Автор: Плетнева Снежана Юрьевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: ГКОУ УР "Новомултанская школа- интернат"
Населённый пункт: село Новый Мултан
Наименование материала: Логопедическое занятие
Тема: Антонимы
Раздел: среднее образование
Логопедическое занятие с обучающимися 6 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
ТЕМА. Антонимы.
Цель. Наблюдать явления антонимии. Упражнять в подборе антонимов и использовании их в речи. Уточнять значения
слов, расширять активный словарь учащихся.
Задачи:
Образовательная
1.
Познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
2.
Совершенствование умения подбирать антонимы;
3.
Формирование умения применять на практике полученные знания;
(учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам)
4.
Расширять, уточнять словарный запас учащихся
Развивающая
1.
Развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
2.
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной
деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;
Воспитательная
1.
Воспитывать интереса к русскому языку;
2.
Воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
3.
Воспитание читательской активности;
Тип урока: комбинированное занятие.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технология, здоровье сберегающая.
Методы обучения:
1.
По источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
2.
По уровню познавательной активности: частично - поисковый;
3.
По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
Основные этапы
Содержание педагогического взаимодействия
Используемый
дидактический и
наглядный
материал
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Формируемые способы деятельности
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Организ. этап
Постановка
цели и задач
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
Скажу
я
слово
«высоко», а
ты
ответишь…
«низко».
Скажу
я
слово
«далеко»,
а
ты
ответишь…
«близко».
Скажу тебе я
слово «трус»,
ответишь ты…
«храбрец».
Теперь «начало» я
скажу, - ну,
отвечай…
«конец»!
Чтение
стихотворения
Постановка
проблемного
вопроса.
Вызов
уже
имеющихся
знаний.
Определение
темы занятия.
Положительный
настрой на работу
и сотрудничество.
-Как вы думаете,
какая
тема
сегодняшнего
занятия?
Чтение
стихотворения,
проговаривание
пропущенных слов.
Дети
высказывают
свои
предположения.
Запись
темы
занятия в тетрадь.
1.Ориентироваться в
своей системе знаний и
осознавать
необходимость нового
знания.
2.Умение выстраивать
логическую
цепь
рассуждений.
Личностные
Формирование
познавательного
интереса.
1.
Умение оформлять
свои мысли в устной
форме.
(умение
адекватно
использовать речь).
2.
Умение учитывать
разные мнения.
3.
Умение
формулировать
собственное мнение.
1.
Определять цель
учебной
деятельности
с
помощью учителя.
2.
Принимать
и
сохранять учебную
цель и задачу.
Актуализация
знаний.
Слайд 2
Организовывает
устную
коллективную
работу.
-
Прочитайте
стихотворение,
определите
парами
слова
–
неприятели.
Определяют
связь
между
словами,
Выбирают
слова-
антонимы.
Выделяют нужное.
Личностные
Формирование
познавательного
интереса.
1. Умение
анализировать объекты.
2.Умение
выстраивать
логическую
цепь
рассуждений.
Умение
слушать,
слышать,
анализировать,
сопоставлять,
дифференцировать.
Умение организовывать и
осуществлять совместную
деятельность, рефлексия
своих действий.
Умение
адекватно
оценивать
правильность
выполнения действий.
Умение
оценивать
правильность
своих
действий
Первичное
усвоение новых
знаний.
Слайд 3
Организовывает
устную
коллективную
работу.
-
Сравните
по
цвету: уголь
и
мел;
по
вкусу:
сахар и перец; по
величине: курицу
и
цыплёнка;
по
ширине
реку
и
ручей.
Предлагают
варианты ответов.
Проверяют
правильность
выполнения
с
помощью
интерактивной
доски.
1. Умение
анализировать объекты.
2.Умение
выстраивать
логическую
цепь
рассуждений.
Умение
адекватно
использовать речь.
Умение осуществлять
контроль, коррекцию,
оценку
действий
партнера
Первичная
проверка
понимания
Слайд 4
Организовывает
учебное
взаимодействие и
последующее
обсуждение
возникающих
вопросов.
Поддерживает
учебную
мотивацию.
-
Выберите
из
трех
слов
два
слова-неприятеля
-
Вычеркните
лишнее.
