Напоминание

внеклассное мероприятие "Великий могучий русский язык"


Автор: Мисюра Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа №30 г.о. Донецк"
Населённый пункт: город Донецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие "Великий могучий русский язык"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ШКОЛА №30 ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ДОНЕЦК»

Подготовила:

Мисюра Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

Описание внеклассного

мероприятия

1

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с

горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не

иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Вообще, что значит – «знать

слова»: «Америку открыл», «Язык без костей», «Убивать время» … Откуда

пришли к нам в язык эти устойчивые выражения, в которых уже не переставишь,

и не заменишь словечко – другое, не исказив смысла.

Русский язык богат фразеологизмами, именно они придают ему особый

колорит и ту яркую индивидуальность, которая другим языкам не присуща.

Работая в начальной школе более 20 лет, я поняла, что цель работы учителя

заключается не в преподнесении ему знаний, а научении его самостоятельно

добывать необходимые знания и использовать их в последующей учебной и не

учебной деятельности. Большую роль здесь играет общение детей, их словарный

запас, пословицы, поговорки, фразеологизмы, умение правильно строить речевые

обороты и правильно их использовать. Ребёнок, впервые переступает порог

школы, попадает в мир знаний. Ему предстоит открывать много неизвестного,

искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.

Именно в этот период идёт интенсивное освоение богатством родного языка.

Словарь учащихся, которые поступают в первый класс, и так очень беден, и

говорить о том, что ребята знакомы с устойчивыми выражениями, не приходится.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств

наглядности. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?

На помощь пришёл компьютер. Компьютерные технологии помогут привлечь

внимание детей к изучению русского языка, поэтому я стараюсь построить свои

уроки так, чтобы без уныния и лени ребята выполняли и серьёзные, и шутливые

задания.

В качестве примера своей педагогической деятельности по данному

направлению, я предлагаю конспект внеклассного мероприятия по русскому

языку.

Данная работа поможет учителям весело и с пользой провести внеклассное

мероприятие, разнообразить урок русского языка. В презентации представлен

материал по развитию и обогащению словарного запаса учащихся, который

непосредственно связан с устойчивыми словосочетаниями. Во время

внеклассного мероприятия ученики пополнят свой словарный запас, откроют для

себя много нового из истории и происхождения фразеологизмов. Представленный

познавательный материал поможет приобщить детей к истокам слова, формирует

стремление ребёнка к размышлению, поиску, вызывает у него чувство

уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Использование

наглядности при работе с фразеологизмами помогает в создании условий для

развития творческого воображения детей.

Во внеклассном мероприятии используются различные виды заданий:

2

логически-поисковые;

на развитие концентрации внимания;

ребусы;

шифрограммы;

задания, связанные с математическими действиями.

Данная работа позволяет решить три аспекта:

познавательный (умение искать и находить правильный ответ);

развивающий (развитие мыслительной деятельности, как умение

анализировать, обобщать, доказывать и опровергать);

воспитывающий (воспитание нравственных межличностных отношений).

Внеклассное мероприятие построено таким образом, что один вид задания

сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и

менее утомляемой. Такое чередование способствует гибкости мышления,

заставляет находить нестандартные способы выхода из затруднительных

ситуаций. Такая работа позволяет эффективно, увлекательно и с пользой изучить

трудный материал, поможет ребятам достичь значительных успехов в своём

развитии, они многому научатся, и эти умения смогут применить в учебной

деятельности.

Систематическая работа, проводимая в представленной форме, формирует

позитивное отношение учащихся к учению, помогают лучше представить и

изучить сложный учебный материал, познавательная мотивация увеличивается,

оживляется сам учебный процесс, возрастает эмоциональный фон урока.

Цели:

создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению

знаниями по русскому языку;

расширить знания детей по теме «фразеологизмы»;

развивать речь детей, внимание, мышление;

воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в

общении.

Оборудование:

мультимедийный проектор,

картинки с фразеологизмами (на доске),

звёздочки (для правильного ответа),

медаль «Знаток русского языка» (победителю).

Великий, могучий, правдивый, свободный,

3

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем наш праздник сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Сценарий праздника русского языка для начальных классов

"Великий и могучий русский язык"

1. Вступительное слово.

Ведущий:

Ребята! Сегодня у нас день русского языка - «Великий и могучий русский язык».

Русский язык богат, велик и могуч. Мы живем в царстве слов, и слова имеют

власть над нашей жизнью. «Мы заколдованы словами», - писал известный

русский ученый Н. Бердяев.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть же слова наши будут

чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять

окружающим радость приятным, ласковым словом.

Ученик:

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем наш праздник сегодня

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

2. Приветственная песня.

На мелодию песни «Учат в школе»

1.Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем классе дети.

Припев:

Знания новые искать,

Мир словесный постигать,

Мы друг другу в этот день

Пообещаем.

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать.

Будем вместе, будем вместе, будем вместе.

2.С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить.

Лучше вместе, потому что

Интересней.

4

Припев:

Знания новые искать,

Мир словесный постигать,

Мы друг другу в этот день

Пообещаем.

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать.

Будем вместе, будем вместе, будем вместе.

3. Литературный монтаж.

Ученик:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады родник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещет зеркальностью русское слово-

Выучи русский язык!

4. Сценка.

Выбегает Зайка:

Доктор Айболит: Проходите в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Зайка: Чао?

Доктор Айболит: На что жалуетесь?

Зайка: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор Айболит: Температуру измеряли?

Зайка: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор Айболит: А как лечились вчера?

