Автор: Локтева Екатерина Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: города Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: Гай Юлий Цезарь: путь к власти. Диктатура
Раздел: среднее образование
1
«Гай Юлий Цезарь: путь к власти. Диктатура»
Тема урока: Гай Юлий Цезарь: путь к власти. Диктатура
Тип урока: изучение новой темы
Цель
урока:
на
примере
биографии
Цезаря
способствовать
созданию
собственного
представления о роли личности в истории.
Задачи урока:
Образовательные:
формирование
общего
представления
о
личности
Цезаря,
о
его
политической карьере; формирование представления о завоевательной политике Цезаря.
Развивающие: развивать познавательные умения, мыслительные навыки, навыки работы с
историческим
источником;
развивать
умения
анализировать,
устанавливать
причинно-
следственные
связи,
сравнивать,
обобщать,
делать
выводы,
умение
преобразовывать
информацию из одной формы в другую.
Воспитательные:
способствовать формированию у учащихся (на примере Цезаря) таких
качеств как смелость, решительность и стремление к достижению поставленной цели.
Планируемые результаты:
Предметные: знание/понимание ключевых событий по прошедшей и новой теме; умение
характеризовать важные факты истории по данной теме; расширение опыта оценочной
деятельности на основе осмысления жизни и деяний исторической личности (на примере
Цезаря); умение рассказывать о важнейших событиях истории.
Метапредметные:
готовность формулировать и высказывать собственное мнение по
поставленным вопросам; умение проводить поиск основной и дополнительной информации в
соответствии с темой
и заданиями; принимать решения в практических ситуациях,
обнаруживать пробелы в знаниях и восполнять их.
Личностные: уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к
окружающим, умение вести диалог.
Основные понятия и термины:
республика, диктатор, Рубикон, Заальпийская Галлия,
Предальпийская Галлия.
Основные даты и события: 49 г. до н. э. – приход Цезаря к власти; 15 марта 44 г. до н. э. –
смерть Цезаря.
Оборудование:
проектор, рабочие материалы для работы в группах, индивидуально,
презентация «Гай Юлий Цезарь: приход к власти. Диктатура».
2
План учебного занятия:
I. Организационно-мотивационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Определение темы урока.
IV. Целеполагание. Мотивационный момент.
V. Изучение нового материала.
VI. Введение в новый материал.
VII. Физкультминутка.
VIII. Подведение итогов работы в группах.
IX. Закрепление материала.
Х. Подведение итогов урока.
XI. Рефлексия.
XII. Домашнее задание.
3
Ход урока.
I.Организационно-мотивационный момент.
Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас на уроке истории. Настроение надеюсь у вас,
как и у меня, отличное! Пожалуйста, присаживайтесь! На столе у вас лежит всё необходимое
для сегодняшнего занятия.
Перед тем как начать занятия я бы хотела обратиться к древнекитайскому философу
Сюнь-цзы, который жил около 300 лет до н. э. Он говорил «Совершенный человек учится так:
всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце…».
Я надеюсь, что все, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложится у вас в сердце,
и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить.
II. Актуализация знаний.
У меня в руках находится черный ящик. Вам интересно узнать что там внутри? Мне
нужно 3 человека из класса, которые будут доставать из ящика предметы. А мы все вместе
попробуем объяснить, что же это такое.
Работа с картинками (Колизей, республика, диктатура, Спартак, плебеи)
III. Определение темы урока.
Действительно, сегодня мы с вами поговорим о сильной исторической личности. Давайте
попробуем сформулировать тему нашего урока. Запишите тему урока.
IV. Целеполагание. Мотивационный момент.
Как вы думаете, на какой главный вопрос нам нужно найти ответ по данной теме? Что вы
хотите узнать по теме урока? (ответы детей)
Проблемный вопрос: Как происходило становление власти Цезаря в Риме?
V. Изучение нового материала.
Итак, «Гай Юлий Цезарь родился 13 июля 100 (сотого) года до н.э. В Риме. Он
принадлежал к
старинному знатному роду.
Мать
Цезаря
Аврелия,
дала сыну хорошее
образование. Цезарь был прекрасным оратором, хорошо физически развит. Современники
отмечали, что Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами сразу: слушать,
писать, говорить, и все делал безупречно. Его отличали целеустремленность и бесстрашие,
холодный и расчетливый ум. Мать мечтала о том, чтобы ее сын стал знаменитым. И еще
юношей в первой же военной кампании благодаря отваге и воинской доблести Цезарь получил
одну из высших военных наград – дубовый венок.
В дальнейшем он отправился на о. Родос, чтобы изучить там искусство красноречия, так
как успеха
в
политике
мог
добиться
лишь
тот,
кто
умел
выступать
в
суде
и
на
народном собрании».
В жизни человека имеются определенные этапы и процессы, благодаря которым мы и
становимся самим собой и достигаем результатов.
4
VI. Введение в новый материал.
Ребята! Сегодняшний урок мы будем проводить в группах, поэтому я предлагаю вам
вспомнить правила работы в группе (на столах лежат памятки).
Вы не просто так распределены на 3 группы, каждая будет исследовать и анализировать
этапы жизни Гая Юлия Цезаря.
На работу группам дается 5 минут, на представление своей работы 1,5-2 минуты.
1 группа
2 группа
3 группа
Работа
с
историческим
источником
(юность
и
характер Цезаря)
Просмотр
видео
о
завоеваниях
Цезаря
(завоевания Цезаря)
Работа
с
изображениями
(смерть Цезаря)
Прежде чем мы приступим к прослушиванию ваших работ, попрошу вас встать:
VII. Физкультминутка.
Делаем зарядку. Молодцы, присаживайтесь.
VIII. Подведение итогов работы в группах.
Выступление обучающихся по группам.
IX. Закрепление материала.
Гай Юлий Цезарь принадлежит к тем редким избранникам истории, чей образ не
тускнеет от времени, чья слава переживает века.
Сегодня, мы только прикоснулись к личности Цезаря, еще много и много страниц
вы
откроете, если продолжите свое знакомство с этой выдающейся личностью. С разных сторон
посмотрите на его действия и политику, оцените его достижения.
СИНКВЕЙН (ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ, 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, 3 ГЛАГОЛА, 1
ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Х. Подведение итогов урока.
Ребята, вернемся к вопросу на который мы с вами должны были ответить (Как
происходило становление власти Цезаря в Риме?). Скажите, смогли ли мы на него сегодня
ответить?
А для вас Цезарь приготовил сюрприз. Зная, что вы любите историю из глубины веков он
прислал вам послание, но, чтобы его прочитать, вам нужно освоить секретный код Цезаря. Им
он пользовался для секретной переписки со своими генералами. А сегодня он зашифровал
послание для вас. (Любите свою Родину.)
Ребята, давайте следовать совету Цезаря… Будем любить свою Родину. Наша страна
тоже имеет богатую историю. И у России много известных исторических личностей, о которых
вы будете говорить на уроках истории.
XI. Рефлексия.
XII. Домашнее задание.
Работа с рабочими листами.
На этом наш урок подошёл к концу. Спасибо за урок.
5