Автор: Волгина Наталья Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Чамзинская СШ имени И.А. Хуртина
Населённый пункт: Село Чамзинка Ульяновской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Как помочь ученикам полюбить уроки истории?"
Раздел: среднее образование
Как учителю помочь ученикам полюбить уроки истории.
История- это фонарь в будущее,
который светит нам
из прошлого
В. О. Ключевский.
Многие учителя сталкиваются с такой распространённой проблемой, как
нелюбовь учеников к своему предмету. Однажды, только начав работать
учителем, я стала свидетельницей разговора, что история – это сплошные
даты и войны, неинтересно и скучно. С одной стороны, это, конечно, было
обидно, а с другой стороны заставило задуматься.
В своей статье я хотела бы рассмотреть приёмы и методы, которые, как я
надеюсь, помогут привить ученикам эту самую любовь к истории.
Но сначала поговорим о трудностях преподавания истории в 5- 7 классах:
1.
Фрагментарность материала: в 6 классе на изучение истории
Средних веков даётся очень мало часов, например, на изучение тем
«Столетняя война» и «Католическая церковь в Средние века»
выделяется всего по 1 часу, а материал крайне сложный и объёмный. В
7 классе с подобной проблемой учитель сталкивается при изучении
темы «Смутное время».
2.
Очень большое количество фактов и дат (дети часто не любят
предмет историю именно из-за обилия дат).
3.
Отсутствует связь рассказанных учителем или прочитанных
самостоятельно исторических материалов с современными
событиями.
4.
Сложность в подаче материала: речь или рассказ учителя изобилует
сложными формулировками, заученными фразами, речь тусклая и
неяркая.
5.
Методы подачи информации: учителем используется только пересказ
учебника.
Какие же приёмы и методы могут повысить интерес к изучению истории?
1.
Приём словесного рисования.
2.
Приём «Воображаемая экскурсия»
3.
Метод использования видеофрагментов.
4.
Игровой метод «Верители вы, что…?»
5.
Метод практического знания.
Сначала я хотела бы остановиться на одном из старых приёмов, который
начали использовать учителя истории ещё очень давно.
Это приём словесного рисования:
В начале изучения истории в 5 классе это беспроигрышный вариант,
оживляющий изложение материала. Например, на уроке истории в 5
классе по теме «В афинских школах и гимнасиях» оживит урок чтение
письма - жалобы на нерадивого ученика от лица его матери.
Этот же приём будет своевременен при изучении темы «Ассирийская
держава»: учителем или заранее подготовленным учеником зачитывается
«Летопись ассирийского царя», которая даёт много информации о
характере власти в Ассирии.
В 5-6 классах дети с большим интересом и охотой сочиняют рассказы от
первого лица- участника какого- либо события:
«Я- член первобытнообщинного племени»
«Я- писец»
«Я- фараон»
«Я- рыцарь»
«Я- участник Крестовых походов».
При изложении тем на уроках рядом достоинств обладает приём
«Воображаемая экскурсия». К месту этот приём может быть
использован при изучении тем:
В 5 классе:
«Государство на берегах Нила», «В городе богини Афины», «В
Александрии Египетской».
В 6 классе:
« В рыцарском замке», «Средневековый город» , « Жилища древних
славян», «Первые православные храмы и монастыри», «Реконструкция
Куликовской битвы».
В 7 классе:
«Английские колонии в Северной Америке».
«В палатах Ивана Грозного.»
Материал экскурсии может быть подан в виде скачанного видеофрагмента
или заранее подготовленной презентации.
На методе использования в подаче исторического материала
презентаций, видеофрагментов из документальных, художественных
и мультипликационных фильмов хочется остановиться подробнее.
Я на своих уроках часто использую этот метод.
Например, при изучении темы «Религия древних египтян» можно
использовать небольшие фрагменты из фильма «Боги Египта» (США,
2016 год.).
Большим подспорьем являются обучающие мультфильмы серии «Повесть
временных лет», развивающие мультфильмы серии «всемирная история»,
а также не совсем обучающие, но достаточно информативные «Князь
Владимир» (2004 год),о князе- крестителе Руси, «Крепость: щитом и
мечом» (2015 год), об осаде Смоленска в Смутное время и другие.
В 6-7 классах на уроках истории можно использовать фрагменты
следующих исторических фильмов:
1.
«Иван Грозный» (1944 год).
2.
«Александр Невский» (1938 год).
3.
« Ярослав Мудрый» (1981 год)
4.
«Легенда о княгине Ольге» (1984 год).
С интересом дети смотрят фрагменты фильмов о Иване Грозном и
Александре Невском, потому что некоторые даже не знают, что фильмы
раньше снимали чёрно- белые, а не цветные.
Слишком показами фильмов увлекаться также не стоит, так как это также
может притуплять внимание.
На уроках истории может заинтересовать учащихся игровой момент «Верите
ли вы, что…?».
Вот какие вопросы можно предложить детям в начале изучения темы
«Смутное время.» (7 класс).
1.
Дважды царём был объявлен человек, до этого уже признанный
умершим.
2.
Русские бояре сами впустили врагов в Москву.
3.
Царём после Смутного времени избрали 16 летнего юношу.
4.
Династия, утвердившаяся на российском престоле после окончания
Смутного времени, правила недолго.
5.
Осада Смоленска поляками длилась более двух лет.
А с этих вопросов можно начать при изучении темы «В афинских школах и
гимнасиях»:
1.
Педагогом называли учителя в афинской школе?
2.
Для дисциплины в классе сидел человек с палкой или плёткой?
3.
В палестре дети посещали многие спортивные занятия, не было только
занятий по управлению колесницей?
4.
Взрослые греки нигде не учились?
5.
В афинских школах не использовались для обучения книги?
6.
Греческие мальчики и девочки учились вместе?
И подведу итог. Я данные приёмы и методы использую достаточно
давно и вижу, что это помогает детям полюбить мой предмет.