Автор: Уландаева Ольга Балдановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Максимихинская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха
Наименование материала: статья
Тема: русский язык
Раздел: начальное образование
Значение уроков русского языка в начальной
школе
Статья
Автор: Уландаева Ольга Балдановна, учитель МБОУ «Максимихинская начальная
общеобразовательная школа»
Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Максимиха
Значение уроков русского языка в начальной школе
Говоря о задачах методики как прикладной науки, можно выделить следующие
вопросы: 1) Чему учить? Как учить? 3) Почему так, а не иначе? Ответом на эти вопросы
является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание
учебников и учебных пособий. В соответствии с эти вопросом разрабатывают методы
обучения, методические приёмы, системы упражнений, рекомендации по применению тех
или иных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков и их циклов.
Школьники ошибаются в словах «разъезжались» и «невдомек», расставляют знаки
препинания наугад, с трудом пишут изложения. Чаще это случается с детьми, которые
читают только учебники и сообщения в мессенджерах. Как ребенку избавиться от
«любимых» ошибок, почему важно редактировать свои тексты и зачем читать всей
семьей?
И здесь все просто: нужно написать проверочную работу, любой доступный вариант.
Если говорить про русский язык, то с грамотностью очень серьезные проблемы. Есть
ошибки, которые идут из начальной школы, то есть дети не научились базовой
орфографии и пунктуации. И эти проблемы тянутся за ребенком все оставшиеся годы:
безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые; написание букв согласных на
конце и в середине слова, непроизносимых, удвоенных в корне и на стыке приставки и
корня, безударные окончания существительных, прилагательных, глаголов.
Например, в диагностическом диктанте есть слово «разъезжались». Это очень
показательное слово: в нем целых три орфограммы. Надо выбрать букву гласного в
приставке
— о или а,
написать
букву ъ между
приставкой
и
корнем
и
букву
непроизносимого согласного з. Все три орфограммы из начальной школы, которые
показывают, что ребенок не умеет и не знает.
В основной школе, например, часто встречаются ошибки в написании суффиксов
причастий или прилагательных. А ведь истоки этих ошибок — тоже в начальной школе,
где ученик не очень хорошо понял тему «Состав слова» и не умеет быстро и правильно
выделить корень, окончание, найти суффикс и приставку. Это означает, что у него не
развито чувство языка. Если ребенок не умеет выделять части слова, его нельзя научить
грамотно писать.
Или вот такой пример: в предложении «Ласково греет солнце» ребенок пишет
«лаского». О чем говорит эта ошибка? О том, что человек не различает прилагательное и
наречие. Он где-то слышал краем уха, что у прилагательных окончания —ого, -его, но
«ласково» — это наречие, а не прилагательное: оно относится к глаголу, не изменяется,
значит, у него нет и не может быть окончания, «о» на конце — это суффикс.
Например, когда человек делает несколько ошибок в одном слове. Это о многом
говорит. Вот слово «невдомек». Некоторые пишут «не в домек». Скорее всего, они не
различают наречия и местоимения, но почему учащихся не смущает тот факт, что слова
«домек» не существует? Потому что нет минимальной теоретической базы и опять же не
развито чувство языка. Это как раз типичная проблема. Люди почему-то все, что хоть как-
то похоже на предлог, стали просто отделять. «На оборот», «по короче» и так далее. И
корень проблемы все там же — в начальной школе. Надо развивать чувство языка с 1-го
класса: учить видеть и состав слова, и формы слова, и, самое главное — понимать, по
каким законам происходит словообразование и словоизменение. Кстати, если этого не
уметь, иностранные языки очень трудно изучать.
Таким образом, слитное и раздельное написание наречий — одна из самых трудных
тем в русской орфографии. На эту тему делают ошибки очень многие.
Не
орфографические
ошибки,
количество
которых
к
8-му
классу
снижается,
а
пунктуационные, потому что их количество растет.
Дети не умеют анализировать структуру предложения, не понимают в школе функции
знаков препинания: одни завершают предложение, другие разделяют смысловые отрезки,
третьи выделяют. Не научили в начальной школе.
Чтобы ученика, в каком бы классе он ни был, научить ставить знаки препинания, надо
сначала обучить двум простым вещам. Первое: находить в предложении подлежащее и
сказуемое и определять, сколько пар главных членов в предложении. Второе: находить
границы смысловых отрезков в предложении и четко различать, разделяет знак два
смысловых отрезка или выделяет один внутри другого. Если разделяет, то знак
одиночный, если выделяет, то двойной.
С тем, что дети мало читают, связано очень многое. Конечно, когда ребенок читающий,
у него развивается зрительная память. Он невольно обращает внимание на то, как
написаны слова и как стоят знаки препинания. Знаки в письменной речи помогают понять
смысл предложения.
