Автор: Марина Эмильевна Подгало
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Новороссийский КЦРИ"
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Опыт работы социального педагога
Тема: Гарденотерапия как один из эффективных методов работы с детьми в рамках реабилитационного процесса
Раздел: дополнительное образование
Опыт работы социального педагога ГКУ СО КК «Новороссийский
КЦРИ»: Гарденотерапия как один из эффективных методов работы с
детьми в рамках реабилитационного процесса
С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей с инвалидностью. Многие из них отличаются
некоторыми особенностями поведения:
слабо выраженной способностью к социальному взаимодействию,
отсутствием потребности в общении,
недоразвитием эмоций, отсутствием оттенков переживаний,
поведенческими
расстройствами:
импульсивность,
необдуманные
действия, нарушение дисциплины,
низким уровнем осознания мотивов,
отказом от учёбы,
неумением
руководить
самостоятельно
своей
деятельностью,
преодолевать препятствия, ставить цель.
Зачастую, детей с такими нарушениями бывает сложно заинтересовать,
привлечь их внимание, сосредоточить на одном виде деятельности.
Исходя из этого, задачей специалистов реабилитационных центров
становится необходимость организовать реабилитационный процесс особым
образом, применяя технологии, включающие в себя коррекцию отклонений в
развитии путем восстановления утраченных, формирования необходимых
навыков, снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, его
адаптацию к окружающей социальной среде.
Опираясь на опыт работы в реабилитационном центре, мы пришли к
выводу,
что
целесообразно
ввести
в
работу
с
детьми
технологию
гарденотерапии как один из эффективных методов коррекционной работы с
детьми в рамках реабилитационного процесса.
Гарденотерапия (садовая терапия) – это одно из направлений в
социальной, трудовой, педагогической реабилитации и адаптации с помощью
приобщения детей к работе с растениями. Гарденотерапия - лечение
растениями.
Эта
деятельность
напрямую
связана
с
терапевтическим
воздействием энергетики земли, растений. С помощью комнатных растений
мы пытаемся восполнить недостаток общения с природой.
Программа по гарденотерапии «Изумрудный мир» реализуется мной на
базе ГКУ СО КК «Новороссийский КЦРИ» с 2017 года.
Новизна программы заключается в том, что она построена на основе
работы с живыми семенами и растениями. На занятиях дети учатся различать
некоторые виды комнатных и садовых растений, расширено знакомятся с
особенностями их выращивания, впервые учатся самостоятельно смешивать
грунт для разных видов растений, делать при необходимости обрезку,
пересадку. Весной реабилитанты участвуют в выращивании рассады
цветочных, овощных культур, высаживают их в цветники.
Коррекционные возможности гарденотерапии проявляются в развитии
познавательной активности, коррекции эмоциональной сферы, расширении
функциональных
возможностей
кистей
рук,
развитии
элементарных
трудовых навыков.
Отличительные особенности программы заключаются в следующем:
1.
Наглядность:
в
работе
с
детьми
использование
элементов
гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды
деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой
зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.
2.
Развитие
эмоционального
интеллекта:
гарденотерапевтический
метод
опирается
на
взаимодействие
ребенка
c
ограниченными
возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания,
соучастия, эмпатии.
3. Индивидуализация обучения: уникальная программа позволяет
индивидуализировать работу: менее подготовленным детям даются простые
задания по уходу, при этом сохраняется развивающий и обучающий аспект
терапии.
4. Оздоровление: на занятиях ребята работают с живыми растениями,
что оказывает положительное влияние на здоровье реабилитантов (растения
выделяют
фитонциды,
которые
помогают
снизить
риск
развития
инфекционных заболеваний).
