Автор: Сорокина Любовь Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Чамзинская СШ имени Героя Совветского Союза И. А. Хуртина
Населённый пункт: село Чамзинка Инзенский район Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"
Раздел: среднее образование
Тема занятия: Хлеб - всему голова
-Сегодня на занятии у нас состоится очень интересный и важный разговор. А о чем мы
будем говорить, рассуждать, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.
(Ответ: хлеб) (слайд 1)
Хлеб
Учитель: Сегодня у нас занятие, посвященное хлебу. Хлеб считался и считается самым
ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек,
океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом.
С. Погореловский
«Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле
У народа есть слова
Хлеб - всему голова»
-В народе издавна говорят «Хлеб – всему голова!2. А что это значит? Как вы думаете?
-Правильно, голова - значит главный.
Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле
испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим…
-Какие ещё пословицы вы знаете?
1. Хлеб - всей жизни голова
2. Плох обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
9. Доплясались, что без хлеба остались.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
Хлеб в пути не тягость.
• Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.
• Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
• Худ обед, коли, хлеба нет.
• Хлеб бросать чужой труд не уважать.
• Кто на ниве потеет, тот хлеб имеет.
• Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Много снегу - много хлеба.
-Давайте вспомним и расскажем по порядку о том, как хлеб на стол пришел.
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину
люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где
был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь
к нам на стол очень долог.
6. Инсценирование сказки «Легкий хлеб».
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и
начал хлеб жевать. Выходит из лесу голодный волк. Видит – под кустом косарь сидит и
ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
– Ты что ешь, человече?
– Хлеб, – отвечает косарь.
– А он вкусный?
– Да еще какой вкусный!
– Дай мне отведать.
– Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
– Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
– Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
– Прежде всего надо землю вспахать...
– Тогда и хлеб будет?
– Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...
– И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.
– Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...
– Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.
– Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет,
потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...
– Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
– Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать,
потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит,
тогда вези на ток...
– И буду хлеб есть?
– Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать,
мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...
– И все?
– Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую
печь садить.
– И спечется хлеб?
– Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.
Учитель: Какой вывод вы сделали, дети? Да, легкого хлеба не бывает...
-Хлеб выращивать люди научились давным-давно.Раньше в старину это было особенно
тяжело: Весной землю на поле распахать-пашню
приготовить,
зерно посеять.
А осенью – урожай собрать.
Колоски хлебные срезали серпом, потом в снопы вязали,
Колоски надо было обмолотить, чтобы зерно из колосков получить
да на мельницу его отвезти, в муку перемолоть.
А потом из муки тесто замесить
и в печь поставить.
А вот и хлеб на стол пришел!
Первыми помощниками человеку в этом нелегком труде были лошади, коровы, буйволы.
А теперь всю тяжелую работу на поле делают! Умные машины.
-Какие машины вы знаете?
(сеялка, борона, трактор, комбайн)
*элеватор (где хранится зерно)
* мукомольный завод (делает муку)
*хлебозавод (пекут хлеб)
* магазин (продают хлеб)
(закрепить путь хлеба)
-Вот такой путь у хлеба. Как много людей позаботилось о том, чтобы у нас с вами хлеб
всегда был на столе.
Физминутка
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает - вот как весело играет!
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов.
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай!
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница.
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
- Скажите, а почему хлеб бывает разным: белым или черным? (слайд 13) (ответы детей)
- Правильно, белый хлеб получается из пшеницы, он пшеничный, а черный - изо ржи –
ржаной.
Гербарий
Учитель. Растения, зерна которых годятся в пищу, называют словом «хлеба». Это
пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис. Основные наши кормильцы - пшеница,
рожь и ячмень. Они имеют и особое название - жито. Слово «жито» народ произвел от
слова «жить». Будет жито - и можно жить!
Известно, что из ржи получают черный хлеб, из пшеницы — белый.
Весной сеют хлеба, которые успевают вырасти и созреть за весну и лето. Называются
они яровые. Название произошло от слова «Ярило» {так славяне называли солнце). А в
конце лета - начале осени сеют хлеба, которым для роста и созревания нужен целый год.
(озимые)
Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды
хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и
т. д.)
