Напоминание

"Межпредметные связи на уроках общего фортепиано в ДШИ и ДМШ»


Автор: Галимова Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 2 г. Надыма"
Населённый пункт: город Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Межпредметные связи на уроках общего фортепиано в ДШИ и ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2 города Надыма»

Методический доклад

«Межпредметные связи на уроках общего фортепиано

в ДШИ и ДМШ»

Подготовила преподаватель

общего фортепиано

Галимова Н.А.

г. Надым

2025 г.

Назначение любой ДШИ – дать общее музыкальное образование. В основу

образовательного процесса положена концепция развивающего обучения: работа над

приобретением исполнительских навыков и умений находится в неразрывной связи с

всесторонним,

универсальным

развитием

личности

ученика,

расширением

его

художественного

и

общекультурного

кругозора,

активизацией

творческих

и

познавательных

возможностей.

Преподаватели

всех

дисциплин

школы

призваны

прививать любовь к искусству, эстетически воспитывать, а наиболее одаренных детей

подготовить к дальнейшему обучению в профессиональных учебных заведениях.

Одним из важных вопросов, занимающих умы многих педагогов-музыкантов – это

вопрос о взаимосвязи между всеми дисциплинами в ДШИ. Проблема межпредметных

связей

на сегодняшний день очень актуальна. К сожалению, почти в каждой

музыкальной школе есть категория учащихся не желающих посещать уроки сольфеджио,

хора, оркестра и т.д. И есть родители, которые считают, что не все предметы обязательные

(главное чтобы ребёнок научился играть или петь!) Почти отсутствует комплексная

деятельность между преподавателями, нет тесного сотрудничества, не ведётся совместная

работа над развитием и воспитанием, нет единых методов и приёмов. Каждый педагог как

бы работает в своей «стихии», в основном стремится выполнить годовые требования

учебной программы, подготовить своих учеников к выступлениям на зачётах и экзаменах.

Таким образом, музыкально-эстетическое развитие учащихся оказывается односторонним,

живое восприятие музыки заслоняется решением технических задач. Это заметно в

выступлениях учащихся, где смысл и содержание музыкальных произведений не всегда

доносится до слушателей.

Межпредметная связь в обучении детей в ДШИ является важным аспектом

развития. Она позволяет объединить знания и навыки из разных предметных областей.

Связывая эти предметы и интегрируя их в процессе обучения – дети получают более

глубокое понимание музыки и её контекста, а также способствует развитию креативности

и музыкального мышления. Они учатся создавать собственные композиции, адаптировать

музыку разных жанров и эпох, анализировать и интерпретировать музыкальные

произведения. Кроме того, межпредметная связь позволяет учащимся развивать широкий

круг компетенций. Например, изучение сольфеджио и композиции требует от них умения

распознавать музыкальные формы, фразы, а изучение теории музыки помогает развивать

навыки анализа и критического мышления. Таким образом, межпредметная связь в

детской музыкальной школе играет важную роль в формировании комплексного подхода

к

музыкальному

образованию,

стимулирует

развитие

музыкальных

навыков

и

способностей у детей и помогает им полноценно погрузиться в мир музыки. Ведь на

уроках приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание на одних и тех

же моментах, работать над одними и теми же навыками, разбирать аналогичные

музыкальные произведения. И уроки по общему фортепиано помогают учащимся

струнного, духового, народного и вокальных отделений осваивать и закреплять навыки и

умения, которые им необходимы на занятиях по теоретическим дисциплинам и

специальности. Так, некоторые формы работы имеют общие методические положения, и

одновременная работа над ними на специальности, сольфеджио, общем фортепиано,

играет значительную роль в музыкальном развитии и воспитании учащихся

Исходя из практического опыта, можно выделить следующие основные проблемы с

которыми сталкиваются преподаватели:

- недостаточная координация между преподавателями, межпредметные связи требуют

хорошей коммуникации и сотрудничества между преподавателями разных предметов.

Однако не всегда достигается должная координация между педагогами, что затрудняет

успешную реализацию межпредметных связей.

- ограниченность учебных программ и планов для интеграции различных предметов. Это

создаёт сложности в организации межпредметных связей и снижает их эффективность.

- недостаток времени, в условиях ограниченного количества часов на каждый предмет,

преподавателям сложно найти время для интегрированных занятий.

- недостаток подготовленных преподавателей для успешной реализации межпредметных

связей. Необходимы компетентные преподаватели, обладающие широким спектром

знаний и умений. Однако, не всегда есть достаточное количество таких специалистов.

Для того чтобы музыкальная школа выпускала всесторонне развитых, умеющих

творчески мыслить, глубоко чувствовать, любящих искусство детей педагогам необходим

постоянный

поиск

новых

форм

и

приёмов

работы,

совершенствования

своего

педагогического мастерства, вдохновения, полной отдачи, безграничной преданности

своему делу. Необходимо активно работать над решением этих проблем, чтобы создать

благоприятные условия для успешной реализации межпредметных связей в обучении в

ДШИ. Это позволит расширить знания и навыки учеников, а также развить их творческий

потенциал в области музыки. Для решения проблем с межпредметными связями в

обучении можно применить следующие подходы:

- разработка и внедрение интегрированных учебных программ, которые изначально

предусматривают интеграцию различных предметов и помогут обеспечить эффективную

межпредметную связь.

