Напоминание

Гарденотерапия как один из эффективных методов работы с детьми в рамках реабилитационного процесса


Автор: Марина Эмильевна Подгало
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Новороссийский КЦРИ"
Населённый пункт: город Новороссийск
Наименование материала: Опыт работы социального педагога
Тема: Гарденотерапия как один из эффективных методов работы с детьми в рамках реабилитационного процесса
Раздел: дополнительное образование





Назад




Опыт работы социального педагога ГКУ СО КК «Новороссийский

КЦРИ»: Гарденотерапия как один из эффективных методов работы с

детьми в рамках реабилитационного процесса

С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными

возможностями здоровья, детей с инвалидностью. Многие из них отличаются

некоторыми особенностями поведения:

слабо выраженной способностью к социальному взаимодействию,

отсутствием потребности в общении,

недоразвитием эмоций, отсутствием оттенков переживаний,

поведенческими

расстройствами:

импульсивность,

необдуманные

действия, нарушение дисциплины,

низким уровнем осознания мотивов,

отказом от учёбы,

неумением

руководить

самостоятельно

своей

деятельностью,

преодолевать препятствия, ставить цель.

Зачастую, детей с такими нарушениями бывает сложно заинтересовать,

привлечь их внимание, сосредоточить на одном виде деятельности.

Исходя из этого, задачей специалистов реабилитационных центров

становится необходимость организовать реабилитационный процесс особым

образом, применяя технологии, включающие в себя коррекцию отклонений в

развитии путем восстановления утраченных, формирования необходимых

навыков, снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, его

адаптацию к окружающей социальной среде.

Опираясь на опыт работы в реабилитационном центре, мы пришли к

выводу,

что

целесообразно

ввести

в

работу

с

детьми

технологию

гарденотерапии как один из эффективных методов коррекционной работы с

детьми в рамках реабилитационного процесса.

Гарденотерапия (садовая терапия) – это одно из направлений в

социальной, трудовой, педагогической реабилитации и адаптации с помощью

приобщения детей к работе с растениями. Гарденотерапия - лечение

растениями.

Эта

деятельность

напрямую

связана

с

терапевтическим

воздействием энергетики земли, растений. С помощью комнатных растений

мы пытаемся восполнить недостаток общения с природой.

Программа по гарденотерапии «Изумрудный мир» реализуется мной на

базе ГКУ СО КК «Новороссийский КЦРИ» с 2017 года.

Новизна программы заключается в том, что она построена на основе

работы с живыми семенами и растениями. На занятиях дети учатся различать

некоторые виды комнатных и садовых растений, расширено знакомятся с

особенностями их выращивания, впервые учатся самостоятельно смешивать

грунт для разных видов растений, делать при необходимости обрезку,

пересадку. Весной реабилитанты участвуют в выращивании рассады

цветочных, овощных культур, высаживают их в цветники.

Коррекционные возможности гарденотерапии проявляются в развитии

познавательной активности, коррекции эмоциональной сферы, расширении

функциональных

возможностей

кистей

рук,

развитии

элементарных

трудовых навыков.

Отличительные особенности программы заключаются в следующем:

1.

Наглядность:

в

работе

с

детьми

использование

элементов

гарденотерапии дает положительные результаты в силу того, что плоды

деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой

зависимости от усилий, которые ребенок вложил в свой труд.

2.

Развитие

эмоционального

интеллекта:

гарденотерапевтический

метод

опирается

на

взаимодействие

ребенка

c

ограниченными

возможностями с природой как процесс постоянного сопереживания,

соучастия, эмпатии.

3. Индивидуализация обучения: уникальная программа позволяет

индивидуализировать работу: менее подготовленным детям даются простые

задания по уходу, при этом сохраняется развивающий и обучающий аспект

терапии.

4. Оздоровление: на занятиях ребята работают с живыми растениями,

что оказывает положительное влияние на здоровье реабилитантов (растения

выделяют

фитонциды,

которые

помогают

снизить

риск

развития

инфекционных заболеваний).

