Напоминание

русский язык


Автор: Уландаева Ольга Балдановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Максимихинская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Максимиха
Наименование материала: статья
Тема: русский язык
Раздел: начальное образование





Назад




Значение уроков русского языка в начальной

школе

Статья

Автор: Уландаева Ольга Балдановна, учитель МБОУ «Максимихинская начальная

общеобразовательная школа»

Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Максимиха

Значение уроков русского языка в начальной школе

Говоря о задачах методики как прикладной науки, можно выделить следующие

вопросы: 1) Чему учить? Как учить? 3) Почему так, а не иначе? Ответом на эти вопросы

является разработка содержания обучения, программ по русскому языку, создание

учебников и учебных пособий. В соответствии с эти вопросом разрабатывают методы

обучения, методические приёмы, системы упражнений, рекомендации по применению тех

или иных видов заданий, пособий, практических работ учащихся, уроков и их циклов.

Школьники ошибаются в словах «разъезжались» и «невдомек», расставляют знаки

препинания наугад, с трудом пишут изложения. Чаще это случается с детьми, которые

читают только учебники и сообщения в мессенджерах. Как ребенку избавиться от

«любимых» ошибок, почему важно редактировать свои тексты и зачем читать всей

семьей?

И здесь все просто: нужно написать проверочную работу, любой доступный вариант.

Если говорить про русский язык, то с грамотностью очень серьезные проблемы. Есть

ошибки, которые идут из начальной школы, то есть дети не научились базовой

орфографии и пунктуации. И эти проблемы тянутся за ребенком все оставшиеся годы:

безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые; написание букв согласных на

конце и в середине слова, непроизносимых, удвоенных в корне и на стыке приставки и

корня, безударные окончания существительных, прилагательных, глаголов.

Например, в диагностическом диктанте есть слово «разъезжались». Это очень

показательное слово: в нем целых три орфограммы. Надо выбрать букву гласного в

приставке

о или а,

написать

букву ъ между

приставкой

и

корнем

и

букву

непроизносимого согласного з. Все три орфограммы из начальной школы, которые

показывают, что ребенок не умеет и не знает.

В основной школе, например, часто встречаются ошибки в написании суффиксов

причастий или прилагательных. А ведь истоки этих ошибок — тоже в начальной школе,

где ученик не очень хорошо понял тему «Состав слова» и не умеет быстро и правильно

выделить корень, окончание, найти суффикс и приставку. Это означает, что у него не

развито чувство языка. Если ребенок не умеет выделять части слова, его нельзя научить

грамотно писать.

Или вот такой пример: в предложении «Ласково греет солнце» ребенок пишет

«лаского». О чем говорит эта ошибка? О том, что человек не различает прилагательное и

наречие. Он где-то слышал краем уха, что у прилагательных окончания —ого, -его, но

«ласково» — это наречие, а не прилагательное: оно относится к глаголу, не изменяется,

значит, у него нет и не может быть окончания, «о» на конце — это суффикс.

Например, когда человек делает несколько ошибок в одном слове. Это о многом

говорит. Вот слово «невдомек». Некоторые пишут «не в домек». Скорее всего, они не

различают наречия и местоимения, но почему учащихся не смущает тот факт, что слова

«домек» не существует? Потому что нет минимальной теоретической базы и опять же не

развито чувство языка. Это как раз типичная проблема. Люди почему-то все, что хоть как-

то похоже на предлог, стали просто отделять. «На оборот», «по короче» и так далее. И

корень проблемы все там же — в начальной школе. Надо развивать чувство языка с 1-го

класса: учить видеть и состав слова, и формы слова, и, самое главное — понимать, по

каким законам происходит словообразование и словоизменение. Кстати, если этого не

уметь, иностранные языки очень трудно изучать.

Таким образом, слитное и раздельное написание наречий — одна из самых трудных

тем в русской орфографии. На эту тему делают ошибки очень многие.

Не

орфографические

ошибки,

количество

которых

к

8-му

классу

снижается,

а

пунктуационные, потому что их количество растет.

Дети не умеют анализировать структуру предложения, не понимают в школе функции

знаков препинания: одни завершают предложение, другие разделяют смысловые отрезки,

третьи выделяют. Не научили в начальной школе.

Чтобы ученика, в каком бы классе он ни был, научить ставить знаки препинания, надо

сначала обучить двум простым вещам. Первое: находить в предложении подлежащее и

сказуемое и определять, сколько пар главных членов в предложении. Второе: находить

границы смысловых отрезков в предложении и четко различать, разделяет знак два

смысловых отрезка или выделяет один внутри другого. Если разделяет, то знак

одиночный, если выделяет, то двойной.

С тем, что дети мало читают, связано очень многое. Конечно, когда ребенок читающий,

у него развивается зрительная память. Он невольно обращает внимание на то, как

написаны слова и как стоят знаки препинания. Знаки в письменной речи помогают понять

смысл предложения.

