Автор: Шевченко Галина Владимировна
Должность: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский СРЦН"
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие, воспитание и формирование личности несовершеннолетних посредством дополнительного образования в условиях СРЦН
Раздел: дополнительное образование
Развитие, воспитание и формирование личности несовершеннолетних
посредством дополнительного образования в условиях СРЦН
Докладчик
-
воспитатель
отделения
диагностики
и
социальной
реабилитации Шевченко Г.В.
Добрый
день
уважаемые
коллеги!
Вашему
вниманию
я
представляю
образовательный
блок
из
дополнительной
общеобразовательной
программы
художественно-эстетической
направленности «Радуга творчества» (Далее – Программа), реализуемой на
отделении диагностики и социальной реабилитации.
Согласно ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской
Федерации"
существует
отдельный
вид
образования
–
дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное
образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию.
Воспитатели
в
условиях
ГУ
СО
КК
«Краснодарский
СРЦН»
проводятся мероприятия по Программе, которая имеет целенаправленный,
систематический процесс воздействия на личность обучающихся с целью
создания
условий
для
формирования
всесторонне
интеллектуальной,
эстетически развитой творческой личности, ее духовной и эстетической
направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований.
Нужно отметить ещё одну уникальную особенность Программы - дать
растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха
и притом неоднократно! Поскольку в Программе палитра выбора детьми
сферы приложения интересов широка т.к. она состоит из 7 блоков:
«Народные промыслы», «Загадочный мир оригами», «Азбука этикета»,
«Зазеркалье»,
«Школа
здоровья»,
«Разноцветные
фантазии»,
«Мир
искусства». Практически каждый обучающийся от 7 до 18 лет, именно на
этот возраст рассчитана Программа, может найти себя и достигнуть
определенного успеха в том или ином виде деятельности, т.к. срок ее
реализации 3 месяца.
Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для
детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами,
испытывающих трудности в социальной адаптации и освоении школьных
дисциплин.
Развитие, воспитание и формирование личности зависит в целом от
всей образовательно-культурной ситуации, в которой развивается ребенок. В
связи с этим, Программа, реализуемая воспитателями – это необходимое
звено в развитии, воспитании и формировании многогранной личности, в её
образовании. О чем красноречиво свидетельствуют блоки «Азбука этикета»,
«Школа здоровья», «Мир искусства», «Народные промыслы».
Основное
предназначение
Программы
-
удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда у наших воспитанников, в силу разных жизненных обстоятельств,
были реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Данная
Программа
близка
природе
воспитанников;
отвечает
внутренним
потребностям;
помогает
удовлетворять
интересы,
адаптироваться в современном обществе, развивая, социальные компетенции,
интеллект,
творческий
потенциал;
дает
возможность
воспитанникам
приобрести знания и навык или обогатить уже имеющийся личный опыт.
Моя задача как воспитателя – через реализацию Программы
показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают,
хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою
очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и
захотел жить в соответствии с ней.
Мы знаем, что влияние художественно-эстетического воспитания на
развитие личности очень значимо, это доказывается опытом многих
поколений. Программа имеет инновационный характер, т.к. использует
нетрадиционные техники для выполнения изображений. Это дает большой
толчок к развитию не только психических процессов и художественно-
эстетических
способностей,
но
и
проявлению
самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности, развитию коммуникативных
черт личности ребенка. Так блок занятий по этикету, включенный в
Программу, ассоциируется не только с категорией прекрасного. Но и с
понятием вежливого, адекватного поведения и интеллигентности.
Продуктивная
деятельность,
связанная
с
изобразительным
творчеством,
снимает
нервное
напряжение,
страх
и
нормализует
эмоциональное состояние. Она помогает создать поведенческую модель,
направленную на развитие коммуникабельности, социализацию в обществе,
умение
делать
самостоятельный
выбор,
принимать
решения,
ориентироваться в социуме.
Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между
детьми, формирует умение оказывать помощь друг другу, критично
оценивать свои результаты, доброжелательно оценивать работы товарищей,
корректно делать замечания, давать советы.
Форма занятий носит свободный характер. Дети могут спросить совета
товарищей,
попросить
помощи
или
предложить
свою.
