Автор: Созыкина Наталья Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г. Соликамск Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Спряжение глаголов: просто, понятно, доступно"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ "СПРЯЖЕНИЕ
ГЛАГОЛОВ: ПРОСТО, ПОНЯТНО, ДОСТУПНО"
Цель урока:
Ознакомить
учащихся
с
правилами
спряжения
глаголов
в
русском языке.
Развивать навыки правильного употребления глаголов в речи.
Укрепить понимание грамматической структуры предложения.
Формировать грамотную письменную и устную речь.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием спряжения глаголов.
Научить различать глаголы I и II спряжений.
Обучить правилам изменения глаголов в разных лицах и числах.
Формировать навык спряжения глаголов в разных формах на
практике.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся смогут уверенно определять спряжение глаголов.
Учащиеся научатся правильно изменять глаголы по лицам и
числам.
Сформируют
навык
правильного
использования
глагольных
форм в речи.
Оборудование:
Доска, маркеры или интерактивная доска.
Раздаточный материал с примерами спряжений глаголов.
Таблица с правилами определения спряжения глаголов.
План урока:
1. Организационный момент (5 минут)
Приветствие учащихся.
Определение темы урока.
Краткий ввод в тему: что такое спряжение глаголов.
2. Актуализация знаний (10 минут)
Вопросы для обсуждения:
Что такое глагол?
Какие грамматические признаки глагола вы знаете?
Рассмотрение
основных
форм
глаголов:
инфинитив,
личные
формы.
Введение понятия спряжения.
3. Изучение нового материала (15 минут)
Определение спряжения глаголов. Спряжение – это изменение
глаголов по лицам и числам.
Два типа спряжений в русском языке:
I спряжение. К глаголам I спряжения относятся глаголы, которые
в форме 3-го лица множественного числа имеют окончания -ут/-ют
(например: читают, пишут).
II
спряжение.
К
глаголам
II
спряжения
относятся
глаголы,
которые в форме 3-го лица множественного числа имеют окончания -
ат/-ят (например: стоят, молчат).
Исключения и особые случаи: необходимо упомянуть о глаголах-
исключениях, например: бежать (I спряжение), хотеть (II спряжение и
исключения в лице).
Алгоритм определения спряжения глаголов:
Определить инфинитив глагола.
Поставить глагол в форму 3-го лица множественного числа.
По окончанию определить спряжение.
4. Практическая часть (15 минут)
Упражнение
1.
Определите
спряжение
глаголов:
плавать,
рисовать, говорить, любить. (Ответы: плавать – I спряжение, рисовать
– I спряжение, говорить – II спряжение, любить – II спряжение).
Упражнение 2. Преобразуйте глаголы в предложенные формы
(по лицам и числам). Например: читать (я, мы, они).
Упражнение 3. Найдите глаголы-исключения и определите их
спряжение.
5. Подведение итогов (5 минут)
Обсуждение результатов работы.
Вопросы по теме урока.
Выводы по теме: что такое спряжение и как его определить.
6. Домашнее задание:
Выписать 10 глаголов из текста и определить их спряжение.
Составить по 2 предложения с глаголами I и II спряжений.
Заключение
На
данном
уроке
учащиеся
ознакомились
с
основными
правилами спряжения глаголов, научились различать глаголы I и II
спряжений, а также освоили практические навыки изменения глаголов
по лицам и числам.