Опыт:
-А еще, какое отличие? (по цвету и запаху, вкусу)
Определяют. Хлеб в мешочках.
Как много людей позаботилось о том, чтобы у нас с вами хлеб всегда был на столе.
Вот для этого и потрудились люди и умные машины.
-И даже природа помогает человеку.
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Учитель: Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли
дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ
– это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти
половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек
получает от хлеба.
В хлебе много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли,
витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500 г
хлеба, а при тяжелой работе 800 г. В хлебе до 7% белка, 45% углеводов, ежедневно
обеспечивающих человека 1000-1600 кКал энергии. Это значит, что почти половину
энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от
хлеба.
-А как мы с вами можем поучаствовать в этом добром деле?
-Правильно, мы будем бережно относиться к хлебу, беречь его. А что это значит? (ответы
детей)
--Что можно приготовить из хлеба, который не доели? (ответы)
Слава хлебу!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в
Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь
одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся
люди 120 профессий.
На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим
преступлением бросить даже его маленький кусочек .Не бросайте хлеб, обращайтесь с
ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за
год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей
стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350
колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря
трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям
города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было
совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую
шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-
таки он помог ленинградцам выстоять. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни.
Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском
кладбище — тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут.
На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б
я могла дать его тебе тогда...»
Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают,
пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой.
Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете
голодают 925 миллионов человек!
Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На
гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа
композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам
голодных блокадников.
Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.
«Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь».
И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого
употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть
добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из
нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба
золота не заменит крошку хлеба».
Из истории хлеба
1-й ученик: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Давным-
давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней
и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди
научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В
древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
Викторина по сказкам.
• По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен. («Колобок», русская народная сказка)
• Печка, матушка, спрячь меня!
Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.
Гуси пролетели мимо. («Гуси-лебеди», русская народная сказка)
• Положила царевича спать, а сама обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою,
вышла на крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки собирайтесь,
снаряжайтесь! Приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я у родного моего
батюшки». («Царевна-лягушка», русская народная сказка)
• Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, устал и решил
отдохнуть. Сяду на пенек, съем пирожок. («Маша и медведь», русская народная сказка)
• Братья сели пшеницу, да возили в град-столицу.
Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)
• – Жили были два мышонка Круть и Верть. Да петушок Голосистое горлышко. Вот
однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. («Колосок»,
Украинская народная сказка)
• «Сходи-ка ты к бабушке, снеси ей этот пирожок и горшочек маслица.» (Шарль Перро
«Красная шапочка»)
• «Откуда же это в лесу взялся хлеб? Зиночка осторожно попробовала и начала есть.
Съела весь черный хлеб дочиста и хвалит. Лисичкин хлеб куда лучше нашего. («Лисичкин
хлеб» М.М. Пришвин)
• Спасибо, что ты мне пирожок принесла. Давным-давно уж я ничего горяченького не ел.
Прикрыл я молодую зелень снежною периной. Придет весна – снежная перина растает,
травка заколосится. А там и зерно выглянет. А зерно крестьянин заберет, да на мельницу
отвезет. Мельник зерно смелет, и мука будет. А из муки ты, рукодельница, хлеб
испечешь. (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»)
1) Из одного зернышка получается около 20 мг муки. Это значит, что для выпечки одного
батона требуется мука от помола 10000 зёрен!(!)
2) В каждой школе нашей страны ежедневно выбрасывается 20-25 кг хлеба. Это цена
недоеденных кусков. Каждый школьник должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в
столовой – съешь его! Не хочешь есть?! Не бери!!!
3) Ребята одного посёлка провели подсчет: если каждый человек недоест и выбросит 50 г
хлеба за один день, это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся
выброшенными. Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Учитель: А знаете ли вы как сохранить хлеб свежим как можно дольше? Черный и белый
хлеб нужно хранить отдельно. Так он дольше не черствеет и не плесневеет.
Для того, чтобы «освежить» зачерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть
влажной тканью и на 2-3 мин., затем поместить в разогретую духовку. Из черствого хлеба
можно приготовить сухарики, гренки.
