Напоминание

Стили в искусстве


Автор: Долженко Ирина Алексеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ ПСОШ № 1 имени Г.В. Алисова
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПЕСЧАНОКОПСКИЙ РАЙОН, ПЕСЧАНОКОПСКОЕ
Наименование материала: Презентация по изобразительному искусству
Тема: Стили в искусстве
Раздел: среднее образование





Назад




«Стили в

искусстве»

Беседа «Мир искусства» 7 класс

Подготовила: преподаватель изобразительного искусства

МБОУ ПСОШ № 1

Долженко И.А.

2025 г.

Что такое стиль в

искусстве?

Cтиль (лат. stylus от греч. stylos – палочка для письма)

— единство морфологических особенностей, ,

отличающее творческую манеру отдельного мастера,

национальную или этническую художественную

традицию искусство эпохи, цивилизации и т.д.

Наиболее наглядно особенности того или иного стиля

проявляются в архитектуре и уже оттуда проникают в

живопись, скульптуру, литературу, музыку.

НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕЧЕНИЯ И

СТИЛИ В ИСКУССТВЕ

понятия (в современном искусствознании

употребляемые часто как синонимы), отражающие

исторически сложившуюся общность

художественных признаков в том или ином виде

искусства (или одновременно в нескольких искусствах),

характерную для разных эпох и народов и

обусловленную единством идейно-эстетических

устремлений творческого меньшинства.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

Древний период. С момента возникновения первых наскальных

рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.

Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.

Средневековье: романский стиль и готика. Первый датируется 6-10-

м веками, а второй – 10-14-м вв.

Возрождение – знаменитые 14-16-й века.

Барокко – 16-18-й века. Рококо – 18-й век.

Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по

19-й век.

Романтизм – первая половина 19-го века.

Эклектизм – вторая половина 19-го столетия.

Модернизм – начало 20-го века.

Направления, течения и стили в искусстве.

Античность

Романский стиль

Готический стиль

Возрождение

Барокко

Классицизм

Рококо

Романтизм

Реализм

Эклектизм

Натурализм

Направления, течения и стили в искусстве XX века

Модернизм

Символизм

Импрессионизм

Экспрессионизм

Авангардизм

Сюрреализм

Кубизм

Дадаизм

Абстракционизм

Постмодернизм

Соцреализм

Готика

Готика

– художественный стиль,

сформировавшийся в странах Западной и

Центральной Европы в XII-XV вв.

Он явился результатом многовековой

эволюции средневекового искусства, его

высшей стадией и одновременно первым

в истории общеевропейским,

интернациональным художественным

стилем.

Он охватил все виды искусства –

архитектуру, скульптуру, живопись,

витраж, книжное оформление,

декоративно-прикладное искусство.

Основой готического стиля была

архитектура, которая характеризуется

устремленными ввысь стрельчатыми

арками, многоцветными витражами,

визуальной дематериализацией формы.

Элементы готического искусства часто

можно встретить в современном

оформлении интерьеров, в частности, в

настенной росписи, реже в станковой

живописи. С конца прошлого века

существует готическая субкультура, ярко

проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне

одежды.

Возрождение

Возрождение ( Ренессанс) - (франц.

Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в

культурном и идейном развитии ряда

стран Западной и Центральной Европы, а

также некоторых стран Восточной

Европы.

Основные отличительные черты культуры

Возрождения: светский характер,

гуманистическое мировоззрение,

обращение к античному культурному

наследию, своего рода "возрождение" его

(отсюда и название). Культура

Возрождения обладает специфическими

особенностями переходной эпохи от

средневековья к новому времени, в

которой старое и новое, переплетаясь,

образуют своеобразный, качественно

новый сплав. Сложным является вопрос о

хронологических границах Возрождения

(в Италии - 14-16 вв., в других странах -

15-16 вв.), его территориальном

распространении и национальных

особенностях. Элементы этого стиля в

современном искусстве довольно часто

используются в настенных росписях, реже

в станковой живописи.

