Напоминание

"Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов"


Автор: Токарева Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Ишеевская основная школа
Населённый пункт: р.п. Ишеевка
Наименование материала: Статья
Тема: "Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных результатов"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Комплексный подход к оценке метапредметных и предметных

результатов

Как уже отмечалось, стандарт устанавливает три основные группы

результатов

1.

Личностные

2.

Метапредметные

3.

Предметные

(слайд 2) Под метапредметными результатами в стандарте понимаются

универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные –

и способы регуляции своей деятельности, включая контроль и коррекцию.

Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе

одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в

реальных жизненных ситуациях.

Оценка метапредметных результатов

Достижение

метапредметных

результатов

обеспечивается

за

счет

основных

компонентов

образовательного

процесса

-

учебных

предметов,

представленных в инвариантной части базисного плана.

Оценка

метапредметных

результатов описана

как

о це нка

планируемых

результатов

представленных

в

разделах:

«Регулятивные

учебные

действия»,

«Коммуникативные

учебные

д е й с т в и я » ,

«Познавательные учебные действия» и предполагает оценку универсальных

учебных

действий

учащихся

(регулятивных,

коммуникативных,

познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые

направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

(слайд 3)

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит

сформированность

ряда

регулятивных,

коммуникативных

и

познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий

учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной

деятельностью.

К ним относятся:

способность

принимать

и

сохранять

учебную

цель

и

задачи,

самостоятельно

преобразовывать

практическую

задачу

в

познавательную;

умение

планировать

собственную

деятельность

в

соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями

её

реализации

и

искать

средства

её

осуществления; умене контролировать и оценивать свои действия, вносить

коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок,

проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

умение

осуществлять

информационный

поиск,

сбор

и

выделение

существенной информации из различных информационных источников;

умение

использовать

знаково-символические

средства

для

создания

моделей

изучаемых

объектов

и

процессов,

схем

решения

учебно-

познавательных и практических задач;

логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации

по

родовым

признакам,

установления

аналогий,

отнесения

к

известным

понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных

проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение

метапредметных

результатов

обеспечивается

за

счёт

основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов,

представленных в обязательной части учебного плана.

(

с л а й д

4 )

О с н о в н о е содержание

оценки

метапредметных

результатов на ступени начального общего образования строится вокруг

умения учиться.

В

качестве

содержательной

и

критериальной

базы

оценки

выступают

планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты

обучения.

( слайд 5) Система внутренней оценки метапредметных результатов

включает в себя следующие процедуры:

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на

проверку метапредметных результатов обучения;

— решение задач творческого и поискового характера (система заданий

УМК

«Школа

2100»:

творческие

задания,

интеллектуальный

марафон,

информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная деятельность;

— комплексные работы на межпредметной основе.

( слайд 6) Мониторинг освоения учебных программ и сформированности

регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий может

осуществляться на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК «Школа

2100»,представленных

на

листах

с

проверочными

и

тренинговыми

заданиями.

В учебниках даются отдельные задания на определённые предметные

и метапредметные умения, из которых педагог может компоновать

проверочную работу.

В учебниках приводятся также примерные задания, нацеленные как на

проверку

предметных

знаний,

умений

и

навыков,

так

и

на

проверку

метапредметных результатов обучения.

(

слайд

7)

Оценивание

уровня

сформированности

личностных,

коммуникативных

и

таких

познавательных

УУД

как

целеполагание,

планирование

может

основываться на

устных

и

письменных

ответах

учащихся,

а

также на

наблюдениях

учителя

за

участием

учащихся

в

групповой работе.

Проверочные

работы

по

предметам

включают

задания,

проверяющие

уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. ( слайд 8) Мониторинг

сформированности

метапредметных

учебных

умений

предполагает

использование

накопительной

системы

оценки

в

ходе

текущего

образовательного процесса. Для этих целей может использоваться Таблицы

метапредметных

результатов,

Портфолио

учащегося.

Здесь

учитель

фиксирует

успешность

выполнения

заданий

проверочных

и

контрольных

работ,

нацеленных

на

проверку

коммуникативных,

регулятивных

и

познавательных УУД.

Особенностью

контрольно-измерительных

материалов

по

оценке

универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется

по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в

контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на

межпредметной основе, и отдельную диагностику:

диагностические

задания,

в

которых

оценивается

конкретное

универсальное действие и это действие выступает как результат

задания

в

ходе

выполнения

контрольных

работ

по

предметам,

где

универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от

того,

как

владеет

обучающийся

специальными

и

метапредметными

действиями зависит успешность выполнения работы;

задания

в

комплексной

работе,

которые

позволяют

оценить

универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

контроль

метапедметных

результатов,

формируемых

в

рамах

внеучебной

деятельности

возможен

в

рамках

выполнения

комплексной

контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой

администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной

работы,

внеурочной

деятельности,

контроля

состояния

преподавания

по

классам.

По

итогам

выполнения

работ

выносится

оценка

(прямая

или

опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных

действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка

сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

( слайд 10,11,12,13,14,15,16)

Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет

оценки

эффективность

воспитательно-

образовательной

деятельности

учреждения.

Форма

проведения

процедуры:

неперсонифицированны

е

м о н и т о р и н г о в ы е

исследования

образовательных

достижений

о б у ч а ю щ и х с я

и

выпускников начальной

школы:

в рамках аттестации

п е д а г о г о в

и

аккредитации

образовательного

учреждения;

проведение

анализа

данных

о

результатах

выполнения

выпускниками итоговых

работ.

Субъекты

оценочной

деятельности:

с п е ц и а л и с т ы ,

н е

р а б о т а ю щ и е

в

образовательном

учреждении.