- усиление координации между преподавателями: важно создать условия для тесного

взаимодействия и сотрудничества между преподавателями разных предметов. Это может

быть достигнуто через организацию регулярных собраний, обмен опытом и информацией,

а также совместное планирование уроков и программ.

- повышение квалификации преподавателей: обучение преподавателей методикам

межпредметных связей и развитие их компетенций в этой области могут значительно

улучшить реализацию межпредметных связей в практике обучения. Это может быть

достигнуто через проведение специальных тренингов, семинаров или курсов повышения

квалификации. «Учитель игры на любом инструменте…должен быть одновременно и

историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры

на фортепиано» - утверждал советский педагог и пианист Г.Г. Нейгауз. Как тут не

вспомнить ещё одно высказывание знаменитого педагога о роли преподавателя, который

должен будить фантазию своего ученика «…удачными метафорами, поэтическими

образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, … всемерно развивать в нём любовь

к другим искусствам, особенно к поэзии, живописи и архитектуре…»

Предмет «Общее фортепиано», в ряду учебных дисциплин, изучаемых в ДШИ и

ДМШ играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на музыкальном

инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой, слушанием музыки, хоровым и

вокальным пением. Он расширяет представление об исполнительном искусстве,

формирует специальные умения и навыки. Наряду с другими предметами учебного плана

является необходимым уроком для музыкального воспитания и предпрофессиональной

подготовки учащихся – инструменталистов и вокалистов. Фортепиано является базовым

инструментом для теоретических дисциплин. Ни одно занятие не обходится без его

«участия». Игра на фортепиано на уроках сольфеджио – важнейший способ активизации

осмысления и закрепления материала, повышение качества его усвоения и запоминания.

Поэтому для успешного обучения в ДШИ учащимся – не пианистам необходим курс

ознакомления с этим дополнительным инструментом.

История курса «Общего фортепиано» берет своё начало в истоках

профессионального образования в России, когда в 1860 году А. Г. Рубинштейн в

докладной записке Министру образования обосновал необходимость обучения на

фортепиано музыкантов всех специальностей. А в 1897 году В. П. Гутор писал: «…

фортепиано самый удобный и полный инструмент для изучения музыки». Не случайно,

курс фортепиано стал общим, объединив проблемы музыкального становления и

объединив музыкантов всех специальностей.

Очень жаль, что сейчас предмет общее фортепиано вводится только с 6 класса для

учащихся духового и ударного и народного отделений. По моему мнению, некоторым

учащимся

очень

тяжело

осваивать

предмет

сольфеджио

не

зная

фортепианной

клавиатуры, зрительного расположения интервалов, аккордов, гаммообразных движений.

Начало занятий с первого класса по предмету «Общее фортепиано» – может оказать

большую помощь в развитии ученика, его музыкального слуха, чувства ритма,

координации. Конечно, здесь есть свои трудности, которые вытекают из того, что игра на

фортепиано с первых шагов требует распределения внимания между большим числом

объектов. Это правильное чтение нотного текста, аппликатура, ритмичность, штрихи,

контроль между двух рук, осмысленное исполнение.

Кроме того, на уроках общего фортепиано перед учеником встаёт ещё задача

научиться ориентироваться на клавиатуре незнакомого ему инструмента. Здесь тоже

существуют свои сложности, добавляется басовый ключ, регистры, октавы. Поэтому в

начале обучения важно научить ребёнка быстро и легко находить нужные звуки на

клавиатуре в разных октавах. Смотря на возраст ребёнка можно подобрать подходящих

сказочных или литературных героев, персонажей кино или мультфильмов, для лучшего

запоминания и ассоциаций с регистрами и октавами.

Главных задач в классе общего фортепиано на начальном этапе очень много. За

40 минут в неделю нужно успеть заняться и постановкой руки и аппарата в целом,

выучить расположение нот на клавиатуре, освоить основные штрихи(легато, нон легато,

стаккато), уделить внимание

правильной аппликатуре, ну и постоянная работа по

развитию слуха и слуховой памяти. А также использование на уроках знаний и умений,

приобретённых на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, формирование

пианистических навыков, развитие их творческих способностей. Благодаря занятиям по

предмету, учащиеся получают возможность не только владеть навыком исполнительского

мастерства, но и самостоятельно исполнять аккомпанемент, ярко проявить свои

индивидуальные возможности. А для педагога на занятиях по общему фортепиано

открывается множество форм и методов реализации межпредметной интеграции.

Итак, для выполнения одной из основных задач музыкального обучения –

воспитание формирования будущего музыканта – профессионала или любителя,

необходима единая направленность в работе педагогов всех специальностей, нужна связь

между преподаванием всех дисциплин. Для осуществления этой задачи необходимо

взаимодействие преподавателей, комплексный подход в методе преподавания, широкое

взаимопроникновение содержания учебных предметов, единство целей обучения и

практическая

слуховая

основа

всех

дисциплин

в

ДШИ

создаёт

благоприятные

объективные условия для разносторонних и плодотворных межпредметных связей в

музыкальном воспитательном процессе.

Используемая литература:

- Н. Бергер «Современная концепция и методика обучения музыке» С-П, 2004 г.

- Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В.

Натансона. М, 1981 г.

- Б. Кроменштейн. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального

фортепиано. Классика 21 века. М, 2009 г.

- Е. Тимакин «Воспитание пианиста». Издательство «Советский композитор» 1989 г.

- Г. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» 1981 г.



В раздел образования