Автор: Наталья Викторовна Гетман
Должность: Заведующий отделом психолого-педагогической службы
Учебное заведение: МАОУ СОШ 218
Населённый пункт: Новосибирская область, город Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инклюзивная субъективность в общеобразовательной школе как форма развития инклюзивной культуры и практики
Раздел: среднее образование
Гетман
Наталья
Викторовна
(заведующий
отделом
психолого-
педагогической
службы,
педагог-психолог
высшей
категории,
к.п.н.
муниципального автономного общеобразовательного учреждения города
Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 218, действительный
член ОППЛ)
«Инклюзивная субъективность в общеобразовательной школе как
форма развития инклюзивной культуры и практики»
Современная школа может приобрести свою инклюзивность,
только с помощью субъектности. По мнению Марии Миркес, именно
субъектность становится ключевым образовательным результатом. Она
является «стартером» для других умений. Без субъектности даже высокие
предметные
результаты
становятся
неэффективными,
не помогающими
успеху в жизни. И в тоже время разнообразие инклюзивного сообщества
позволяет
формировать
позицию
субъектности
у
участников
образовательных отношений.
В.В. Рубцов на основе принципа развития
определяет
образовательную
среду
как
некоторую
общность,
характеризуемую взаимодействием субъектов образовательного процесса,
взаимопониманием, коммуникацией, рефлексией и историко-культурным
компонентом.
Образовательная
среда
понимается
им
как
форма
сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), в рамках которой
создаются особые виды общности между учащимися и педагогами, а также
между
самими
учащимися,
обеспечивающие
передачу
учащимся
необходимых
для
функционирования
в
данной
общности
норм
жизнедеятельности.
Своевременность
данной
стратегии
обусловлена
те,
что
в
современном
инклюзивном
образовании
актуализируется
вопрос
о
формировании безопасной и экологичной среды, в которой взаимодействие
участников строится на партнерских отношениях. Важным фактором
является развитие потенциала всей школьной среды, что позволяло бы
минимизировать
риски
псевдовзаимодействия.
Инклюзивная
образовательная
практика
коллективного
взаимодействия
«Технология
формирования субъектности в инклюзивном сообществе» – это инструмент,
который
обеспечивает
условия
конструктивного
взаимодействия
всех
участников образовательного процесса и ресурсно может встраиваться в
решение любой проблемы как ребенка, так и родителей, технологизируя сам
процесс
сопровождения
ситуации,
расширяя
рамки
школьного
ППк.
Инклюзивная образовательная практика коллективного взаимодействия
позволяет
оказать
профессиональную
помощь
всем
участникам
образовательных отношений через совместное обсуждение проблемы и
самостоятельного поиска путей ее решения, за счет чего приобретается
необходимый опыт, который становится субъективным ресурсом для
каждого участника.
Для успешного применения практики разработаны инструменты
командного взаимодействия, которые позволяют планировать действия по
решению проблем ребенком, специалистами, педагогами и родителями -
компас успеха и чек листы. В рамках реализации практики разработаны и
реализованы обучающие циклы для родителей и педагогов.
Обучающие
циклы
инклюзивной
практики
для
участников
образовательных отношений реализуются с помощью «погружения» в
определенную тему (в зависимости от проблемы), что позволяет более
глубоко осмыслить теоретические составляющие и практически закрепить
определенные навыки и умения.
В современном инклюзивном образовании актуализируется вопрос о
формировании безопасной и экологичной среды, в которой взаимодействие
участников строится на партнерских отношениях. Важным фактором
является развитие потенциала всей школьной среды, что позволяло бы
минимизировать риски псевдо взаимодействия. Повышение инклюзивной
культуры
школы,
обогащения
ее
опыта,
стратегически
инициирует
повышение компетенции всех участников образовательных отношений. В
свою очередь, это влияет на
эффективность мер по формированию
психологической безопасности образовательной среды, что в последние годы
является
все
более
значимой
и
актуальной. Каждый
участник
образовательных
отношений
становится
создателем
этой
среды.
Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых
важных условий для успешного учебного процесса, для формирования
личности. [1, с. 83] Раскрытие особенностей психологической безопасной
образовательной среды строится на основе раскрытия потенциала каждого
участника, уважение будет неполной, если не будет определено, каковы
должны быть условия. Мы полагаем, что необходима выработка единой
стратегии партнерского взаимодействия всех участников образовательных
отношений.
В нашей школе (МАОУ СОШ № 218 города Новосибирска) обучается
2390 детей с разными возможностями и потребностями. Среди них 80
обучающихся
с
ОВЗ
и
20
обучающихся
инвалидов,
93
педагога
осуществляют процесс обучения и воспитания, 19 узких специалистов
выстраивают процесс сопровождения всех участников ОО. Дети с ОВЗ
обучаются по АООП в инклюзивных классах, ресурсной зоне, и на надомное
обучение. Педагоги, осуществляющие обучение и сопровождение детей с
ОВЗ и инвалидов, ежегодно проходят курсы повышения квалификация.
Выстроено взаимодействие с родителями, которые стали полноправными
участниками процесса формирования инклюзивной культуры в школе.