В
процессе
интересного
занятия,
объединенные
единым
любимым
делом,
дети
внимательны друг к другу. А если выполняется коллективная работа, то
обсуждают вместе вклад каждого в общее дело и очень внимательны к
итоговому результату: напоминают, подсказывают действия, помогают,
отслеживают последовательность и т.д.
Программа способствует развитию, воспитанию и формированию
личности
обучающегося
через
формирование
системы
знаний,
представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях,
своего места в обществе.
Программа развивает индивидуальные способности обучающихся:
развивает мышление, интеллектуальную активность, речь, волю, чувства. Но
также способствует социализации детей. На занятии ребенок имеет право
выбора при решении различных вопросов (выбор материала, пары для
совместной работы, планировать свою работу).
Программой решаются много задач, направленных на развитие,
воспитание и формирование личности ребенка. Перечислим некоторые:
обогатить, расширить и систематизировать знания, умения и навыки
обучающихся
в
изобразительной
деятельности;
расширить
знания
обучающихся
об
основных
правилах
этикета
и
их
историческом
происхождении;
познакомить
с
основами
культуры
поведения
в
общественных местах, во взаимоотношениях со сверстниками; создать
условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и
необходимости бережного отношения к нему, а также осознанному выбору
ЗОЖ; научить применять в повседневной жизни полученные знания, умения
и навыки; развивать у обучающихся чувство гордости за то, что являются
носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;
развивать активность, самостоятельность при решении различных вопросов;
воспитывать эстетический вкус, гордость за свой выполненный труд (свою
работу);
воспитывать
внимание,
аккуратность,
трудолюбие,
терпение,
доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество; приобщение к
культуре и традициям русского народа, воспитывать лучшие качества,
присущие
русским
народам:
трудолюбие,
доброту,
взаимовыручку,
сочувствие; воспитывать желание участвовать в создании коллективных и
индивидуальных работ.
При реализации Программы используются следующие методы
обучения: объяснительно-иллюстративный; метод проблемного изложения;
поисковый метод; практический метод; проблемно-поисковый метод; метод
игрового содержания.
Формирование личности невозможно без развития способности к
общению.
Они
включают
в
себя:
желание
вступать
в
контакт
с
окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать
собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию,
умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым
необходимо следовать при общении с окружающими.
Для достижения цели широко используются различные педагогические
технологии.
Личностно- ориентированная технология
Технология педагогического сотрудничества
Игровая технология
Арт – терапия
Здоровье сберегающие
Информационно-коммуникационные технологий
На мой взгляд, правильно подобранные педагогических
технологий при организации деятельности детей позволяет утверждать, что
они являются одним из самых мощных средств развития, воспитания и
формирования личности обучающегося, поскольку способствуют развитию
таких
личностных
новообразований
как
активность,
инициативность,
коммуникативность и самостоятельность обучающихся.
При работе в разновозрастной группе воспитателю необходимо
учитывать особенности мышления и уровень развития инструментальных
навыков детей разного возраста от 7 до 18лет. Проводя занятие в
разновозрастной группе, следует обратить внимание на следующие моменты.
Формирование
заинтересованного
отношения
к
общему
результату.
Дети
должны
знать,
зачем
выполняется
работа,
в
чем
преимущество совместной деятельности.
Формирование
у
детей
способности
действовать
сообща,
согласовывать свои действия. Это учит работать в команде, объединять
усилия,
подчинять
личные
интересы
общим
целям,
учит
детей
договариваться, искать способы разрешения возникающих конфликтов.
Анализ общего результата и личного вклада каждого участника.
Важным моментом является умение воспитателя регулировать
длительность занятий для детей разного возраста. Здесь возможна работа с
подгруппой или индивидуально в ходе одного занятия.
На примере реализации блоков «Зазеркалье», «Народные
промыслы», «Разноцветные фантазии» рассмотрим модель взаимодействия
воспитанников на занятиях.
В условиях нашего отделения занятия по программе предлагают
большой выбор изобразительных средств: краски акварельные и гуашевые,
цветные карандаши, акварельные и т.д. Используются различные техники:
графика, аппликация, смешение техник и т.д.
Таким образом, программа практически не имеет ограничений в
исполнении и возрастные рамки довольно широки.