В нашем реабилитационном центре были созданы все условия для

успешной

реализации

программы:

садово-огородный

инвентарь

и

оборудование

для

работы

с

растениями

(лейки,

лопатки,

грабли,

пульверизатор, поддон, информационные таблицы, посадочные горшки,

секатор, фитолампа); наборы для выращивания микрозелени и изготовления

эко-игрушки

Травянчика;

грунт,

керамзит

и

разрыхлители

(перлит,

вермикулит,

диатомит,

цеолит,

кварцевый

песок,

древесный

уголь);

стимуляторы роста: корневин, циркон, эпин; органическое удобрение

биогумус. В качестве дидактических пособий используются: развивающая

игра: «Ветки и детки»,

обучающие карточки «Комнатные растения»,

демонстрационный материал «Комнатные растения», лэпбук «Растение как

живое существо». В качестве живых пособий выступают живые растения

(хлорофитум,

бегонии,

каланхоэ,

фиалки,

герань,

кактусы

и

другие

суккуленты), черенки, саженцы и семена овощных и цветочных культур, лук-

севок.

Занятия по гарденотерапии посещают дети с инвалидностью и дети с

ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 17 лет,

проходящие курс реабилитации.

На

каждом

занятии

я

использую

особый

ритуал

приветствия:

«Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое, здравствуй, в поле

ветерок, здравствуй, маленький дубок. Мы живём в одном краю, всех я вас

приветствую.» Приветствие настраивает детей, помогает сосредоточиться.

Так как наша цель провести коррекционно-развивающее занятие,

помимо

непосредственной

работы

с

растениями,

занятия

содержат

дидактические игры на развитие внимания, памяти, речи («Какого растения

не стало», «Назови растение», «Найди по описанию», «Ветки и детки» и

другие), динамические паузы («Цветок», «На лугу растут цветы», «Наши

алые цветки», «Вырос цветок»), ролевые игры («Цветочный магазин», «Во

саду ли, в огороде»).

Коррекционные занятия включают в себя знакомство с новым

растением, где дети узнают его название, изучают внешний вид на живом

примере, особенности строения, наличие/отсутствие у него стебля, листьев и

других частей, могут пощупать, понюхать предлагаемое к изучению

растение. На данном этапе ребята учатся анализировать, сравнивать, делать

выводы. Необходимым моментом знакомства с растением является узнавание

условий его выращивания: освещение, полив, подкормки, пересадки,

размножение.

Каждое занятие заканчивается практической частью и рефлексией. В

практической части дети совершают уход за комнатным растением (полив,

рыхление,

протирание

листьев,

опрыскивание,

подкормка,

посадка,

пересадка, обрезание, черенкование растений) в зависимости от задач. Во

время рефлексии идет обсуждение запомнившихся моментов, краткое

повторение этапов занятия, расширяется понятийный словарь.

После таких занятий ребята зачастую уходят домой с новым зелёным

питомцем, которого посадили самостоятельно.

В холодный период года проходят занятия по обучению выращивания

микрозелени, ведь именно в это время так не хватает витаминов. Для этого

мы используем как земельный, так и безземельный способы. Выращивание

микрозелени радует ребят быстрым результатом, уже через 7-10 дней можно

собирать урожай супер-фуда, выращенного своими руками. Также в осенне-

зимний период проходят занятия по формированию навыков выращивания

лука на перо. Для этого используется лук-севок или обычные луковицы.

Выращивание происходит двумя способами: в воде и в земле.

Занятия в тёплый период года включает в себя теоретическое и

практическое изучение способов весеннего и летнего ухода за комнатными

растениями: черенкование растений, пересадка, перевалка, посадка. Дети

учатся посеву семян садовых растений и овощных культур на рассаду,

пикированию, высадке рассады в открытый грунт. Таким образом, нами были

выращены из семян бархатцы, петуния, перчик Огонёк, томаты. Особой

популярностью

среди

младших

школьников

пользуется

техника

изготовления эко-игрушки Травянчика. Наблюдение за ростом волос эко-

игрушки Травянчика никого не оставляет равнодушным, тем более что

«волосы» можно подстригать и кормить ими домашних питомцев или

сделать игрушку в подарок.

