Автор: Ирина Николаевна Кирпатовская
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО Центр творчества и развития №1 г. Красноярск
Населённый пункт: город Красноярск Красноярского края
Наименование материала: Танец,как танцевально-двигательная терапия для детей.
Тема: Танец,как танцевально-двигательная терапия для детей.
Раздел: дополнительное образование
ТАНЕЦ КАК ТАНЦЕВАЛЬНО ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ
Уникальность метода
Танцевальная
двигательная
терапия
(танцетерапия)—
это
уникальный вид психотерапии, который берет свое начало в
танцевальном искусстве. В ее основе лежит связь между психикой и
телом. Если укреплять и развивать эту связь, то состояние души и
психики будет более здоровым. Во время танца можно распознать,
пережить и выразить разные чувства и эмоции. В процессе
танцевально-двигательной
терапии
возможно
улучшить
свои
коммуникативные способности и наладить общение. Во время сессии
развиваются доверие, способность распознать и выразить эмоции,
тренируется осознанность и формируется положительный образ себя.
На физическом уровне в процессе терапии улучшается такие качества,
как равновесие, координация и чувство ритма. Увеличивается
двигательное разнообразие и способность импровизировать. ТДТ
помогает уменьшить напряжение и развить бережное, уважительное
отношение к своему телу
ТАНЦЕТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное
занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и
лёгкостью движения, нежели взрослые. Они познают мир в первую
очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей –
постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм,
физических наказаний) было значительно меньше, чем
положительных. Для психологических коррекционных целей была
создана целая программа – танцевальная терапия для детей.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно
зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима
для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом
направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе
сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением
чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает
массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология
самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не
только справиться с этой задачей, но и подготовиться.
Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная
методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии
преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает
раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая
напряжённые чувства и эмоции в движения.
Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению
радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные
качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно
показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и
восторг.
Цели танцевальной терапии
1.
снятие психо-эмоционального напряжения;
2.
выплёскивание энергии;
3.
снятие своих страха и агрессивности;
4.
осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
5.
проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
6.
совместное переживание волнующих ситуаций;
7.
пробуждение положительных эмоций;
8.
развитие коммуникабельности и творческих способностей
(импровизировать, воображать),
9.
умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
10.
сплочение в коллективе.
Задачи танцетерапии
1.
осознание своего тела участниками занятия;
2.
формирование осознания возможностей применения тела, средств для
выражения чувств;
3.
обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение
чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ТЕРАПИИ ТАНЦЕМ
Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило,
подразделяют:
Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу,
а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать
движениям. Это могут быть:
игры с ритмикой;
«повторялки»;
игры на перемещение в пространстве;
игры на улавливание движений (замедленно — быстро, высоко —
низко)
Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда
руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:
на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с
панамкой, с игрушкой);
на определённое действие и перемену обстоятельств
(«знакомство», «в невесомости»);
контактные импровизации (попарно, в группе);
релаксационные упражнения.
Также данные техники танцевальная терапия может совмещать,
интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при
смене музыкального сопровождения, обстоятельств.
Условия, которые важны для
выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие,
открытое выражение чувств, ответственность, активность и
конфиденциальность.
Этапы и упражнения
Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём
к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:
1.
разогрев
2.
основной
3.
завершающий
Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет
не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять
его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает
сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство
тела с эмоциями и чувствами.
Разогрев
На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии
отводится около трёх минут, понадобится музыкальный
проигрыватель с соответствующими записями, где
прослеживается чёткий ритмический рисунок.
Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все
участвующие встают в круг, руководитель называет
определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке
придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти
рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной
танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и
снимать мышечные зажимы,
расширять экспрессивные резервы.
Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём
возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.
Основная деятельность
Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание
собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь
чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-
двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при
помощи танцевальной экспрессии.
Упражнение “Режиссёр-актёр”Сначала руководитель
становится режиссёром, а затем дети разбиваются на пары актёр-
режиссёр.
Суть данного упражнения танцевально-двигательной терапии в
следующем: режиссёр просит актёра выполнить сначала какое-
либо привычное движение (например, ходьбу или приседание), а
затем сделать его каким-то необычным способом.Так дети учатся
осознавать свои танцевально-экспрессивные стереотипы,
приобретают новый двигательный опыт.Для упражнения
понадобится любая ритмичная музыка
Упражнение “Следуй за главным”
Дети делятся на группы по пять человек, которые выстраиваются
в ряд. Затем выбирается главный и становится перед остальными
участниками команды. Его задача – делать любые оригинальные
движения, которые другие будут за ним воспроизводить. Каждый
ребёнок должен обязательно побывать в роли главного, не
повторяясь при этом со своим предшественником.
Такое упражнение позволяет экспериментировать с движениями,
стимулировать танцевальную
экспрессию. Кроме того, важную роль играют межличностные
позиции ведомого и ведущего.
Упражнение «В космосе»
В рамках данного упражнения необходимо представить себя за
пределами земного пространства. Если дети не знают, нужно
объяснить им, что значит невесомость в космосе.
А теперь задача участников группы – выполнять различные
движения космонавта. Вариантов здесь масса: можно поиграть в
футбол, баскетбол, кувыркаться, выполнять какие-то физические
потребности (например, кушать), знакомиться с
инопланетянином.
Кроме того, интересно будет угадывать, что изображает другой
участник группы. В роли ведущего может выступать как
взрослый, так и ребёнок.
Упражнение не просто развивает фантазию у детей, оно ещё и
помогает почувствовать своё тело, его возможности.
Упражнение «Зоопарк»
Каждый ребёнок должен вообразить себя любым животным в
зоопарке и полностью перенять его форму, повадки, звук.
Далее ведущий сообщает, что звери выбрались из клеток на
свободу. Дети (животные) начинают двигаться по комнате,
взаимодействовать между собой, проявлять различные чувства и
эмоции (любовь, гнев, боль, страх, дружбу).
В конце обязательно нужно поделиться своими настроением,
эмоциями и впечатлениями от упражнения, рассказать, что
получалось, а что не очень, почему выбрали именно такое
животное для подражания.
Упражнение “Имя”
Каждый ребёнок должен назвать своё имя, а затем показать его
движением так, как он себе его представляет. Затем задача
усложняется: необходимо всем вместе называть имя каждого
участника и повторять его движение.
Обязательно нужно спросить детей, что они испытывали в момент
выполнения данного упражнения, каким было их настроение.
Завершение
В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально
возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять
напряжение, а также восстановить дыхание.
Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот
некоторые из них:
Упражнение “Восходящее солнце”
Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются
в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить
восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и
теплотой.
В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее
солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции:
грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и
позволить солнышку взойти.
Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем
дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи
релакса.
Упражнение “Хвалим себя”
Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо
вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим
телом и произносить слово
«Умница», растягивая первый слог.
Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд.
Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.
Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями,
расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный
настрой.
В конце интегративной танцевально-двигательной терапии
обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось
выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт –
искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как
исцеляющим творчеством.
Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена,
используя различные движения в качестве средства для избавления
болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии
направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.
Хореография – это особое средство, формирующее и
гармонизирующее личность.
В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители
начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше
будет результат.
Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной
терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл.
Поняв суть метода можно
импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для
этого в специальные клубы и студии.