Напоминание

"Гобелен в технике"Мокрое валяние из шерсти".


Автор: Лысенкова Светлана Петровна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ № 3 г. Пензы
Населённый пункт: г. Пенза Пензенская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Гобелен в технике"Мокрое валяние из шерсти".
Раздел: дополнительное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПЕНЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБУ ДО ДХШ №3 Г. ПЕНЗЫ

Адрес: Россия, 141300, Пензенская обл. г. Пенза, ул Бакунина 64-66 тел: (496)e-mail:

Методическая разработка « Гобелен в технике

«Мокрое валяние из шерсти».

преподаватель дополнительного образования

Лысенкова Светлана Петровна

г. Пенза

2024 г.

Пояснительная записка

Данная методика разрабатывается и усовершенствуется с целью подготовки

воспитанников для успешного выполнения гобелена в технике: «Мокрое

валяние из шерсти». Основой методики являются: основная программа

дополнительного образования для художественных школ.

Методическая разработка учитывает основные законы композиции и правила

стилизации природных форм.

Увеличение интереса в последнее время к технике «Валяние из

шерсти» стало поводом для создания методики, направленной на подготовку

детей к созданию гобелена в этой технике. Методика предназначена для

детей от 12 лет и выше.

Обучение и воспитание в рамках данной методики позволяет выявить

индивидуальные качества учащихся. Педагог использует эти характеристики

для достижения высоких результатов. Все перечисленные элементы создают

целостную методическую систему, которая помогает прогнозировать и

анализировать процесс учебно-воспитательной деятельности, что в конечном

итоге ведет к успеху.

Цели и задачи

Создание разносторонне развитого члена общества, обладающего

эстетическим вкусом и хорошей гуманитарной подготовкой. Введение основ

законов композиции, развитие навыков работы с материалом (специальной

шерстью) и соблюдение техники безопасности, в работе с острыми

инструментами ( ножницы, иглы), а также формирование устойчивого

интереса к творчеству.

Педагогические принципы

Ключевыми принципами являются: добровольность, сосредоточенность,

осмысленность действий. Индивидуальный подход к каждому ребенку с

учетом его особенностей, свободное развитие творческих способностей,

самостоятельность в мышлении и личный пример педагога.

Методы и формы обучения

В обучении используются как традиционные, так и нетрадиционные методы

и формы. В частности, активно применяется метод «творческого поиска»,

становится руководством для поиска новых форм в каждом конкретном

случае

Задание состоит из нескольких этапов:

1.Знакомство с образцами, аналогами работ, выполненными в

данной технике.

2. Разработка эскизов.

3. Стилизация растений и животных.

4. На основе утвержденного эскиза в карандаше, разработка эскиза

в цвете.

5. Перенос изображения с эскиза на большой формат.

6. Выполнение в материале отдельных деталей гобелена.

7. Сборка деталей гобелена в единое целое.

8.Добавление деталей ( при необходимости).

Материалы:

Папка с листами А4, простой карандаш, линейка, гуашь

Шерсть для валяния ( цвета соответственно эскизу), лист бумаги А3

пузырчатая пленка размер больше А3, сетка ( можно от комаров), размер

немного больше А3, жидкое мыло, емкость с теплой водой, махровое

полотенце. Размер примерно 60 х 90 см.

Выполнение задания на практике.

1.1.Знакомство с образцами, аналогами работ, выполненными в данной

технике.

Преподаватель

знакомит

с

аналогичными

образцами

используя

художественные альбомы, а так-же материалы из интернета, при этом

объясняя и подчеркивая, что

работа ученика не должна быть слепым

копированием

чужого

образца,

а

должна

носить

индивидуальный,

неповторимый характер.

2. Разработка эскизов.

На этом этапе работы важно зафиксировать на эскизах каждую мысль,

верную или нет, т. к. в дальнейшем она может пригодится. Эскизы

выполняются простым карандашом на листе А4, по 3-4 небольших эскиза на

одном листе. Затем преподаватель помогает выбрать лучший, после чего

эскиз уточняется, рисуется более подробно.

3. Стилизация растений и животных.