Интересной

практикой

было

выращивание

декоративного

подсолнечника сорта Мишка Тедди. Всё лето клумбу на территории нашего

реабилитационного

центра

украшал

яркий

декоративный

куст

подсолнечника. В выращивании подсолнечника участвовали дети двух

курсов

реабилитации:

одни

сеяли

семена

и

пикировали

рассаду

подсолнечника, другие занимались высадкой саженцев в открытый грунт на

клумбу.

Включая в реабилитационный процесс занятия по гардентерапии, мы

ставим, в первую очередь, социально-реабилитационные цели. И анализ

результатов использования технологии гарденотерапии в работе с детьми с

инвалидностью подтверждает положительный социальный эффект: развитие

экологических, эстетических, нравственных, коммуникативных и трудовых

навыков, познавательной активности.

На занятиях дети учатся распознавать совершенно иную форму жизни,

начинают видеть в растении особое живое существо, жизнь которого зависит

от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной

температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. С

помощью педагога ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит

от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

Такой вид занятия способствует развитию эмоциональной отзывчивости к

объектам флоры, корректное отношение к миру природы, эмпатию.

Работа

с

землёй

при

посадке,

пересадке

или

копке

растений

способствует развитию тактильных ощущений, которые помогают снизить

уровень стресса и тревожности. Непосредственный контакт с землёй

успокаивает, дарит гармонию, умиротворение. А самое главное, создают

атмосферу безопасности и спокойствия, помогают научиться управлять

собой.

Занятия,

связанные

с

манипуляцией

с

землёй,

требуют

внимательности и сосредоточенности. Это помогает развивать концентрацию

и внимательность в других сферах.

За период реализации программы «Изумрудный мир» с 2017 года

можно отметить, что гарденотерапия развивает творческий потенциал,

способствует социальной адаптации и интеграции ребенка с особенностями в

развитии в общество. Посещающие занятия по гарденотерапии школьники

делятся

своими

впечатлениями

и

результатами

с

одноклассниками,

используют полученные знания на уроках биологии и окружающего мир.

Через восприятие основных базовых цветов, разноцветие комнатных

растений у ребенка развивается долговременная память, способность

удерживать в мозгу сложные явления действительности, расширяется

словарь, дети знакомятся с такими понятиями, как: фотосинтез, комнатное

растение, грунт, дренаж, разрыхлители, теплица, посадка, пересадка,

перевалка, пикировка, саженец, рассада, микрозелень, удобрение и другие.

Работа с цветами изменяет ребенка в лучшую сторону, вносит

позитивный сдвиг в его психическое состояние. Программа дает детям

возможность погасить на занятиях свои негативные эмоции, порожденные

жизненными обстоятельствами.

Работая с растениями, дети становятся

внимательными по отношению к окружающим, доброжелательными и более

уравновешенными.

После прохождения программы обучающиеся приобретают:

знания о комнатных и садовых растениях, их строении, выращивания,

их роли, пользе для человека;

умения применять собственные знания и навыки в различных

социально-бытовых ситуациях;

положительную мотивацию к трудовой и учебной деятельности.

У несовершеннолетних улучшается:

умение самостоятельной ориентации во времени и пространстве;

психоэмоциональное состояние;

Обучающиеся

демонстрируют

такие

качества

личности

как:

трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любовь к прекрасному.

У детей и подростков повышается:

ответственность, уверенность в собственных силах;

значительно развиваются коммуникативные и трудовые навыки.

Для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

занятия

гарденотерапией — это уникальная возможность для саморазвития и

общения

с

миром

живой

природы.

Занимаясь

с растениями,

дети

преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни.

Этот

момент

имеет

большое

значение

в

реабилитации

детей

с

инвалидностью.

Приобретая навыки ухода за растениями, дети смогут их использовать

в повседневной жизни, в быту, продолжить изучать и выращивать растения в

домашних условиях, использовать при выборе будущей профессии.



В раздел образования