Автор: Нечипоренко Вера Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Имбинская СОШ"
Населённый пункт: п. Имбинский, Красноярский край
Наименование материала: Технологическая карта урока математики по формированию функциональной грамотности
Тема: "Юные знатоки жизненных ситуаций"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
урока по математике по формированию функциональной грамотности.
Учитель математики Нечипоренко Вера Евгеньевна
Класс: 7-8
Тема урока: «Юные знатоки жизненных ситуаций»
Технологии:
системно
-
деятельностная,
личностно-ориентированная,
в
том
числе
технология
учебно-группового
сотрудничества.
Цель:
расширить творческие знания по предмету, научиться применять изученные знания в решении практико-
ориентированных жизненных задачах, повысить уровень математической и читательской грамотности через формирование
умений работы с математическим текстом; исследование текста, нахождения информации из разных источников.
Задачи:
Развить творческие способности, которые показывали бы учащимся их социальную значимость в обществе.
Образовательная: научиться применять полученные знания по предмету в жизненных ситуациях.
Развивающие: развивать познавательную и творческую деятельность учащихся, грамотную речь, умения анализировать,
систематизировать, интерпретировать полученные результаты, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Воспитательные: интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать
ответственность и умение сотрудничать в группе, свободно высказывать свою точку зрения, аргументируя её предметными
понятиями, добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи.
Планируемые результаты:
Личностные:
- выработать устойчивый познавательный интерес;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
- ответственное отношение к учению;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- имеют целостное мировоззрение, умеют контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,
выстраивать аргументацию;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
-обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения, проявлять творчество при
выполнении задания.
Метапредметные:
- развивать логическое мышление;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение,
как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владеть устной и письменной речью;
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями.
Регулятивные УУД:
- умеют самостоятельно ставить цели, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его
результата;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.обеспечить условия для развития
навыков соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы
действий, контролировать выполнение результата.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства и аргументировать свою позицию;
- умение планировать совместную деятельность в группе;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- владение устной и письменной речью в процессе работы в группе.
- обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в паре, внимательно слушать
и слышать партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Познавательные УУД:
- уметь осуществлять поиск необходимой информации, ориентироваться в своей системе знаний;
- анализировать и осмысливать задания;
- извлекать информацию в соответствии с целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать,
обобщать информацию.
Оборудование и материалы: плакат «Зарядное устройство», эмблемы-бейджики, ноутбук, проектор, презентация, раздаточный
материал.
Ход урока.
№ Этап урока
Задача,
которая
должна быть
решена (в
рамках
достижения
планируемых
результатов)
Содержание
учебного
материала
Форма
организац
ии
деятельно
сти
учащихся
Действия учителя
по организации
деятельности
учащихся
Действия
учащихся
Результат
взаимодейств
ия учителя и
учащихся по
достижению
планируемых
результатов
урока
Диагност
ика
достижен
ия
планируе
мых
результат
ов урока
Формирование
УУД
1
Мотиваци
я к
учебной
деятельно
сти,
организац
ионный
момент
Создать
положительн
ый
эмоциональн
ый настрой у
учеников,
Включить
учащихся в
деятельность
за счёт
мотивационно
го настроя.
Плакат
«Зарядное
устройство».
Цветные
эмблемы-
бейджики: совы
(2 цвета: синие
и красные, по
количеству
групп)
Фронталь
ная
Проверяет
готовность к
уроку.
Просит изучить
инструкцию
«Зарядное
устройство».
Формирует
группы учащихся
(группы
формируются
учителем по
дифференцирован
ному принципу (в
каждой группе
сильные, средние
и слабые ученики)
Выполняют
задания к
инструкции.
Прикрепляют
эмблемы.
Рассаживаются
по
группам
и
выбирают
спикера.
Демонстриру
ют
готовность к
учебной
деятельности,
положительн
ая
эмоциональна
я
настроенност
ь
Наблюде
ние
Р:
прогнозирован
ие своей
деятельности;
К, Л: умение
слушать и
вступать в
диалог
2
Актуализа
ция
знаний
Создать
ситуацию
успеха через
выявление и
Вопросы:
- Что такое
масштаб?
- Как вычислить
Групповая
Организует
повторение
изученного
материала через
Отвечают на
вопросы,
повторяя
материал.