В нашем реабилитационном центре были созданы все условия для
успешной
реализации
программы:
садово-огородный
инвентарь
и
оборудование
для
работы
с
растениями
(лейки,
лопатки,
грабли,
пульверизатор, поддон, информационные таблицы, посадочные горшки,
секатор, фитолампа); наборы для выращивания микрозелени и изготовления
эко-игрушки
Травянчика;
грунт,
керамзит
и
разрыхлители
(перлит,
вермикулит,
диатомит,
цеолит,
кварцевый
песок,
древесный
уголь);
стимуляторы роста: корневин, циркон, эпин; органическое удобрение
биогумус. В качестве дидактических пособий используются: развивающая
игра: «Ветки и детки»,
обучающие карточки «Комнатные растения»,
демонстрационный материал «Комнатные растения», лэпбук «Растение как
живое существо». В качестве живых пособий выступают живые растения
(хлорофитум,
бегонии,
каланхоэ,
фиалки,
герань,
кактусы
и
другие
суккуленты), черенки, саженцы и семена овощных и цветочных культур, лук-
севок.
Занятия по гарденотерапии посещают дети с инвалидностью и дети с
ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 17 лет,
проходящие курс реабилитации.
На
каждом
занятии
я
использую
особый
ритуал
приветствия:
«Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй, в поле
ветерок, здравствуй, маленький дубок. Мы живём в одном краю, всех я вас
приветствую.» Приветствие настраивает детей, помогает сосредоточиться.
Так как наша цель провести коррекционно-развивающее занятие,
помимо
непосредственной
работы
с
растениями,
занятия
содержат
дидактические игры на развитие внимания, памяти, речи («Какого растения
не стало», «Назови растение», «Найди по описанию», «Ветки и детки» и
другие), динамические паузы («Цветок», «На лугу растут цветы», «Наши
алые цветки», «Вырос цветок»), ролевые игры («Цветочный магазин», «Во
саду ли, в огороде»).
Коррекционные занятия включают в себя знакомство с новым
растением, где дети узнают его название, изучают внешний вид на живом
примере, особенности строения, наличие/отсутствие у него стебля, листьев и
других частей, могут пощупать, понюхать предлагаемое к изучению
растение. На данном этапе ребята учатся анализировать, сравнивать, делать
выводы. Необходимым моментом знакомства с растением является узнавание
условий его выращивания: освещение, полив, подкормки, пересадки,
размножение.
Каждое занятие заканчивается практической частью и рефлексией. В
практической части дети совершают уход за комнатным растением (полив,
рыхление,
протирание
листьев,
опрыскивание,
подкормка,
посадка,
пересадка, обрезание, черенкование растений) в зависимости от задач. Во
время рефлексии идет обсуждение запомнившихся моментов, краткое
повторение этапов занятия, расширяется понятийный словарь.
После таких занятий ребята зачастую уходят домой с новым зелёным
питомцем, которого посадили самостоятельно.
В холодный период года проходят занятия по обучению выращивания
микрозелени, ведь именно в это время так не хватает витаминов. Для этого
мы используем как земельный, так и безземельный способы. Выращивание
микрозелени радует ребят быстрым результатом, уже через 7-10 дней можно
собирать урожай супер-фуда, выращенного своими руками. Также в осенне-
зимний период проходят занятия по формированию навыков выращивания
лука на перо. Для этого используется лук-севок или обычные луковицы.
Выращивание происходит двумя способами: в воде и в земле.
Занятия в тёплый период года включает в себя теоретическое и
практическое изучение способов весеннего и летнего ухода за комнатными
растениями: черенкование растений, пересадка, перевалка, посадка. Дети
учатся посеву семян садовых растений и овощных культур на рассаду,
пикированию, высадке рассады в открытый грунт. Таким образом, нами были
выращены из семян бархатцы, петуния, перчик Огонёк, томаты. Особой
популярностью
среди
младших
школьников
пользуется
техника
изготовления эко-игрушки Травянчика. Наблюдение за ростом волос эко-
игрушки Травянчика никого не оставляет равнодушным, тем более что
«волосы» можно подстригать и кормить ими домашних питомцев или
сделать игрушку в подарок.
