Напоминание

"Д.Д.Шостакович - гений XX века"


Автор: Юлия Александровна Пенькова
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: педагог дополнительного образования
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: методический материал
Тема: "Д.Д.Шостакович - гений XX века"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Д.Д.Шостакович -

гений ХХ века»

Видео 1 (Празднич. Увертюра)

Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как

Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке, необычайно

одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в

адрес Дмитрия Дмитриевича. Дмитрий Шостакович являлся не

только композитором, но и пианистом, педагогом и общественным

деятелем. Носил звание Народного артиста СССР, награжден

многочисленными премиями СССР И РСФСР.

Композитор-классик XX века, обладатель универсального

дарования. Нет ни одного музыкального жанра, где он не оставил

бы свой след, но главной точкой приложения творческих сил

являлась симфония.

Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-

Петербурге. Его отец – Дмитрий Болеславович, инженер-химик,

страстно любил музыку. Мама - Софья Васильевна, окончила

консерваторию по классу пианино, давала уроки игры на

фортепиано для начинающих.

В доме Шостаковичей

часто звучала музыка,

устраивались

импровизированные

концерты. Маленькому

Мите (как его называли

дома) нравилось как

играет на фортепиано

его мама Софья Васильевна, ставшая впоследствии его первой

учительницей музыки.

Митя обучался в частной музыкальной школе у известного

педагога Игнатия Гляссера. Там Шостакович достиг определенных

успехов в исполнительстве, но педагог не разделял интерес ученика

к композиции, поэтому в 1918 году музыкант покинул школу.

Первой завершенной пьесой Шостаковича можно считать

«Траурный марш памяти жертв революции».

Летом 1919 года тринадцатилетнего Дмитрия Шостаковича

прослушал выдающийся композитор, директор и профессор

Петроградской консерватории Александр Константинович

Глазунов и посоветовал в серьез заняться музыкой, считая, что в

этом его призвание. В том же году юный музыкант поступил в

консерваторию и написал первое крупное оркестровое сочинение –

Скерцо фа-диез минор. Через год были созданы Три

фантастических танца для фортепиано и «Две басни Крылова» для

голоса и фортепиано.

Видео 2 (Три фантастических танца)

В консерватории Шостакович учился прилежно и с особым

рвением, несмотря на трудности того времени: революцию,

гражданскую войну, разруху, голод. Зимой в консерватории не

было отопления, в городе плохо ходил транспорт, поэтому многие

ученики бросали музыку и пропускали занятия. Дмитрий

Шостакович продолжал обучение, а по вечерам посещал концерты

Петроградской филармонии, которая впоследствии стала носить его

имя.

Трудная жизнь в условиях полуголодного существования

(консерваторский паек был очень мал) привела к сильному

истощению. В 1922 году умер отец, и семья осталась без средств.

Через несколько месяцев Дмитрий Шостакович перенес сложную

операцию, едва не стоившую ему жизни. Несмотря на

пошатнувшееся здоровье, он активно искал работу и устроился

тапером в кинотеатр. Кино тогда было немым, а пианисты

озвучивали фильмы, сочиняя и импровизируя.

В 1923 году Дмитрий Шостакович окончил консерваторию по

классу фортепиано, в 1925 – по классу композиции. Его дипломной

работой стала Симфония № 1, премьера которой состоялась 12 мая

1926 года. Впоследствии этот день композитор будет праздновать

как свой день рождения. По традиции, восходящей к Рубинштейну,

Рахманинову и Прокофьеву, он собирался продолжить карьеру и

как концертирующий пианист, и как композитор. Например, в 1927

году на Первом Международном конкурсе пианистов имени

Шопена в Варшаве исполнил сонату собственного сочинения и

получил почетный диплом.

Необычный талант Шостаковича еще раньше, во время гастролей

по СССР, заметил немецкий дирижер Бруно Вальтер. Услышав

Симфонию №1, он попросил молодого композитора прислать

партитуру в Берлин. Вслед за Вальтером эту симфонию исполняли

в Европе и США, тем самым сделав Шостаковича знаменитым.

Видео 3 (Симфония № 1).

Уже в раннем творчестве ощутимы два свойства музыки

Шостаковича. Одно из них выразилось в становлении нового

инструментального стиля –легкого и непринужденного состязания

концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом

стремлении придать музыке высшую осмысленность. Евгений

Мравинский, известный дирижер, говорил о музыке Шостаковича:

гражданственность – главная тема Дмитрия Дмитриевича.

Являются ли его героем народ -да! Боль о народе и забота о человек

Как говорилось,

молодой

композитор много

и упорно работал

в кино – сначала

как тапер при

демонстрации

немых фильмов,

затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня

из кинофильма «Встречный» 1932 года обрела всенародную

популярность.

Видео 4 «Песня о встречном» («Нас утро встречает прохладой»),

стихи Бориса Корнилова.

Работа в кино продолжилась после Великой Отечественной

войны. Широкую популярность обрела музыка Шостаковича к

кинофильму «Овод», а также экранизациям трагедий Шекспира

«Гамлет» и «Король Лир».