Инструментарий,

Внутренняя оценка

Предмет

оценки:

сформированно сти

р е г у л я т и в н ы х ,

п о з н а в а т е л ь н ы х ,

коммуникативных

универсальных

учебных

действий.

Задача

оценки

данных

результатов:

определение

уровня

усвоения

учащимися

определенных универсальных учебных действий,

как

средства

анализа

и

управления

своей

познавательной деятельностью.

Субъекты

оценочной

деятельности:

администрация, учитель, психолог, обучающиеся

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные

мониторинговые

исследования проводит администрация школы:

1)

Заместитель

директора

по

ВР

в

рамках

изучения

уровня

воспитанности

обучающихся

школы,

анализа

воспитательной

работы

(коммуникативные

универсальные

учебные

действия;

регулятивные

у н и ве р с а л ь н ы е

действия)

2) Заместитель директора по УВР в рамках

внутришкольного контроля:

по

изучению

состояния

преподавания

предметов;

по

изучению

состояния

орга низа ции

внеурочной деятельности;

в

рамках

промежуточной

и

итоговой

аттестации (проведение трех контрольных работ,

русский язык, математика, комплексная работа на

метапредметной основе по итогам 1, 3 четверти,

1

полугодия;

итоговой

аттестации.);

на

этапах

рубежного

контроля

при

переходе

на

новую

ступень обучения.

3) Психолог в рамках преемственности с ДОУ

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов

Портфолио учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД

на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного

действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно

освоено ребёнком как универсальный способ.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при

выведении итоговых годовых отметок по предмету.

( слайд 17 ) Комплексные итоговые работы

(как способ проверки метапредметных результатов)

П р о в е д е н и е комплексной

интегрированной

письменной

контрольной

работы

важно

потому,

что

оно

позволяет

определить

сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий,

полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е.

способствовать

выявлению

как

разнообразных

важнейших

предметных

аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле

выявлению

меры

сформированности

уровня

компетентности

ребенка

в

решении разнообразных проблем.

Все

итоговые

комплексные

проверочные

работы

имеют

схожую

структуру,

позволяющую

отслеживать

динамику

в

подготовке

каждого

ученика.

Они строятся на основе не сплошного текста, к которому дается от 11 (в

первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7

дополнительных заданий.

В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют

более

высокую

сложность;

их

выполнение

может

пот ребовать

самостоятельно

«рождения»

ребенком

нового

знания

или

умений

непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения

личного опыта.

Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не

обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе.

Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации

не подлежат.

Выполнение

заданий

дополнительной

части

может

использоваться

исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим

образом не в ущерб ему.

Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой

дальнейшего

обучения

русский

язык,

чтение,

математика;

может

добавляться и окружающий мир.

( слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25) С помощью этих работ оценивается

В области чтения

1)техника и навыки чтения

скорость чтения (в скрытой для детей форме) не сплошного текста;

общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);

сформированность

навыков

ознакомительного,

выборочного

и

поискового чтения;

умение

прочитать

и

понять

инструкцию,

содержащуюся

в

тексте

задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения результаты

детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. таких детей

лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав

им какое-либо иное задание.

2)культура

чтения,

навыки

работы

с

текстом

и

информацией,

включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и

рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и

упорядочивание

информации,

вычленение

ключевой

информации;

представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в

различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и

т.д.);

3)читательский отклик на прочитанное.

В области системы языка

1)овладение

ребенком

основными

системами

понятий

и

дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным

разделам

курса

(фонетика,

орфоэпия,

графика,

лексика,

морфемика,

морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)

целостность системы понятий (4 кл.);

фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;

разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);

разбор предложения по частям речи;

синтаксический разбор предложения;

2)умение строить свободные высказывания:

словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);

предложения

связный

текст

(начиная

со

2-го

класса),

в

том

числе

и

математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й

кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное

задание), предполагающий отклик на этическую ситуацию, на нравственную

и

социальную

проблему,

на

экологические

проблемы, задание проблемного

характера, требующего элементов рассуждения

3)сформированность правописных навыков (в объеме изученного),

техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения

или текста и в ситуации свободного высказывания);

4)объем

словарного

запаса

и

сформированность

умений

его

самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой

работы)

В области математики

1)овладение

ребенком

основными

системами

понятий

и

дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным

разделам

курса

(счет,

числа,

арифметические

действия,

вычисления,

величины

и

действия

с

ними;

геометрические

представления,

работа

с

данными)

2)умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях,

умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде

таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

3)умение рассуждать и обосновывать свои действия

В области окружающего мира

1)сформированность

первичных

представлений

о

природных

объектах, их характерных признаках и используемых для их описания

понятий

тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);

объекты живой и неживой природы;

классификация и распознавание отдельных представителей различных

классов животных и растений;

распознавание отдельных географических объектов

2)сформированность

первичных

предметных

способов

учебных

действий

навыков измерения и оценки;

навыков работы с картой;

навыков систематизации

3)сформированность первичных методологических представлений

этапы исследования и их описание;

различение фактов и суждений;

постановка проблемы и выдвижение гипотез.

Кроме

того,

предлагаемые

работы

дают

возможность

для

сбора

дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов

действий,

как

рефлексия,

способность

к

саморегуляции,

самоконтролю,

самокоррекции.

( слайд 26)

Комплект итоговых комплексных контрольных работ

должен сопровождаться детальными рекомендациями по:

проведению работ;

оцениванию

каждого

отдельного

задания

приведением

списка

проверяемых элементов, вариантов полного и частично правильного ответов,

с указанием критериев правильности выполнения задания);

оцениванию работы в целом

интерпретации результатов каждого задания и работы в целом и по

использованию полученных результатов;

фиксации

первичных

результатов

выполнения

работ

детьми

и

результатов их обработки, с приведением примеров используемых форм.