Когда ученик под руководством учителя определился с эскизом,

переходим к разработке деталей гобелена: стилизации конкретных растений

и животных. Ранее на уроках прикладной композиции ученики выполняли

подобное задание и знакомы с основами и принципами стилизации растений

и животных. Пришло время применить полученные знания на практике...

4. На основе утвержденного эскиза, выполненного карандашом,

разрабатываем эскизы в цвете.

На этом этапе ученик выполняет 3-4 эскиза в цвете, используя один и

тот-же рисунок. Для удобства выполнения его можно перевести несколько

раз через окно с образца (первого варианта в карандаше), или распечатать

несколько вариантов карандашного эскиза на принтере для последующей

раскраски.

Затем выполнить:

1. Эскиз в холодных цветах

2. Эскиз в теплых цветах

3. Эскиз в контрастных цветах

4. Эскиз в выбранном колорите, например в коричневом или в

зеленом.

Центр композиции может выделяться способом цветового контраста.

5. Перенос эскиза на большой формат листа.

На этом этапе ученик расчерчивает маленький эскиз на клеточки,

пронумеровывает их расчерчивает лист А2 на такое-же количество клеточек

но большего размера и соответственно пронумеровывает.

Затем по точкам переносит изображение с маленького формата на

большой. Этот способ помогает максимально точно перенести изображение с

маленького формата на большой лист. При этом необходимо учитывать, что

эскиз может иметь нестандартную форму, т.е. форму квадратную или

приближенную к квадрату, а так-же сильно вытянутую по горизонтали или

по вертикали. В этом случае из листа А2 вырезается лист соответствующей

формы.

6. Выполнение в материале.

На большой лист с изображением гобелена кладется пузырчатая

пленка и начинаем раскладывать шерсть для валяния. Линии рисунка

предварительно лучше обвести черным маркером, что-бы было заметнее.

Эскиз кладется или ставится рядом, на видном месте.

Сначала отдельно выполняем фон, раскладывая шерсть тонким

полупрозрачным слоем, затем раскладывая шерсть по рисунку, применяя

разные цвета. Можно импровизировать, т.к материал иногда подсказывает

неожиданные решения.

Затем накрываем шерсть специальной сеткой или просто сеткой от

комаров, сбрызгиваем мыльной водой и начинаем процесс валяния.

Мыльный раствор делается из жидкого мыла (лучше детского или без

запаха ) и теплой воды. Примерно столовая ложка мыла на стакан воды.

Сначала притираем шерсть с мыльным раствором легкими круговыми

движениями ладоней, а когда начнет получаться мыльная пенка, можно

усилить нажим.

Периодически проверяем, чтобы шерсть не соединилась с сеткой

слишком крепко.

Когда шерсть начнет сваливаться и проступать сквозь сетку, мы ее

убираем и валяем гобелен уже без сетки: трем во всех направлениях,

перетираем слои и т.д. Затем сворачиваем в трубочку вместе с пузырчатой

пленкой, заворачиваем в махровое полотенце и продолжаем валять.

При сваливании гобелен усаживается примерно на 30 процентов. Это

нормально. Готовую основу гобелена промываем под краном и

просущиваем. Я называю основой или фоном, потому-что нам еще

предстоит свалять отдельно главных героев или детали гобелена.

Животные, крупные растения , которые ученик планирует выделить,

переводим на кальку с большого листа и раскладываем отдельно.

Валяем тем же способом, что и основу, промываем и просушиваем.

После высыхания фон (основу) необходими выровнить по линейке и

обрезать. Детали так-же обрезаем ровно, т.к. в процессе валя ния они могуи

изменить форму.

Затем все раскладываем, сшиваем наметочным швом, контрастными

нитками а затем пришиваем мелкими стежками под цвет гобелена. При

необходимости добавляем детали: например бусины, и тд.

Итог

Результатом данной работы мы получили небольшой гобелен. Его

можно украсить бахромой из той же шерсти или оформить в рамку. Вкаждом

конкретном случае по-разному.

Примеры работ учеников ДХШ №3 г. Пензы.

1. Костакова Ярослава «Уточки»

2 Мекаева Александра “Божьи коровки”.

3. Ефимова Александра «Цапля».

4. Баранова Анна «Пантера».

5. Архипова Злата «Фламинго».



В раздел образования