Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников на занятиях по программе дополнительного образования.


Автор: Шевченко Галина Владимировна
Должность: воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Краснодарский СРЦН"
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных навыков у воспитанников на занятиях по программе дополнительного образования.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование

коммуникативных

навыков

у

воспитанников

на

занятиях по программе дополнительного образования.

Докладчик -

воспитатель отделения диагностики и социальной

реабилитации Шевченко Г.В.

Добрый день уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю

образовательный блок из дополнительной общеобразовательной программы

художественно-эстетической направленности «Радуга творчества» (Далее –

Программа),

реализуемой

на

отделении

диагностики

и

социальной

реабилитации.

В

условиях

ГКУ

СО

КК

«Краснодарский

СРЦН»

проводятся

мероприятия

по

Программе,

которая

имеет

целенаправленный,

систематический процесс воздействия на личность обучающихся с целью

развития у них широкого спектра способности. Возраст обучающихся от 7 до

18 лет. Срок реализации 3 месяца. В программу входит 7 блоков: «Народные

промыслы», «Загадочный мир оригами», «Азбука этикета», «Зазеркалье»,

«Школа здоровья», «Разноцветные фантазии», «Мир искусства».

Формирование коммуникативных навыков зависит в целом от всей

образовательно-культурной ситуации, в которой развивается ребенок. В

связи с этим, Программа, реализуемая воспитателями – это необходимое

звено в воспитании многогранной личности, в её образовании.

Данная

Программа

близка

природе

воспитанников,

отвечает

внутренним

потребностям,

помогает

удовлетворять

интересы,

адаптироваться в современном обществе, развивает интеллект, творческий

потенциал и, конечно, коммуникативные компетенции.

Мы знаем, что влияние художественно-эстетического воспитания на

развитие личности очень значимо, это доказывается опытом многих

поколений. Программа имеет инновационный характер, т.к. использует

нетрадиционные техники для выполнения изображений. Это дает большой

толчок к развитию не только психических процессов и художественно-

эстетических

способностей,

но

и

проявлению

самостоятельности,

инициативы, выражения индивидуальности, развитию коммуникативных

черт личности ребенка. Так блок занятий по этикету, включенный в

Программу, ассоциируется не только с категорией прекрасного. Но и с

понятием вежливого, адекватного поведения и интеллигентности.

Продуктивная

деятельность,

связанная

с

изобразительным

творчеством,

снимает

нервное

напряжение,

страх

и

нормализует

эмоциональное состояние. Она помогает создать поведенческую модель,

направленную

на

развитие

коммуникабельности,

умение

делать

самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в социуме.

Работа в коллективе формирует дружеские взаимоотношения между

детьми, формирует умение оказывать помощь друг другу, критично

оценивать свои результаты, доброжелательно оценивать работы товарищей,

корректно делать замечания, давать советы.

Форма занятий носит свободный характер. Дети могут спросить совета

товарищей,

попросить

помощи

или

предложить

свою.

В

процессе

интересного

занятия,

объединенные

единым

любимым

делом,

дети

внимательны друг к другу. А если выполняется коллективная работа, то

обсуждают вместе вклад каждого в общее дело и очень внимательны к

итоговому результату: напоминают, подсказывают действия, помогают,

отслеживают последовательность и т.д.

Программа

способствует

социализации

обучающихся

через

формирование системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах,

возможностях и способностях.

Программа развивает индивидуальные способности обучающихся:

развивает мышление, интеллектуальную активность, речь, волю, чувства. Но

также способствует коммуникативному развитию и социализации детей. На

занятии ребенок имеет право выбора при решении различных вопросов

(выбор материала, пары для совместной работы, планировать свою работу).

Помимо

задач

художественно

эстетической

направленности

Программой решаются следующие задачи: расширить знания обучающихся

об

основных

правилах

этикета

и

их

историческом

происхождении;

познакомить с основами культуры поведения в общественных местах, во

взаимоотношениях со сверстниками; сформировать представления о ЗОЖ и

развивать в нем потребность, осознанный выбор ЗОЖ; научить применять в

повседневной жизни полученные знания, умения и навыки; развивать

активность,

самостоятельность

при

решении

различных

вопросов;

воспитывать гордость за свой выполненный труд (свою работу); воспитывать

внимание,

аккуратность,

трудолюбие,

терпение,

доброжелательное

отношение друг к другу, сотворчество; воспитывать лучшие качества,

присущие

русским

народам:

трудолюбие,

доброту,

взаимовыручку,

сочувствие; воспитывать желание участвовать в создании коллективных и

индивидуальных работ.