Оценка предметных результатов

(

слайд

27)

П о д предметными

результатами

образовательной

деятельности

понимается

освоенный

обучающимися

в

ходе

изучения

учебного

предмета опыт

специфической

для

данного

предмета

деятельности

по

получению

нового

знания,

его

преобразованию

и

применению,

а

т а к же система

основополагающих

элементов

научного

знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Оценка

предметных

результатов

описана

как

оценка

планируемых

результатов по отдельным предметам. Описание их представлено в разделе

«Планируемые результаты начального общего образования».

(слайд 27, 28) Структура их описания состоит из трёх уровней.

В

первом

блоке

представлены

цели-ориентиры, определяющие

ожидаемые результаты изучения данного предмета.

Во

втором

блоке

(«Выпускник

научится»)

отражены

цели

(представленные

как

ожидаемые

результаты),

характеризующие

систему

учебных

действий,

необходимых

для

последующего

обучения

и

соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно

этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы

для

дальнейшего

успешного

образования,

и

потому

служат

основой

при

определении содержания итоговой оценки выпускников.

Наконец,

третий

блок

планируемых

результатов

(«Выпускник

получит

возможность

научиться»)

отражает

ожидаемые

результаты,

характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений,

навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих

как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение

этого блока отражает задачи школы по опережающему формированию и

развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего

развития.

Достижение

планируемых

результатов,

отнесённых

к

этому

блоку,

не

является предметом итоговой оценки выпускников, но может быть предметом

неперсонифицированных исследований, направленных на оценку результатов

деятельности системы образования и образовательных учреждений с позиции

оценки качества предоставляемых образовательных услуг, гарантированных

стандартом общего образования.

Дифференцированный

подход

в

оценке

знаний,

позволяет

при

разработке

критериев

оценки

планируемых

предметных

результатов

использовать задания соответствующие опорной системе знаний и задания

соответствующие повышенной подготовке учащихся.

(слайд 29) Объектом оценки предметных результатов является освоение

учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-

познавательных и учебно-практических задач.

В

качестве

содержательной

и

критериальной

базы

оценки

выступают

планируемые предметные результаты.

Оценка

достижения

предметных

результатов

ведётся

как

в

ходе

текущего

и

промежуточного

оценивания,

так

и

в

ходе

выполнения

итоговых проверочных работ.

(слайд 32, 33, 34,35,36,37,38)

Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет

о ц е н к и

эффективность

воспитательно-

образовательной

деятельности

учреждения

Форма

проведения

процедуры:

неперсонифицированны

е

м о н и т о р и н г о в ы е

исследования

образовательных

достижений

о б у ч а ю щ и х с я

и

выпускников

начальной

школы:

в

р а м к а х

аттестации

педагогов

и

аккредитации

образовательного

учреждения;

-проведение

анализа

данных

о

результатах

выполнения

выпускниками итоговых

работ.

Субъекты

оценочной

деятельности:

с п е ц и а л и с т ы ,

н е

р а б о т а ю щ и е

в

образовательном

учреждении.

Инструментарий,

Внутренняя оценка

Предмет

оценки

с формированно сти

действий

обуч ающихся

с

п р е д м е т н ы м

содержанием

(предметных

действий);

наличие

система опорных предметных знаний; наличие

системы знаний, дополняющих и расширяющих

опорную систему знаний.

Задача оценки данных результатов:

определение

до стижения

учащимися

опорной системы знаний по русскому языку и

математике, метапредметных действий речевых

(навык

осознанного

чтения,

навык

работы

с

и н ф о р м а ц и е й )

и

к о м м у н и к а т и в н ы х

сотрудничество с учителем и сверстниками) как

наиболее важных для продолжения обучения;

определение

готовности

обучающихся

для

обучения в школе 2 ступени;

определение возможностей индивидуального

развития обучающихся.

Субъекты

оценочной

деятельности:

администрация, учитель, обучающиеся.

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые

исследования

проводит

администрация

школы:

заместитель

директора

по

УВР

в

рамках

внутришкольного контроля:

по

изучению

состояния

преподавания

п р е д м е т о в

у ч е б н о г о

п л а н а

в

р а м к а х

промежуточной

и

итоговой

аттестации

(три

работы: русский язык, математика, комплексная

работа на межпредметной основе);

на этапах рубежного контроля (входной, по

полугодиям).

Персонифицированные

мониторинговые

исследования проводят:

В

учебном

процессе

для

выявления

причин

затруднения

в

освоении

предметных

результатов

проводятся

диагностические

работы,

для

определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и

итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и

промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки в

портфолио в Таблицах достижений учащегося.

(

слайд

39,40)

Для

контроля

и

учёта

достижений

обучающихся

используются следующие формы:

Текущая

аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- проекты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- творческая работа;

- диагностическая работа

Итоговая

аттестация

- контрольная работа;

- диктант;

- изложение;

- проверка осознанного чтения;

- комплексная работа.

Типовые и диагностические материалы для оценки предметных

результатов

1.

Русский язык

Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса Е.В.

Бунеева М.А.Яковлева, Проверочные и контрольные работы по

русскому языку Е.В. Бунеева Рабочая тетрадь по русскому языку Н.А.

Исаева

2.

Литературное чтение Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунеев

Е.В.Бунеева

3.

Математика

Самостоятельные и контрольные работы С.А. Козлова

А.Г.Рубин

4.

Окружающий мир Самостоятельные и итоговые работы

А.А.Вахрушев О.В.Бурский

Таблицы требований с типовыми диагностическими задачами

Ответственный за проведение – учитель.