Вступают в
диалог с
учителем,
повторяют
Самоконт
роль
П:
формирование
мыслительных
операций:
определение
уровня
сформированн
ости
имеющихся
знаний и
умений
цену деления?
- Как вычислить
объем
жидкости?
- Как найти
площадь круга?
опрос.
- Давайте,
вспомним
некоторые
определения и
формулы, которые
нам помогут при
решении заданий,
связанные с
жизненными
ситуациями.
- Что такое
масштаб?
- Как вычислить
цену деления?
- Как вычислить
объем жидкости?
- Как найти
площадь круга?
Вспоминают
определения и
формулы.
изученный
материал,
Включаются
в работу.
анализ,
сравнение,
обобщение;
Р: контроль
полученного
результата
К: умение
выражать свои
мысли с
достаточной
полнотой и
точностью;
умение
слушать и
понимать речь
других
3
Постановк
а учебной
задачи
урока
Создать
проблемную
ситуацию
- Как эти
предметы
связаны с
темой нашего
урока?
Прием
«Волшебный
рюкзачок»
Демонстрирует
предметы,
находящиеся на
столе, которые
помогут в
походе.
Фронталь
ная
Организация
диалога
Прием
«Волшебный
рюкзачок»
Демонстрирует
предметы,
находящиеся
на
столе.
Различные
предметы в
каждом кабинете:
- Как эти
предметы связаны
с темой нашего
урока?
Воспринимают
словесную
информацию,
активно
участвуют в
диалоге с
учителем,
формулируют
учебную
задачу.
С помощью
учителя
ставят цель у
рока и задачи,
составляют и
прого-
варивают
план дос-
тижения
цели,
определяют
средства,
ресурсы
Фронталь
ный
опрос
П: поиск и
выделение
необходимой
информации.
Р: постановка
цели учебной
задачи.
К, Л: умение
слушать и
вступать в
диалог.
4
Составлен
ие плана
Определить и
показать
Инструкция
прохождения
Групповая
Объяснение
этапов
Воспринимают
словесную
Формируют в
командах
Наблюде
ние
Р: учатся
работать по
этапы
прохождения
«кабинетов».
Выполнить
задания в
каждом
«кабинете» и
выбрать 1
предмет
этапов
прохождения
«кабинетов».
- Для того, чтобы
отправиться в
поход вам
необходимо
выполнить
задания в каждом
кабинете. После
этого, нужно
выбрать 1
предмет, который
пригодиться.
информацию,
решают
учебную
задачу.
план
действий
предложенном
у плану
К: умение
слушать и
понимать речь
других
Л: умение
осознавать
ответственнос
ть за общее
дело
5
Физкульт
минутка
Снять
физическое и
психологичес
кое
напряжение
Видеоролик
Групповая
Предлагает
обучающимся
выполнить
упражнения
вместе с героем
Выполняют
движения
согласно
образцу
Повторяют
движения,
снимают
психологичес
кое
напряжение
Наблюде
ние
эмоциона
льного
отношен
ия
Р:
осуществляют
пошаговый
контроль
своих
действий,
ориентируясь
на показ
движений в
видеоролике
К:
сотрудничеств
о в
выполнении
упражнений
6
Реализаци
я и
самостоят
ельная
работа
Решить
задания по
«кабинетам».
Каждая
команда
выбирает себе
в рюкзак
предмет,
который
Кабинет
«Биология»
(приложение 1)
1 задание -
(«Синие
совята»)
Решение задач,
которые
помогут
Групповая
В каждом
кабинете учитель
заслушивает
решение заданий
учащимися.
Кабинет
«Биология»
- Решите задачи,
которые помогут
Решают задачи
известным
способом.
Работают в
группе.
Фронтально
работают с
учителем.
Рассказывают
Делают
устный
анализ.
Представляю
т решение
задачи,
озвучивают
ответ.
Задания
на
самоконт
роль
Р:
проговаривани
е
последователь
ности
действий на
уроке;
П: умение
находить и
пригодится в
походных
условиях (из
нескольких
предметов
можно
выбрать
только один
)
сохранить
здоровье
Кабинет
«Математика»
1 задание-
(«Красные
совята»)
Решите задачу
«Билет в
кукольный
театр»
Кабинет
«География»
2 задание -
(«Синие
совята»)
Решите задачу
«Железнодорож
ная магистраль»
Кабинет
«Информатики»
2 Задание-
(«Красные
совята»)
Расшифровка
слов, используя
кодовые
таблицы.
