Автор: Ольга Васильевна Седельник
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Гимназия №28 города Костромы
Населённый пункт: Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Работа над кантиленой"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Костромы
«Гимназия №28»
Методическая разработка
«Работа над кантиленой
в детской музыкальной школе»
Подготовила и провела
преподаватель фортепиано
первой категории
Седельник Ольга Васильевна
Кострома 2024 г.
I.
Введение
«Учитывая тончайшие особенности
и звучания, и восприятия, пианист
может создать фортепианную
кантилену как волшебство,
раскрывающееся перед
слушателем».
С. Е. Фейнберг
Слово «кантилена» - это напевная мелодия. Владеть искусством пения на
фортепиано – одна из важнейших задач пианиста. Обучить этому искусству
ученика – одна из важнейших задач педагога. Выразительная певучесть звука
является важным средством художественного образа. Такие великие пианисты
как Г. Г. Нейгауз, К. Н. Игумнов были единодушны в своем мнении, что
выразительному «пению на рояле» нужно учиться у певцов. «Пение – это
главный закон музыкального исполнения, жизненная основа музыки», - К. Н.
Игумнов.
II.
Особенности работы над кантиленой
Работа над звукоизвлечением начинается с первых уроков и занимает
центральное место в процессе обучения. Навык «пения на рояле» требует
постоянного развития и необходимости уделять ему много времени и сил.
Очень важно разобраться в градации звука самому ученику. Опуская клавишу
слишком медленно и тихо, он получит «нуль» - это еще не звук, если наоборот,
он опустит руку на клавишу слишком быстро и крепко – получится стук – это
уже не звук. Между этими пределами лежат всевозможные градации звука.
Надо заострить внимание ученика на игре самостоятельными пальцами,
приготовленными, при этом ощущении он диктует руке ту силу звука, которая
необходима. Вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и
строение, работать над качеством звучания – вот основные пути развития
умения исполнения кантилены, что благотворно сказывается на развитии
творческих способностей ученика. Большое значение имеет эмоциональное
отношение к исполняемому. Ученик должен находить для каждой мелодии
соответствующий индивидуальный звук и звукоизвлечение, так как «каждая
содержательная мелодия имеет свою внутреннюю сущность. Эмоциональное
отношение к мелодии – одна из важнейших сторон музыкальности человека».
(Е. Либерман).
С
самого
начала
ребенок
приобретает
опыт
эмоционального
сопереживания. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок почувствовал и
смог сыграть мелодию с таким настроением, какое задумал автор. Важно
пробудить фантазию ученика метафорами, образами, явлениями природы.
Обучение в младших классах основывается прежде всего на работе над
мелодическим
мотивом,
музыкальной
фразой.
Работа
строится
на
использовании песенного материала, изучении несложных пьес. Пропевание
голосом способствует более выразительному и певучему исполнению песен и
пьес и является основой для развития навыков исполнения произведений
кантиленного характера. Педагогу следует уделять много внимания развитию
навыка игры legato на всех этапах обучения.
Кантилена
–
мелодия,
песня
–
веселая,
грустная,
лирическая,
драматическая. Эти эпитеты очень приблизительны и лишь подсказывают
направление работы. Самое сокровенное можно лишь почувствовать. И здесь
опять же важна роль педагога, направляющего работу мысли и чувства ученика
в нужном направлении.
Звуки мелодии отличаются по силе, тембру, насыщенности. Градация его
густоты, прозрачности, протяжности бесконечно разнообразны. И здесь
большое значение приобретает артикуляция как степень расчлененности,
связности звуков мелодии и степень использования в исполнении всего
многообразия приемов legato.
Важным в исполнении кантилены является также использование веса
руки, опоры в клавиатуру. Вес руки обязательно регулируется мышечной
работой, а не является чем-то неизменным, постоянным. В этом случае forte и
piano являются следствием большей или меньшей степени включенности веса
руки. Самое сложное и важное – донести нужную часть веса руки в клавиатуру
плавно, без толчка и в то же время не растерять его, адресовав в кончик пальца.
С начинающими учащимися мы не стараемся достичь полного звука, так как по
утверждению А. Б. Гольденвейзера это является «величайшей ошибкой».
