Напоминание

Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками


Автор: Лидия Ивановна Ковалева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2026 г. Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Активизация познавательной деятельности младших школьников через проектно-исследовательскую работу
Тема: Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками
Раздел: начальное образование





Назад




«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь»

(Старинная китайская поговорка)

Активизация познавательной деятельности младших

школьников через проектно-исследовательскую работу

Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность

учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам

определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи

и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной

деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области

выбранных наук.

Это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся

целенаправленностью, активностью и сознательностью, результатом которой

является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе

использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и

средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов,

фактов, явлений.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать

у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

Проект – это “пять П”:

1.Проблема

2.Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5.Презентация.

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, например: «Мой прадед-герой»,

«Семейная реликвия», «Мой любимый уголок Москвы». Парными

выполняемыми в паре, например: «Огородная слобода», «Московская ветка

сирени». Групповыми или коллективными, например: «Зимний дозор», «Дети

войны», «Орлята России!». Могут проводиться на уроке или во внеурочное

время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в

рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых

охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема

проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть

необычной – оригинальной и не сложной.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

Одиннадцать лет назад в рамках дополнительного образования я начала

заниматься экскурсионно-краеведческой деятельностью.

Первоначально вместе с моими учениками проходили экскурсионные

маршруты и квесты в рамках экскурсионно-познавательной игры «Чуден

град Москов…».

С каждым годом программа усложнялась, становилась все интереснее и

увлекательнее. Появились новые этапы игры: создание творческих проектов,

«Декабрьские чтения», а также городская конкурсная проектная программа

«Новые вершины».

В первом классе проекты носили коллективный характер. Тематику

определяла сама, но каждый ученик получал определенное задание,

участвовал в наблюдениях и вносил свой вклад в общую работу. Это

приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Активную помощь и заинтересованность в реализации проектно-

исследовательской деятельности оказали неравнодушные родители, которые

вместе с нами изучали, наблюдали, проходили маршруты, добывали

необходимые сведения.

Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен,

могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь

“подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие

вопросы:

- Что интересует больше всего?

- О чём хочешь узнать больше?

Здесь уже проводится работа со справочной литературой, совместное

составление плана, выступление по готовому плану, умение самостоятельно

выявлять единство с темой, целью, задачами. Это самостоятельная работа

ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного

результата, но под руководством учителя.

Удивительно, сколько, оказывается, может «рассказать» об истории,

архитектуре прекрасных зданий и зодчих, православных храмах,

промышленном предприятии нашего города, обычная картонная коробка из-

под конфет «Москва» кондитерской фабрики «Красный октябрь»! Да-да,

одна конфетная коробка может рассказать об одиннадцати объектах столицы.

Немного расскажу о работе над этим индивидуальном проекте.

В рамках городской конкурсной программы Новые вершины был объявлен

конкурс «Московское наследие». Изучая и обсуждая, положение конкурса,

ребята поделились рассказами о своих семейных реликвиях, об имеющихся у

некоторых из них коллекциях. Одна из моих воспитанниц решила изучить и

поработать над тем, что может рассказать картонная конфетная коробка.

Тему проекта выбирали вместе –«Москва в конфетной коробке». Для

осуществления проекта была проделана большая работа. Сначала вместе с

ребенком были определены учебные задачи и составлен план действий. Для

решения поставленных задач девочка с родителями посетила экскурсию на

фабрику «Красный октябрь», при помощи интернетресурсов собрала

материал об оформлении конфет в разные годы, о названиях продукции, об

истории фабрики и т.д. Особенно ее заинтересовал набор конфет в коробке

«Москва», выпущенный в 2017году ко Дню города. Интересный рассказ,

умение излагать факты, логически строить рассуждения, самостоятельно

формулировать выводы, фиксировать информацию в презентации, свободно

держаться при выступлении позволили захватить внимание слушателей и

получить высокую оценку своего исследования.

А сколько интересного нам поведают старые семейные фотографии и

реликвии, театральные билеты и коллекции марок, календарей, открыток …

Свои творческие и конструкторские способности мои воспитанники

проявляли, став на время дизайнерами и строителями, изготавливая макеты

архитектурных объектов для конкурса «Новые вершины». Были

флористами, усердно изучая мир растений, выполняли творческие задания по

составлению букетов и композиций. Погружались в мир истории, биологии,

живописи. Для этого они воспользовались совокупностью знаний, навыков,

умений, формируемых в процессе обучения: оттачивали речь, учились

актерскому мастерству, приемам рисования, созданию композиций,

презентаций, видеороликов

Решая задания каждого этапа, мои воспитанники превращались в экологов,

участвуя в акции «Сделаем наш город чище!» в Измайловском парке и

Нескучном саду, становились орнитологами, изучая виды водоплавающих

птиц останкинских водоемов и Святого озера. А вот они уже экскурсоводы,

самостоятельно собирают материал, разрабатывают и проводят экскурсии.

В прошлом году ребята под готовили индивидуальные проекты «Кем

быть?», которые блестяще представили на городском конкурсе «Ярмарка

профессий».

Результаты ребят были достойно оценены-два кубка «Георгий Победоносец»,

кубок «Московская осень», «Московская ветка сирени», «Московская семья»

и др.



В раздел образования