Автор: Кривицкая Татьяна Александровна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ильинская СОШ"
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности при решении лингвистических задач
Раздел: начальное образование
Развитие логического мышления младших школьников во внеурочной
деятельности при решении лингвистических задач
Развитие логического мышления младших школьников во внеурочной
деятельности при решении лингвистических задач представляет собой важную
и актуальную тему, так как формирование логического мышления в этом
возрасте имеет решающее значение для общего когнитивного развития ребенка.
Во внеурочной деятельности учащиеся получают возможность не только
углубить свои знания по предмету, но и развивать навыки аналитического и
критического мышления, что является основой логического мышления [2, с.
126].
Лингвистические задачи, как правило, требуют от детей не только знания
языка,
но
и
умения
анализировать,
сопоставлять,
делать
выводы
и
формулировать свои мысли. Эти задачи могут включать в себя работу с
текстами, решение головоломок, создание собственных предложений и многое
другое. В процессе работы над такими задачами школьники учатся выявлять
закономерности,
проводить
лексический
и
грамматический
анализ,
что
помогает им более глубоко понять структуру языка.
Во внеурочной деятельности важным аспектом является групповая
работа, которая позволяет детям обмениваться мнениями, обсуждать различные
подходы к решению задач и учиться отстаивать свою точку зрения. Это создает
условия для формирования коммуникативных навыков и умения работать в
команде, что также способствует развитию логического мышления. Кроме того,
использование игровых методов и технологий в обучении делает процесс более
увлекательным и мотивирующим.
Игры, такие как кроссворды, ребусы и логические задачи, привлекают
внимание детей и способствуют более глубокому усвоению материала. Это
позволяет не только развивать логическое мышление, но и формировать
позитивное отношение к обучению в целом [3, с. 45].
Для того, чтобы решить какую – либо задачу на движение, ученику
следует представить себе путь, т. е. некое расстояние между двумя точками.
Для этого учитель использует наглядный материал, это может быть схема или
чертеж, а дети (поначалу) посредством практического перемещения разных
фигур приобретают представление о соотношении расстояния, скорости
движения и времени. И только потом решение таких задач уже может
выполняться в уме. «Мышление руками» остается «в резерве» даже у
подростков и взрослых, когда новую задачу они не могут решить сразу
словесным путем — в уме.
Большое значение практического действия в том, что ребенок, косвенно
влияет на вещи, раскрывает их свойства, выявляет признаки и, главное,
раскрывает прежде неизвестные ему до этого связи, существующие как между
вещами и явлениями, так и внутри каждого предмета и явления. Данные
скрытые связи становятся видимыми [5, с. 1009].
При обучении школьников приемам осознанного противопоставления
существенных и менее существенных признаков в предметах и явлениях,
следует выделить такие способы, как: учащийся обозначает и делит признаки
посредством сравнения и обобщения двух или более данных ему объектов,
делая упор на обобщение знания о данных объектах; сопоставляет усвоенное
понятие с заданным объектом.
Представленный ранее прием мыслительной деятельности в условиях
разделенной абстракции проявляет значительное влияние на общее развитие
учеников, на изменение структуры познавательной деятельности, на глубину и
надежность познаний. Овладев данным приемом в обучении, его можно
применить как теоретическим, так и практическим образом. Знания, которые
приобрели ученики не всегда означают продвижение в общем развитии.
Дети поначалу в начальной школе не умеют рационально работать с
учебником, у них плохо сформированы приемы мышления, поэтому у детей
начинаются перегрузки в процессе усвоения знаний. Использование приёмов
умственной
деятельности
дает
возможность
школьникам
осмысленно
подходить к решению новых задач, тем самым рационализируется вся учебная
деятельность детей. В теоретическом отношении, задача, которая была нами
2
поставлена вносит конкретный вклад в решение проблем о соотношении между
усвоением знаний и общим развитием младших школьников [4, с. 349].
Уже на первых порах обучения нужно начинать целенаправленную
деятельность
по
формированию
приемов
мышления
у
школьников
и
продолжать осуществлять ее на период всего обучения, постепенно усложняя
ее.
Под
воздействием
обучения
у
детей
формируются
два
основных
психологических новообразования — произвольность психических процессов и
внутренний план действий (их выполнение в уме). При решении учебной
задачи ребенку необходимо, например, направить и устойчиво сохранить свое
внимание, на материале, который возможно ему не так интересен, но в
будущем важен для него. Если говорить о возвратных особенностях и
возможностях детей младшего школьного возраста, при этом обращаясь к
исследованиям психологов, то мы видим, что к современному 7-10-летнему
ребенку неприменимы те мерки, которыми оценивалось мышление его в
прошлом [1, с. 35].
Его умственные возможности и способности становятся обширнее и
разнообразнее.
Посредством
целенаправленного
обучения,
осмысленной
организации деятельности можно достичь в начальных классах такого развития
детей, которое способствует овладению приемами логического мышления.
Таким образом, развитие логического мышления младших школьников во
внеурочной деятельности при решении лингвистических задач является важной
задачей педагогов. Эффективное использование различных методов и форм
работы позволяет создать условия для формирования у детей необходимых
навыков, которые будут полезны им как в учебной деятельности, так и в
повседневной жизни.
3
Литература
1.
Вторушина Л. В. Использование игровых технологий во внеурочной
деятельности
как
условие
развития
лингвистической
компетентности
младших
школьников
//
Научное
и
образовательное
пространство:
перспективы развития. – 2018. – С. 35-37.
2.
Горев П. М. Головоломки как средство обучения в математическом
образовании детей и подростков // Концепт. – 2018. – №. 10. – С. 126-141.
3.
Моисеева В. В. Развитие логического мышления младших школьников с
помощью сетевых образовательных технологий // ББК 72 Н111. – 2018. – С.
45.
4.
Руделева
О.
А.
Формирование
лексикографической
компетентности
младших школьников // Личностное и профессиональное развитие будущего
специалиста. – 2020. – С. 349-353.
5.
Турсунова
С.
Развитие
устной
речи
учащихся
младших
классов
национальных школ как лингвистическая и методическая проблема //
Евразийский журнал академических исследований. – 2022. – Т. 2. – №. 11. –
С. 1009-1022.
4