Напоминание

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО


Автор: Санникова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств" Мотовилихинского района
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г.Перми

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТАВЛЕНИЮ

ПРОГРАММЫ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕЕ

ФОРТЕПИАНО

Выполнила: Санникова В.И.

педагог дополнительного образования

2023 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕЕ

ФОРТЕПИАНО

Меньшикова Диана, ученица четвертого класса, поступила в школу

искусств, показав на прослушивании отличные музыкальные данные:

великолепную память, чувство ритма, чистую интонацию. Девочка сразу

обратила на себя внимание недетским интеллектом и увлеченностью

музыкой.

С первых лет

обучения её исполнение отличалось особым

отношением, эмоциональностью и выразительностью.

Обладая природной техникой, имея удобный пианистический аппарат, Диане

довольно

легко

удаются

пьесы

виртуозного

характера,

а

также

инструктивные этюды. В лирических пьесах её исполнение отличает

глубина, гибкость, погружение в музыкальный материал и образное

содержание исполняемого произведения.

Диана – активный участник концертной жизни школы, неоднократно

принимала участие в отчетных концертах отделения в органном зале и

Пермском музыкальном колледже. Главными

её достижениями на

музыкальном поприще являются звания лауреата и дипломанта конкурсов

юных пианистов различного уровня.

Программа концертного выступления

1.

И.С. Бах Прелюдия №4 Ре-мажор из цикла «Шесть маленьких

прелюдий»

2.

К.Черни Этюд№3 ор. 299

3.

А. Дюбюк Вариации на русскую песню «Вдоль по улице метелица

метет»

4.

П.И. Чайковский «Баба – Яга» из цикла «Детский альбом»

И.С. Бах Прелюдия №4 ре мажор

Изучению данной прелюдии предшествовала работа над прелюдиями

№2, №5, №8 из цикла

«Двенадцать маленьких прелюдий». Ученица

достойно справилась с полифонией, выполняя поставленные задачи; успешно

выступила на академических концертах и конкурсах.

Обращение к прелюдии Ре мажор - первый опыт работы Дианы над

трехголосным полифоническим произведением.

Прежде чем приступить к разбору, мы познакомились с формой прелюдии

(старинная сонатная 2-х-частная), выяснили тип полифонии (контрастная),

определили характер и границы темы.

Дальнейшая наша работа заключалась в тщательном разборе и проигрывании

каждого голоса в отдельности, обращая внимание на сочетание разного

мелодического материала, гибкость и разнообразие интонаций.

Особую трудность представляли двухголосные эпизоды в партии правой

руки. Чтобы темы звучали более рельефно, мы воспользовались приемом

дифференциации тембров каждого голоса, а также способом, при котором

исполняем сольфеджио один голос, другой - играем. Это нелегкая задача, но

благодаря этому приему

развивается полифоническое мышление и

приобретается необходимый опыт.

Работая над партией нижнего голоса в левой руке, мы обратились к способу

октавного

удвоения

темы,

что

помогло

сформировать

штрих,

соответствующий старинной музыке.

При соединении голосов чрезвычайно важно сохранить индивидуальность

каждой

темы,

ощутить

их

тембральное,

штриховое,

динамическое

разнообразие. Совершенно очевидна необходимость соблюдения точной

аппликатуры и «разумной меры» в динамике, так необходимой

для

воспитания чувства стиля.

Особого внимания заслуживают кадансы, «скрепляющие» форму. Их

проведение

требует

логически

выстроенной

подготовки

и

яркой

кульминационной динамики.

Соблюдение единого темпа в данной прелюдии не стоит так остро, но в

продолжительных

построениях

шестнадцатых,

всё

же

необходимо

чувствовать пульсацию и быть весьма аккуратным, чтобы не ускорять

движение.

Используя вышеперечисленные приемы работы, проявив склонность к

анализу,

вдумчивую

самостоятельную

работу,

Диана

справилась

с

поставленной задачей, что позволяет ей

пробовать свои силы в более

сложных полифонических произведениях.

К.Черни Этюд№3 ор. 299

Систематическая работа над этюдами - обязательная составляющая

комплексного, гармоничного воспитания юного пианиста. Для развития

технических навыков в младших классах мы с Дианой проходили не менее

7-8 этюдов в год. Это, в основном, использование тетради К. Черни - Г.

Гермера, а также этюдов Л. Шитте, А.Лемуана, Н. Бургмюллера, А.Гедике,

Е.Гнесиной. Этот учебный материал подбирался на разные виды техники,

различные фактуры, развитие как правой, так и левой руки. В четвертом

классе мы обратились к опусу№299 К.Черни. Ученица успешно справилась с

этюдами №1, №4 на мелкие виды техники; решение обратиться к этюду №3

обусловлено задачей развития техники арпеджио, тем более, что размер руки

позволяет осваивать этот прием.

В начале разучивания проигрываем весь этюд в медленном темпе. Это дает

возможность охватить этюд в целом, почувствовать форму, направление

движения, тональный план. Тональность до-мажор и отсутствие ключевых

знаков позволяют это сделать без особого труда.