Работают
по
очереди
на
интерактивной
доске, вычеркивают
ненужное слово.
Отвечают
на
вопросы учителя и
учеников.
Личностные.
Формирование
ориентации
на
понимание
причин
успеха или неуспеха.
Умение сравнивать
и
группировать предметы,
находить
закономерности;
самостоятельно
продолжать
их
по
установленному
правилу.
1. Умение
анализировать объекты.
2.Умение
выстраивать
логическую
цепь
рассуждений.
Участвовать
в
обсуждении; слушать и
понимать
других,
высказывать свою точку
зрения.
Критично
относиться
к
своему мнению.
Умение
адекватно
использовать речь.
Умение
формулировать
собственное мнение.
Уметь
вносить
изменения в результат
своей
деятельности,
исходя
из
оценки
этого
результата
самим
обучающимся,
учителем,
товарищами.
Умение осуществлять
контроль, коррекцию,
оценку
действий
партнера
Физминутка
Игра
«Скажи
наоборот»
с
мячом.
-
шум,
счастье,
смех, вдох.
- взял, ложиться,
закрывать, войти.
- молодой,
Учитель
кидает
мяч
детям,
называя
слово-
антоним
по
частям речи.
- Подберите
антонимы.
- Чтоб правильно
Ловят
мяч,
называют
антонимы,
соответствующей
части речи.
веселый, горячий,
твердый.
подобрать
антоним надо
помнить, что он
должен быть той
же части речи.
Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных
ошибок
и
их
коррекция.
Слайд 5
Вставить
пропущенные
слова. Задания на
карточках, у
каждого своё
предложение.
Переходя
улицу
смотри налево, а
потом… .
В
автобус
надо
входить
через
заднюю
дверь, а
выходить
через… .
В поезде дедушка
спал на
нижней
полке, а я на… .
На
пляже
песок
сухой, а у воды… .
Организовывает
индивидуальную
деятельность
учеников.
- Как вы думаете,
что
нужно
выполнить
в
данном задании.
- Подберите
антонимы к
выделенным
словам.
- Поменяйтесь
тетрадями.
- Прочитайте
вслух
предложение,
правильно
написано?
Дети
предлагают
свои
варианты,
записывают
своё
предложение.
Взаимопроверка,
коррекция.
(меняются
тетрадями).
1. Умение
анализировать объекты.
2.Умение
выстраивать
логическую
цепь
рассуждений.
3.Умение
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель.
4. Умение
устанавливать
причинно-следственные
связи.
1.
Умение
отстаивать
свою точку зрения,
слушать и слышать
других.
2.
Умение
адекватно
использовать речь.
3.
Умение
формулировать
собственное
мнение.
4.
Умение
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий.
1.
Понимать
причины
своего
неуспеха и находить
способы выхода из
этой ситуации.
2.
Умение
контролировать
и
оценивать процесс и
результат действия.
3.
Умение
выстраивать
свою
деятельность.
4.
Умение
адекватно оценивать
правильность
выполнения
действий.
5.
Умение вносить
необходимые
коррективы
в
выполнение
задания.
6.
Умение
осуществлять
контроль,
коррекцию,
оценку
действий партнера.
Настольная игра
«Антонимы»
Организовывает
игру.
Подбирают нужные
карточки
1. Умение
анализировать объекты.
2. Умение
устанавливать
1.
Умение
адекватно
использовать речь.
2.
Умение
формулировать
1.
Умение
адекватно
оценивать
правильность
причинно-следственные
связи.
собственное
мнение.
3.
Умение
адекватно
оценивать
правильность
выполнения
действий.
выполнения
действий.
2.
Умение
вносить
необходимые
коррективы
в
выполнение
задания.
Подведение
итогов.
Рефлексия
Проводит
рефлексию:
- Что узнали на
уроке?
- Какие задания
понравились?
- Какие задания
вызвали
затруднения?
- Чему учились?
- Оцените свою
работу:
Я работал хорошо,
отлично, плохо?
Дети оценивают
свою работу на
интерактивной
доске по шкале
Обобщать
знания,
анализировать,
контролировать
и
оценивать результат.
Рефлексия
своих
действий.
Осуществлять
пошаговый контроль
по результату.
Приложение.
Настольная игра «Антонимы»
Рефлексия