Предм

ет

Предметные результаты обучения

Типовые и

диагностиче

ские задачи

Речевые

умения

Учебно-языковые

умения

Правописны

е умения

Русски

й язык

1 класс

• составлять

предложени

я из слов;

• отличать

текст от

набора

предложени

й;

• составлять

небольшой

текст (3–4

предложени

я) на

заданную

тему и

записывать

его с

помощью

учителя;

• правильно

списывать

слова,

предложени

я, текст;

проверять

написанное,

сравнивая с

образцом

• различать гласные

и согласные звуки,

согласные звонкие

и глухие (парные и

непарные), твердые

и мягкие (парные и

непарные);

• делить слова на

слоги, ставить

ударение;

• находить корень в

группе доступных

однокоренные слов

• писать

большую

букву в

начале

предложения,

в именах

собственных;

• писать

буквы и, у, а

после

шипящих (в

буквосочетан

иях жи-ши,

ча-ща, чу-

щу);

• обозначать

мягкость

согласных на

письме с

помощью ь;

• не

употреблять ь

в

буквосочетан

иях чк, чн, нч,

нщ и т.п.;

• писать

изученные

слова с

Рабочая

тетрадь по

русскому

языку для 1

класса Е.В.

Бунеева

М.А.Яковлева

непроверяемо

й безударной

согласной в

корне;

• делить слова

на части для

переноса;

• ставить знак

препинания в

конце

предложения

2 класс

• правильно

списывать

слова,

предложения,

тексты;

проверять

написанное;

• составлять

предложения

на заданную

тему;

• составлять

небольшой

текст (4–5

предложений

) на

заданную

тему, по

картинке и

записывать

его с

помощью

учителя

• выполнять звуко-

буквенный анализ

доступных слов;

видеть

несоответствия

произношения и

написания в слове;

• находить корень

в группе

однокоренных

слов;

• подбирать

однокоренные

слова;

• находить

суффиксы и

приставки в

доступных словах;

• ставить вопросы

к словам в

предложении (кто?

что? какой? какая?

какое? какие? что

делает?)

• делить слова

на части для

переноса;

• видеть в

словах

«опасные»

места,

изученные

орфограммы;•

писать

большую

букву в

словах

(изученные

случаи);

• писать

безударные

гласные,

проверяемые

ударением, в

корнях

двусложных

слов;

• писать

изученные

слова с

непроверяемо

й безударной

гласной в

корне;

• писать

проверяемые

согласные

1.Проверочн

ые и

контрольные

работы по

русскому

языку 2 класс

Е.В. Бунеева

2. Рабочая

тетрадь по

русскому

языку для 1

класса Н.А.

Исаева

буквы на

конце слова;

• употреблять

ь для

обозначения

мягкости

согласных

звуков на

конце и в

середине

слова;

• не

употреблять ь

в

буквосочетан

иях чк, чн, нч

и пр.;

• писать ъ и ь

разделительн

ые;

• графически

объяснять

выбор

написаний;

• находить и

исправлять

орфографичес

кие ошибки

на изученные

правила

3 класс

• правильно

списывать

слова,

предложения,

текст;

проводить

самопроверку;

• писать под

диктовку

текст с

изученными

орфограммам

и и

пунктограмма

• выполнять звуко-

буквенный анализ

доступных слов;

видеть

несоответствия

произношения и

написания в слове;

• находить в слове

окончание и

основу; выделять в

основе ее части

(корень,

приставку,

суффикс);

• находить в

словах

изученные

орфограммы

по

определенны

м признакам;

• писать слова

с

безударными

гласными в

корне,

проверяемые

ударением и

1.Проверочн

ые и

контрольные

работы по

русскому

языку 3 класс

Е.В. Бунеева

ми;

• читать и

произносить

предложения,

различные по

цели

высказывания

и интонации;

• составлять

предложения с

однородными

членами;

сложные

предложения

(в рамках

изученного);

• читать

тексты правил

и определений

изучающим

чтением

(определять

количество

частей,

задавать

вопрос к

каждой части,

составлять

план,

пересказывать

по плану);

• писать

подробное

изложение

доступного

текста

• выделять два

корня в сложных

словах;

• подбирать

однокоренные

слова, в том числе

с чередующимися

согласными в

корне;

• распознавать

имена

существительные,

имена

прилагательные,

личные

местоимения,

глаголы;

• выполнять

морфологический

разбор изученных

частей речи;

• образовывать

именасуществител

ьные, имена

прилагательные с

помощью

суффиксов;

глаголы – с

помощью

приставок;

• определять вид

предложения по

цели

высказывания и

интонации;

• выделять в

предложении

подлежащее и

сказуемое,

отличать главные

члены от

второстепенных;

• выделять из

предложения

словосочетания;

не

проверяемые

ударением

(изученные

случаи);

• обозначать

на письме

проверяемые

и

непроизносим

ые согласные

звуки;

• писать слова

с удвоенной

согласной

буквой в

корне, на

стыке

приставки и

корня

(изученные

случаи);

• писать слова

с ъ и ь

разделительн

ыми, с ь для

обозначения

мягкости

согласных;

• писать

сложные

слова с

соединительн

ой гласной о

и е;

• писать

раздельно

частицу не с

глаголом;

• писать ь

после ч в

неопределенн

ой форме

глагола;

• писать

• видеть в

предложении

однородные

члены;

• различать

простое и сложное

предложение

безударные

гласные в

окончаниях

имен

прилагательн

ых;

• графически

объяснить

выбор

написания;

• находить и

исправлять

орфографичес

кие ошибки

на изученные

правила;

• правильно

переносить

слова с ь, с

удвоенными

согласными в

корне, на

стыке

приставки и

корня;

пунктуационн

о оформлять

предложения

с

однородными

членами (без

союзов, с

одиночным

союзом иv),

графически

объяснять

выбор знака;