«Детям свойственно играть слабым звуком
так же, как им свойственно
говорить детским голосом…»
Важны ощущения учащегося при прикосновении к клавиатуре. Г. Коган
так пояснял: «Певучесть звука достигается особым способом нажима клавиши.
Не толкать, не ударять по ней, а сперва «нащупать» ее поверхность,
«приклеиться» к ней не только пальцем, но и – через посредство пальца – всей
рукой, всем телом, и затем, «не отлипая» от клавиши, держа ее на «подушечке»
длинного, словно от плеча тянущегося пальца, постепенно усиливать давление,
пока рука не погрузится в клавиатуру «до дна» - таким движением, каким
опираются на стол, нажимают на чужие плечи». Чтобы ученику легче было
понять значение сказанного, можно сравнить медленное нажатие клавиши с
«вдавливанием пальца в пластилин».
Очень важное значение имеет грамотный выбор аппликатуры. Кантилена
имеет свои аппликатурные особенности, а именно: «певучие» - 3, 4, 5 пальцы и
«менее певучие» - 1 и 2 пальцы. Первый палец тоже употребляется, но есть
опасность толчка в мелодической линии, поэтому необходимо делать это очень
бережно, при чутком слуховом контроле. Важнейшая задача педагога – научить
ученика слушать себя. Все движения юного пианиста должны быть подчинены
слуховому контролю.
Важно развивать в ребенке внутреннее представление о необходимом
звуке, динамике фразы, учить вести мелодическую линию, формировать умение
передавать характер мелодии. Представление – предслышание мелодии
способствует более точному ее исполнению, помогает добиться осуществления
замысла композитора в реальном звучании. Особое внимание, уделяемое на
работу над мелодией, объясняется ее ролью в музыкальном искусстве. М. И.
Глинка говорил, что гармония, контрапункт и инструментовка призваны лишь
«дополнять» и «дорисовывать» мелодическую мысль. С. В. Рахманинов,
величайший мелодист XX столетия, считал, что «мелодия – это музыка, главная
основа всей музыки».
Крупнейшие
педагоги-пианисты
рекомендовали
работать
над
произведением в медленном темпе. Г. Г. Нейгауз всегда рекомендовал ученикам
играть произведение медленно, со всеми оттенками. «Ученик, работая
медленно, получает возможность внимательно вслушиваться во все детали
произведения как бы через слуховую лупу», у него появляется не только
«полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков».
Работа
над
фразировкой,
динамикой,
дослушиванием
звуков
и
ощущением горизонтального движения музыки играет большую роль в работе
над кантиленой. Дослушать звук – это значит слышать движение звука, а не
покой, и это движение становится импульсом дальнейшего развития. Уже на
первых уроках, когда ученик играет упражнения, следует просить его слушать
до конца, «вести» звук, при переносе руки на другую клавишу ученик должен
переносить не только руку, но и «нести звук».
III. Заключение
Работа
над
кантиленой
предполагает
максимальное
обострение
творческих
музыкальных
способностей
и
эмоциональное
отношение
к
исполняемому
музыкальному
материалу.
Выразительное
интонирование
мелодии,
динамическая
выразительность,
тонкое
ощущение
различных
способов прикосновения к клавиатуре подчинены художественно-звуковой
задачей
освоения
кантилены.
Прослушивание
аудиозаписей,
просмотр
видеоматериалов
исполнения
выдающихся
артистов
способствует
более
полному
представлению
ребенка
об
исполнении
музыки
кантиленного
характера. Важно формулировать перед учащимися цель в работе над
кантиленой, высказанную Г. Г. Нейгаузом: «Овладение звуком есть первая и
важнейшая задача среди других фортепианных технических задач, которые
должен разрешить пианист, ибо звук есть сама мелодия музыки: облагораживая
и совершенствуя его, мы поднимаем самую музыку на большую высоту!»
IV. Список литературы
1.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. «Музыка»,1988.
2.Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. « Классика», 2003.
3.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. 1978.
4.Коган Г.М. Работа пианиста. «Музыка», 1969.
5.Милич Б.Е. Воспитание ученика – пианиста. «Музыка»,2002.
6.Любомудрова
Н.
Методика
обучения
игре
на
фортепиано.
«Музыка»,1982.
7.Игумнов К.Н.Вопросы фортепианного исполнительства. Выпуск 3.
«музыка», 1973.