Напоминание

«Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»


Автор: Марина Ивановна Юркова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ 58 г. Томска
Населённый пункт: г. Томск, Томская обл.
Наименование материала: мастер - класс
Тема: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением

приёмов технологии критического мышления на уроках литературного

чтения»

Юркова М.И,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №58

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию

критического мышления.

Задачи:

расширить

понятие

о критическом

мышлении

и приемах

развития

критического мышления;

показать

приемы

критического

мышления,

используемые

в своей

практической деятельности.

Оборудование: проектор, презентация.

Ожидаемые результаты:

знание приемов критического мышления;

умение

осуществлять

отбор

наиболее

приемлемых

приёмов

для

формирования

навыков

критического

мышления

у учащихся

по предмету.

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастер-классе.

Я хочу поделиться своим опытом по теме «Формирование читательской

грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на

уроках литературного чтения».

Начать свой мастер класс я бы хотела со слов В.А.Сухомлинского:

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих

себя. Оно

открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словом».

Одна из актуальных проблем современного образования – научить

детей беглому, правильному, осознанному, выразительному чтению, а

главное любви к книге.

Приорететной целью обучения литературному чтению в начальной

школе является формирование читательской грамотности младшего

школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к

использованию читательской деятельности как средства

самообразования.

А что же такое читательская грамотность?

Читательская

грамотность

способность

человека

понимать

и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для

того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод , что для

того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в

школе,

у

ребят

должны

быть

сформированы

читательские

навыки,

необходимые для полноценной работы с текстом.

А чтобы научить ребёнка понимать прочитанное и находить для себя

нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее

эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали

стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к

познавательной и творческой активности.

.

.

вы используете на своих уроках?

Применять технологию можно на всех учебных предметах. КМ - это

естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо

умение

не только

овладеть

информацией,

но и критически

ее оценить,

осмыслить и применить. Критическое мышление развивается при диалоговом

обучении - диалоги проходят в парах и группе - группы формируются в классе.

Критическое

мышление

-

способность

анализировать

информацию

с позиции

логики,

умение

выносить

обоснованные

суждения,

решения

и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным

ситуациям, вопросам и проблемам; способность ставить новые вопросы,

вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов

(стадий):

1

этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед

собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

2

этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии

ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей

ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии

(что хочу знать).

3

этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того,

«что

узнал»

ребенок

на

уроке

по

данной

проблеме.

Учащиеся

самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят

новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен

опорный конспект в тетради учащегося.

С теоретической частью закончили, а теперь займёмся практикой. Приведу

примеры приёмов развития критического мышления на уроке литературного

чтения в 3 классе при изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-

путешественница».

1 этап - вызов.

На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому

вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу

изучаемой

темы.

Все

их

высказывания

(правильные

и

неправильные)

фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у

учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового

материала.

1. Приём «Ассоциации».

Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки

путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли,

прочитав название произведения?

2. Приём «Корзина идей».

1 вариант. Напишите, что вы знаете об утках.

2 вариант. Напишите, что знаете о лягушках.

Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по

теме

(индивидуальная

работа

продолжается

1-2

минуты).

На

доске

прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме,

которые условно собираются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

3. Приёмы «Верите ли вы…», «Верные и неверные утверждения».

Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если

учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите знак «+», если не

согласны, то пишут знак «-«.

Приём «Верите ли вы».

1

Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была

слишком велика?

2

Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие с утками на юг?

3

Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки

подхватили прутик с лягушкой и полетели?

4

Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

5

Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала

держаться за него?

6

Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

7

Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?

Приём «Верные и неверные утверждения».

1

История с лягушкой произошла осенью.

2

Лягушка пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.

3

Утки сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.

4

Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками.

5

Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток.

6

Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю

деревни.

На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие

из утверждений были верными.

2 этап - осмысление.

На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети

читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы

чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой

информации.

1. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах.

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные

ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа.

Тонкие вопросы:

однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные вопросы,

предполагающие неоднозначные ответы.

Кто….

Что…

Когда ..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Примеры «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М.

Гаршина «Лягушка-путешественница».

Тонкие вопросы:

однозначный ответ

Толстые вопросы: это проблемные

вопросы, предполагающие

неоднозначные ответы.

1.Где сидела лягушка?

2.С кем путешествовала

лягушка?