Со дня открытия, наша школа участвует в реализации регионального и
муниципального проектов по развитию инклюзивного пространства.
В
процессе реализации данных проектов были выявлены определенные
сложности, которые заключались в отсутствии диалога между участниками
образовательных отношений: по любым вопросам шло обращение в
школьное ППк, участники не договаривались и не стремились решать
самостоятельно ситуативно возникающие проблемы малого масштаба.
Возник
риск
псевдовзаимодействия.
На
заседании
ППк
программу
сопровождения разрабатывали и утверждали педагоги и специалисты.
Знакомили с ней родителей, которые подписывали согласие, не вникая в суть
программы – перекладывая ответственность, обучающиеся становились
пассивными потребителями услуг и объектом воздействия- коррекции.
Инклюзия могла потерять свою первозданность, что негативно бы повлиять
на всех участников образовательных отношений, особенно детей. Стало ясно,
что
не
хватает
инструмента,
который
помог
бы
создать
условия
взаимодействия для решения отдельных проблем, которые могут возникнуть
в ходе взаимодействия среди участников образовательных отношений и
могут решаться самостоятельно.
Для снижения данных рисков, в результате методической работы
коллектива
была разработана и апробирована
авторская инклюзивная
образовательная практика коллективного взаимодействия «Инклюзивный
альянс», которая включает в себя обучающие циклы для родителей и
педагогов, вспомогательные инструменты, что позволило технологизировать
весь процесс.
Целевой
аудиторией становились
все
участники образовательных
отношений. На первой ступени основного этапа практика применялась на
уровне начального общего образования, с включением всех участников
образовательных отношений этой ступени образования. Практика строиться
на 8 основных принципах инклюзии, и в ее основе лежат такие
педагогические
ценности,
как
самостоятельность,
осознанность,
взаимоуважение,
толерантность,
взаимопомощь,
ответственность
и
взаимообучаемость, экологичность и безопасность.
Инклюзивная
практики
это
системный
компонент,
который
реализуется с помощью 5 взаимодополняющих этапов, направленные на
повышение
психолого-педагогической
компететности
и
профессионального мастерства,
мотивация на самостоятельное решение проблем, по средствам
саморазвития, активация имеющихся ресурсов,
обучение жизненно важным навыкам и умениям;
формирование доступности и открытости информационного поля,
развитие инклюзивной практики и методическое сопровождение
специалистов,
обогащение предметно-пространственной среды;
мониторинг оценки эффективности развития инклюзии.
Первый этап – актуализация проблемы любым участником образовательного
процесса: трудности в обучении, социальной адаптации, общении,
поведении, т.е. существуют определенные проблемы, которые необходимо
решить. Проблема/проблемы могут быть обозначены как участником
образовательных отношений, так и внешними организациями и
специалистами (ТПМПК, дом творчества, спортивная школа, педагоги
дополнительного образования и т.д.).
На втором этапе- инициируется организация рабочей группы из
специалистов и родителей, которые:
обсуждают стратегию сопровождения;
совместно определяют основную цель, ожидаемые результаты и
формат ведения случая: через организацию заседания ППк, работу
триаде,
диаде
специалистов
(в
зависимости
от
масштабности
проблем);
самостоятельно в группе или на заседании ППк планируют задачи по
реализации цели, определяют ресурсы, подбирают формы и методы.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДПИСАНИЕ СГЛАШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ!
Третий этап – это этап индивидуальной работы - проводится встреча с
родителями обучающегося и ребенком, основная задача – мотивировать
ребенка на решение проблем, на развитие и успешность, а родителя – на
совместную деятельность. Итогом встречи для ребенка становится начало
заполнения тетради «Компас успешности», для родителя работа с дневником
и план реализации совместных действий.
Четвертый этап- специалисты выполняют план, реализация которого
может быть отражена в динамическом листе.
Пятый этап проводится итоговая встреча в формате круглого стола, где все
участники сопровождения, включая родителей и обучающегося, подводят
итоги реализации практики. Встреча эта должна быть экологичной и
безопасной, прежде всего для ребенка. Каждый должен обозначить критерии
эффективности.
Время на
реализацию практики и каждого ее этапа определяется
индивидуально всеми участниками и зависит от масштаба проблемы.
С помощью практики
все участники учится осознанно и
самостоятельно планировать результаты,
договариваться, слушать друг
друга и становиться единомышленниками в реализации поставленной цели.
Практика позволяет сформировать команду, которая сможет выработать
единый подход сопровождения, полную включенность, распределение
ответственности, повышения компетентности, минимизацию пассивности в
создании инклюзивной среды.
Анализ эффективности реализации данной практики показал,
- повышение уровня взаимодействия всех участников, горманизация
детско-родительских отношений,
-снижения тревожности и повышения удовлетворенности прибывания
в инклюзивном пространстве школы.