Маньеризм

Маньеризм - (от итальянского maniera -

приём, манера) течение в европейском

искусстве XVI века. Представители

маньеризма отошли от ренессансного

гармонического восприятия мира,

гуманистической концепции человека как

совершенного творения природы. Острое

восприятие жизни сочеталось с

программным стремлением не следовать

природе, а выражать субъективную

"внутреннюю идею" художественного

образа, рождающегося в душе художника.

Ярче всего проявился в Италии. Для

итальянского маньеризма 1520-х гг.

характерны драматическая острота

образов, трагизм мировосприятия,

усложненность и преувеличенная

экспрессия поз и мотивов движения,

удлиненность пропорций фигур,

колористические и светотеневые

диссонансы. В последнее время стал

использоваться искусствоведами для

обозначения явлений в современном

искусстве, связанных с трансформацией

исторических стилей.

Барокко

Барокко - исторический

художественный стиль,

получивший распространение

первоначально в Италии в сер.

XVI-XVII столетия, а затем во

Франции, Испании, Фландрии и

Германии XVII-XVIII вв. Шире

этот термин используется для

определения вечно

обновляющихся тенденций

беспокойного, романтического

мироощущения, мышления в

экспрессивных, динамичных

формах. Наконец, в каждом

времени, почти в каждом

историческом художественном

стиле можно обнаружить свой

«период барокко» как этап

наивысшего творческого подъема,

напряжения эмоций,

взрывоопасности форм.

Классицизм

Классицизм

художественный стиль в

западноевропейском искусстве

XVII - нач. XIX века и в

русском XVIII - нач. XIX,

обращавшийся к античному

наследию как к идеалу для

подражания. Он проявился в

архитектуре, скульптуре,

живописи, декоративно-

прикладном искусстве.

Художники-классицисты

считали античность высшим

достижением и сделали ее

своим эталоном в искусстве,

которому стремились

подражать. Со временем

переродился в академизм.

Романтизм

Романтизм – направление в

европейском и русском искусстве

1820-1830-х гг., сменившее

классицизм. Романтики выдвигали

на первый план индивидуальность,

противопоставляя идеальной

красоте классицистов

«несовершенную»

действительность. Художников

привлекали яркие, редкие,

необычайные явления, а также

образы фантастического

характера. В искусстве романтизма

большую роль играет острое

индивидуальное восприятие и

переживание. Романтизм

освободил искусство от

отвлеченных классицистических

догм и повернул его к

национальной истории и образам

народного фольклора.

Сентиментализм

Сентиментализм - (от лат.

sentiment - чувство) –

направление западного

искусства второй половины

XVIII., выражающее

разочарование в

“цивилизации”, основанной

на идеалах “разума”

(идеологии Просвещения).

С. провозглашает чувство,

уединенное размышление,

простоту сельской жизни

“маленького человека”.

Идеологом С. считается

Ж.Ж.Руссо.

Реализм

Реализм – направление в

искусстве, стремящееся с

наибольшей правдой и

достоверностью отобразить

как внешнюю форму, так и

сущность явлений и вещей.

Как творческий метод

соединяет в себе

индивидуальные и

типические черты при

создании образа. Самое

длительное по времени

существования направление,

развивающееся от

первобытной эпохи до

наших дней.

Символизм

Символизм – направление в европейской

художественной культуре конца XIX-начала XX

вв. Возникший как реакция на господство в

гуманитарной сфере норм буржуазного

"здравомыслия" (в философии, эстетике -

позитивизма, в искусстве - натурализма),

символизм прежде всего оформился во

французской литературе конца 1860-70-е гг.,

позднее получил распространение в Бельгии,

Германии, Австрии, Норвегии, России.

Эстетические принципы символизма во многом

восходили к идеям романтизма, а также к

некоторым доктринам идеалистической

философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана,

отчасти Ф. Ницше, к творчеству и

теоретизированию немецкого композитора Р.

Вагнера. Живой реальности символизм

противополагал мир видений и грёз.

