Автор: Карабельникова Альбина Иннокентьевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МКОУ Чиканская СОШ
Населённый пункт: село Чикан, Жигаловский район, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дорога к Победе: 80 лет спустя"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка библиотечного урока, посвящённого
80-летию Победы
Педагог – библиотекарь: Карабельникова Альбина Иннокентьевна
Тема урока: «Дорога к Победе: 80 лет спустя»
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с историей Великой Отечественной войны и значением
Победы.
2. Развивать навыки работы с информацией, критического мышления и анализа
источников.
3. Воспитывать уважение к памяти героев войны и патриотизм.
Оборудование:
• Презентация о Великой Отечественной войне
• Книги и статьи о войне (как художественная, так и научная литература)
• Документальные фильмы и видеозаписи
• Интерактивные доски или проекторы
• Выставка книг и материалов о войне
Ход урока:
1. Введение (10 минут)
• Приветствие учащихся.
• Краткое введение в тему: «В 2025 году мы отмечаем 80-летие Победы в
Великой Отечественной войне. Эта дата напоминает нам о мужестве и
стойкости нашего народа».
2. Исторический экскурс (15 минут)
• Презентация о ключевых событиях войны (начало войны, важнейшие
сражения, жизнь на фронте и в тылу).
• Обсуждение значимости Победы для страны и мира.
3. Работа с источниками (20 минут)
• Разделение учащихся на группы. Каждой группе предоставляется
определённый источник (книга, статья, документальный фильм).
• Задание: проанализировать материал и подготовить краткий рассказ о том,
что они узнали.
• Каждая группа представляет свои находки остальным.
4. Викторина «Знаешь ли ты свою историю?» (15 минут)
Каждый вопрос имеет несколько вариантов ответов (правильный ответ
отмечен).
Вопросы:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
• A) 22 июня 1941 года (Правильный ответ)
• B) 1 сентября 1939 года
• C) 9 мая 1945 года
• D) 7 декабря 1941 года
2. Какое сражение считается поворотным моментом войны на Восточном
фронте?
• A) Сражение под Москвой
• B) Сражение под Сталинградом (Правильный ответ)
• C) Курская битва
• D) Битва за Ленинград
3. Кто был Верховным Главнокомандующим Советскими Вооруженными
Силами во время войны?
• A) Георгий Жуков
• B) Константин Рокосовский
• C) Иосиф Сталин (Правильный ответ)
• D) Василий Чуйков
4. Какой город был осажден на протяжении 872 дней?
• A) Киев
• B) Ленинград (Правильный ответ)
• C) Смоленск
• D) Минск
5. Какое событие произошло 9 мая 1945 года?
• A) Начало войны
• B) Окончание войны в Европе (Правильный ответ)
• C) Битва под Сталинградом
• D) Освобождение Киева
6. Какое оружие стало символом победы советских войск?
• A) Танк Т-34 (Правильный ответ)
• B) Пулемет Максим
• C) Самолет ИЛ-2
• D) Ракета Р-1
7. Кто из известных писателей и поэтов участвовал в Великой Отечественной
войне?
• A) Борис Пастернак
• B) Константин Симонов (Правильный ответ)
• C) Анна Ахматова
• D) Александр Блок
8. Какое было кодовое название операции по освобождению Киева в 1943 году?
• A) Операция "Багратион"
• B) Операция "Кутузов"
• C) Операция "Полководец Румянцев" (Правильный ответ)
• D) Операция "Висла-Одер"
9. Какой союзник СССР воевал на стороне антигитлеровской коалиции?
• A) Германия
• B) Япония
• C) Соединенные Штаты Америки (Правильный ответ)
• D) Италия
10. Какой памятник установлен в честь защитников Брестской крепости?
• A) Памятник "Родина-мать"
• B) Брестская крепость-герой (Правильный ответ)
• C) Памятник "Мамаев курган"
• D) Памятник "Солдат и девушка"
Эти вопросы помогут проверить знания о Великой Отечественной войне и
могут быть использованы на мероприятиях, посвященных этой теме.
• Награждение победителей небольшими призами (например, книгами).
5. Творческая часть (20 минут)
• Учащиеся могут создать плакаты, рисунки или стихотворения на тему войны
и Победы.
• Выставка творческих работ в библиотеке.
6. Заключение (10 минут)
• Обсуждение: «Что для вас значит память о войне? Как мы можем сохранить
эту память?»
• Подведение итогов урока, благодарности за участие.
7. Рекомендации по дополнительной литературе:
• Список книг и статей для дальнейшего чтения и изучения темы.
Домашнее задание:
Написать эссе на тему «Как я понимаю значение Победы для нашей страны»
или подготовить небольшой проект о своём прадедушке/прабабушке,
участвовавшем в войне.
Примечания:
• Урок можно адаптировать под разные возрастные группы.
• Важно создать атмосферу уважения и серьёзности в обсуждении темы войны.
• Использовать мультимедийные ресурсы для более наглядного восприятия
информации.
Список книг и статей, которые могут помочь углубить знания о Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов:
Книги
1. "Сталинград" — Василий Гроссман
2. "Огненная дуга" — Константин Симонов
3. "Дневник фронтовика" — А. Твардовский
4. "1941: Начало Великой Отечественной войны" — А. Р. Костенко
5. "У войны не женское лицо" — Светлана Александровна Алексиевич
6. "Великая Отечественная война: Хроника событий 1941-1945" — Игорь
Петрович Кузнецов
7. "А зори здесь тихие..." — Борис Васильев
8. "Блокада Ленинграда" — Татьяна Устинова
Статьи и исследования
1. "История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." — статья в журнале
"Военная история".
2. "Мифы о Великой Отечественной войне" — исследование, посвященное
анализу распространенных мифов о войне.
3. Статьи из "Российской газеты" и "Комсомольской правды", посвященные 80-
летию Победы — множество материалов, интервью с ветеранами,
воспоминания.
4. Доклады и статьи из сборников "Военно-исторический журнал" — различные
темы, связанные с войной.
5. Научные статьи о роли женщин в Великой Отечественной войне —
исследование, освещающее участие женщин на фронте и в тылу.
Документальные фильмы
• "Великая Отечественная: Хроника событий" — документальный сериал.
• "Блокада Ленинграда" — фильм о жизни в осажденном городе.
• "Сталинград" — фильм о ключевом сражении войны.
Ресурсы в интернете
• Электронные библиотеки (например, Библиотека Мошкова или ЛитРес) —
множество книг и статей доступно для онлайн-чтения.
• Сайты, посвященные истории войны, такие как "Подвиг народа", где можно
найти документы и воспоминания участников войны.