- дети с разными потребностями взаимодействуют друг с другом на
равных и с уважением
-у
детей,
которые
стали
участниками
инклюзивной
практики
повысился уровень учебной и социальной мотивации, стрессоустойчивости,
снизилась психологическая истощаемость;
-
увеличилась
активность
родительского
сообщества
и
его
включенность в инклюзивное пространство школы;
-снизились показатели по профессиональному выгоранию педагогов;
- повысилась методическая уверенность педагогов по вопросам
реализации
инклюзивной
практики.
И
уровень
сформированности
инклюзивной культуры политики практики.
Эмпирические данные промежуточного анализа эффективности
реализации практики показали, что
инклюзия в школе перестала быть
стихийной, сопровождение стало технологичным, алгоритмизированным,
понятным. Увеличились обращение педагогов и родителей к специалистам
сопровождения,
что
говорит
о
доверии
и
формировании
в
школе
эффективной
системы
психолого-педагогической
поддержки
и
сопровождения.
Родители
стали
самостоятельно
использовать
данную
практику для выстраивания комфортной зоны не только в школе, но и в
семье.
Практика способствовала развитию
эффективная
образовательная
политика
социального
партнёрства
и сетевого взаимодействия. Важным
показателем является желание родителей, имеющих детей с ОВЗ, учиться
именно в нашей школе, понимая, что здесь созданы условия, где каждый
сможет
сформировать
свою
успешность
и
найти
пути
собственной
реализации,
т.к.
в
школе
обеспечено
качественное
индивидуально-
ориентированное
образование
детей
с
ОВЗ и
детей-инвалидов
с полной
включенностью
в
образовательный
процесс.
Развивается
система
сотрудничества и открытого диалога всех участников образовательных
отношений.
Для нас важен и внешний аудит нашей работы, который показал, что
развитие данной практики, которая является частью инклюзивной политики
и культуры школы высоко оценивается педагогическим сообществом.
В нашей школе уже стало традицией проводить инклюзивную неделю,
целью которой является формирование инклюзивной культуры в школьном
сообществе.
Открытие
инклюзивной
недели
началось
с
работы
дискуссионной площадки, на которой все участники образовательных
отношений
обсуждали
итоги
инклюзивного
мониторинга,
ежегодно
проводимого
Государственное
бюджетное
учреждение Новосибирской области
–
Центр
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
детям
"Областной
Центр Диагностики и Консультирования"
(ГБУ
НСО
"ОЦДК").
Этому
мероприятию предшествовала работа фокус групп: педагоги, родители,
обучающиеся. Итогами этих встреч стала резолюция, которая явилась
основой для формирования инклюзивного пространства школы.
Также,
в
рамках
инклюзивной
недели,
прошла
ученическая
конференция
для
обучающихся,
по
формированию
безопасного
и
толерантного поведения в ученическом сообществе. Открыла конференцию
заведующий отделом психолого
педагогической службы Гетман Н.В.,
обозначив
в
своем
выступлении
значение
безопасного
поведения
в
формировании личной успешности школьника. Специалисты проводят с
обучавшимися тренинг на правовую грамотность и умение выстраивать
психологическую стратегию личной успешности.
Инклюзивная неделя ознаменовалась еще одним очень важным
мероприятием – родительский практикоориентированный семинар «Работа
узких специалистов с обучающимися с ОВЗ с инклюзивном пространстве
школы». Мероприятие открывает директор школы, актуализируя стратегию
взаимодействия родителей и педагогов. Учителя
дефектологи продят с
родителей
мастер
класс,
направленный
на
повешение
родительской
компетенции.
Завершение
инклюзивной
недели
ознаменовалось
участием
специалистов отдела психолого-педагогической службы в выставке «Учебная
Сибирь
2024»,
где
представили
успешные
инклюзивные
практики,
реализуемые в нашей школе. Данный опыт нашел положительный отклик как
в профессиональном сообществе города и области, так и у родителей.
В перспективе планируется продолжает реализацию практики на
ступени основного и среднего общего образование,
Также
планируется
продолжать
работать
над
созданием
общего
информационного поля
с вовлечением детей, родителей и педагогов в
формирование инклюзивной политики, культуры и практики, на основе
диалога и с принятием школьным сообществом ценностей инклюзии,
пониманием
необходимости
поддержки
индивидуальности,
реализации
потребности в развитии каждого его участника и минимизацией изоляции.
Список источников
1.
Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в
работе
с
детьми,
имеющими
ограниченные
возможности
здоровья:
монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В.
Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и
др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2.
Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб.
пособие / под ред. И. А. Баевой, И. А. Волковой, Е. Б. Лактионовой. – М.,
2009. –247 с.
3.
Горбунова, Н. Е. Анализ риска возникновения буллинга в психолого-
педагогическом пространстве инклюзивной школы / Н. Е. Горбунова //
Педагогическое образование в Рос-сии. – 2015. – № 8. – С. 63-68.
4.
Миркес М. Чего ждут от летнего образования родители и дети / // Народное
образование. - 2007. - № 3.
5.
Нестерова А.А. Критерии оценки качества инклюзивного образования / А.А.
Нестерова // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной
культуры и практики: сб. матер. IV Межд. науч.-практ. конф. / гл. ред. С.В.
Алехина. М.: МГППУ, 2017. С. 38–41.