• ставить

запятую

между двумя

частями

сложного

предложения

без союзов,

графически

объяснять

выбор знака

4 класс

• владеть

правильным

типом

читательской

деятельности;

• читать

учебно-

научный текст

изучающим

чтением;

• писать

подробное

изложение

доступного

текста-

повествования

;

• писать

сочинение на

заданную

тему по

личным

впечатлениям

с

соответствую

щей

подготовкой;

• использовать

в речи

предложения с

однородными

членами,

сложные

предложения;

• подбирать к

словам

синонимы,

антонимы,

использовать

их в речи

• выполнять

фонетический

разбор доступных

слов;

• выполнять

разбор по составу

доступных слов;

• выполнять

морфологический

разбор изученных

частей речи;

• выполнять

синтаксический

разбор простого и

сложного

предложения (в

рамках

изученного);

• видеть в тексте

синонимы,

антонимы,

многозначные

слова

• писать

безударные

гласные в

окончаниях

имен

существитель

ных 1, 2, 3

склонений; в

окончаниях

имен

прилагательн

ых; в личных

окончаниях

глаголов 1 и 2

спряжения;

• писать ь

после

шипящих на

конце имен

существитель

ных 3

склонения; не

писать ь

после

шипящих на

конце имен

существитель

ных м.р. 2

склонения;

• писать

частицу не с

глаголами;

• писать

буквосочетан

ие -тся –

-ться в

глаголах;

• писать ь

после

шипящих в

глаголах ед.ч.;

1.Проверочн

ые и

контрольные

работы по

русскому

языку 4 класс

Е.В. Бунеева

• ставить

запятые в

предложениях

с

однородными

членами (без

союзов, с

союзами и, а,

но);

• ставить

запятую в

сложном

предложении

без союзов,

состоящем из

2-х частей;

• графически

объяснять

выбор

написаний,

знаков

препинания;

• находить и

исправлять

орфографичес

кие и

пунктуационн

ые ошибки на

изученные

правила

Предмет

Предметные результаты обучения

Типовые и

диагностичес

кие задачи

Осмысленно

читать и

получать

удовольстви

е от

литературы

как

искусства

слова

Определять и

объяснять

своё

отношение к

прочитанном

у

Узнавать

новое о

литературе,

книгах,

писателях,

чтобы

выбирать

интересное

для себя

Литератур

ное чтение

1 класс

осмысленное

высказывание

соотношение

Тетрадь по

литературном

, правильное

чтение

целыми

словами;

• ответы на

вопросы

учителя по

содержанию

прочитанного

;

• подробный

пересказ

текста;

• составление

устного

рассказа по

картинке;

• заучивание

наизусть

небольших

стихотворени

й

своего

отношения к

героям

прочитанных

произведений

авторов,

названий и

героев

прочитанных

произведени

й;

• умение

различать

рассказы и

стихотворени

я

у чтению

Р.Н.Бунеев

Е.В.Бунеева

2 класс

• осознанное,

правильное,

выразительно

е чтение

целыми

словами;

• понимание

смысла

заглавия

произведения

; выбор

наиболее

подходящего

заглавия из

данных;

самостоятель

ное

озаглавливан

ие текста;

• умение

делить текст

на части,

размышления

о характере и

поступках

героя;

высказывание

своего

отношения к

прочитанному

(что

почувствовал,

о чем

захотелось

подумать),

своего

понимания

авторского

замысла (о

чем думал, что

чувствовал

автор)

• умение

относить

произведение

к одному из

жанров:

сказка,

пословица,

загадка,

песенка,

скороговорка

; различать

народную и

литературну

ю

(авторскую)

сказку;

• умение

находить в

сказке зачин,

концовку,

троекратный

повтор и др.

Тетрадь по

литературном

у чтению

Р.Н.Бунеев

Е.В.Бунеева

озаглавливать

части;

• умение

выбирать

наиболее

точную

формулировк

у главной

мысли из

ряда данных;

• подробный

и

выборочный

пересказ

текста;

• составление

устного

рассказа о

герое

прочитанного

произведения

по плану

сказочные

приметы;

• умение

относить

сказочных

героев к

одной из

групп

(положитель

ные,

отрицательн

ые, герои-

помощники,

нейтральные

персонажи);

• соотнесение

авторов,

названий и

героев

прочитанных

произведени

й

3 класс

• осознанное,

правильное,

выразительно

е чтение;

• умение

самостоятель

но

прогнозирова

ть

содержание

текста по

заглавию,

фамилии

автора,

иллюстрации

, ключевым

словам;

• умение

самостоятель

но читать про

себя

незнакомый

• умение по

ходу чтения

представлять

картины,

устно

выражать

(рисовать) то,

что

представили;

высказывание

и

аргументирова

ние своего

отношения к

прочитанному,

в том числе к

художественн

ой стороне

текста (что

понравилось

из

• относить

произведения

к жанрам

рассказа,

повести,

пьесы по

определенны

м признакам;

• различать в

прозаическом

произведени

и героев,

рассказчика и

автора;

• видеть в

художественн

ом тексте

сравнения,

эпитеты,

олицетворен

ия;

• соотносить

Тетрадь по

литературном

у чтению

Р.Н.Бунеев

Е.В.Бунеева

текст,

проводить

словарную

работу;

• деление

текста на

части,

составление

простого

плана;

самостоятель

ное

формулирова

ние главной

мысли

текста;

• нахождение

в тексте

материала

для

характеристи

ки героя;

• подробный

и

выборочный

пересказ

текста;

• составление

рассказа-

характеристи

ки героя;

• составление

устных и

письменных

описаний

прочитанного

и почему)

авторов,

названия и

героев

прочитанных

произведени

й

4 класс

• осознанное,

правильное,

выразительно

е чтение;