Универсальным инструментом постижения тайн

бытия и индивидуального сознания считался

символ, порождённый поэтическим прозрением

и выражающий потусторонний, скрытый от

обыденного сознания смысл явлений. Художник-

творец рассматривался как посредник между

реальным и сверхчувственным, везде находящий

"знаки" мировой гармонии, пророчески

угадывающий признаки будущего как в

современных явлениях, так и в событиях

прошлого.

Импрессионизм

Импрессионизм – (от фр. impression –

впечатление) направление в искусстве

последней трети XIX – начала XX в.,

возникшее во Франции. Название было

введено художественным критиком Л.

Леруа, пренебрежительно отозвавшемся

о выставке художников 1874 года, где

среди прочих была представлена

картина К. Моне «Восход солнца.

Впечатление». Импрессионизм

утверждал красоту реального мира,

акцентируя свежесть первого

впечатления, изменчивость

окружающего. Преимущественное

внимание к решению чисто живописных

задач уменьшало традиционное

представление о рисунке как о главной

составной части произведения

искусства. Импрессионизм оказал

мощное воздействие на искусство

европейских стран и США, пробудил

интерес к сюжетам из реальной жизни.

(Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А.

Сислей и др.)

Пуантилизм

Пуантилизм – течение в

живописи (синоним –

дивизионизм), развивавшееся в

рамках неоимпрессионизма.

Неоимпрессионизм возник во

Франции в 1885 году и получил

распространение также в

Бельгии и Италии.

Неоимпрессионисты пытались

применить в искусстве

новейшие достижения в

области оптики, согласно

которым выполненная

раздельными точками

основных цветов живопись в

зрительном восприятии дает

слияние цветов и всю гамму

живописи. (Ж. Сера, П.

Синьяк, К. Писсарро).

Модерн

Модерн – cтиль в eвpoпeйcкoм и

aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX

вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и

cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и

выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe

пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax

acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и

дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции

мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe

фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo

интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в

пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx

кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa -

oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний,

oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв,

нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.

Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм,

пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй

основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн

кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx

идeй. Модерн имел в разных странах

разные названия, которые в сущности

являются синонимами: Ар Нуво – во

Франции, Сецессион – в Австрии,

Югендстиль – в Германии, Либерти – в

Италии.

Модернизм

Модернизм – (от фр.

modern – современный)

общее название ряда

направлений искусства

первой половины XX

в., для которых

характерны отрицание

традиционных форм и

эстетики прошлого.

Модернизм близок

авангардизму и

противоположен

академизму.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм –

условное собирательное

название основных

направлений французской

живописи к. XIX – 1-ой

четв. XX в. Искусство

постимпрессионизма

возникло как реакция на

импрессионизм, который

фиксировал внимание на

передаче мгновения, на

ощущении живописности и

утратил интерес к форме

предметов. Среди

постимпрессионистов – П.

Сезанн, П. Гоген, В. Гог и

др.

Авангардизм

Авангардизм – название,

объединяющее круг

художественных

направлений,

распространенных в 1905-

1930-х гг. (фовизм, кубизм,

футуризм,

экспрессионизм, дадаизм,

сюрреализм). Все эти

направления объединяет

стремление обновить язык

искусства, переосмыслить

его задачи, обрести

свободу художественного

выражения.

Кубизм

Кубизм – (фpaнц. cubisme, oт cube -

кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй

чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий

язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa

дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв

нa гeoмeтpичecкиe плocкocти,

плacтичecкoм cдвигe фopмы.

Рождение кубизма приходится на

1907-1908 года – канун первой

мировой войны. Бесспорным лидером

этого направления стал поэт и

публицист Г.Аполлинер. Это течение

одним из первых воплотило ведущие

тенденции дальнейшего развития

искусства ХХ века. Одной из этих

тенденций стало доминирование

концепции над художественной

самоценностью картины. Отцами

кубизма считают Ж.Брака и

П.Пикассо. К возникшему течению

примкнули Фернан Леже, Робер

Делоне, Хуан Грис и др.