Видео 5 (Романс из кинофильма «Овод»)

Одно из самых известных произведений Шостаковича –

Симфония № 7 «Ленинградская» – создавалась в первые месяцы

войны в блокадном Ленинграде. Дмитрий Шостакович всегда был

очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил

начало сложного исторического события. Так еще в 1935 году

композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья. Стоит

отметить, что данный жанр представляет собой траурное шествие,

распространенное на территории Испании. По замыслу сочинение

должно было повторить принцип варьирования,

используемый Морисом Равелем в «Болеро». Наброски даже были

показаны студентам консерватории, в которой преподавал

гениальный музыкант. Тема пассакальи была достаточно простой,

но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку.

Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что

демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен

работой над произведением и отложил его.

Война пробудила в Шостаковиче желание закончить

произведение и привести его к торжествующему и победному

финалу. Композитор решил использовать ранее

начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом,

который строился на вариациях, и заменял разработку.

Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда

композитор начал работу над средними частями, которые были

закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением: «Я

писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог

поступить по- другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная

война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны,

которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В

первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в

консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся

бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался

от сочинения только, когда дежурил или при возникновении

воздушных тревог.

Видео 6

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была

являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу,

война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его

мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович

очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем

думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на

героический финал произведения, но, тем не менее, композитор

собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном

духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение

было полностью сочинено.

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной

1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд. Примечательно,

что на исполнение в небольшой город приехали корреспонденты из

разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая,

сразу из несколько стран захотели исполнить симфонию в

известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об

отправке партитуры.

Видео 7

Видео 8 (Симфония 7)

Из статьи газеты «Известия» стало понятно чего хочет

Шостакович больше всего: «Моя мечта, чтобы Седьмая

симфония в недалеком будущем была исполнена в Ленинграде, в

родном моем городе, который вдохновил меня на ее создание».

Его мечта сбылась 9 августа 1942 года. В день, который

немецкое командование объявило датой вступления в

Ленинград. Симфонию исполнил Большой симфонический

оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением

Карла Элиасберга. Симфония звучала во всём городе.

Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как

трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители.

Немцы были в изумлении – это был настоящий подвиг,

показывающий силу Советского народа. Многие не скрывали слез

от чувства гордости за свою страну!

«Произошло небывалое, не значащееся ни в истории войн, ни в

истории искусства, – “дуэт” симфонического оркестра и

артиллерийской симфонии. Грозные контрбатарейные орудия

прикрывали собой не менее грозное оружие – музыку

Шостаковича. Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но

зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов

потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина

звуков, доказав, что дух – первичен. Это были первые залпы по

Рейхстагу!»

Е. Линд, создатель музея Седьмой симфонии,

о дне блокадной премьеры

Ленинградская поэтесса Гаянэ Элоян посвятила свое

стихотворение композитору и его произведению:

Врага как надо было ненавидеть,

Как надо было родину любить,

Чтоб каждый день в глаза заглядывая смерти,

Симфонию бессмертную творить.

В ней всё: обида, боль, непониманье,

Что поначалу пережили все,-

Переплавлялось в сердце и бурлило,

Рождая ненависть к врагу, любовь к стране.

И изумив весь мир своею стойкостью,

Провозгласив врагу свой приговор,

Симфония вела людей в бессмертие -

Сама бессмертной став с тех давних пор.

И всё сбылось, о чем сказала музыка:

Была и боль, и слёзы от потерь,

Была и радость на слезах настояна,

Когда пришел победы светлый день!

Премьеру симфонии транслировали все радиостанции США,

Канады, Латинской Америки – ее слушало около 20 млн. человек.

Более 60 раз прозвучала эта симфония на Американском

континенте в течение лишь нескольких месяцев 1042 года! В 1943

году Шостакович вернулся из эвакуации и поселился в Москве.

Отныне он навсегда связал себя с этим городом. Здесь он работает

над Восьмой симфонией.

В 1943 году композитор переехал в Москву, совмещая

преподавание в Московской и Ленинградской консерваториях.

Среди его учеников такие композиторы, как Георгий Свиридов,

Борис Тищенко, Александр Мнацаканян, Карен Хачатурян, Борис

Чайковский, Вадим Биберган и другие композиторы.

Шостакович - автор 15 симфоний, опер: «Нос», «Леди Макбет

Мценского уезда», «Катерина Исмаилова» и др.., балетов: «Золотой

век», «Болт», «Прозрачный Ручей»…

Им написаны: 15 струнных квартетов, цикл 24 прелюдии и фуги,

оратории, кантаты, концерты и сонаты для разных инструментов,

музыка к 35 кинофильмам, романсы и песни для голоса с

оркестром..

Видео 9 (Вальс №2)

Дмитрий Дмитриевич написал ряд произведений для детей и

юношества. Среди них циклы: музыка к мультфильму «Сказка о

глупом мышонке», «Детская тетрадь», «Танцы кукол».

Видео 10 (Танцы кукол. Вальс)

Высокий уровень композиторской техники; способность

создавать яркие выразительные темы и мелодии; мастерское

владение полифонией в сочетании с личной эмоциональностью и

колоссальной трудоспособностью делали его произведения яркими,

самобытными, обладающими высокой художественной ценностью.

В самом начале творческой деятельности молодой Шостакович

сказал: «Я буду работать, не покладая сил в области музыки,

которой я отдам всю свою жизнь». Свое обещание он выполнил.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович является одним из самых

исполняемых в мире композиторов.

Видео 11

Видео 12



В раздел образования