самостоятель

ное

прогнозирова

• умение

аргументирова

нно

высказывать

свое

отношение к

прочитанному,

к героям,

самостоятель

но давать

характеристи

ку героя

(портрет,

черты

характера и

Тетрадь по

литературном

у чтению

Р.Н.Бунеев

Е.В.Бунеева

ние

содержания

текста до

чтения;

самостоятель

ное

нахождение

ключевых

слов;

самостоятель

ное освоение

незнакомого

текста

(чтение про

себя,

задавание

вопросов

автору по

ходу чтения,

поиск

ответов,

самоконтроль

; словарная

работа по

ходу чтения);

вычитывание

разных

уровней

текстовой

информации:

фактуальной,

подтекстовой

,

концептуальн

ой;

формулирова

ние основной

мысли

текста;

• составление

простого и

понимать и

определять

свои эмоции;

• понимать и

формулироват

ь свое

отношение к

авторской

манере

письма;

• иметь

собственные

читательские

приоритеты,

уважительно

относиться к

предпочтения

м других

поступки,

речь,

отношение

автора к

герою;

собственное

отношение к

герою);

• относить

прочитанное

произведение

к

определенно

му периоду

(XVII в.,

XVIII в., XIX

в., XX в.);

соотносить

автора, его

произведения

со временем

их создания;

с тематикой

детской

литературы;

• относить

произведения

к жанру

басни,

фантастическ

ой повести

по

определенны

м признакам

• видеть

языковые

средства,

использованн

ые автором

сложного

плана текста;

• написание

сочинения на

материале

прочитанного

с

предваритель

ной

подготовкой

Предме

т

Предметные результаты обучения

Типовые и

диагности

ческие

задачи

Производ

ить

вычислен

и я

д л я

принятия

решений

в

различны

х

жизненн

ых

ситуация

х

Читать

и

записыва

ть

сведения

об

окружаю

щем мире

на языке

математи

ки

Строить

цепочки

логических

рассуждени

й,

используя

математич

еские

сведения

Узнавать

в

объектах

окружающе

г о

м и р а

известные

геометриче

ские

ф о р м ы

и

работать

с

ними

Матема

тика

1 класс

• читать,

записыват

ь и

сравниват

ь числа в

пределах

20;

выполнять

на уровне

навыка

сложение

и

вычитание

чисел в

пределах

20;

• читать и

записыват

ь

именован

ные числа

(длина,

масса,

объем);

• читать и

записыват

ь

информац

ию в

таблицу

• решать

простые

задачи;

• решать

уравнения

изученных

видов;

• решать

числовые

ребусы и

головоломк

и

• выделять

признаки

предметов;

• узнавать и

называть

плоские

геом.фигуры

;

• определять

длину

отрезка

Самостояте

л ь н ы е

и

контрольн

ые

работы

С.А.

Козлова

А.Г.Рубин

• находить

значение

выражени

й в 2

действия;

сравниват

ь,

складыват

ь и

вычитать

именованн

ые числа

2 класс

• читать,

записыват

ь и

сравниват

ь числа в

пределах

100;

выполнять

устно и

письменно

сложение

и

вычитание

чисел в

пределах

100;

• знать

таблицу

умножени

я и

деления;

• находить

значение

выражени

й в 2

действия;

сравниват

ь

величины

• читать

числовые

и

буквенные

выражени

я в 2

действия;

• находить

значение

выражени

й вида а +

5, 4 – а,

а : 2, а • 4,

6 : а, если

задано

числовое

выражени

е

переменн

ой,

сравниват

ь

выражени

я;

выражать

величины

(длина,

масса,

объем,

площадь)

• решать

простые

задачи и

задачи в 2

действия;

• решать

уравнения,

в которых

надо найти

неизвестное

целое или

часть;

• решать

арифм.ребу

сы и

головоломк

и;

• различать

истинные и

ложные

высказыван

ия

(неравенств

а)

• находить

периметр и

площадь

квадрата

(прямоуголь

ника);

• чертить

отрезок

заданной

длины,

измерять

длину

отрезка;

• узнавать и

называть

изученные

геометричес

кие фигуры

(угол, точка

и т.д.);

• находить

среди

группы

четырехугол

ьников

прямоугольн

ики,

квадраты;

• чертить на

клет.бумаге

прямо-

Самостояте

л ь н ы е

и

контрольн

ые

работы

С.А.

Козлова

А.Г.Рубин

(длина,

масса,

объем ) по

их

числовым

значениям

в

изученны

х

ед.измере

ния;

• читать

информац

ию

линейных

диа-грамм

угольник и

квадрат,

если заданы

длины их

сторон

3 класс

• читать,

записыват

ь и

сравниват

ь числа в

пределах

1000;

складыват

ь,

вычитать,

умножать

и делить

числа в

пределах

1000;

• находить

значение

выражени

й в 2–4

действия;

сравниват

ь

именованн

ые числа и

выполнять

4

арифмети

ческих

действия с

ними

• читать и

записыват

ь

именован

ные числа

(длина,

площадь,

масса,

объем);

• читать

информац

ию,

заданную

с

помощью

столбчаты

х и

линейных

диаграмм,

таблиц,

графов;

переносит

ь

информац

ию из

таблицы в

линейные

и

столбчаты

е

диаграмм

ы;

• находить

• решать

задачи в 2–

3 действия;

• решать

уравнения

изученных

видов;

• решать

комбинатор

ные задачи

(изученных

видов);

• решать

логические

задачи

изученных

видов;

устанавлива

ть зависим.