Огромную роль играет атмосфера сотрудничества и взаимопонимания
в детской среде. Единство темы занятия дает возможность для создания
единого эмоционального настроя.
Информацию, полученную на занятии, некоторые дети (младшие)
узнают впервые, более старшие уточняют и дополняют ее, закрепляя знания.
Такие занятия позволяют каждому ребенку решать посильную задачу.
Распределение заданий позволяет получить разнообразные изображения.
Одни и те же предметы и явления изображаются детьми разного возраста по-
разному, на «своем» уровне: младшими - более обобщенно; средними –
упрощенно, но отображая характерные особенности; старшими – с передачей
характерных особенностей в цвете, свете, форме.
Программа
способствует
развитию
индивидуальных
творческих
способностей детей.
Часто в работе с детьми разного возраста проводятся комплексные
занятия, где более «опытные» дети помогают в подготовке к занятию, а в
ходе совместной работы «опытные» дети берут на себя и роль консультанта.
Я в работе используют и такой приём, как разделение операций, когда
разновозрастными воспитанниками выполняется одна большая работа.
Объединяю детей территориально (один стол), которые мало или плохо
контактируют, где они начинают обращаться к друг другу за помощью или за
недостающим материалом (искусственно созданный дефицит).
Ещё один из вариантов организации детей на занятии – работа в паре
«старший
-
младший»,
где
дети
выполняют
определённые
задания,
распределив работу между собой. Старшие дети дополнительно показывают
младшим, как можно выполнять то или иное задание, объясняют и
контролируют действия младшего. Младший ребенок, в свою очередь,
использует работу старшего как поэтапный образец, заимствует способы и
приемы работы.
Активность старшего ребенка по отношению к младшему имеет
серьезный воспитательный эффект, формируя у «наставника» чувство
ответственности
и
причастности
к
работе
младшего,
формируются
приятельские или дружеские взаимоотношения.
Одной из принципиальных задач педагога при развитии, воспитании и
формировании личности несовершеннолетних посредством Программы -
умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать
конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо
следовать при общении с окружающими.
Педагоги знают, что развитие мелкой моторики рук благотворно влияет
на весь организм. Треть мозговых центров, отвечающих за развитие
человека, связана с руками. Поэтому можно смело говорить, что Программа
дает возможность для развития зрительно- пространственного восприятия
обучающихся, творческого воображения, развития разных видов мышления,
интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
А
применение
здоровье
сберегающих
технологий
позволяет
осуществлять смену видов деятельности и сохранять здоровье.
Использование ИКТ повышает мотивацию к занятиям, позволяет более
углубленно изучить материал. (Виртуальные экскурсии по музеям).
Таким образом, содержание Программы по развитию, воспитанию и
формированию личности несовершеннолетних определяется разнообразным
спектром подходов к воспитанникам. Воспитателями делается акцент на
понимание и корректное выражение эмоций и чувств; формирование
навыков
общения;
единства
и
сплочение
группы;
установление
межличностных и межгрупповых взаимодействий; формирование взаимного
доверия и дружеских отношений.
Реализация Программы предусматривает любых детей от 7 до 18 лет –
«обычных», еще не нашедшие своего особого призвания; одаренных;
«проблемных» – с отклонениями в развитии, в поведении. Программа
позволяет объединять детей с различными умениями и навыками, а также
подключать их к группе с любого занятия, т.к. темы самостоятельны и не
повторяются. При этом Программа является своего рода механизмом
социального выравнивания возможностей получения персонифицированного
образования.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он
носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не
менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во
всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой
спецификой Программы.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе
дополнительного образования предполагает не только обучение детей
определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся, то для себя о результатах реализации
Программы я сужу по двум группам показателей:
• предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе
освоения Программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка
под влиянием занятий).
Мы видим, что занятия по Программе способствуют
самоопределению, развитию самопонимания, дает хороший воспитательный
эффект, что способствует снятию поведенческих проблем, и, конечно,
формирует разнообразные социальные и прикладные навыки, переходящие в
компетенции, выполняя запросы общества. Исходя из анализа Программы,
можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по развитию,
воспитанию и формирование личности несовершеннолетних в условиях
СРЦН при реализации дополнительной общеобразовательной программе
художественно-эстетической направленности «Радуга творчества».
Благодарю за внимание.