Нахождение
значений
данных слов,
используя
словари.
сохранить вам
здоровье.
Кабинет
«Математика»
- Решите задачу
«Билет в
кукольный театр»
Кабинет
«География»
- Решите задачу
«Железнодорожна
я магистраль»
Кабинет
«Информатики»
- Расшифруйте
слова, используя
кодовые таблицы
и запишите, что
получилось.
Найдите значения
данных слов,
пользуясь
словарями.
Кабинет
«Физики»
Задача.
Определить и
записать сколько
мл. вмещается в
каждый сосуд и
затем вычислить
объем всей
жидкости.
решение
заданий в
каждом
«кабинете» и
выбирают
нужный
предмет,
который будет
им необходим в
походе
выделять
необходимую
информацию;
Умение делать
выводы,
предположени
я и
обосновывать
их;
К: умение
выражать свои
мысли с
достаточной
полнотой и
точностью;
умение
слушать и
понимать речь
других;
учитывать
разные
мнения;
Л: умение
осознавать
ответственнос
ть за общее
дело; умение
следовать в
поведении
моральным
нормам и
этическим
требованиям.
Кабинет
«Физики»
3 задание -
(«Синие
совята»)
Задача.
Определить и
записать
сколько мл.
вмещается в
каждый сосуд и
затем вычислить
объем всей
жидкости
Кабинет
«Технологии»
3 задание-
(«Красные
совята»)
Решите задачу
про блины
Кабинет
«Технологии»
- Решите задачу
про блины
7
Рефлексия
Подведени
е итогов
урока
Прием
«Одним
словом».
Слова на слайде.
Раздражение
Злость
Радость
Равнодушие
Удовлетворение
Вдохновение
Скука
Тревога
Неуверенность
Покой
Уверенность
Групповая
-Ребята, покажите,
чем вы наполнили
рюкзак и почему
выбрали эти вещи.
- Итак, мы с вами
собрали
нужный
багаж
знаний
и
стали истинными
знатоками
жизненных
ситуаций.
Прием
«Одним
словом».
Каждая группа
вытаскивает
предмет
из
своего рюкзака
и объясняет.
Ученики
оценивают свой
вклад в работу
группы и свое
эмоциональное
настроение.
Оценка
эмоциональн
ого
состояния,
одним словом
Опрос
П: рефлексия
способов и
условий
действий
К: Умение
выражать свои
мысли,
аргументирова
ть
Л:
собственное
мнение и
позиция
- Необходимо
выбрать одно
слово из 12,
которое наиболее
точно передает
эмоциональное
состояние
каждого
обучающегося.
Приложение 1
Кабинет «Биология»
Задача про опорно – двигательную систему.
1.
Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25-30 тыс. шагов, что в среднем составляет 20
км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет)
2. Учащимся школьного возраста рекомендуется носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую
обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
В ответе запишите только число. Ответ:___________руб
Кабинет «Математика»
Задание. Решите задачу «Билет в кукольный театр»
Вопрос. Сколько раз можно посетить театр по данному абонементу?
В ответе запишите только число. Ответ:___________раз.
Установление истинности.
Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1.
Последний спектакль по
абонементу будет в
декабре
Да
Нет
2.
Спектакли состоятся в
воскресенье
Да
Нет
3.
Начало спектаклей в 10
часов утра
Да
Нет
4.
На спектакль ребенок
может пойти
самостоятельно
Да
Нет
5.
Представление будет
проходить в mamin зале
Да
Нет
Мама купила два абонемента в театр кукол. Сколько рублей она заплатила?
Кабинет «Технологии»
Задача. Обычно Наташа печёт блины на сковороде с диаметром дна 24 см из одного и того же количества теста, и у неё получается 20 блинов.
Мама купила новую сковороду, и Наташа хочет использовать её для выпечки блинов такой же толщины, что и на старой сковороде. Диаметр дна
новой сковороды 12 см.
Диаметр блина всегда равен диаметру дна сковороды.
Наташа считает, что на новой сковороде у неё получится в 2 раза больше блинов, чем на старой сковороде.
Согласны ли вы с мнением Наташи?
Кабинет «География»
Задача: «Железнодорожная магистраль»
Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе
1:10000000.
Кабинет «Информатики»
Матрица
Массив
Система счисления
Разрядность
Алгоритм