Автор: Хлонь Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Пыть-Ях
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Конспект открытого урока по математике"
Раздел: начальное образование
Урок математики.
Тема. Решение задач на движение.
Цели:
1. Развивать умения я решать задачи на встречное движение, геометрические задачи,
задачи на нахождение части от целого, и целого по известной части.
2. Отрабатывать вычислительные навыки.
3. Развивать логическое мышление.
Оборудование: Презентация, демонстрируемая с помощью мультемедиапроектора,
карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Чтоб водить корабли иди в небо взлететь,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом вы заметьте-ка
Очень важная наука арифметика.
Учитель.
Итак, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по великой стране – Математике.
Ребята, а вы сами-то любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю осуществить свою
мечту. Просторы нашей планеты Земля безграничны. При этом можно путешествовать и
по суше, и по морю. А в путешествиях, как вы знаете, всегда что-то бывает
захватывающим, интересным. Я вам предлагаю отправиться в путешествие по нашему
Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре. Ведь наш округ очень большой и по
своей площади он занимает десятое место среди всех 89 субъектов Российской
Федерации. Открываем тетради и записываем число и классная работа.
Минутка чистописания. (1930). Дайте характеристику этому числу. Это число является
годом образования нашего округа. Сколько же лет будет нашему округу в этом году (80
лет).
Ребята, а каким должен быть путешественник? (внимательным, все видеть и слышать,
запоминать. Эти качества нам понадобятся для того, чтобы мы развивали умения и
навыки в решении задач на встречное движение, геометрические задачи, задачи на
нахождение части от целого, и целого по известной части. При этом, конечно же, будем
отрабатывать вычислительные навыки и развивать логическое мышление.
Сейчас проверим ваше внимание.
Игра «Внимание». Смотрим в течении семи секунд на данные фигуры, запоминаем,
воспроизводим, все, что запомнили, в тетради. Проверяем. Молодцы!
А теперь проверим вашу готовность к путешествию. Задание для самых смелых. По
краткой записи составить и решить геометрические задачи.
Р = 538 дм,
а = 240 дм,
S - ?
Решение задачи: в = (Р - а×2) : 2 = (538 - 240×2) : 2 = (538 – 480) : 2 = 58 : 2 = 29 дм.
S = а × в = 240 × 29 = 6960 дм
2
S = 5460 м
2
а = 420 м
Р - ?
в = S : а = 5460 : 420 = 13 м.
Р = (а + в) × 2 = (420 + 13) × 2 = 433 × 2 = 866 м
Учитель. Ну а мы с вами одним росчерком пера решаем экспресс - задачи.
1. Вода занимает ¾ поверхности нашей планеты Земля – из космоса это предстает перед
взором в синем цвете. А сколько приходится на сушу? ( 1/4 часть). И надо заметить, что в
основном суша окрашена в зеленые цвета – это растения.
2. Пихта может прожить 400 лет, что составляет 1/3 часть продолжительности жизни ели.
Сколько лет может прожить ель? (400 : 1 × 3 = 1200 лет).
3. Рябина может прожить 2/30 части продолжительности жизни ели. Сколько лет может
прожить рябина? (1200 : 30 × 2 = 80 лет).
4. Итак, рябина может прожить 80 лет, что составляет 1/10 часть продолжительности
жизни кедра. Сколько лет живет кедр? (80 : 1 × 10 = 800 лет).
Кедр считают символом мудрости и долголетия.
Что вы можете сказать об этих деревьях? (Они растут в нашем округе и их нужно
оберегать, так как они дают нам кислород). Деревья – это лёгкие нашей планеты.
Проверка детей у доски. Молодцы, вы справились с заданиями, и теперь мы можем смело
начинать путешествие.
Первый пункт, в который мы отправимся – это столица нашего округа город Ханты-
Мансийск. А на чем можно добраться до Ханты-Мансийска? Автобусом. Итак, занимайте
места, давайте вспомним, какие правила мы должны соблюдать как пассажиры. Хорошо,
тогда в путь. А какое расстояние от города Пыть-Яха до Ханты-Мансийска вы узнаете,
когда составите и решите задачу по заданной схеме. (Как найти первоначальное
расстояние. При встречном движении первоначальное расстояние равно скорости
сближения умноженной на время до встречи: S = v × t. А как найти скорость сближения?
Чтобы найти скорость сближения, нужно к скорости первого автобуса прибавить скорость
второго: (65 + 70) × 2 = 270 км. Итак, расстояние, которое мы преодолели от Пыть-Яха до
Ханты-Мансийска, равно 270 километров. Город Ханты-Мансийск находится на семи
живописных холмах в 18 километрах от слияния двух великих сибирских рек: Оби и
Иртыша. В Ханты-Мансийске есть много достопримечательностей – это биатлонный
центр, дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева, скульптурная композиция
"Мамонты" которая была открыта в честь 425-летия столицы Югры, речной вокзал на
Оби. Я вам предлагаю прокатиться на теплоходе по Оби из Ханты-Мансийска в Сургут и
одновременно составить и решить следующую задачу по данной схеме. (Как узнать время,
через сколько теплоходы встретятся? Нужно расстояние разделить на скорость
сближения: t = S : (v
1
+
v
2
) = 180 : (25 + 20) = 180 : 45 = 4 часа).
Итак, мы в городе Сургуте. Это один из самых старых городов нашего округа. Ему
недавно исполнилось 416 лет. Это – промышленный, культурный центр, который
расположен на правом берегу Оби. Среди многочисленных достопримечательностей
Сургута следует отметить вантовый мост через реку Обь , уникальный археологический
памятник Барсова гора, и это достопримечательность не только округа, но и всей
Российской Федерации. В этом месте были обнаружены следы поселения древних людей
каменного века. Также интересная достопримечательность историко-культурный центр
«Старый Сургут», и множество учебных заведений города.
Ну что ж, в гостях хорошо, а дома лучше. Отправляемся из Сургута в наш город Пыть-Ях,
и будем добираться домой на поезде. Поэтому я предлагаю вам по предложенной схеме
составить и решить следующую задачу.
Как найти скорость первого поезда? Нужно расстояние разделить на время, и мы узнаем
общую скорость сближения двух поездов, а затем вычесть скорость второго поезда: 600 : 3
– 90 = 200 – 90 = 110 км/ч.
Мы в города Пыть-Яхе. Ну а достопримечательности нашего города вы можете сами
перечислить (первая нефтяная скважина, историко-этнографический музей под открытым
небом).
Поведем итоги нашего путешествия.
Работа в парах. По данным схемам подберите к ним подходящие выражения.
Проверка у доски.
Итог урока. Что нового вы узнали на уроке?