Следующий важный момент в работе - соблюдение аппликатурных формул.

Следует объяснить ученице о необходимости этого не совсем творческого

задания тем, что аппликатурная дисциплина – та база, без которой

невозможно представить дальнейшее техническое развитие.

Влада быстро выучила этюд на память, и наша следующая работа была

направлена уже на совершенствование исполнительских приемов:

-независимость

пальцев

в

непосредственной

связи

с

пластичными,

объединяющими движениями всей руки;

-рука должна двигаться вдоль клавиатуры, следуя за мелодическим

рисунком;

-координация пианистических движений при смене эпизодов;

-динамическое разнообразие.

Составляя концертную программу, я постаралась подобрать произведения,

контрастные по характеру, стилю, образному содержанию; представить

музыку старинных авторов европейской школы и русских композиторов.

А. Дюбюк Вариации на русскую песню

«Вдоль по улице метелица метет»

Обращение к этому произведению стало для нас с Дианой совместным

решением. Надо отметить, что в начальных классах в большей степени

уделялось внимание классическим сонатинам и вариациям ( М. Клементи, Д.

Чимароза, Ф Кулау). Обращение к творчеству яркого представителя русской

композиторской школы А. Дюбюка и его вариациям, основанных на теме

народной мелодии, привнесло в репертуар ученицы свежую струю.

Своеобразие вариационного цикла заключается в том, что он сочетает в себе

элементы как крупной, так и малой формы, поэтому и ученик в данном

случае

приобретает

различные

исполнительские

навыки.

Добиваясь

слухового ощущения единства темы, мы учимся перестраиваться на каждую

новую вариацию, ее структурные и выразительные особенности.

Тема вариаций глубоко полифонична. Практически весь раздел темы

выдержан в четырехголосном изложении. Особую сложность

имело

исполнение пары голосов в партии правой руки, один из которых является

мелодией, а второй-подголоском. Для достижения прозрачности фактуры мы

использовали метод деления двухголосия на партии обеих рук, добиваясь

при

этом

соответствующего

тембра

для

каждого

голоса

и

точной

динамической

линии.

Использование

педали

для

создания

звукового

колорита требует от ученика определенной филигранности и непременного

слухового контроля.

Характер первой вариации - более изящный, танцевальный. Во многом его

определяет изысканный стаккатный аккомпанемент. Работа для достижения

нужного штриха потребовала от ученицы определенного времени и усердия,

пока не появилось ощущение свободы и легкости. К скрытому двухголосию

в партии правой руки применялись те же методы работы, что и в теме,

которые способствовали большей полифоничности звучания.

Основная мелодия во второй вариации звучит в партии левой руки.

Технической сложностью для ученицы стали арпеджиато, которые не

вписывались в музыкальную ткань слегка измененной мелодии. Используя

технические

приемы,

Диана

добилась

точного

прикосновения,

что

способствовало более цельному проведению темы.

Кода - наиболее сложная в техническом отношении часть вариаций.

Уплотнение

музыкальной

фактуры,

использование

октавной

техники,

восходящих ускоряющихся пассажей говорит о смысловой доминанте всего

произведения. Стремительная череда эпизодов на разные виды техники

потребовала

от

ученицы

максимальной

концентрации

внимания

и

выносливости.

Именно в коде Диана проявила весь свой

темперамент, техническую

оснащенность, получая от исполняемой музыки истинную радость.

П.И.Чайковский «Баба-Яга»

Начиная работу над пьесой, мы вспомнили впечатления от совместной

поездки в дом-музей П.И. Чайковского, биографию композитора, его

творческое наследие, проанализировали пьесы из «Детского альбома»,

которые изучали ранее.

Диана проявляла интерес к этой пьесе ранее, слушая в исполнении других

детей, но технические возможности позволили взять ее в репертуар только в

четвертом классе.

«Баба-Яга» - единственная в цикле пьеса фантастического жанра. Изучение

произведения

начинаем

с

определения

характера,

представления

музыкального образа, анализа выразительных средств для воплощения

композиторского замысла.

Эта пьеса виртуозного плана необычайно развивает музыкальное мышление

и моторику, требует цепких пальцев, хорошей координации, умения быстро

переключаться на различные пианистические приемы.

Залогом успеха является тщательная и подробная работа над текстом.

Сложный музыкальный язык требует внимательного разбора

отдельно

каждой рукой с предельно точным соблюдением штрихов и аппликатуры. На

этом этапе требуется услышать и осознать каждую деталь нотного текста.

Соединение двумя руками и выучивание пьесы наизусть возможно только

после выполнения конкретных пианистических задач (достижение легкого

стаккато, точных акцентов, соблюдение пауз, единства темпа).

Заключительный

этап работы - совершенствование

технической и

художественной стороны с использованием всех средств выразительности; в

полной

мере

овладение

пианистическими

приемами,

позволяющими

исполнять пьесу в очень быстром темпе.

Сценическая

выдержка,

умение

собраться

в

нужный

момент,

эмоциональный

настрой

и техническая подготовка позволили Диане

успешно выступить с этой пьесой в отчетном концерте ДМШ.



В раздел образования