Если учащийся не читает, значит, он хороший письменный текст видит редко. Он видит
тексты в учебниках (но это учебно-научный стиль речи, которым ребенок не пользуется),
свои каракули в тетрадях, СМС и послания в социальных сетях, что не способствует
развитию чувства языка и вкуса к правильной письменной речи.
Что такое чтение? Восприятие и понимание текста. Именно для того, чтобы проверить
читательские умения, все письменные формы ОГЭ (сжатое изложение, сочинение-
рассуждение) предлагаются на основе прочитанного текста. Если человек не умеет
читать, то он не в состоянии написать ничего по поводу прочитанного, не сможет
вычленить из текста информацию, которая сообщается, подтекстовую информацию (ту,
что «между строк»), понять главную мысль. Если не может — значит не умеет читать.
Чтобы написать сжатое изложение на ОГЭ, надо кратко передать содержание текста из
трех абзацев. Сначала понять текст и его главную мысль, а дальше сформулировать
микротему каждого абзаца в виде одного предложения.
Детей в школе учат составлять план, а микротему формулировать не учат. Но план
текста никак не помогает сжать абзац. Дети это видят, но продолжают упорно писать
план. А ведь полезно уметь кратко формулировать мысли! В жизни это во многих
ситуациях человеку нужно. Кто-то из великих написал в письме к другу: «Прости, что
письмо такое длинное, совсем не было времени». Получается, подробно и много писать и
говорить проще, чем четко, кратко и ясно. Дети привыкли действовать спонтанно и
избегают трудностей. Есть алгоритм для самопроверки, по которому можно пройти, найти
недочеты в своем изложении и все исправить. Дети категорически не хотят редактировать
свои тексты. А улучшать, дорабатывать свои тексты необходимо, это составная часть
обучения.
Эти проблемы цепляются одна за другую. Сначала не можем прочитать, потом
сформулировать, потом написать по алгоритму и проверить, не хотим редактировать. С
восьмого раза у кого-то получается, а у кого-то с третьего. Дело не в том, сколько ты
напишешь изложений и сочинений, а сколько раз ты отредактируешь одно.
А помимо сжатого изложения, на ОГЭ требуется написать сочинение-рассуждение.
Дети не имеют никакого представления о типах речи. О том, что есть повествование,
описание, рассуждение и у каждого текста определенная структура.
Рассуждение — самый трудный тип речи, где требуется логически мыслить, приводить
аргументы, примеры. На ОГЭ рассуждение надо писать по прочитанному тексту. Причин
может быть много: невнимательно слушал урок, не вникал в требования, просто не хотел
писать рассуждение именно по этому тексту или не смог его понять. Надо глубоко
погрузиться в текст.
Еще нужно методически грамотно строить систему упражнений. Можно до седьмого
пота вставлять пропущенные буквы и списывать тексты, а результата не будет никакого.
Важно все: какие типы упражнений даются и в каком порядке, какие подобраны слова, как
они сгруппированы, как организовано отсроченное повторение, как орфограммы
перемешиваются. Ошибки не исправлены, только показаны. Потом надо самому
исправить их, послушать комментарий, как и почему надо было написать именно так.
Как научиться пользоваться правилами? Орфограмма «жи – ши» в словах, где на
гласный после шипящего падает ударение, там слышим ы, а пишем и: шишка, жилы,
дружить, этажи, виражи, пожитки. А если ударение не падает, то это другая орфограмма.
Например, в слове «живет» нужно выбирать написание между ы, и, е; букву безударного
гласного в корне надо сначала ударением проверить — жил, а уже потом выбрать букву и,
потому что в слове «жил» гласный после шипящего под ударением. А в словах
«железный», «желудок», «жевать» написание в безударном положении надо запоминать.
Нельзя заниматься русским языком без конкретной цели и индивидуальной
программы. Надо все равно разбираться, что больше всего не получается. Сделать
входную
диагностику,
получить
программу,
позаниматься
и
провести
итоговую
диагностику. Вот это и будет грамотно организованное обучение. Можно записывать
слова, в которых ошибался, в отдельную тетрадку, составлять с ними маленькие
рассказики, три – четыре предложения, но так, чтобы все эти слова туда попали.
Написать текст, выделить графически орфограммы, то есть объяснить самому себе,
почему так написал. Вот это очень полезно делать.
Воспитывать любовь к языку нужно средствами самого языка. Начинать с лексики,
чтобы заинтересовать детей. Это самый близкий им раздел науки о языке. Слова
однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, группы синонимов,
которые имеют разные оттенки значения. Фразеологические обороты тоже вызывают
интерес: почему говорят «сел в калошу», почему «попал пальцем в небо», что значит
«бить баклуши» и откуда пошло. Если ребенок заинтересуется словом: как оно живет,
используется, связывается с другими словами, то у него проснется интерес к языку
вообще. Этимология и история языка тоже помогают его полюбить.