Если учащийся не читает, значит, он хороший письменный текст видит редко. Он видит

тексты в учебниках (но это учебно-научный стиль речи, которым ребенок не пользуется),

свои каракули в тетрадях, СМС и послания в социальных сетях, что не способствует

развитию чувства языка и вкуса к правильной письменной речи.

Что такое чтение? Восприятие и понимание текста. Именно для того, чтобы проверить

читательские умения, все письменные формы ОГЭ (сжатое изложение, сочинение-

рассуждение) предлагаются на основе прочитанного текста. Если человек не умеет

читать, то он не в состоянии написать ничего по поводу прочитанного, не сможет

вычленить из текста информацию, которая сообщается, подтекстовую информацию (ту,

что «между строк»), понять главную мысль. Если не может — значит не умеет читать.

Чтобы написать сжатое изложение на ОГЭ, надо кратко передать содержание текста из

трех абзацев. Сначала понять текст и его главную мысль, а дальше сформулировать

микротему каждого абзаца в виде одного предложения.

Детей в школе учат составлять план, а микротему формулировать не учат. Но план

текста никак не помогает сжать абзац. Дети это видят, но продолжают упорно писать

план. А ведь полезно уметь кратко формулировать мысли! В жизни это во многих

ситуациях человеку нужно. Кто-то из великих написал в письме к другу: «Прости, что

письмо такое длинное, совсем не было времени». Получается, подробно и много писать и

говорить проще, чем четко, кратко и ясно. Дети привыкли действовать спонтанно и

избегают трудностей. Есть алгоритм для самопроверки, по которому можно пройти, найти

недочеты в своем изложении и все исправить. Дети категорически не хотят редактировать

свои тексты. А улучшать, дорабатывать свои тексты необходимо, это составная часть

обучения.

Эти проблемы цепляются одна за другую. Сначала не можем прочитать, потом

сформулировать, потом написать по алгоритму и проверить, не хотим редактировать. С

восьмого раза у кого-то получается, а у кого-то с третьего. Дело не в том, сколько ты

напишешь изложений и сочинений, а сколько раз ты отредактируешь одно.

А помимо сжатого изложения, на ОГЭ требуется написать сочинение-рассуждение.

Дети не имеют никакого представления о типах речи. О том, что есть повествование,

описание, рассуждение и у каждого текста определенная структура.

Рассуждение — самый трудный тип речи, где требуется логически мыслить, приводить

аргументы, примеры. На ОГЭ рассуждение надо писать по прочитанному тексту. Причин

может быть много: невнимательно слушал урок, не вникал в требования, просто не хотел

писать рассуждение именно по этому тексту или не смог его понять. Надо глубоко

погрузиться в текст.

Еще нужно методически грамотно строить систему упражнений. Можно до седьмого

пота вставлять пропущенные буквы и списывать тексты, а результата не будет никакого.

Важно все: какие типы упражнений даются и в каком порядке, какие подобраны слова, как

они сгруппированы, как организовано отсроченное повторение, как орфограммы

перемешиваются. Ошибки не исправлены, только показаны. Потом надо самому

исправить их, послушать комментарий, как и почему надо было написать именно так.

Как научиться пользоваться правилами? Орфограмма «жи – ши» в словах, где на

гласный после шипящего падает ударение, там слышим ы, а пишем и: шишка, жилы,

дружить, этажи, виражи, пожитки. А если ударение не падает, то это другая орфограмма.

Например, в слове «живет» нужно выбирать написание между ы, и, е; букву безударного

гласного в корне надо сначала ударением проверить — жил, а уже потом выбрать букву и,

потому что в слове «жил» гласный после шипящего под ударением. А в словах

«железный», «желудок», «жевать» написание в безударном положении надо запоминать.

Нельзя заниматься русским языком без конкретной цели и индивидуальной

программы. Надо все равно разбираться, что больше всего не получается. Сделать

входную

диагностику,

получить

программу,

позаниматься

и

провести

итоговую

диагностику. Вот это и будет грамотно организованное обучение. Можно записывать

слова, в которых ошибался, в отдельную тетрадку, составлять с ними маленькие

рассказики, три – четыре предложения, но так, чтобы все эти слова туда попали.

Написать текст, выделить графически орфограммы, то есть объяснить самому себе,

почему так написал. Вот это очень полезно делать.

Воспитывать любовь к языку нужно средствами самого языка. Начинать с лексики,

чтобы заинтересовать детей. Это самый близкий им раздел науки о языке. Слова

однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, группы синонимов,

которые имеют разные оттенки значения. Фразеологические обороты тоже вызывают

интерес: почему говорят «сел в калошу», почему «попал пальцем в небо», что значит

«бить баклуши» и откуда пошло. Если ребенок заинтересуется словом: как оно живет,

используется, связывается с другими словами, то у него проснется интерес к языку

вообще. Этимология и история языка тоже помогают его полюбить.



В раздел образования