Автор: Ольга Витальевна Ширяева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Красноборская средняя школа"
Населённый пункт: с. Красноборска Архангельской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Великий русский учёный и поэт Михаил Васильевич Ломоносов
Раздел: начальное образование
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ
УЧЁНЫЙ И ПОЭТ
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
Подготовила: Ширяева Ольга Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ «Красноборская средняя школа»
с. Красноборска.
«ВЕЛИКА РОССИЯ, А ЛОМОНОСОВ МОГ
РОДИТЬСЯ ТОЛЬКО НА СЕВЕРЕ»
(А. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ)
19 НОЯБРЯ 1711 ГОДА В ДЕРЕВНЕ МИШАНИНСКАЯ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ, В СЕМЬЕ РЫБАКА –
ВАСИЛИЯ ДОРОФЕЕВИЧА ЛОМОНОСОВА И ЕГО
ЖЕНЫ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ,
РОДИЛСЯ СЫН МИХАЙЛО
Ломоносов родился в
поморье.
Так назывался северный
край Руси у белого моря.
Люди здесь ловили рыбу и
охотились на морских
зверей.
Жизнь была трудной.
Он был сыном крестьянина-рыбака. С десяти
лет он выходил с отцом в море. Он помогал
отцу
вытаскивать
тяжёлые
сети
с
рыбой,
и
снова
просил
взять
его
с
собой.
Не
только
характер
воспитывали
эти
путешествия.
Мальчик учился видеть красоту мира.
Поморы ловили рыбу и
охотились на морских зверей
Потом он прочитал очень много книг. Но
об этих учебниках вспоминал как о
первых помощниках на пути к знаниям.
Эти учебники Михаил Васильевич
назовёт потом «вратами учёности».
Юный Ломоносов любил
читать, потому что любил
знания. Уходя из дома, он
взял с собой учебники –
«Грамматика» Мелетия
Смотрицкого и
«Арифметика» Леонтия
Магницкого.
Книги, которые он потом взял с собой, отправляясь
в путешествие, были совсем не похожи на сказки и
занимательные
истории.
Это
огромные
учебники.
Представьте себе книги размером почти со стол, с
корешком-переплётом из кожи и дерева. Весили они
очень много и стоили очень дорого. В те времена
издание
книги
было
трудным
и
долгим
делом.
Поэтому
отношение
к
ним
было
почтительным
и
бережным.
ГРАММАТИКА
МЕЛЕТИЯ СМОТРИЦКОГО
АРИФМЕТИКА
ЛЕОНТИЯ МАГНИЦКОГО
Ломоносов
рано
остался
без
матери. Его мать умерла очень
рано. Мачеха не любила его.
Ему
приходилось
трудно.
Он
стал
ссориться
с
отцом.
Отцу
не нравилось, что его сын стал
слишком
много
времени
проводить
за
книгами.
Отец,
Василий
Дорофеевич
хотел,
чтобы
сын
тоже
стал
рыбаком.
В
конце
концов
Михаил
решил уйти из дома.
Но самое главное – юный Михаил уже понял, что
не хочет всю жизнь быть простым рыбаком. А кем
быть? Этого он ещё не знал. Он должен был уйти
из родного дома, чтобы
открыть для себя всю Россию. А затем – открыть
себя всей России.
ЛОМОНОСОВ ОТПРАВИЛСЯ В МОСКВУ
ВМЕСТЕ С РЫБАКАМИ И КУПЦАМИ
Жизнь
в
Москве
была
нелёгкой.
Чтобы
прокормиться, нужно было не только учиться, но
и
работать.
Свободного
времени
почти
не
оставалось. Многие не выдерживали и бросали
учёбу. А Ломоносов опять показывает нам, как
можно
преодолеть
препятствия:
непрерывным
трудом. Только сильный человек на это способен.
Ломоносов
отправился
в
Москву
вместе
с
рыбаками
и
купцами. Они ехали продавать
рыбу.
А
он
хотел
учиться
в
академии. Поступить туда было
трудно.
Но
Ломоносов
не
боялся трудностей и верил, что
у
него
всё
получится.
Вера
помогает побеждать.
СЫН КРЕСТЬЯНИНА-ПОМОРА ИЗ ДЕРЕВНИ
МИШАНИНСКАЯ ОКОЛО ХОЛМОГОР В УСТЬЕ
СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ, ОН В 19 ЛЕТ ОТПРАВИЛСЯ
ПЕШКОМ В МОСКВУ.
Именно
в
Киеве
произошло
крещение
Руси
–
принятие
христианства
как
государственной
религии.
Ломоносов
здесь
учится
в
академии
и
посещает
древние монастыри.
Михаил вновь собирается в
путь
–
к
новым
знаниям,
открытиям
и
победам.
Из
Москвы он едет в Киев. Этот
город когда-то был столицей
Киевской Руси.
Так называлось государство,
где
русские,
украинцы
и
жили как один народ.
Там, в Германии и Голландии, проходят ещё
пять лет жизни Михаила.
Благодаря Петру Великому Европа на какое-то
время стала для России образцом и примером.
А.С. Пушкин сказал о Петербурге:
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно!».
Ломоносов
отправляется
в
Санкт
-Петербург.
Его
ждёт
Петербургская
академия
наук,
основанная
царём
Петром
Великим.
Там
он
изучает
химию, физику, минералогию,
математику.
В
прилежном
ученике рождается учёный.
Но
ему
вновь
предстоит
путешествие
–
на
этот
раз
за
границу в Европу.
Это главная цель, к которой должен стремиться
каждый человек, любящий Родину.
Любить свою Родину для нас так же естественно,
как любить своих родителей.
Михаил
Васильевич
Ломоносов,
живя
за
границей, думал прежде всего о России.
Через
пять
лет
Ломоносов
возвращается
в
Россию, чтобы служить её процветанию. Он уже
многому
научился
и
хочет
поделиться
своими
знаниями соотечественниками.
Понятие «просвещение»
пришло к нам из Европы.
Поэтому
в
Европу
посылаются
способные
молодые русские люди.
В
Германии
и
Голландии
Ломоносов
учиться,
чтобы
принести
пользу
своему
Отечеству.
Самым
главным
его
достижением
в
борьбе
за
русскую
науку
считается
открытие
в
Москве
университета.
Сегодня
это
лучшее
высшее
учебное заведение России. Оно не случайно до
сих пор носит имя Ломоносова – это памятник
великому
учёному.
По
словам
Александра
Сергеевича
Пушкина,
«он
создал
первый
университет. Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом»
Михаил
Васильевич
ездит
убеждать
чиновников
и
даже
царицу
Елизавету
Петровну
в
том,
что
необходимо
открывать
новые
учебные
заведения.
В
них
должны
учиться не только дворянские
дети.
Он
обладает
твёрдым
характером
и
не
боится
трудностей.
Самым главным достижением Ломоносова
считается открытие в Москве университета.
Он до сих пор носит его имя
Он первый в мире географ-полярник;
Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
Сочинял стихи;
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины
("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
Открыл первый российский университет в Москве.
Заслуги Ломоносова
Любимая наука Ломоносова – химия.
Он создал химическую лабораторию в
Петербурге и открыл новый закон;
Занимаясь
физикой,
он
раскрыл
загадку грозы и северного сияния;
Он
любил
наблюдать
за
звездами,
усовершенствовал телескоп;
Наблюдая за Венерой, установил, что
у этой планеты есть атмосфера;