между

классами

величин,

описывающ

их

движение и

куплю-

продажу;

• решать

неравенства

(способом

подбора);

устанавлива

• вычислять

периметр,

площадь и

объемы

фигур с

помощью

изученных

формул;

• узнавать и

называть

объемные и

плоские

фигуры;

• различать

виды

треугольник

ов;

• строить

окружность

по

заданному

радиусу;

• строить на

бумаге в

клетку

прямоугольн

ик и квадрат

по заданным

сторонам

Самостояте

л ь н ы е

и

контрольн

ые

работы

С.А.

Козлова

А.Г.Рубин

значение

выражени

й с

переменн

ой

изученны

х видов;

правильно

употребля

ть

термины

чаще,

реже,

возможно

,

невозмож

но,

случайно;

определят

ь время по

часам (до

минуты);

сравниват

ь и

упорядочи

вать

объекты

по разным

признакам

(длина,

масса,

объем)

ть

принадлежн

ость или

непринадле

жность

множеству

данных

объектов;

• различать

истинные и

ложные

высказыван

ия

4 класс

• читать,

записыват

ь и

сравниват

ь числа в

пределах 1

000 000;

складыват

• читать и

записыват

ь

именован

ные числа

(длина,

площадь,

масса,

объем);

• решать

задачи в 2–

3 действия;

• решать

уравнения

изученных

видов;

• решать

комбинатор

• вычислять

периметр,

площадь и

объемы

фигур с

помощью

изученных

формул;

• узнавать и

Самостояте

л ь н ы е

и

контрольн

ые

работы

С.А.

Козлова

А.Г.Рубин

ь,

вычитать,

умножать

и делить

числа в

пределах 1

000 000;

• находить

значение

выражени

й в 2–4

действия;

сравниват

ь

именованн

ые числа и

выполнять

4

арифмети

ческих

действия с

ними

• читать

информац

ию,

заданную

с

помощью

столбчаты

х,

линейных

и

круговых

диаграмм,

таблиц,

графов;

переносит

ь

информац

ию из

таблицы в

линейные

и

столбчаты

е

диаграмм

ы;

• находить

значение

выражени

й с

переменн

ой

изученны

х видов;

• находить

среднее

арифмети

ческое

двух

чисел;

определят

ь время по

часам (до

минуты);

ные задачи

изученных

видов;

• решать

логические

задачи

изученных

видов;

устанавлива

ть зависим.

между

классами

величин,

описывающ

их

движение и

куплю-

продажу,

работу;

• решать

неравенства

(способом

подбора);

устанавлива

ть

принадлежн

ость или

непринадле

жность

множеству

данных

объектов;

• различать

истинные и

ложные

высказыван

ия

называть

объемные и

плоские

фигуры;

• различать

виды

треугольник

ов;

• строить

окружность

по

заданному

радиусу;

• строить на

бумаге в

клетку

прямоугольн

ик и квадрат

по заданным

сторонам

сравниват

ь и

упорядочи

вать

объекты

по разным

признакам

(длина,

масса,

объем)

Предмет

Предметные результаты обучения

Типовые и

диагностически

е задачи

уметь объяснять

мир

уметь определять

свое отношение к

миру

Окружающи

й мир

1 класс

называть

окружающие

предметы

и

их

взаимосвязи;

объяснять,

ка к

люди

помогают

друг другу жить;

называть живые и

неживые

природные

богатства

и

их

р о л ь

в

ж и з н и

человека;

называть

основные

особенности

каждого

времени

года

оценивать

правильность

поведения

людей

в

природе;

оценивать

правильность

поведения

в

быту

(правила

общения,

п р а в и л а

О Б Ж ,

уличного движения)

Самостоятельны

е

и

и т о г о в ы е

работы

А.А.Вахрушев

О.В.Бурский

2 класс

объяснять

отличия

твердых,

ж и д к и х

и

газообразных

веществ;

объяснять

оценивать

правильность

поведения

людей

в

природе;

уважительно

о т н о с и т ь с я

к

Самостоятельны

е

и

и т о г о в ы е

работы

А.А.Вахрушев

О.В.Бурский

влияние

притяжения

Земли;

связывать

события на Земле

с

расположением

и

д в и ж е н и е м

Солнца и Земли;

н а б л ю д а т ь

з а

п о г о д о й

и

описывать ее;

уметь определять

стороны света по

с о л н ц у

и

п о

компасу;

ч и т а т ь

и

пользоваться

г л о б у с о м

и

картами,

н а х о д и т ь

и

показывать

н а

них

части

света,

м а т е р и к и

и

океаны;

называть

основные

природные

зоны

и их особенности

другим

народам ,

живущим на Земле

3 класс

узнавать о жизни

л ю д е й

и з

исторического

текста,

карты

и

делать выводы;

отличать

п р е д м е т ы

и

порядки,

созданные

людьми

(культу ру ),

о т

того, что создано

природой;

объяснять,

что

такое

общество,

государство,

учиться

объяснять

свое

отношение

к

родным

и

близким

людям, к прошлому

и

н а с т о я щ е м у

родной страны

Самостоятельны

е

и

и т о г о в ы е

работы

А.А.Вахрушев

О.В.Бурский

история,

демократия;

п о

г о д у

определять

век,

место

события

в

прошлом;

отличать

друг

от

друга

в р е м е н а

Древней

Р у с и ,

Московского

государства,

Российской

империи,

Советской России

и

С С С Р ,

современной

России.

