Напоминание

"РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"


Автор: Андреева Марина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №13
Населённый пункт: город Одинцово Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ"
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация.

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому

языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности.

Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского

языка.

Также

среди

сложных

задач

общеобразовательной

школы

значится

проблема

совершенствования обучающей и воспитательной деятельности на уроках иностранного

языка. В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции

учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого

языка.

Пересматриваются

пути

и

способы

формирования

всех

видов

речевой

деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса,

стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения,

наряду с традиционными занятиями, игровых технологий. Причина столь повышенного в

настоящее время интереса к различного рода играм – это, в первую очередь, отход от

традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении

достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению

иностранного

языка.

Данное

явление

происходит

в

связи

с

тем,

что

учащиеся

сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая

же

деятельность,

являясь

одним

из

методов,

стимулирующих

учебно-познавательную

деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не

случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Проблемы

стимулирования

и

мотивации

к

изучению

иностранного

языка

с

использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в

научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т. Занько, С.С. Полат,

Е.И. Пассов, В.М. Филатов и др.).

В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные

пособия,

методические

разработки,

материалы

к

проведению

разнообразных

игр

с

использованием материала иностранного языка. Ролевая игра – это речевая, игровая и

учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая

деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный ха- рактер

игры ими часто не осознается. С позиций учителя ролевую игру можно рассматривать как

форму обучения диалогическому общению. Для учителя цель игры – формирование и

развитие речевых навыков и умений учащихся. [2;33-34] В ролевых играх воспитываются

сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться

в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения,

проявит

инициативу,

найти

оптимальное

решение

в

определенных

условиях,

то

есть

можно говорить о воспитательной функции ролевой игры. Ролевая игра формирует у

учащиехя способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по

общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения

и

поведения

собеседника,

развивает

умение

контролировать

свои

поступки,

давать

объективную оценку поступкам других. Ролевая игра обладает большими возможностями

в

практическом,

образовательном

и

воспитательном

отношениях.

Она

способствует

расширению

сферы

общения.

Это

предполагает

предварительное

усвоение

языкового

материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые

позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому

ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой. Ролевая

игра предполагает наличие трех этапов:

1) подготовки;

2) проведения игры;

3) контроля.

Непосредственная подготовка к большой ролевой игре начинается на первом же

занятии по новой разговорной теме. Если ролевые игры проводятся регулярно и учащиеся

к ним привыкли, то в начале новой темы они сами выясняют у учителя перспективы

проведения новой ролевой игры. Если инициативу в этом случае проявляет учитель, то

ученики, как правило, живо откликаются на его предложение «играть дальше». При этом

учителю на первом же занятии целесообразно раскрыть содержание новой учебной темы,

чтобы показать учащимся саму возможность проведения ролевой игры по теме. Тем

самым учитель создает ориентировочную основу для возможных сюжетов ролевой игры.

Но

при

этом

следует

давать

учащимся

возможность

самим

проявить

инициативу

и

творческие способности в разработке сюжета игры, определении набора ролей, выявлении

необходимого

реквизита.

Важно,

чтобы

при

определении

места,

времени

и

других

предлагаемых

обстоятельств

ролевой

игры,

они

соответствовали

реальной

дей-

ствительности

и

были

значимы

для

учащихся.

Лучшей

гарантией

соблюдения

этих

условий

ролевой

игры

является

максимальный

учет

мнений

и

пожеланий

учащихся,

вовлечение их в разработку хода ролевой игры. Тут же определяется необходимый набор

ролей. Как известно, отбор и распределение ролей определяются целями и содержанием

игры, а так- же индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем их

языковой подготовки. Именно поэтому распределение ролей является ответственной пе-

дагогической

задачей.

Знание

мотивов,

интересов,

индивидуальных

от-

ношений

учащихся позволит учителю предложить им те роли, которые в наибольшей степени

соответствуют особенностям их личности. Важную роль при распределении ролей играет

учет

социально-психологических

характеристик

учащихся,

под

которыми

понимается

статус

учащегося

в

группе.

Поэтому

учитель

должен

сознательно

управлять

этим

статусом,

выдвигая

то

одного,

то

другого

учащегося

на

лидерские

позиции

в

ходе

организации игры. Кроме того, в ходе подготовки к ролевой игре учащиеся с удоволь-

ствием составляют и инсценируют короткие диалоги и разрешают проблемные ситуации.

[5;368] Другими словами, использование ролевой игры как коммуникативного упражнения

стимулирует

использование

других

коммуникативно

-

направленных

упражнений,

особенно игрового плана.

Что касается свободной ролевой игры, при ее проведении сами учащиеся должны

решать,

какую

лексику

им

использовать

и

как

будет

развиваться

действие.

Учитель

называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации,

затрагивающие

разные

аспекты

темы.

Учитель

может

разделить

класс

на

группы,

предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку. Занятие по

итогам

ролевой

игры

можно

проводить

вне

расписания,

тогда

оно

приобретает

характерные черты внеклассного мероприятия на иностранном языке. Игра как феномен

культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося

в

содержание

досуга

бесконечные

сюжеты

и

темы

жизни

и

деятельности

человека,

сохраняя

при

этом

свою

самоценность.

Игра,

являясь

простым

и

близким

человеку

способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным

и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. [8;66-

68]

Мы приходим к выводу о том, что: - использование на уроках по иностранному

языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для

стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности учащиеся; - применения

ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре

формирует у учащиеся ряд психических новообразований. Это воображение и сознание,

которые

позволяют

ему

переносить

свойства

одних

вещей

на

другие;

формирование

характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или

иному

действию

отдельного

человека.

У

него

возникает

осмысленная

ориентация

в

собственных переживаниях, учащиеся стремится обобщить их. На основе всего этого у

него

могут

быть

сформированы

навыки

культурного

поведения,

что

позволяет

ему

эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков // English, 2008. - № 1. –

с. 7-8.

2. Дешевая, И. В. Применение игры для создания положительной мотивации на заня- тиях

по иностранному языку // Материалы научно-методической конференции «Актуальные

проблемы

преподавания

иностранных

языков

на

неязыковых

факультетах

высших

и

средних специальных заведениях 12-14 апреля, 2000г. – Ижевск, 2000. – 231 с. С. 33-34.

3. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение. / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика,

1975. – 112 с

. 4. Занько, С.Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюнникова. – М.: «

Логос», 1992, ч. 1. – 125 с.

5. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В. В. Петрусинского. – В 4-х книгах. – М.:

Новая школа, 1994. – 368 с.

6. Калимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О. В. Калимулина //

Иностранный язык в школе. – 2003. - №3. – С. 17-20.

7. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранному языку / О. А. Колесникова //

Иностранный язык в школе. – 1989. - №4. – С. 14-16.

8. Степанова, Е. Л. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку / Е. Л.

Степанова // ИЯШ. – 2004. - №2. – С. 66-68.

9. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М. Ф. Стронин – М.:

Просвещение, 1984. – 112 с. Н



В раздел образования