2-й ученик:
У народа есть слова,
Хлеб – всей жизни голова,
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Итог.
– Какие чувства вы испытали во время занятия?
– Изменилось ли ваше отношение к хлебу?
Тема хлеба неисчерпаема. Она не ограничивается только внеклассным занятием. Мы уже
касались этой темы на уроках чтения, русского языка, и она еще не раз встретиться нам
как в школе, так и в жизни.
Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь
одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся
люди 120 профессий.
Учитель: Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли
дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ
– это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти
половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек
получает от хлеба.
Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот,
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим
преступлением бросить даже его маленький кусочек .Не бросайте хлеб, обращайтесь с
ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за
год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей
стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350
колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря
трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.
Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней...
Снарядов свист... Воздушные тревоги...
Мела метель колючая, мела...
За нею голод шел в дома по следу...
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твердая в победу!
Слайд
Звуки бомбардировки.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям
города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было
совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую
шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-
таки он помог ленинградцам выстоять. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни.
Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском
кладбище — тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут.
На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б
я могла дать его тебе тогда...»
Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают,
пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой.
Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете
голодают 925 миллионов человек!
Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На
гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа
композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам
голодных блокадников.
Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье.
«Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь».
И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого
употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть
добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из
нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба
золота не заменит крошку хлеба».
Учитель: Мы встречаемся с ним каждый день, без него не обходится ни скромный
завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до
глубокой старости – добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой
люди на всех языках.
Кто же этот наш добрый друг, о котором сегодня пойдет речь? (ответы детей) Хлеб
всегда считается символом благополучия и достатка, этот продукт питания – самое
надежное средство защиты людей от голода.
Из истории хлеба
1-й ученик: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Давным-
давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней
и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди
научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В
древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
Учитель: Объясните, как вы понимаете значение этих пословиц? Хлеб... Наскучит ли он?
Никогда! Без него обойтись и не пробуй, без него человеку – беда. В хлебе много
питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.
Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день около 500 г хлеба, а
при тяжелой работе 800 г. В хлебе до 7% белка, 45% углеводов, ежедневно
обеспечивающих человека 1000-1600 кКал энергии. Это значит, что почти половину
энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от
хлеба.
1) Из одного зернышка получается около 20 мг муки. Это значит, что для выпечки одного
батона требуется мука от помола 10000 зёрен!(!)
2) В каждой школе нашей страны ежедневно выбрасывается 20-25 кг хлеба. Это цена
недоеденных кусков. Каждый школьник должен твердо усвоить: взял кусок хлеба в
столовой – съешь его! Не хочешь есть?! Не бери!!!
3) Ребята одного посёлка провели подсчет: если каждый человек недоест и выбросит 50 г
хлеба за один день, это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся
выброшенными. Хлеб – драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
Учитель: А знаете ли вы как сохранить хлеб свежим как можно дольше? Черный и белый
хлеб нужно хранить отдельно. Так он дольше не черствеет и не плесневеет.
Для того, чтобы «освежить» зачерствевший хлеб, нужно сбрызнуть его водой или укрыть
влажной тканью и на 2-3 мин., затем поместить в разогретую духовку. Из черствого хлеба
можно приготовить сухарики, гренки.
– Какие чувства вы испытали во время занятия?
– Изменилось ли ваше отношение к хлебу?
Тема хлеба неисчерпаема. Она не ограничивается только внеклассным занятием. Мы уже
касались этой темы на уроках чтения, русского языка, и она еще не раз встретиться нам
как в школе, так и в жизни.
-Ребята, а вы знаете о том, что хлеб может портиться? На н м начинают расти
мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Вместе с воспитателем дети составляют
алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия : в т плое место, в полиэтиленовом
пакете; в холодное место; в т плое сухое место без полиэтиленового пакета. Наблюдения
проводятся в течении нескольких дней: дети рассматриваю результаты через лупу и дают
свои комментарии.
РЕЗУЛЬТАТ: Во влажных тёплых условиях появляется плесень, в сухих или холодных
плесени нет.
ВЫВОД: Для роста плесени необходимы влажность и тепло.