Узнавать

современные

герб,

флаг,

гимн

России,

показывать

н а

карте

границы

и

столицу

4 класс (Естествознание)

объяснять роль

основных

органов и систем

органов в

организме

человека;

применять знания

о своем

организме в

жизни (для

составления

режима дня,

правил поведения

и т.д.);

называть

основные

свойства воздуха

как газа, воды как

оценивать, что

полезно для

здоровья, а что

вредно;

доказывать

необходимость

бережного

отношения к живым

организмам

Самостоятельны

е

и

и т о г о в ы е

работы

А.А.Вахрушев

О.В.Бурский

жидкости и

полезных

ископаемых как

твердых тел;

объяснять, как

человек

использует

свойства воздуха,

воды, важнейших

полезных

ископаемых;

объяснять, в чем

главное отличие

человека от

животных;

находить

противоречия

между природой

и хозяйством

человека,

предлагать

способы их

устранения

4 класс (Обществознание)

по поведению

людей узнавать,

какие они

испытывают

эмоции

(переживания),

какие у них черты

характера;

отличать друг от

друга разные

эпохи (времена) в

истории

человечества;

объяснять,

какие

интересы

объединяют

тебя

с

твоими

родственниками,

друзьями,

земляками,

гражданами

твоей

с т р а н ы ,

ч т о

объединяет

в с ех

людей

на

Земле

в

одно человечество;

з а м е ч а т ь

и

объяснять,

какие

по ступки

л юд е й

объяснять

различия между

людьми

современного

человечества:

отличать граждан

разных

государств;

национальность

человека от его

расы; верующих

разных религий и

атеистов

противоречат

человеческой

совести,

правилам

поведения

(морали

и

праву),

правам

человека

и

правам

ребенка.

Предлагать,

что

ты

сам можешь сделать

для

исправления

видимых

нарушений

Типовые и диагностические материалы для оценки метапредметных

результатов

Ответственный за проведение - психолог

УУД

Основные критерии оценивания

Типовые

диагностические

задачи для учащихся

6,5-7 лет

9-10 лет

Регулятивн

ые

универсальн

ые учебные

действия

принимать и сохранять учебную

задачу;

• учитывать выделенные учителем

ориентиры действия в новом

учебном материале в

сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в

соответствии с поставленной

задачей и условиями ее

реализации, в том числе во

внутреннем плане;

• учитывать правило в

планировании и контроле способа

решения;

• осуществлять итоговый и

пошаговый контроль по

результату;

• адекватно воспринимать оценку

учителя;

Выкладыв

ание узора

из

кубиков.

индивидуа

льная

работа

учащихся.

Проба на

внимание

(П.Я.

Гальперин

и С.Л.

Кабыльни

цкая)

• различать способ и результат

действия;

• оценивать правильность

выполнения действия на уровне

адекватной ретроспективной

оценки;

• вносить необходимые

коррективы в действие после его

завершения на основе его оценки и

учета характера сделанных

ошибок;

• выполнять учебные действия в

материализованной,

громкоречевой и умственной

форме.

Познаватель

ные

универсальн

ые учебные

действия

осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения

учебных заданий с

использованием учебной

литературы;

• использовать знаково-

символические средства, в том

числе модели и схемы для

решения задач;

• строить речевое высказывание в

устной и письменной

форме;

• ориентироваться на разнообразие

способов решения задач;

• основам смыслового чтения

художественных и познавательных

текстов, выделять существенную

информацию из текстов разных

видов;

• осуществлять анализ объектов с

выделением существенных и

несущественных признаков;

• осуществлять синтез как

составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию

и классификацию по заданным

критериям;

• устанавливать причинно-

следственные связи;

• строить рассуждения в форме

-

Построен

ие

числового

эквивален

та или

взаимно-

однозначн

ого

соответств

ия

(Ж.

Пиаже, А.

Шеминьск

а) 6,5—7

лет.

индивидуа

льная

работ а

с

ребенком.

Проба на

определен

ие

количеств

а слов в

предложен

ии

(С.Н.

Карпова)

Диагност

ика

универсал

ьного

действия

общего

приёма

решения

задач

(А.Л.Лури

я,

Л.С.Цветк

ова)

Методика

«Нахожде

ние схем к

задачам»

(А.Н.Ряби

нкина)

связи простых суждений об

объекте, его строении, свойствах и

связях;

• обобщать, т. е. осуществлять

генерализацию и выведение

общности для целого ряда или

класса единичных объектов на

основе выделения сущностной

связи;

• осуществлять подведение под

понятие на основе распознавания

объектов, выделения

существенных признаков и их

синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения

задач.

6,5—7 лет.

индивидуа

льная

беседа с

ребенком

Методика

«Кодирова

ние»(11_й

субтест

теста Д.

Векслера

в версии

А. Ю.

Панасюка

) 6,5—7

лет.

индивидуа

льная или

групповая

работа с

детьми.

Коммуникат

ивные

универсальн

ые учебные

действия

• допускать возможность

существования у людей различных

точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и

ориентироваться на позицию

партнера в общении и

взаимодействии;

• учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных позиций в

сотрудничестве;

• формулировать собственное

мнение и позицию;

• договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера

высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия

партнера;

Выявлени

е уровня

сформиро

ванности

действий,

направлен

ных на

учет

позиции

собеседни

ка

(партнера)

.

(индивиду

альная

беседа)

6,5—7 лет.

Задание

«Рукавичк

и»

(Г.А.

Цукерман)

Методика

«Кто

прав»

(г.А.Цукер

ман и др.)

Задание

«Дорога к

дому»

(модифец

ированны

й вариант

методики

«Архитек

тор-

строитель

)

• использовать речь для регуляции

своего действия;

• адекватно использовать речевые

средства для решения

различных коммуникативных

задач, строить монологическое

высказывание, владеть

диалогической формой речи.

6,5—7 лет

(наблюден

ие)

Результаты заносятся в таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов.

Используемая литература

1.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе

(часть1,2) под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство

«Просвещение» Москва 2010

2.

Планируемые результаты начального общего образования под

редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой Издательство

«Просвещение» Москва 2010

3.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной

школе под редакцией А.Г. Асмолова Издательство «Просвещение»

Москва 2010

4.

Основная образовательная программа Школа 2100 Издательство

«Баласс» 2011



В раздел образования