Авторы: Посохова Ольга Ивановна, Ольга Ивановна Посохова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева
Населённый пункт: села Александровского Александровского округа Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Роль родного языка в воспитании
Раздел: среднее образование
Роль родного языка в воспитании
О.И. Посохова,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 имени
Героя Советского Союза И. И. Тенищева
В век информационных технологий мы не всегда задумываемся о
красоте речи, а стремимся о скорости передачи информации и краткости
сообщений. Мы уже не добиваемся красоты, точности выражения мысли –
неграмотность, а порой и сквернословие становятся нормой. Сегодня
современные педагоги, филологи обращаются к не теряющим своей
актуальности и сегодня размышлениям Ушинского о родном слове, о силе и
величии русского языка, его огромном образовательном и воспитательном
потенциале.
В
педагогической
системе
К.Д.
Ушинского
центральное
место
занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания
ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное
значение.
Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов
познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех
знаний, "... лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся
цветком всей духовной жизни народа". В нем отражается вся история народа,
его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и
надежды.
В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые,
настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ
закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт
своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. К.Д.
Ушинский подчеркивал исключительное образовательное и воспитательное
значение языка, называя его величайшим народным наставником. В нем
наиболее
полно
сохранились
народная
мудрость,
многовековой
общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу страны,
историю народа, всю вообще объективную действительность, язык с
помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных
знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к
подлинной жизни народа.
Язык для К.Д. Ушинского, как и для нас сейчас, - могучее средство
развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает
мышление, общается с людьми.
И на сегодняшний день преподавание родного языка в школе имеет
особое значение, так как родной язык является самым ярким признаком
национальной принадлежности, национальной самостоятельности. Люди,
особенно дети, мыслят на родном языке. Чем лучше они владеют родным
языком, тем ярче, красивее и богаче выражают свои мысли в устной и
письменной речи. Первоначальные сведения об окружающем мире и о
человеческой деятельности дети получают посредством родного языка, на
котором они общаются дома, в классе, на улице.
Какой вклад, как учитель, я могу внести в обучении детей родному
языку? Этот вопрос, я думаю, задает себе каждый учитель. Что же я могу? А
могу, наверное, многое! Думаю, моя личная увлеченность родным языком
может повести за собой детей и побудить их изучать более серьезно и
детально родной язык как на уроке, так и во внеурочное время.
Поэтому основные принципы современного урока родного языка могу
назвать следующие:
опора на возрастные психологические особенности школьников; урок
должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость,
своеобразие каждого;
приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания, а
учить добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении
проблему и пытаться её решить;
разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических
приёмов, методов, исследовательский характер урока;
чёткая структура урока, его сюжетность, взаимосвязь всех его частей;
условно урок можно разделить на три части: вступление, вводящее
школьников в проблему; движение темы, развитие, углубление её,
позволяющие школьникам увидеть многоаспектность любой языковой
проблемы; итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний;
разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок,
подчинён его задачам;
отработка норм выразительного чтения;
яркая, образная речь учителя.
На своих уроках широко практикую постановку целей урока самими
учащимися через формирование общеучебных умений и навыков.
При изучении учащимися родного языка важное значение уделяю
формированию умений, связанных с информационной культурой: читать,
писать,
эффективно
работать
с
учебной
книгой,
пользоваться
лингвистическими
словарями
и
справочниками.
Провожу
работу
со
словарями не фрагментарно, исходя из конкретных целей и задач урока, а
систематически, развивая потребность в обращении к тому или иному
словарю. Важно, чтобы учащиеся познакомились с разнообразием словарей,
усвоили их назначение, научились находить в них нужное слово, умели
работать со словарной статьей.
Дидактические игры эффективны в обеспечении успешного развития
коммуникативных навыков. Игры способствуют созданию на уроке языковой
среды, вносят в учебную коммуникацию фактор естественности. В игровой
практике придерживаюсь определенных принципов.
1. Для имитации
заданной среды, как правило, используются музыка, выставка книг,
репродукции картин, перестановка в классе. Привлекаю учащихся и к
процессу изготовления дидактических игр.
2. Кроме духа соревновательности придаю играм проблемность.
Учащиеся, играя, решают важные задачи, связанные с устранением пробелов
в их знаниях, с отработкой навыков произношения, с решением проблем
литературоведческого анализа текста. 3. Учитывая разный уровень развития
учащихся, предлагаю игры на выбор, нередко составляю индивидуальные
планы игр. 4. После игры обязательно обсуждается итог, отмечаются успехи
каждого.
На уроках родного языка школьники знакомятся не только с родной
национальной культурой, но и с культурой других народов, что способствует
формированию уважения к национальной самобытности других культур;
пониманию
и
осознанию
национально-культурных
различий
между
народами. Рубрика «Диалог культур» в учебниках родного русского языка
под редакцией О.М. Александровой помогает лучше понять устройство
родного языка, посмотреть на родной язык с другой стороны, другими
глазами. Таким образом происходит познание культуры русского народа в
диалоге культур. Каждая культура открывает свои новые стороны и в то же
время раскрывает то общее, что связывает культуры разных народов и
людей, говорящих на разных языках. На основе этой рубрики и не только на
уроках родного языка проводятся исследовательские и проектные работы,
которые являются итоговым продуктом деятельности школьников. Именно
проектная
деятельность
развивает
творческие
и
коммуникативные
способности,
умение
рассуждать,
выдвигать
гипотезы,
решать
проблемы. Использование проектной деятельности позволяет мне решить
важнейшие
задачи
современного
урока:
формирование
навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности, создание атмосферы сотрудничества и сотворчества. Проектная
деятельность завершается реальным результатом, имеющим практическое
значение.
Таким
образом,
воспитание
и
образование
должно
учитывать
своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические
особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной
истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга
перед Отечеством и чувство национальной гордости, поэтому так важно
изучать родной язык, и его роль в воспитании подрастающего поколения
неоценима. Ушинский говорил, что «язык есть самая живая, самая обильная
и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения
народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает
собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».
Сегодня, оглядываясь назад, удивляешься, насколько актуальными,
своевременными являются высказывания о родном слове великого К.Д.
Ушинского.