Напоминание

Танец,как танцевально-двигательная терапия для детей.


Автор: Ирина Николаевна Кирпатовская
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Центр творчества и развития №1 г. Красноярск
Населённый пункт: город Красноярск Красноярского края
Наименование материала: Танец,как танцевально-двигательная терапия для детей.
Тема: Танец,как танцевально-двигательная терапия для детей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ТАНЕЦ КАК ТАНЦЕВАЛЬНО ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Уникальность метода

Танцевальная

двигательная

терапия

(танцетерапия)—

это

уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в

танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и

телом. Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и

психики будет более здоровым. Во время танца можно распознать,

пережить и выразить разные чувства и эмоции. В процессе

танцевально-двигательной

терапии

возможно

улучшить

свои

коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии

развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции,

тренируется осознанность и формируется положительный образ себя.

На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества,

как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается

двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ

помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное

отношение к своему телу

ТАНЦЕТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное

занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и

лёгкостью движения, нежели взрослые. Они познают мир в первую

очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей –

постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм,

физических наказаний) было значительно меньше, чем

положительных. Для психологических коррекционных целей была

создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно

зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима

для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом

направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе

сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением

чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает

массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология

самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не

только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная

методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии

преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает

раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая

напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению

радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные

качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно

показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и

восторг.

Цели танцевальной терапии

1.

снятие психо-эмоционального напряжения;

2.

выплёскивание энергии;

3.

снятие своих страха и агрессивности;

4.

осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;

5.

проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;

6.

совместное переживание волнующих ситуаций;

7.

пробуждение положительных эмоций;

8.

развитие коммуникабельности и творческих способностей

(импровизировать, воображать),

9.

умение рассуждать логически и проявлять инициативу;

10.

сплочение в коллективе.

Задачи танцетерапии

1.

осознание своего тела участниками занятия;

2.

формирование осознания возможностей применения тела, средств для

выражения чувств;

3.

обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение

чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ТЕРАПИИ ТАНЦЕМ

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило,

подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу,

а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать

движениям. Это могут быть:

игры с ритмикой;

«повторялки»;

игры на перемещение в пространстве;

игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко —

низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда

руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);

со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с

панамкой, с игрушкой);

на определённое действие и перемену обстоятельств

(«знакомство», «в невесомости»);

контактные импровизации (попарно, в группе);

релаксационные упражнения.

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать,

интерпретировать.

К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при

смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для

выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие,

открытое выражение чувств, ответственность, активность и

конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём

к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:

1.

разогрев

2.

основной

3.

завершающий

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет

не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять

его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает

сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство

тела с эмоциями и чувствами.

Разогрев

На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии

отводится около трёх минут, понадобится музыкальный

проигрыватель с соответствующими записями, где

прослеживается чёткий ритмический рисунок.

Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все

участвующие встают в круг, руководитель называет

определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке

придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти

рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.

Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной

танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и

снимать мышечные зажимы,

расширять экспрессивные резервы.

Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём

возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Основная деятельность

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание

собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь

чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-

двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при

помощи танцевальной экспрессии.

Упражнение “Режиссёр-актёр”Сначала руководитель

становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-

режиссёр.

Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в

следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-

либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а

затем сделать его каким-то необычным способом.Так дети учатся

осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы,

приобретают новый двигательный опыт.Для упражнения

понадобится любая ритмичная музыка

Упражнение “Следуй за главным”

Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются

в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными

участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные

движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый

ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не

повторяясь при этом со своим предшественником.

Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями,

стимулировать танцевальную

экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные

позиции ведомого и ведущего.

Упражнение «В космосе»

В рамках данного упражнения необходимо представить себя за

пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно

объяснить им, что значит невесомость в космосе.

А теперь задача участников группы – выполнять различные

движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в

футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические

потребности (например, кушать), знакомиться с

инопланетянином.

Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой

участник группы. В роли ведущего может выступать как

взрослый, так и ребёнок.

Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и

помогает почувствовать своё тело, его возможности.

Упражнение «Зоопарк»

Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в

зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук.

Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на

свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате,

взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и

эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).

В конце обязательно нужно поделиться своими настроением,

эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что

получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое

животное для подражания.

Упражнение “Имя”

Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его

движением так, как он себе его представляет. Затем задача

усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого

участника и повторять его движение.

Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент

выполнения данного упражнения, каким было их настроение.

Завершение

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально

возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять

напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот

некоторые из них:

Упражнение “Восходящее солнце”

Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются

в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить

восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и

теплотой.

В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее

солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции:

грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и

позволить солнышку взойти.

Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем

дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи

релакса.

Упражнение “Хвалим себя”

Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо

вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим

телом и произносить слово

«Умница», растягивая первый слог.

Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд.

Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.

Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями,

расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный

настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии

обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось

выполнять, а что не очень.

Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт –

искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как

исцеляющим творчеством.

Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена,

используя различные движения в качестве средства для избавления

болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии

направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и

гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители

начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше

будет результат.

Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной

терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл.

Поняв суть метода можно

импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для

этого в специальные клубы и студии.



В раздел образования