Зайка: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор Айболит: Да…Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У

вас болен язык. Его срочно нужно лечить!

5

5. Литературный монтаж.

Ученик:

Слово-это не пустяк.

В каждом слове свой костяк.

Говорите и любите это чудо.

В школе учат понимать,

Что словом нужно выражать

Доброту, тепло, любовь, заботу к людям.

Постарайтесь не грубить,

В своём сердце сохранить

Слово.

Это то, что сердцем выражаешь.

Ведущий:

Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. Ребята, а вы знаете, что в

XVII веке, по Указу царя Алексея Михайловича, за скверные слова, публично

произнесенные, полагалась смертная казнь.

Ученик:

Когда ты хочешь молвить слово

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

6. Блиц-турнир.

1)В каком времени года не живёт буква «Е»?

а)лето

б)осень

в)зима

г)весна

2)Как пишется слово Крокодил?

а)кракадил

6

б)крокодил

в)кракодил

г)крокодел

3)С помощью чего человек выражает свои мысли?

а) жестов

б)криков

в)шипения

г)слов

4)Какие слова не делятся для переноса?

а)весна

б)осень

в)арбуз

г)мак

5.Реши,кто из данных животных лишний. Почему?

а) медведь

б) оса

в) белка

7.Театр одной буквы. Физкультминутка.

Работа в парах.

А теперь мы все станем участниками «Театра одной буквы».

Задание: изобразить букву. Давайте по двое и изобразим сначала букву «О»,

потом «Я», а потом «М», потом «А». У кого получится интереснее?

8.Интеллектуальная игра. Фразеологизмы.

Ученик:

Бывает частенько, что слово одно,

Но служит по-разному людям оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово «Вода».

Вот был я мальчишкой, да детство ушло.

С тех пор уже много воды утекло.

Случалось, что в школе я правил не знал,

Молчал при опросе: воды в рот набрал.

Зато болтуну мы заметить не прочь:

– Не хватит ли воду в ступе толочь!

Не прочь и другому сказать невзначай:

Довольно лить воду! Ты дело давай!

В. Суслова «Как работает слово».

Ведущий:

Сегодня мы отправляемся в гости к самой царице Фразеология. Обычно

воспитанные люди, идущие в гости, берут с собой подарки. А мы с собой возьмём

7

знания, которые вам пригодятся в игре и внимание, чтобы правильно ответить на

все вопросы.

Задание 1 «Фразеологический зверинец»

Многих людей сравнивают с животными.

Вставьте названия животных в известные

фразеологизмы:

Задание 2 «Что это?»

Задание 3 «Рисунки-подсказки»

К каждому рисунку надо подобрать фразеологизмы, подходящие к нему.

8

трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден

как…

Его задирают, если важничают, зазнаются.

Не цветы, а вянут от того, что человек говорит глупое.

В них пускают пыль, когда создают ложное впечатление

о себе.

Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Подсказка: так говорят, когда проявляют невнимательность, ничем не

занимаются.

Подсказка: так говорят, когда мешают другим заниматься делами.

Подсказка: так говорят, когда люди постоянно враждуют между собой.

Подсказка: так говорят, когда человек смешно одет.

9

Подсказка: так говорят, когда произошла ссора между людьми.

Задание 4 «Разгадайте ребус»

Ответ: два сапога пара.

Значение фразеологизма: так говорят о тех, кто стоит друг друга, один другого не

лучше.

Ответ: золотые руки

Значение фразеологизма: так говорят об очень способном, умелом человеке,

мастере своего дела.

10

Ответ: витать в облаках.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человек мечтает, отвлекается, уходит

от действительности.

Расшифруй.

Ответ: волосы дыбом.

Значение фразеологизма: так говорят, когда человека охватывает страх, ужас.

Ответ: знать на зубок, наизусть.

Значение фразеологизма: было время, когда знать назубок, проверить

назубок понималось почти буквально. Возникло это из обычая проверять на зуб

подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла.

Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит,

подлинная, не поддельная.

Задание 5 «Математические действия»

МО+КОТ-ОТ+РА+Я=

КУ+РУ-У+МИР-МР+ЦА=

Ответ: мокрая курица.

11

Значение фразеологизма: утки, гуси и другие водоплавающие птицы имеют

непромокаемое оперение. В дождливую погоду они выглядят так же, как и в

ясную. Домашним птицам (курам, индюшкам) повезло меньше. Все, наверное,

знают, что нет более жалкого зрелища, чем промокшая под дождем курица.

Разумеется, выражение «мокрая курица» служит для обозначения

беспомощного, вызывающего жалость человека.

БЕЛКА-К+Я=

ТВОРОГ-ТГ+НА=

Ответ: белая ворона.

Значение фразеологизма: мы привыкли, что вороны – чёрные, белая ворона-это

очень редкое явление в природе. Учёные таких ворон называют альбиносами.

Легко представить, как будет выглядеть эта белая ворона в стае чёрных ворон,

какой она будет чужеродной. Так с помощью цвета подчёркивается особенность

человека. Про такого говорят, что он не такой, как все, отличается от

окружающих.

Ученик:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Ведущий:

12

Дорогие ребята! Вот и подошёл к концу наш праздник русского языка. Старайтесь

не допускать в своей речи ошибки. Пусть ваша речь будет культурной,

выразительной, понятной.

Берегите наш язык!

Все вместе: Наш прекрасный русский язык!

Звучит "Песня о русском языке".

9.Подведение итогов. Награждение.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И конечно отличился?

13



В раздел образования