Напоминание

"Формирование креативного мышления на уроках русского языка"


Автор: Рубцова Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Чамзинская СШ имени И.А. Хуртина
Населённый пункт: село Чамзинка
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чамзинская средняя школа имени Героя Советского Союза И.А. Хуртина

Из опыта работы:

«Формированию креативного мышления

на уроках русского языка»

Автор-составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Рубцова Ольга Владимировна

2025 год

Сегодня я предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по

формированию креативного мышления на уроках русского языка.

Разнообразные задания творческого характера, которые развивали бы

ум, активизировали воображение и фантазию детей, можно использовать на

разных этапах урока, но уроки закрепления изученного способствуют этому в

большей степени.

Все упражнения для развития креативного мышления должны быть

направлены на то, чтобы ученик учился отбрасывать общепринятые понятия

и связи, а взамен строил нечто новое.

Одним из вариантов такой работы является составление загадок с

применением этимологических справок.

При

составлении

загадок

используется

метод

сравнения

и

сопоставления. Необходимо выделить существенные отличия предмета

(явления) от других предметов по цвету, форме, размеру, составу, запаху,

вкусу, звуковым особенностям.

Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у стрекозы

большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является

хищником). После знакомства с этимологией этого слова можно составить

загадку о стрекозе.

Стрекоза. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек-

характерного треска крыльев при полёте стрекозы. Стрекоза- «стрекотунья».

Выпишите все характерные особенности стрекозы в левый столбик. В

правый столбик выпишите названия предметов, которые похожи на стрекозу

или совершают сходные действия.

Какая? На кого похожа?

Что делает? Кто делает так же?

Большеглазая лягушка, рыба

Летает птица, жук

Стрекочет сверчок, сорока

Ловит насекомых дятел, ёжик

Между первым и вторым столбиком вставьте слова как, или а не, или

но не. Получим несколько загадок о стрекозе, из которых можно выбрать

лучшую:

Большеглазая, а не лягушка.

Летает, а не птица.

Стрекочет, а не сверчок.

Ловит насекомых, а не дятел.

Младшие школьники справятся с такими упражнениями, если слова

уже

однажды

были

проанализированы,

если

сложность

самих

слов

соответствует уровню развития данного класса.

Применение разнообразных упражнений обеспечивает многократное

повторение одних и тех же правил, что необходимо, если учащиеся

продолжают

ошибаться

в

изученных

словах.

Преимущество

такого

повторения состоит в том, что оно каждый раз вносит элементы нового в уже

известное и поэтому не может наскучить младшим школьникам.

Например, обучение с помощью изографов (само понятие было введено А.Ф.

Братченко

и

Л.Ф

Сербиной).

Оно

продумано

таким

образом,

что

обеспечивает

познавательный

интерес

и

устойчивость

произвольного

внимания, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе

выполнения задания.

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами,

различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на

предмет, в названии которого используются эти буквы.

Слово изограф в переводе с греческого означает – живописец.

Ученик должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из

них слово. Буквы в изографе имеют разную конфигурацию и размер,

расположены в разных направлениях.

План работы с изографами:

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в

нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

воробей ворона

Виды работ:

1.

Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

2.

Записывание слова в тетради.

3.

Называние букв и звуков слова.

4.

Определение гласных и согласных звуков.

5.

Деление слова на слоги.

6.

Составление предложения со словом.

Сложность заданий зависит от возраста детей и уровня их развития. Работа с

изографами способствует развитию мышления и воображения.

Приведу ещё несколько примеров упражнений для развития креативности,

которые я использую на уроках русского языка:

1.«Расскажи другими словами»

Серёжа сегодня хорошо подготовился к урокам. (Мой друг нынче

отлично выполнил задание).

Мы скоро пойдём гулять в парк. (Через некоторое время я и мои друзья

отправимся на экскурсию.)

Скоро мы будем отмечать праздник Нового года…

2.Выберите два слова, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего

общего и попытайтесь найти между ними какую-нибудь связь. Любым

способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную

историю, сюжет которой свяжет оба слова между собой.

Вопрос: Что общего между глазом и водопроводным краном? (ГЛАЗ-КРАН)

Оба слова из четырёх букв.

В обоих словах буква «а» третья по счёту.

При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана- глаз вымыть.

И то, и другое может блестеть.

Из них льётся вода.

Ремонт глаза стоит в несколько раз дороже, чем ремонт крана, а у

водопроводчика, который приходил чинить кран, был большой синяк под

глазом.

Литература

1.

Бурмако В. М. Русский язык в рисунках.// М. – 1991.- с.40 – 44.

2. Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. Изографы.//Ставропольсервисшкола.-

1998.

2. Козлова Л. В. Тематический орфографический учёт знаний и умений

учащихся.//Начальная школа. – 1996. - №7. с. 33 – 37.

3. Кохичко А. Н. Этимологический анализ как методический приём при

обучении орфографии.// Начальная школа.- 1998.- №1. – с. 55 – 60.

4. Мишина Т. И. Упражнения с выборочным ответом при повторении

орфографии.// - 1996. – №9. -с. 25 – 27.

5. Савинова С. В. Нестандартные уроки в начальной школе.// Волгоград. –

2001.



В раздел образования