Интересной
практикой
было
выращивание
декоративного
подсолнечника сорта Мишка Тедди. Всё лето клумбу на территории нашего
реабилитационного
центра
украшал
яркий
декоративный
куст
подсолнечника. В выращивании подсолнечника участвовали дети двух
курсов
реабилитации:
одни
сеяли
семена
и
пикировали
рассаду
подсолнечника, другие занимались высадкой саженцев в открытый грунт на
клумбу.
Включая в реабилитационный процесс занятия по гардентерапии, мы
ставим, в первую очередь, социально-реабилитационные цели. И анализ
результатов использования технологии гарденотерапии в работе с детьми с
инвалидностью подтверждает положительный социальный эффект: развитие
экологических, эстетических, нравственных, коммуникативных и трудовых
навыков, познавательной активности.
На занятиях дети учатся распознавать совершенно иную форму жизни,
начинают видеть в растении особое живое существо, жизнь которого зависит
от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной
температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. С
помощью педагога ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит
от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.
Такой вид занятия способствует развитию эмоциональной отзывчивости к
объектам флоры, корректное отношение к миру природы, эмпатию.
Работа
с
землёй
при
посадке,
пересадке
или
копке
растений
способствует развитию тактильных ощущений, которые помогают снизить
уровень стресса и тревожности. Непосредственный контакт с землёй
успокаивает, дарит гармонию, умиротворение. А самое главное, создают
атмосферу безопасности и спокойствия, помогают научиться управлять
собой.
Занятия,
связанные
с
манипуляцией
с
землёй,
требуют
внимательности и сосредоточенности. Это помогает развивать концентрацию
и внимательность в других сферах.
За период реализации программы «Изумрудный мир» с 2017 года
можно отметить, что гарденотерапия развивает творческий потенциал,
способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в
развитии в общество. Посещающие занятия по гарденотерапии школьники
делятся
своими
впечатлениями
и
результатами
с
одноклассниками,
используют полученные знания на уроках биологии и окружающего мир.
Через восприятие основных базовых цветов, разноцветие комнатных
растений у ребенка развивается долговременная память, способность
удерживать в мозгу сложные явления действительности, расширяется
словарь, дети знакомятся с такими понятиями, как: фотосинтез, комнатное
растение, грунт, дренаж, разрыхлители, теплица, посадка, пересадка,
перевалка, пикировка, саженец, рассада, микрозелень, удобрение и другие.
Работа с цветами изменяет ребенка в лучшую сторону, вносит
позитивный сдвиг в его психическое состояние. Программа дает детям
возможность погасить на занятиях свои негативные эмоции, порожденные
жизненными обстоятельствами.
Работая с растениями, дети становятся
внимательными по отношению к окружающим, доброжелательными и более
уравновешенными.
После прохождения программы обучающиеся приобретают:
знания о комнатных и садовых растениях, их строении, выращивания,
их роли, пользе для человека;
умения применять собственные знания и навыки в различных
социально-бытовых ситуациях;
положительную мотивацию к трудовой и учебной деятельности.
У несовершеннолетних улучшается:
умение самостоятельной ориентации во времени и пространстве;
психоэмоциональное состояние;
Обучающиеся
демонстрируют
такие
качества
личности
как:
трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любовь к прекрасному.
У детей и подростков повышается:
ответственность, уверенность в собственных силах;
значительно развиваются коммуникативные и трудовые навыки.
Для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
занятия
гарденотерапией — это уникальная возможность для саморазвития и
общения
с
миром
живой
природы.
Занимаясь
с растениями,
дети
преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни.
Этот
момент
имеет
большое
значение
в
реабилитации
детей
с
инвалидностью.
Приобретая навыки ухода за растениями, дети смогут их использовать
в повседневной жизни, в быту, продолжить изучать и выращивать растения в
домашних условиях, использовать при выборе будущей профессии.