Примитивизм

Примитивизм – намеренное

упрощение изобразительных средств,

подражание примитивным стадиям

развития искусства. Этим термином

обозначают т.н. наивное искусство

художников, не получивших

специального образования, однако

вовлеченных в общий художественный

процесс к. XIX – нач. XX века.

Произведениям этих художников – Н.

Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и

др. присуща своеобразная детскость в

интерпретации натуры, сочетание

обобщенной формы и мелкой

буквальности в деталях. Примитивизм

формы отнюдь не предопределяет

примитивность содержания. Он часто

служит источником для

профессионалов, заимствовавшим из

народного, по сути примитивного

искусства формы, образы, методы. Из

примитивизма черпали вдохновение Н.

Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А.

Матисс.

Сюрреализм

Сюрреализм - течение в литературе,

живописи и кинематографе, возникшее в

1924 году во Франции. Оно в

значительной мере способствовало

формированию сознания современного

человека. Главные деятели движения –

Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор

Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и

многие другие художники всего мира.

Сюрреализм выражал идею

существования за пределами реального,

особенно важную роль здесь

приобретают абсурд, бессознательное,

сны, грезы. Одним из характерных

методов художника-сюрреалиста

является отстранение от осознанного

творчества, что делает его инструментом,

различными способами извлекающим

причудливые образы подсознания,

родственные галлюцинациям.

Сюрреализм пережил несколько

кризисов, пережил вторую мировую

войну и постепенно, сливаясь с массовой

культурой, пересекаясь с

трансавангардом, вошел в качестве

составной части в постмодернизм.

Абстракционизм

Абстракционизм - (лат.

abstractio - удаление,

отвлечение) - направление

нефигуративного искусства,

отказавшегося от

приближённого к

действительности

изображения форм в

живописи и скульптуре.

Одна из целей

абстракционизма -

достижение «гармонизации»,

создание определённых

цветовых сочетаний и

геометрических форм, чтобы

вызвать у созерцателя

разнообразные ассоциации.

Крайнее проявление

модернизма.

Экспрессионизм

Экспрессионизм - (от фр. expression -

выразительность) - модернистское

течение в западноевропейском искусстве,

главным образом в Германии, первой

трети 20 века, сложившееся в

определенный исторический период – в

преддверии первой мировой войны.

Мировоззренческой основой

экспрессионизма стал

индивидуалистический протест против

уродливого мира, все большее

отчуждение человека от мира, чувство

бесприютности, крушения, распада тех

начал, на которых, казалось, так прочно

покоилась европейская культура.

Экспрессионистам свойственны

тяготение к мистике и пессимизм.

Художественные приемы, характерные

для экспрессионизма: отказ от

иллюзорного пространства, стремление к

плоскостной трактовке предметов,

деформация предметов, любовь к резким

красочным диссонансам, особый

колорит, заключающий в себе

апокалиптический драматизм.

Художники воспринимали творчество

как способ выражения эмоций.

Постмодернизм

Постмодернизм -

художественная и культурная

идеология второй половины

ХХ в., ориентированная на

коррекцию идеологии

модернизма в новых

исторических условиях.

Осознание необходимости

этого пришло после II

мировой войны, с

пониманием того, что

модернизм с характерными

для него социальными,

политическими,

эстетическими утопиями

каким-то образом связан с

тоталитаризмом и насилием.

Оп-арт

Оп-арт - (англ. ор art, сокращ. от

optical art - оптическое искусство) -

направление в искусстве XX в.,

получившее широкое распространение

в 1960-х годах. Художники оп-арта

использовали различные зрительные

иллюзии, опираясь на особенности

восприятия плоских и

пространственных фигур. Эффекты

пространственного перемещения,

слияния, парения форм достигались

введением ритмических повторов,

резких цветовых и тональных

контрастов, пересечения

спиралевидных и решетчатых

конфигураций, извивающихся линий.

В оп-арте часто применялись

установки меняющегося света,

динамические конструкции.