3.Куда отправилась лягушка-

путешественница с утками?

4.Чем лягушка прицепилась к

прутику?

5.Куда упала

путешественница?

1.Почему лягушка решила отправиться в

дальние края?

2.Как чувствовала себя лягушка во время

путешествия?

3.Почему лягушка просила лететь уток

пониже?

4.Почему не состоялось путешествие

лягушки?

5.Могло ли путешествие лягушки

закончиться удачно?

2. Приём «Ромашка вопросов».

Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются

на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то

факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы

начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «

Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на

выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов.

«Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от

другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на

установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в

формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии,

прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут

развиваться события дальше?»

Вот какие вопросы были предложены детьми в разных группах при

изучении произведения В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Простые вопросы. Где жила лягушка?

Объясняющие

вопросы. Почему

утки

согласились

взять

с

собой

лягушку?

Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?

Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время

полёта?

Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?

Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?

Обычно детям нравится формулировать вопросы к тексту, работая в

группах.

3. Приём "Концептуальная таблица".

С какой басней можно сравнить произведение В. М. Гаршина? Придумайте

линию сравнения и заполните таблицу, работая в парах. Я раздам таблицы вам

уже наполовину готовые.

Линия сравнения

Произведение

В. М. Гаршина

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Лягушка-

путешественница»

«Ворона и Лисица»

Жанр

Каким языком написано

произведение?

Главные герои

Можно ли прочитать по

ролям?

Почему

пострадали

главные герои?

Линия сравнения

Произведение

В. М. Гаршина

Произведение

И. А. Крылова

Название

«Лягушка-

путешественница»

«Ворона и Лисица»

Жанр

Литературная сказка

Басня

Каким языком написано

произведение?

Прозаическим

Поэтическим

Главные герои

Лягушка, утки

Ворона, лисица

Можно ли прочитать по

ролям?

Да

Да

Почему

пострадали

главные герои?

Лягушка пострадала, из-

за любви к похвалам, из-

за своего хвастовства.

Ворона пострадала из-за

любви к похвалам.

3 этап - рефлексия.

На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка,

интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит

отбор учащимися наиболее значимой информации.

1. Приём «Синквейн».

Синквейн

это

стихотворная

форма,

состоящая

из

5

строк,

характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя

существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора

синквейна к описываемому предмету или объекту

5 строка – одно ключевое слово, синоним к 1строке.

Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату,

крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они

небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём

«Синквейн» обогащает

словарный

запас,

подготавливает

к

краткому

пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать

себя творцом, так как получается у всех.

Пример синквейна:

1. Лягушка

2. Любопытная, сообразительная.

3. Изобретает, путешествует, хвастается

4. Изобретает необыкновенный способ путешествия

5. Путешественница.

2. Приём «Шесть шляп».

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы

шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети

знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу

и готовят сообщения.

1. Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из

жизни лягушки.

2. Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с

лягушкой?

3. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя,

читая произведение В. М. Гаршина?

4.

Чёрная

шляпа

-

критика. Найдите,

всё

плохое

в

поступках

лягушки. Какие трагические события могли произойти с лягушкой?

5.Зелёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание

истории. Дайте свои советы героям произведения.

6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

Итог работы. Применяя приёмы ТКМ, я отмечаю следующие преимущества:

учащиеся становятся более восприимчивы, к опыту других детей: учатся

слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ

познания;

увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется

их словарный запас;

совместная

работа

способствует

лучшему

пониманию

трудного,

информационно насыщенного текста;

вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

обостряется любознательность, наблюдательность;

развивает активное слушание;

повышает самооценку.

Мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать

различные приемы критического мышления, чтобы урок был интересный,

многофункциональный.

Благодарю за участие. Надеюсь, что я кого-то заинтересовала данной работой, она

применима на всех ступенях обучения. Но в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили

на несколько вопросов.

Вопросы:

1.

Была ли полученная информация для Вас полезна?

________________________________________________________________________

2. На каких уроках можно использовать приёмы КМ?

________________________________________________________________________

3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов КМ?

________________________________________________________________________

4. Хотелось бы Вам посетить открытый урок с применением КМ?

_________________________________________________________________________

5. Ваши пожелания выступающему.

_________________________________________________________________________

Коллеги, спасибо за внимание. Мне было приятно с Вами работать.



В раздел образования