При реализации Программы используются следующие методы

обучения: объяснительно-иллюстративный; метод проблемного изложения;

поисковый метод; практический метод; проблемно-поисковый метод; метод

игрового содержания.

Способности к общению включают в себя: желание вступать в

контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее

умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять

эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил,

которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Широко используются различные педагогические технологии.

Личностно- ориентированная технология

Технология педагогического сотрудничества

Игровая технология

Арт – терапия

Здоровье сберегающие

Информационно-коммуникационные технологий

На мой взгляд, правильно подобранные педагогических

технологий при организации деятельности детей позволяет утверждать, что

они являются одним из самых мощных средств социализации личности

обучающегося,

поскольку

способствуют

развитию

таких

личностных

новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность

обучающихся.

Одной

из

принципиальных

задач

педагога

при

формировании

коммуникативной компетентности является организация таких условий, при

которых

учащиеся

приобретают

навыки

и

умения,

соответствующие

высокому уровню общения. Способности к общению включают в себя:

желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение,

включающее

умение

слушать

собеседника,

умение

эмоционально

сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими.

Таким образом, содержание коммуникативного процесса при

реализации Программы определяется целым комплексом подходов к

воспитанникам. Воспитателями делается акцент на сплочение группы,

формирование взаимного доверия, на формирование навыков вербального и

невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств

Занятия по Программе помогают выстраивать межличностные

отношения, улучшают состояние эмоциональной сферы, способствуют

развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем, и, конечно,

формирует

коммуникативные

навыки,

переходящие

в

компетенции,

выполняя запросы общества. Исходя из анализа Программы, можно

сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию

коммуникативных компетенций (навыков и умений) обучающихся при

реализации

дополнительной

общеобразовательной

программе

художественно-эстетической направленности «Радуга творчества».

А сейчас я предлагаю поиграть в игры и упражнения, способствующие

развитию коммуникативных навыков, которые очень любят дети из

картотеки игр «Коммуникативные игры», которая сформирована мной.

Упражнение «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и

коммуникативных ситуациях.

Описание:

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети

должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, спортивный комментатор,

воспитатель, полицейский, продавец, кассир) и в какой ситуации возможны

подобные слова. Например: “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт!

(Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Упражнение «Через стекло»

Цель: развивать

умение

понимать

друг

друга,

вникать

в

суть

полученной информации.

Описание: участники разбиваются на пары. Педагог говорит о том, что

надо представить, что один из вас находится в поезде, а другой стоит на

перроне, то есть вы отделены друг от друга стеклом, через которое не

проникают звуки. Но вы можете видеть друг друга. Попробуйте с помощью

жестов передать друг другу содержание какого – либо сообщения. Кто хочет

быть в первой паре игроков? Можно выбрать считалкой.

Пример сообщений: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне

письмо», «Я очень буду скучать», «Когда приеду поем и посплю, а потом

позвоню и мы с тобой поговорим».

Затем все обсуждают, насколько точно участники смогли передать

содержание сообщений и легко ли им было понять друг друга.

Упражнение «Снежная королева»

Цель: Учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений

смысла.

Описание: участники садятся на стулья, образуя круг. Педагог просит

детей вспомнить сказку «Снежная королева». Дети вспоминают, что в этой

сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное

превращалось в плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого

зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит о том, что у этой сказки есть продолжение: когда Кай

и Герда выросли, они сделали волшебные очки, через которые, в отличие от

зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям

предлагается

представить,

что

волшебные

очки

надеты,

посмотреть на своего товарища, а затем рассказать о нем в положительном

ключе.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.

По окончании игры дети пытаются рассказать, какие трудности они

испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.

Благодарю за участие и внимание.



В раздел образования