Направление продолжает

техницистскую линию модернизма.

Наиболее яркий представитель этого

направления- Виктор Вазарелли.

Поп-арт

Поп-арт – (от англ. pop-art -

художественное течение,

охватившее в 1950-60-х годах

многие виды изобразительного

искусства США и других стран.

Представители - Э. Уорхол, К.

Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.

Название дал английский

искусствовед Лоуренс Оллоуэй в

связи с английской живописью

60-х, затем к сфере поп-арта

стали относить

«комбинированные картины»

Раушенберга, перформансы и

инсталляции американских

художников, которые часто

обращались к альтернативным

формам искусства с

использованием возможностей

высоких технологий.

Суперреализм

Суперреализм

другие названия

гиперреализм,

магический реализм,

фотореализм,

радикальный

реализм. Крайне

натуралистическое

течение более

широкого

художественного

направления

неореализма.

Гиперреализм

Гиперреализм - (hyperrealism -

англ.), или фотореализм

(photorealism - англ.) -

художественное течение в

живописи и скульптуре,

основанное на фотографическом

воспроизведении

действительности. И в своей

практике, и в эстетических

ориентациях на натурализм и

прагматизм гиперреализм близок

поп-арту. Их, прежде всего,

объединяет возврат к

фигуративности. Выступает

антитезой концептуализму, не

только порвавшему с

репрезентацией, но и

поставившему под сомнение сам

принцип материальной

реализации художественного

концепта

Неореализм

Неореализм –

художественное

направление, получившее

развитие в

изобразительном

искусстве в середине XX

века в ряде стран Европы

и в США, представители

которого на фоне

модернистского искусства

провозгласили возврат к

реалистическим

ценностям традиционных

изобразительных форм.

Соцреализм

Соцреализм – идеологическое

направление официального

искусства СССР в 1934-1991 гг.

Впервые термин появился после

Постановления ЦК ВКП(б) от 23

апреля 1932 г. «О перестройке

литературно-художественных

организаций», означавшем

фактическую ликвидацию

отдельных художественных

направлений , течений,

объединений и групп. Единый

творческий метод, которым

должны были руководствоваться

советские писатели и художники,

был призван наиболее полно, с

научных, т.е. с партийных

позиций отражать

социалистическую

действительность.

Кинетическое

искусство

Кинетическое искусство -

(от греч. Kineticos –

“приводящий в движение”) –

течение в современном

искусстве, связанное с

широким применением

движущихся объектов, в

основе которого лежит идея

движения формы. Под

динамикой объекта

понимается не просто его

физическое перемещение, а

любое его изменение,

трансформация, словом,

любая форма “жизни”

произведения в то время как

его созерцает зритель.

Фэнтази

Фэнтази (фэнтези) (англ. phantasy букв.

- фантазия), жанр литературы и

искусства, примыкающий к научной

фантастике, но в более свободной,

«сказочной» манере использующий

мотивы дальних перемещений в

пространстве и времени, инопланетных

миров, искусственных организмов,

мифологию древних цивилизаций. В

изобразительном искусстве элементы

фэнтези часто сочетаются с

абстракционизмом, сюрреализмом или

претворяются в фантастический

реализм. Близок сюрреализму, но в

отличие от последнего строже

придерживается принципов

традиционного станкового образа «в

духе старых мастеров»; скорее может

считаться поздним вариантом

символизма. Среди характерных

примеров - творчество В. Тюбке или

мастеров «венской школы

фантастического реализма» (Р. Хаузнер,

Э. Фукс и др.).

В последнее время термин

«изобразительное искусство» постепенно

вытесняется понятием «визуальные

искусства», к которым относятся, наряду с

живописью, графикой, скульптурой,

декоративно-прикладным искусством, и

художественная фотография, компьютерная

графика, видеоарт, инсталляции,

перфомансы, энвайронмент и т.д. Возникают

новые направления и стили на стыке разных

видов искусства и новых технологий.



В раздел образования