Автор: Лидия Ивановна Ковалева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2026 г. Москвы
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Активизация познавательной деятельности младших школьников через проектно-исследовательскую работу
Тема: Проектно- исследовательская работа с младшими школьниками
Раздел: начальное образование
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)
Активизация познавательной деятельности младших
школьников через проектно-исследовательскую работу
Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность
учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам
определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи
и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной
деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области
выбранных наук.
Это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся
целенаправленностью, активностью и сознательностью, результатом которой
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе
использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и
средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов,
фактов, явлений.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать
у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
Проект – это “пять П”:
1.Проблема
2.Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5.Презентация.
Виды проектов.
Проекты могут быть индивидуальными, например: «Мой прадед-герой»,
«Семейная реликвия», «Мой любимый уголок Москвы». Парными –
выполняемыми в паре, например: «Огородная слобода», «Московская ветка
сирени». Групповыми или коллективными, например: «Зимний дозор», «Дети
войны», «Орлята России!». Могут проводиться на уроке или во внеурочное
время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в
рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых
охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема
проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть
необычной – оригинальной и не сложной.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
Одиннадцать лет назад в рамках дополнительного образования я начала
заниматься экскурсионно-краеведческой деятельностью.
Первоначально вместе с моими учениками проходили экскурсионные
маршруты и квесты в рамках экскурсионно-познавательной игры «Чуден
град Москов…».
С каждым годом программа усложнялась, становилась все интереснее и
увлекательнее. Появились новые этапы игры: создание творческих проектов,
«Декабрьские чтения», а также городская конкурсная проектная программа
«Новые вершины».
В первом классе проекты носили коллективный характер. Тематику
определяла сама, но каждый ученик получал определенное задание,
участвовал в наблюдениях и вносил свой вклад в общую работу. Это
приучало детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Активную помощь и заинтересованность в реализации проектно-
исследовательской деятельности оказали неравнодушные родители, которые
вместе с нами изучали, наблюдали, проходили маршруты, добывали
необходимые сведения.
Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен,
могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь
“подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие
вопросы:
- Что интересует больше всего?
- О чём хочешь узнать больше?
Здесь уже проводится работа со справочной литературой, совместное
составление плана, выступление по готовому плану, умение самостоятельно
выявлять единство с темой, целью, задачами. Это самостоятельная работа
ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного
результата, но под руководством учителя.
Удивительно, сколько, оказывается, может «рассказать» об истории,
архитектуре прекрасных зданий и зодчих, православных храмах,
промышленном предприятии нашего города, обычная картонная коробка из-
под конфет «Москва» кондитерской фабрики «Красный октябрь»! Да-да,
одна конфетная коробка может рассказать об одиннадцати объектах столицы.
Немного расскажу о работе над этим индивидуальном проекте.
В рамках городской конкурсной программы Новые вершины был объявлен
конкурс «Московское наследие». Изучая и обсуждая, положение конкурса,
ребята поделились рассказами о своих семейных реликвиях, об имеющихся у
некоторых из них коллекциях. Одна из моих воспитанниц решила изучить и
поработать над тем, что может рассказать картонная конфетная коробка.
Тему проекта выбирали вместе –«Москва в конфетной коробке». Для
осуществления проекта была проделана большая работа. Сначала вместе с
ребенком были определены учебные задачи и составлен план действий. Для
решения поставленных задач девочка с родителями посетила экскурсию на
фабрику «Красный октябрь», при помощи интернетресурсов собрала
материал об оформлении конфет в разные годы, о названиях продукции, об
истории фабрики и т.д. Особенно ее заинтересовал набор конфет в коробке
«Москва», выпущенный в 2017году ко Дню города. Интересный рассказ,
умение излагать факты, логически строить рассуждения, самостоятельно
формулировать выводы, фиксировать информацию в презентации, свободно
держаться при выступлении позволили захватить внимание слушателей и
получить высокую оценку своего исследования.
А сколько интересного нам поведают старые семейные фотографии и
реликвии, театральные билеты и коллекции марок, календарей, открыток …
Свои творческие и конструкторские способности мои воспитанники
проявляли, став на время дизайнерами и строителями, изготавливая макеты
архитектурных объектов для конкурса «Новые вершины». Были
флористами, усердно изучая мир растений, выполняли творческие задания по
составлению букетов и композиций. Погружались в мир истории, биологии,
живописи. Для этого они воспользовались совокупностью знаний, навыков,
умений, формируемых в процессе обучения: оттачивали речь, учились
актерскому мастерству, приемам рисования, созданию композиций,
презентаций, видеороликов
Решая задания каждого этапа, мои воспитанники превращались в экологов,
участвуя в акции «Сделаем наш город чище!» в Измайловском парке и
Нескучном саду, становились орнитологами, изучая виды водоплавающих
птиц останкинских водоемов и Святого озера. А вот они уже экскурсоводы,
самостоятельно собирают материал, разрабатывают и проводят экскурсии.
В прошлом году ребята под готовили индивидуальные проекты «Кем
быть?», которые блестяще представили на городском конкурсе «Ярмарка
профессий».
Результаты ребят были достойно оценены-два кубка «Георгий Победоносец»,
кубок «Московская осень», «Московская ветка сирени», «Московская семья»
и др.