устраивать
вечера
совместного
чтения,
обсуждения
самостоятельно
прочитанной
художественной литературы, участвовать в литературных конкурсах.