Авторы: Стерликова Александра Дмитриевна, Ким Ольга Викторовна
Должность: учащаяся, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №14"
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: презентация
Тема: "Сквозь дым веков"
Раздел: дополнительное образование
Презентация к
Научно-исследовательскому
проекту
Выполнила ученица 4 «В» класса
МБОУ «Школа №121»
Стерликова Александра
Руководитель: Ким Ольга Викторовна
«Сквозь дым веков»
Введение
Цель
работы
-
привлечь
внимание
учащихся
к
вопросам
изучения
и
сохранения
культурно
-
исторического
наследия
г
.
Самары
.
Задачи
:
1.
Изучить
историю
нашего
города
.
2.
Познакомиться
с
историей
храмового
зодчества
в
Самаре
.
3.
Исследовать
материалы
об
ушедшем
памятнике
архитектуры
-
Кафедральном
Соборе
.
4.
Вызвать
интерес
к
изучению
истории
нашего
города
.
Ее
неповторимые
улочки
,
деревянные
строения
,
незабываемые
истории
,
удивительные
мифы
и
легенды
.
Я
очень
люблю
свой
город
,
особенно
«
старую
»
Самару
!
История
нашего
города
уходит
далеко
в
прошлое
.
Много
исторических
,
памятных
событий
произошло
за
это
время
на
Самарской
земле
.
Я
очень
люблю
свой
город
,
особенно
«
старую
»
Самару
!
Невозможно
в
данной
работе
рассказать
о
всех
достопримечательностях
нашего
города
,
поэтому
я
решила
посвятить
свой
проект
памятнику
,
которого
уже
нет
,
но
есть
история
о
нем
,
старые
фотографии
и
люди
,
которые
его
помнят
.
Вера
Вера
-
что
значит
это
слово
для
русского
человека
?
И с т о р и я
з н а е т
м н о г о
п р и м е р о в
б о р ь б ы
и
ненависти
между
последователями
различных
р е л и г и й
,
н о
,
с
д р у г о й
с т о р о н ы
,
о н а
я в л я л а с ь
одухотворяющей
силой
человеческой
культуры
.
В
течение
многих
веков
архитекторы
,
скульпторы
,
живописцы
черпали
своё
вдохновение
из
этого
источника
.
История храмового зодчества
Я з ы ч е с к а я
Р у с ь
н е
и м е л а
х р а м о в
и
д о в о л ь с т в о в а л а с ь
и з в а я н и я м и
и д о л о в
.
Г о с п о д с т в у ю щ е й
р е л и г и е й
н а
Р у с и
с т а л о
х р и с т и а н с т в о
,
п р и ш е д ш е е
с
В и з а н т и и
.
Христианство
повело
к
созданию
храмов
.
Они
строились
по
византийским
образцам
и
украшались
богатейшими
мозаиками
и
фресками
.
В
Самаре
в
XIX
веке
храмовое
зодчество
занимало
важнейшее
место
.
К
концу
века
здесь
было
22
каменные
церкви
.
Исследователи выделяют
3 принципа расположения храмов
По
этому
принципу
была
поставлена
в
1889
году
Ильинская
церковь
на
перекрестке
Алексеевской
и
Ильинской
.
Первый
принцип
–
на
пересечении
улиц
,
когда
вертикаль
храма
«
работает
»
на
все
четыре
направления
.
Второй
принцип
–
замыкание
перспективы
одной
улицы
.
Т а к
с т о я л и
с а м ы е
с т а р ы е
х р а м ы
:
Спассопреображенская
церковь
XVII
века
в
конце
Преображенской
улицы
,
Собор
во
имя
Казанской
б о ж ь е й
м а т е р и
XVIII
в е к а
в
р а й о н е
Х л е б н о й
площади
,
нынешний
Кафедральный
храм
во
имя
Покрова
Богородицы
в
конце
Предтеченской
улицы
.
Третий
принцип
–
в
интервалах
периметральной
застройки
городских
кварталов
.
Был
положен
в
основу
строительства
церкви
при
Н и к о л а е в с к о м
с и р о т с к о м
д о м е
н а
у л и ц е
Преображенской
,
Вознесенского
собора
и
колокольни
на
улице
Вознесенской
.
Наиболее
значительным
фактом
храмового
зодчества
в
Самаре
стало
строительство
кафедрального
собора
на
самой
просторной
площади
города
,
получившей
название
Соборной
.
С
Волги
он
был
виден
за
80
километров
.
Его
строили
25
лет
-
на
века
,
по
старинной
русской
технологии
с
добавлением
яичных
желтков
в
раствор
,
известь
для
которого
гасили
десятилетиями
.
Кафедральный собор
Строительство
началось
25
м а я
1869
г о д а
. 1-
й
камень
заложил
государь
император
Александр
II.
В
1894
году
на
открытие
и
о с в я щ е н и е
х р а м а
п р и е з ж а л
м о л о д о й
император
Николай
II
с
ж е н о й
А л е к с а н д р о й
Федоровной
.
Собор
стал
душой
города
,
с и м в о л о м
м о г у щ е с т в а
«
Р у с с к о г о
Ч и к а г о
» ,
архитектурной
доминантой
Самары
.
Вся
жизнь
города
проходила
через
собор
-
в
не м
к р е с т и л и
,
в е н ч а л и
,
отпевали
.
Разрушали
собор
5
лет
,
с
1930
года
по
1935
год
,
для
чего
была
истрачена
взрывчатка
,
предназначенная
для
строительства
ГЭС
.
Храму
недолго
пришлось
украшать
самарскую
землю
.
Он
должен
был
прожить
века
,
но
умер
уже
через
40
лет
.
При
взрывах
в
2
х
- 3
х
кварталах
от
собора
звенели
и
вылетали
стекла
,
а
оконные
проемы
безглазо
смотрели
на
гибнущий
храм
.
Сегодня
на
месте
Кафедрального
Собора
стоит
Самарский
театр
оперы
и
балета
–
один
и з
крупнейших
т е а т р о в
нашей
страны
,
играющий
немаловажную
роль
в
культурной
жизни
города
.
Здесь
на
площади
перед
театром
,
проходят
значимые
городские
мероприятия
,
праздничные
гуляния
и
концерты
и
уже
практически
не
осталось
очевидцев
,
которые
помнят
о
Соборной
площади
и
Кафедральном
соборе
.
Но
есть
книги
,
буклеты
,
фотографии
,
в
которых
отражена
история
,
культура
Самары
.
Заключение
Человек
,
не
знающий
истории
и
культуры
своей
страны
,
никогда
не
сможет
по
-
настоящему
понять
и
полюбить
ее
.
Без
любви
ничего
не
создать
в
этой
жизни
.
Наступит
такой
день
,
когда
Вера
и
Любовь
вновь
прочно
поселится
в
людских
сердцах
ради
общего
блага
и
процветания
нашей
земли
.